У. Вспомните пословицы, поговорки, песни, сказки о дружбе.
Дети отвечают.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
- Друга ищи, а найдешь – береги.
- Дружба не гриб – в лесу не найдешь.
- Дружба что стекло: сломаешь – не починишь.
Ребята, как вы понимаете значение этих пословиц?
Учитель:-- Представьте себе весы. На одной чаше – дружба, а на другой – богатство. Какая чаша перевесит? Что важнее? - Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда.
- Что же такое дружба? Дружба – отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов. В словаре В.Даля дружба – это «бескорыстная стойкая приязнь».
- Ребята, сегодня нам хорошо знакомо слово «друг». А вот как оно возникло? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово «друг».
Чтец: Когда ещё никто не знал ни слова – Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова» - Соседям древний человек привык Показывать кулак или язык И корчить рожи (что одно и тоже), Но, словом стал гортанный резкий звук, Осмысленней лицо, умнее руки, И человек придумал слово «друг», Стал друга ждать и тосковать в разлуке. Ему спокойно за друзей моих. Как жил бы я, что делал бы без них? Друзей – людей, которых я люблю, Я никогда ничем не оскорблю.
Учитель: - Оглянитесь внимательно вокруг себя. Можете ли вы с уверенностью сказать, что вас окружают друзья? - С любым ли человеком дружат? - А каким должен быть настоящий друг? - Называем качества друга (я записываю): доброта, отзывчивость, понимание, сочувствие, уважение…
Чтец: Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому-то поможет Твоя доброта и дружба твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит На свете живешь ты не зря!
У. Возьмите листы бумаги и нарисуйте посредине страницы солнышко так, чтобы по бокам, сверху и снизу осталось место для записей. Серединка солнышка - это вы. Напишите в ней свое имя. А лучики- это ваши друзья. Нарисуйте их или напишите имена, а потом раскрасьте каждый лучик Например, друзья-взрослые –желтым цветом, друзья-животные- красным, друзья-сверстники-ораньжевым
Задание выполняется под песню «Выглянуло солнышко ».
- В самой нижней части страницы подпишем: « Как много у меня друзей! Я очень счастливый человек!»
Друзей у нас может быть много, а может, и нет, но каждый занимает определенное место в нашей жизни. Поговорим об этом и от лучиков проведем линии для подписей.
У кого из вас друзья - взрослые? Почему вам нравится иметь взрослого друга? Чему он может вас научить? Могут ли мама, бабушка, учитель быть друзьями?
Вывод для записи после ответов детей: взрослый опытнее, он помощник, советчик.
- Дружба начинается в семье. Семья – начало нашей жизни, мы растем в ней и взрослеем. Недаром пословица гласит: «Нет лучше дружка, чем родная матушка».
Для чего дружить ровесникам?
Дети отвечают.
Вывод: у сверстников общие интересы, учеба, игра, коллективное дело.
- Есть ли у вас друзья-животные? Какие? Чем отличается дружба с животными от дружбы с мальчиками или девочками? Что самое хорошее в дружбе с животным?
Дети отвечают.
Вывод: преданность, верность животных. Забота о них согревает сердце.
-
Дети собирают фразу: Чтобы радость миру дарить, нужно добрым и вежливым быть!
У. Очень важно обратить внимание на вежливость. Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Вы считаете себя таковыми или только этому учитесь? До XVI века вежа означало знаток - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения ко всему.
У. Я вам раздала листочки с правилами, характеризующими вежливого человека. Давайте их прочитаем и определим: мы уже вежливы или только учимся?
Вежливость проявляется в отношениях с людьми.
Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было с тобой приятно.
Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
Доброта - это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.
А теперь посмотрим выставку ваших рисунков, которую вы готовили к этому занятию .
Ученики делятся впечатлениями, подходя к своей работе.
На доске рисунки животных, героев сказок, выполненные детьми.
- Посмотрите на иллюстрации и порассуждайте, связав понятия дружба, друзья и изображения на иллюстрациях.
Какое надежное и емкое слово – дружба! Друзьями могут быть не только сверстники, любимые игрушки, но и взрослые люди, животные, герои книг, мультфильмов, вымышленные персонажи. Мне приятно заметить, что путешествовали вы с радостью. Ваши творческие работы и рассказы смогли передать и нам это приятное чувств.
В жизни вас ожидает много славных дел, но прежде всего я желаю вам вырасти добрыми, смелыми, отзывчивыми и вежливыми людьми.