«Социализация детей с РАС и ТМНР
посредством дидактических игр»
Важность социализации для детей с РАС и ТМНР.
Социализация детей с РАС и ТМНР представляет собой ключевой процесс, который влияет на их развитие, успешную адаптацию в обществе и качественную жизнь.
Важность социализации для таких детей не может быть переоценена, именно в этом процессе они учатся взаимодействовать с окружающими, формировать социальные навыки и стать более самостоятельными.
Социализация включает в себя множество аспектов, начиная от умения общаться с сверстниками и заканчивая темой самостоятельного принятия решений.
Для детей с РАС и ТМНР этот процесс может быть непростым,
так как они часто сталкиваются с различными барьерами – физическими, эмоциональными и психологическими.
Особенности детей с РАС и ТМНР:
- слабость волевых процессов, эмоциональная неустойчивость, импульсивность (вялость и апатичность);
- неготовность развернуть совместную игру в соответствии с замыслом без помощи взрослого;
- гиперактивность, импульсивность, а также повышенный уровень тревоги и агрессии;
- замедленный темп развития психических процессов, в том числе и общения;
- эмоциональная нестабильность.
Основные принципы организации дидактических игр:
- регулярность;
- эффективность;
- рациональность;
- эмоциональный подъем;
- педагогический контроль.
- дифференцированный подход;
- учет возрастных особенностей;
- учет физической подготовленности.
Дидактическая игра «Познакомимся с собой»
Цель: сформировать представления детей об основных частях тела человека.
Оборудование: зеркало.
Ход игры: Быть у каждого должна
Очень «умной» голова (необходимо поднести руки к голове, покачать ею)
Я верчу ей как умею - Голова сидит на шее (погладить шею сверху вниз три раза)
Животик, спинка грудь – (поочередно указывать на каждую часть тела руками)
Их вместе «туловище» зовут (обхватить себя руками)
Съел еду я всю, и вот - Мой наполнился живот. (погладить себя по животу)
На прогулке не забудь - Закрывать от ветра грудь! (обвести руками расположение грудной клетки)
Руки – чтоб ласкать, трудиться - Воды из кружечки напиться (раскрыть и выставить вперед)
На руке сидят мальчики – Очень дружные веселые пальчики. (пошевелить пальцами)
Бегут по дорожке - Резвые ножки (потопать ногами, имитируя бег).
Дидактическая игра «Тело человека»
Цель: формировать представления о внешнем строении тела человека,
пространственным расположением его частей и закрепить знания детей о
различиях между мальчиками и девочками.
В макет входят: плоская основа, в виде тела человека и отдельные части внешнего (голова, туловище, руки, кисти, ноги, стопы).
Ход игры: детям предлагается собрать человечка путем размещения
макетов частей тела в необходимой последовательности, нужном месте.
Дидактическая игра «Мое лицо»
Цель: формировать представление о частях лица: глаза, рот, губы, нос, брови, уши.
Ход игры: ребенку предлагается из основы лица и различных деталей с частями лица (несколько видов глаз и ртов, нос, брови, уши, усы) собрать лицо человека путем размещения в нужные места.
Дидактическая игра «Найди по тени части тела человека»
Цель: закрепить знания ребенка о человеке, частях тела.
Ход игры: ребенку предлагается поле с тенями частей тела и набор цветных карточек. Задача ребенка сопоставить цветную карточку с ее тенью.
Дидактическая игра «Наши эмоции»
Цель: формировать умение определять и различать человеческие эмоции и чувства.
Ход игры: ребенку предлагается поле с тенями человеческих эмоций и набор цветных карточек. Задача ребенка сопоставить цветную карточку с ее тенью.
Дидактическая игра «Что сначала - что потом (режим дня)»
Цель: формировать представления о соблюдение правильного режима дня.
Ход игры: предложить ребёнку разложить сюжетные картинки с изображением действий, характерных для определенного периода суток, в правильной последовательности.
Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо» («Вредно – полезно», «Правила гигиены»)
Цель: формировать представление детей о полезную и вредную еду для организма, и с правилами личной гигиены.
Ход игры: ребёнку предлагается рассмотреть картинки, и определить: на каких из них изображены действия, вредящие здоровью человека, а на каких наоборот являющиеся полезными.
Вывод.
Дидактические игры занимают важное место в системе коррекционной педагогики и играют критическую роль в социализации детей с ТМНР. Они не только способствуют развитию навыков и умений, необходимых для успешной самореализации ребенка в обществе, но и формируют внутреннюю мотивацию к обучению, что является ключевым фактором для достижения успеха. Использование дидактических игр в образовательном процессе позволяет создать условия для успешного преодоления социального барьера, способствует интеграции детей с ТМНР в общество и помогает им находить место в группе сверстников.