Тема: «Земля – наш общий дом».
Цель:
- Развитие экологической этики учащихся.
- Формирование чувства сопричастности к происходящему вокруг.
- Воспитание любви к Родине.
Ход классного часа:
I.Организационный момент:
На фоне лирической музыки звучит стихотворение С. Смирнова «Есть просто храм…»
Чтец: Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь!
Учитель:
- Сегодня на классном часе мы будем говорить о нашей Земле;
- постараемся разобраться, хорошо ли ей живётся с нами;
- узнаем много нового об окружающем нас мире;
- подумаем, чем каждый из нас может помочь нашей Земле.
II. Вступительная часть.
Учитель: Ребята, давайте представим, что у нас сегодня не просто гости, а представители международной организации «Гринпис». А кто из вас, ребята, знает, как перевести название этой организации? (Ответы детей).
В переводе с английского «green» означает зелёный, а «peace» - мир. Уважаемые гости, может, кто-то из вас хочет что-то рассказать об этой организации? (Выступление гостей).
Люди, которые входят в эту организацию, борются за «зелёный», чистый мир. Они хотят остановить загрязнение нашей планеты.
30 марта отмечается День защиты Земли.
22 апреля 1970 года тысячи американцев вышли на улицы городов. Они устраивали митинги и демонстрации в защиту природы, требовали принять новые законы об охране природы, сажали деревья, убирали мусор на улицах, очищали берега рек. Первыми отметили День Земли в США, но постепенно этот проект объединил жителей многих стран, и с каждым годом их становится всё больше и больше.
Начали отмечать День Земли и в России. Кроме того, с 15 апреля по 5 июня у нас ежегодно проводятся специальные дни защиты окружающей среды.
III. Основная часть.
Учитель: Давайте сегодня поговорим о том, как живётся нашей Земле.
Сценка, подготовленная учениками класса («Ученик» и «Земля»).
Ученик: В эволюционном плане можно сказать, что люди совсем недавно населили планету Земля. Человек использует множество запасов Земли, но при этом ведёт себя невежественно и безумно. А может быть, стоит сказать: «Здравствуй, Земля! Как поживаешь?»
Земля: О, прекрасно! Одной половиной на солнце, другой - в темноте.
Ученик: Прости за нескромный вопрос, Земля, а сколько тебе лет?
Земля: Мне 5 миллиардов лет.
Сегодня на Земле живёт множество людей. И все хотят чистого воздуха, воды, пищи. Очень трудно быть доброй хозяйкой.
Учитель:
Дорогие ребята, уважаемые гости, никогда ещё так много людей не было обеспокоено состоянием окружающей среды. А ведь каждый живущий на Земле человек может внести свой вклад в дело охраны природы. Причём для этого не обязательно выезжать в лес, к реке, в поле. Ведь человечество пользуется природными ресурсами постоянно и везде. Возьмём, к примеру, домашнее хозяйство – ведь это тоже потребление природных ресурсов и, изменив его в экологическую сторону, каждый из нас способен изменить ситуацию на планете к лучшему.
- А что для этого можно сделать? (Ответы детей).
Ребята, давайте все вместе поможем нашей Земле. Сделаем так, чтобы нашей планете дышалось лучше, чтобы было меньше мусора.
- Ребята, а как можно уменьшить количества мусора на Земле? Ваши идеи. (Учащиеся высказывают свои идеи).
- А сейчас проведём аукцион под названием «Новая жизнь ненужных вещей». В сказке Алана Милна «Вини-Пух и все-все-все» герой был расстроен из-за подарка? Какой подарок ему подарили друзья? (Ответ учащихся: лопнувший воздушный шарик).
- А как можно использовать этот, на первый взгляд, ненужный предмет?
Дети (примерные ответы):
Тихо звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года».
Чтец:
Ты человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.
Учитель:
Слово «экология» в переводе с греческого означает знание о доме. Человек обитает на нашей Земле (т.е в нашем общем доме) всего 2 миллиона лет. И только 10 тысяч лет назад, можно сказать, мы шагнули в сторону от звериной тропы – стали выращивать растения, приручать животных, словом, обзавелись собственным сельским хозяйством.
В то далёкое время реки и озёра были наполнены рыбой, по берегам гнездились утки. В лесах жило много дичи. Земля была тучной и урожайной. Но человеку этого было мало, ему всегда хотелось иметь больше: земли, урожая, скота. Оно и понятно, ведь и население росло. Человек научился побеждать сорняки, использовать минеральные удобрения, придумал всякие технические новшества и вначале прошлого столетия изобрёл трактор. С этого всё и началось. Называлось это научно-технической революцией. Но беда вовсе не в научно-техническом прогрессе – изобретай и исследуй на здоровье, только дружи с природой, учись у неё и помогай ей. Многого стоит такая наука!. Сегодня, играя и узнавая некоторые тайны природы, мы будем учиться беречь и понимать наш общий дом.
Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего на Земле поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий красоты. Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов.
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие тёплые костры.
А сколько нежности в их названиях: маргаритка, незабудка, ветреница.
1. Конкурс «Цветы – украшение Земли»
- Самый первый весенний цветок. Только снег начинает таять и можно увидеть его. (Подснежник- картинка).
- Этот цветок называют – царицей цветов, хоть и колется она, но величественна и красива (Роза -картинка)
- Внешне этот цветок напоминает колокольчик. Только на стебельке его не один, а много белых колокольчиков. (Ландыш - картинка).
2. Конкурс «Заблудился»
Человек оказался в лесу один. Самое главное в такой ситуации – не волноваться, сесть, расслабиться и обдумать ситуацию. Ведь есть много простых и верных способов ориентирования на незнакомой местности. Итак, уметь ориентироваться – это значит, в любое время дня и ночи уверенно и ясно представлять себе, где север, юг, запад и восток, в каком направлении двигаться. Как ориентироваться по деревьям, муравейникам, солнцу, растениям, птицам?
Итак, я предлагаю вам следующие ситуации, а вы постарайтесь их решить:
- Вы в лесу, немного заблудились, и перед вами муравейник. Поможет ли он вам? (Башня муравейника всегда направлена к югу от дерева или пня).
- Перед вами только сосна и ель. Как ориентироваться? (Смолы на стволе больше на той стороне, что обращена к югу).
- Вам стал попадаться подорожник… (Значит, где-то рядом дорога). Индейцы называют подорожник следом белого человека.
- Вы собирали ягоды и заблудились. Подскажет ли вам ягода, где север, где юг? (Самая спелая ягода расположена на южной стороне).
3.Конкурс «Приметы - предсказания».
Учитель: Зная приметы, мы можем предсказывать завтрашний день.
Вопросы:
- Утром туман стелется вокруг (К хорошей погоде).
- Ласточки летают низко над землёй (К дождю).
- Утром на траве роса (Дождя не будет).
- Вечером с реки поднимается пар. ( К дождю).
- Бледный цвет луны. (К плохой погоде).
- Рыба выскакивает из воды (К дождю).
- Вечером сильно стрекочут кузнечики, кричат лягушки. (Ясно, тепло).
- Снег скоро тает и вода бежит дружно – лето будет (дождливое).
4. Викторина «Всезнайка».
Учитель:
Вам будут предложены вопросы. Ваша задача – дать ответы на максимальное их количество.
Вопросы:
- Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик).
- Соком какого растения выводят бородавки? (Чистотелом).
- Самые крупные летающие птицы (Дрофа, лебедь).
- Какая птица самая мелкая? (Колибри).
- Какую птицу все бьют и называют вором? (Воробей).
- Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
- Самая большая змея? (Анаконда).
- Кто сильнее: лев или тигр? (Тигр).
- Какая змея плюётся? (Кобра).
- Какого цвета хамелеон? (Разного).
- Сколько ног у паука? (8).
- Какой зверь после еды чистит зубы, полощет рот водой? (Тигр).
- Из древесины какого дерева делают спички? (Из осины).
- Что за трава, которую знают слепые? (Крапива)
- Как называется растение, которое растёт вдоль дороги? (Подорожник)
- Какое крупное животное плюётся? (Верблюд)
- Какая птица может похвастаться своим хвостом? (Павлин).
Учитель:
Вот и подошла к концу наша игра. Надеюсь, что, узнав чуть больше о сложной и многообразной жизни природы, вы будете учиться бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, к тем, чья жизнь напрямую зависит от человека, а значит, от нас с вами. Ребята, давайте представим, что наша планета единственный раз в году заговорила с нами. Что бы она могла нам сказать, что попросить, что пожелать?
Земля:
Дорогие люди! Я – планета Земля! Любите меня так, как я люблю вас. Если вы будете любить меня и заботиться обо мне то, таким образом, вы будете спасать ваш Дом и Дом ваших братьев меньших – животных. Все мы – одна большая семья. Расскажите о моём пожелании вашим друзьям и родным. Помните обо мне, а я буду заботиться о вас и всегда буду вашим Домом.
Учитель:
Дом – это, не только то место, где мы живём. Дом – это наше село, наш район, наша республика, страна, планета. А в доме должно быть всегда тепло, светло, чисто, уютно; каждый должен чувствовать себя в доме защищённым.
IY. Обобщение. Подведение итогов.