Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия Мир вокруг нас.»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края
специальная (коррекционная) школа-интернат
ст-цы Шкуринской
Открытое занятие
Тема: «МИР ВОКРУГ НАС»
Дата: 22.04. 2015г.
Подготовила воспитатель: Шапка Н.В.
Конспект открытого занятия занятия:
Дата: 22.04. 2015г.
1-4 классы
Цель:учить понимать необходимость бережного отношения к родной природе.
Задачи:
Дидактические: закреплять навыки экологически грамотного поведения в природе и быту; закреплять умения детей устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы; в игровых упражнениях закрепить представления о явлениях в природе.
Коррекционные:развивать познавательный интерес к окружающему миру; развивать экологическое мышление; развивать умение замечать красоту природного мира; развивать наблюдательность, воображение, речь.
Воспитательные: воспитывать внимательное и бережное отношение к различным объектам природы; воспитывать сопричастность к событиям, сопереживание героям, нуждающимся в помощи.
Ход занятия.
I. Вводная часть занятия: организационный момент, приветствие, эмоциональный настрой на работу.(актовый зал проветрен)
II.Основная часть занятия: (информационно-коммуникативные технологии)
ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые гости! Вы, конечно, все знаете, что у всех людей на Земле есть день рождения! В этот день и дети, и взрослые ждут поздравления и подарки. В этот день звучат песни, добрые слова и даже солнце светит ярче. Сегодня мы собрались здесь на необычный день рождения. Кто сегодня именинник, вы узнаете, отгадав загадку: (технология проблемного обучения)
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Но знают все: и млад, и стар,
Что она – огромный шар. (Земля)
22 апреля – День рождения Земли.
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг –
Тут речка, там – зеленый луг!
В лесу дремучем не пройдешь!
Воды в пустыне не найдешь!
А где- то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря
Все называется Земля.
А если в космос ты взлетишь,
То у окна ракеты,
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!
ВЕДУЩИЙ: Ребята, сейчас мы с вами отправляемся в самый зеленый и удивительный уголок Земли. Как вы думаете, куда мы отправляемся?(технология проблемного обучения)
-В лес.
-Правильно, мы с вами отправляемся в лес.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою, глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи: Ты же видишь, мы свои.
ВЕДУЩИЙ: А разве это лес?
ДЕТИ: Нет.
ВЕДУЩИЙ: А теперь давайте дорисуем нашу картинку. (технология проблемного обучения)
(отгадывание загадок про деревья).
* * *
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черёмуха)
* * *
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёза)
* * *
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту В высоту. (Сосна)
* * *
Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)
* * *
Белые овечки
Бегают по свечке. (Верба)
* * *
Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)
* * *
Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
* * *
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ёлка)
* * *
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
* * *
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
ВЕДУЩИЙ: А это можно назвать лесом?
ДЕТИ: ДА. Нет.
ВЕДУЩИЙ: Дети, давайте попробуем определить, почему это одновременно можно и нельзя назвать лесом?
ДЕТИ: НЕТ. В нем нет птиц.
ВЕДУЩИЙ: Узнать, какие птицы живут в нашем лесу, нам помогут загадки.(технология проблемного обучения)
* * *
На шесте — дворец,
Во дворце — певец. (Скворец)
* * *
Чёрный жилет, красный берет,
Нос — как топор, хвост — как упор. (Дятел)
* * *
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
* * *
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
* * *
Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
* * *
В болоте плачет,
А из болота не идёт. (Кулик)
* * *
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
* * *
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
* * *
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (Соловей).
* * *
Всю ночь летает — мышей добывает.
А станет светло — спать летит в дупло. (Сова)
* * *
Птица сверху налетает
И цыплят внизу хватает. (Ястреб)
* * *
Глазищи круглы,
Когтищи остры,
Носище кривой —
Разбойник лесной. (Филин)
* * *
Стали братья на ходули,
Ищут корму по пути.
На бегу ли, на ходу ли —
Им с ходулей не сойти. (Журавли)
* * *
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тюкнет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
* * *
Мать-отца не знаю,
Но часто называю.
Детей знать не буду —
Чужим их сбуду. (Кукушка)
Ведущий: Теперь в нашем лесу живут и птицы. Но чего еще нет? Подумайте. Поможет вам загадка. (технология проблемного обучения)
Очень много их под осень
Возле елочек и сосен.
Урожай на них богатый,
Любят их искать ребята.
ДЕТИ: Грибы.
ВЕДУЩИЙ: Грибы – это удивительные создания. Они бывают съедобные и несъедобные. Давайте поиграем в игру «Грибы».(игровые технологии)
ВЕДУЩИЙ: А сейчас можно сказать, что это лес?
ДЕТИ: У нас нет животных.
ВЕДУЩИЙ: Скажите, кто из вас, ребята любит отдыхать в лесу в теплый солнечный денек?
ДЕТИ: Я, Я, Я…
ВЕДУЩИЙ: Ребята, мы все любим отдыхать в лесу. А всегда ли мы правильно себя ведем? Мы представляем вашему вниманию сценку, а вы выведете правила поведения в лесу.
Сценка. «Сказка о чистоте Земли» (игровые технологии)
Действующие лица:
Ведущий
Кот
Пес
Хрюша
Козлик
Заяц
Мать-Земля
Вед. Вот как-то раз в урочный час,
В прекрасный солнечный денек
Собрался дружный громкий класс
У костерка на огонек.
С собою взяли, кто что мог:
Еды, питья, хоть завались
(вед. уходит )
Пес: Гав- гав –гав, я первый, никого
Принес тушенку я с собой.
Вот банка, запах ничего.
Желаешь, поделюсь с тобой
Хотя не дам, нас будет много,
Сейчас сюда придут друзья.
О! Кажется, ведет дорога.
Еще кого-то…Эй ! Сюда!
Кот: Привет, браток, не опоздал?
Где остальные?
Пес: Щас придут.
Чего принес ?
Кот: Я? Одеяло, чтоб на земле создать уют.
Пес: А что поесть ?
Кот: Мур, мур, дружочек,
Пакетик, правда, небольшой,
Селедку, хлебушка кусочек,
Надеюсь, хватит нам с тобой.
(садится рядом )
Хрюша: А вот и я «чистюля « знатный.
В ведре помоев хватит всем.
Пес: Да, прямо скажем, небогато.
Ну что ж, присаживайтесь, сэр.
Козлик : А вот и мы, вот пепси-кола.
Стаканчики с собою есть.
Мы рады вас увидеть снова.
А вы что принесли поесть?
Кот: Кефир и хлеб.
Пес: А вот тушенка.
Хрюша: А вот помои, хватит всем.
Заяц: А не забыли вы зайчонка?
Торт я принес, бисквит и крем.
Козлик : Пусть поваляется пустая,
Она нам больше не нужна.
Стаканы тоже побросаем,
Ведь не квартира, а земля.
Кот: Пакет пустой, его туда же,
Остатки рыбы пусть гниют.
Мы никому про то не скажем,
Не видно нас , не засекут.
Пес: Консервы съедены, ребята,
Пустая банка, прочь ее.
Немножко было маловато.
Хрюша: Питье закончилось мое.
Ведро- пустое, бросим , братцы,
Мы сыты и довольны все.
Кот: А не устроить ли нам танцы ?
Соскучился я по попсе.
(вкл. Магнитофон, все танцуют. Вдруг удары грома и шум дождя . Резкая смена настроения .)
Хрюша: Неужто дождик, было ясно.
Барашка: Прогнозам никогда не верь.
Заяц : А как повеселились классно!
Кот: Щас громыхнет !
Пес: Умолкни ,зверь !
(звучит Аве Мария. Выходит Земля )
Мадам , Вы , кто?
Мы вас не звали !
Как не опрятны Вы, грязны!
Хрюша : О, сколько грусти в Вас , печали!
И чем же Вы ,огорчены?
Земля : Узнать меня должно быть трудно,
Хоть я-родимая Земля.
Такая в праздники, такая в будни.
Да, вами я засорена.
Услышьте Вы мою молитву.
К вам обращаю я ее.
Еще немного, я погибну,
Услышьте слово Вы мое !
Взгляните, люди, на меня:
Пылаю я в дыму огня.
Меня взрывают, роют, жгут.
Меня совсем не берегут.
Бутылки , банки, коробки,
Погибну скоро я с тоски.
Конфету съел –и что ,малыш,
Бросаешь фантик – не глядишь?
Пуста бутылка, все испил?
А у нести не стало сил?
Услышьте голос мой родной,
Я плачу дождевой слезой.
Я задыхаюсь, не молчу-
Землетрясеньями кричу!
Я гневаюсь раскатом грома!
Хочу быть сильной и здоровой!
Ребёнок : Давайте выйдем все во двор, очистим мы земной ковер.
От мусора, от нечистот кругом посадим мы цветы.
И станет больше доброты, надежды, веры, теплоты.
Любить друг друга нам всегда! Мы смоем грязь, уйдет беда!
(с Земли снимают накидку, собирают в мешок мусор, Земля в чистой одежде с венком на голове).
О, боже! Как она чиста! Явилась миру красота.
Смотрите, и бумажек нет от нами съеденных конфет.
(Хором).
Не поднимать, чтоб не бросать. И Землю-мать оберегай!
(песня на мелодию «Кузнечик»).
Когда пикник окончен,
Нам хочется всем очень
Скорее разбежаться
И мусор не убрать.
Представьте себе, (2 раза)
Ведь нету в том секрета.
Представьте себе, (2 раза)
Ей больно так и знай.
Мы любим Мать-землицу.
Да как тут не влюбиться –
Приветлива со всеми
Добра и весела.
Представьте себе, (2 раза)
На нас она не злиться.
Любите ее (2 раза ).
Как любит всех она.
Ведущий: А теперь давайте проговорим правила поведения в лесу.(информационно-коммуникативные технологии)
Дети выходят по одному, демонстрируют свои рисунки и проговаривают правила.
ПРАВИЛО 1: В лесу ходи по тропинкам и дорожкам! Помни: в траве много маленьких животных, они почти незаметны, и их можно нечаянно раздавить.
ПРАВИЛО 2: Не шуми в лесу! Не приноси с собой магнитофон, транзистор. Помни: крик и громкая музыка пугают лесных жителей, и они покидают свои домики.
ПРАВИЛО 3: Не рви цветы в лесу, на лугу, а любуйся их красотой! Помни: сорванные растения быстро погибнут и не дадут семян .Не будет семян – не будет и новых растущих растений.
ПРАВИЛО 4: Не лови бабочек! Они украшают природу и опыляют растения. Помни: бабочку погубить легко. Достаточно подержать ее в руке, как с крылышек опадут необходимые ей чешуйки, и она не сможет больше летать.
ПРАВИЛО 5: Не разрушай муравейники! Муравьи по хвоинке, по соломинке долго строят свой дом. Любой труд надо уважать, но помни еще: муравьи – санитары леса. Они не дают размножаться насекомым, которые губят лес.
ПРАВИЛО 6: Не сбивай несъедобные грибы! Помни: эти грибы тоже очень нужны лесу. Животные лечатся ими.
ПРАВИЛО 7: Не трогай птичьи гнезда! Если увидел гнездо с яйцами или птенцами, то постарайся тихо уйти. Помни: примятая трава, сломанная ветка могут испугать птицу, и она бросит гнездо.
ПРАВИЛО 8: Не лови в лесу зайчат, ежат, бельчат и других животных! Помни: это лесные жители. Им будет плохо в квартире, а лес – их родной дом.
ПРАВИЛО 9: Не рви паутину, а понаблюдай, как паук охотится! Помни: паук-крестовик – полезное животное, он поедает мух, комаров.
ПРАВИЛО 10: Не разжигай в лесу костер! Помни: на земле после костра пять лет не сможет расти трава.
Ведущий: Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете, что можно и чего нельзя делать на прогулке в лесу. Я уверена, что вы не принесете вреда природе, как это делали наши «туристы». Наш экологический праздник подходит к концу,
и мы дарим на память эти эмблемы как напоминание о Дне рождения Земли.
ЧТЕЦ 1: Наша планета Земля
Очень щедра и богата,
Горы, леса и поля
Дом наш родимый, ребята!
ЧТЕЦ 2: Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду ее никому не дадим!
III. Заключительная часть занятия. (создание ситуации успеха)
Резюмирование, подведение итогов:
Ведущий: Ребята, я надеюсь, что после сегодняшнего занятия лес в вашем лице приобрел своих помощников и защитников.