Просмотр содержимого документа
«О дружбе и товариществе»
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Тема: О дружбе и товариществе.
Цель: формирование у учащихся нравственных качеств, присущих дружеским и товарищеским взаимоотношениям. Задачи:
1) дать понятие о дружбе и товариществе, обо всех гранях этих человеческих взаимоотношений на примерах литературных произведений и на личном опыте детей; 2) способствовать развитию речи и мыслительной деятельности учащихся (умение рассуждать, делать выводы, доказывать); 3) воспитывать чувство сопереживания с друзьями в их бедах, умение разделить с ними радость.
ХОД УРОКА: I. Организационный момент.
II. Беседа о дружбе.
1. Посмотрите на выставку рисунков и послушайте песню.
- Прочитайте стихотворение В. Шекспира.
Настоящий друг везде Верен, в счастье и беде; Грусть твоя его тревожит. Ты не спишь – он спать не может. И во всем, без дальних слов, Он помочь тебе готов. Да, по действиям не сходны Верный друг и льстец негодный.
- Чему посвящён сегодняшний урок? (Дружбе).
2. Подумайте и скажите, что такое дружба? (Ответы детей).
А вот как даётся определение дружбы в словаре Сергея Ивановича Ожегова:
- Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном Доверии, привязанности, общности интересов.
- Как вы думаете, между кем может быть дружба? (Между людьми разного возраста, между девочкой и мальчиком, между родителями, между животными).
3. Сейчас я прочитаю отрывки из сочинений (Чтение сочинений).
- Иметь друга - великое благо. А жизнь устроена так, что её блага не сваливаются на нас с неба, ради них нужно трудиться. Ради дружбы необходимо трудиться душой.
Есть мудрое старое правило: «Хочешь иметь друга – будь им».
- Как понимаете?
(Т.е. восприми его радости и горести как свои и подумай о том, как сделать его жизнь счастливее. Не пожалей ни времени, ни своих сил, ни своих чувств).
4. А сейчас послушайте маленький рассказ Куриленко «Трое».
- Какие взгляды на дружбу у каждого из ребят?
- Согласны ли вы с этими взглядами?
- Как бы поступили вы в этой ситуации?
На примере этого рассказа мы выяснили, что дружба бывает настоящая
и корыстная.
- Как вы понимаете – настоящая дружба и корыстная?
Настоящую дружбу нельзя найти. Её можно только вырастить. Вы-растить как терпеливый, любящий своё дело виноградарь растит лозу. Рых-лить землю, поливать, кормить, зимой беречь от холода, а весной открывать солнцу. Нужно очень многое прощать, многое терпеть, нужно первому под-ходить после ссор, не таить зла, не упиваться обидами, нужно говорить правду, когда другие молчат, и понимать то, чего не могут понять другие.
Такая дружба называется настоящей и бескорыстной.
- Какое слово будет антонимом к слову бескорыстье? (корысть).
Корысть- преследование собственной выгоды.
Синоним к слову «корысть» (выгода).
- Давайте вспомним пословицы и поговорки о дружбе и
друзьях, которые читали в разделе «Устное народное творчество».
5. И вновь вернёмся к вашим сочинениям. (Читаю сочинения).
На примерах этих маленьких отрывков из сочинений мы могли убедиться в том, что настоящая дружба может пройти через все испытания и ей не страшны никакие преграды.
- Какие произведения о дружбе вы читали? (Учащиеся называют произведения).
- На чём основывается дружба героев этих произведений? (на взаимовыручке и взаимопомощи: « Один за всех – все за одного»).
- Давайте вспомним сказку Э.Успенского « Крокодил Гена и его друзья», и найдём в сказке то место, где говорится о том, почему Гена решил Завести себе друзей и что для этого сделал? (Учащиеся читают отрывок).
- Так почему крокодил Гена написал объявление о том, что ему нужны друзья?
- Какими качествами должен обладать настоящий друг? (добрый, внимательный, преданный, требовательный к себе и товарищу, честны, благородный).
6. Инсценировка рассказа «Дружба».
- Почему Серёжа сначала назвал своим другом Васю, а потом Борю?
- Можно ли Серёжу назвать настоящим другом?
- Как называется такая дружба?
- Как поступил бы настоящий друг?
7. Послушайте стихотворение А.Барто «Я с ней дружу» и поду-майте, может ли быть дружба между мальчиком и девочкой?
- На чём основана такая дружба? (На том, что им вместе хорошо, они помогают и оказывают поддержку друг другу; на том, что девочка постоянно нуждается в помощи и защите; на том, что мальчик всегда будет защищать девочку).
- Чтение сочинений.
- Дружат ли мальчики с девочками в нашем классе?
- Почему?
- Можно ли их дружбу назвать настоящей?
8. Послушайте стихотворение Берестова «Первый друг» и скажи-те, о дружбе кого с кем говорится в нём?
- Теперь послушаем сочинения, в которых описывается дружба человека с животным.
9. Может ли существовать дружба между животными?
- А вот как Алёна описала в своём сочинении дружбу кошки и собаки. (Читаю сочинение).
Мы с вами выяснили, что в дружбе необходимо взаимное доверие, привязанность, общность интересов.
III. Беседа о товариществе.
1. А теперь мы с вами выясним, что такое товарищество.
Товарищество – это взаимные отношения между членами какого-либо кол-лектива и обязанности каждого по отношению к другим.
- Найди различие между двумя понятиями «дружба» и «товарищество».
(Дружба – это близкие отношения между людьми, а товарищество- это взаимные отношения между группой людей).
Дружба – близкие отношения, требующие взаимного доверия, привязанности, общности интересов. Поэтому друзей у человека не может быть много.
Товарищеские отношения – отношения взаимопомощи в общем деле, связанности общими занятиями, общими занятиями, общими условиями жизни. По-товарищески человек может относиться к каждому человеку, тем более если они вместе делают общее дело, но если люди безразличны друг к другу, безучастны, то значит, они не знают товарищества. Общаясь друг с другом, помогая друг другу в чем-либо, вы, ребята, учитесь быть друг другу товарищами.
2. Вы, наверное, подумали: « А разве товарищество не приходит само собой, разве этому нужно учиться? Нужно.
А как этому можно научиться, вы сможете понять, послушав стихотворение О. Высотской «Ёжик».
- Почему ребята называли Серёжу «Ёжиком»?
- Почему Серёжа был безучастным к делам и просьбам своих одноклассников?
- Как вы думаете, «Почему Алёша и ребята решили помочь Серёже? (Потому что ему было трудно одному).
- Какое чувство возникло между ребятами? (Чувство товарищества).
- По каким признакам вы определили, что это товарищество?
Товарищество появляется там, где есть интерес друг к другу, радости, заботы, огорчения одного разделяются всеми, взаимопомощь и поддержка делает даже малопривлекательную работу радостной и нетрудной, потому что рядом товарищи. Нужно пройти немало дорог, пережить общие радости и невзгоды, чтобы испытать чувство товарищества.
Чувство товарищества – это прекрасное чувство. Только тот, кому оно знакомо, может стать настоящим другом. Другими словами, тот кто не испытал товарищества, не узнает подлинной дружбы, потому что дружба двух - трёх человек не может существовать в атмосфере безразличия и равно-душия к остальным.
И у дружбы есть свои законы, которые мы прочитаем и постараемся запомнить на всю жизнь.
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ
1. Не оставляй друга в беде. Быть верным дружбе – значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испы-тания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжёлую минуту – значит нравственно готовить себя к предательству.
2. Тебе не безразлично, какой твой друг. Дружба – это нравственное обогащение человека.
3. Дружба и эгоизм несовместимы. Дружба учит отдавать духовные силы, заботу, предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.
Если на всё это хватает характера и сил, через год, а ещё лучше через два, а ещё лучше через двадцать, ты сможешь сказать себе, что судьба не оставила тебя в нищих – у тебя была дружба. От древних времён дошло до нас много мифов и легенд. В том числе и легенда о Касторе и Поллуксе. А ведь они не совершали фантастических боевых подвигов, не строили город. Они просто дружили, но так, что их имена дошли до нас вместе с именами героев и поэтов.
Отцом Кастора был простой смертный человек. Поллукс же был сыном бессмертного бога Зевса и сам имел право на бессмертие. Но когда Кастор погиб в битве, Поллукс, чтобы не расставаться с ним, отказался от бессмертия…
Реки высохли, храмы разрушились, - а легенда о дружбе 2х юношей дошла до нас во всей своей яркости и тускнеть не собирается…
Дружба нужна человеку не только в школе, но и потом – в институте, на работе. На пенсию выйдет и тогда без друга тоска. А заводить друзей на всю свою долгую жизнь лучше всего в школьные годы. На 11 лет собираются сюда ребята, чтобы росли бок о бок и учились всему необходимому и, прежде всего, учились дружить. Алгебра может в жизни не понадобиться, химия не понадобиться, а дружба нужна всегда.
А итогом нашего урока будет стихотворение Расула Гамзатова «Берегите друзей».