Просмотр содержимого документа
«Классный час "Земля-наш общий дом"»
Открытое воспитательное мероприятие на экологическую тему
"Земля - наш общий дом" в 1 классе.
Цель: Формировать бережное отношения к природе.
Задачи:
-учиться защищать нашу планету;
-учиться охранять природные ресурсы;
-познакомить с правилами поведения на природе;
Планируемые результаты:
Предметные: определяют способы взаимодействия человека и природы, влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека; формируют правила поведения в природе.
Личностные: осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение ее природы.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: общеучебные- осуществляют поиск необходимой информации в окружающей природе; логические- умеют осуществлять анализ объектов с выделением признаков.
Коммуникативные: умеют работать коллективно, в паре, контролировать действие партнера.
Планируемые достижения учащихся:
понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди;
усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относится к окружающему миру;
учиться охранять природные ресурсы;
развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.
Оборудование: Аудиозапись печальной музыки и голосов птиц, глобус, горошины, пакет с воздухом, разноцветные ладошки, изображение (деревьев, животных, предметов мусора, знаков охраны природы) , цветные карандаши, клубок пряжи, медали , мультимедийная презентация по теме “Земля- наш общий дом”, пробирки с грязной водой, пустые пробирки, фильтры, проектор, колонки, скотч, видео «Устами младенца»;
Ход мероприятия
Промежуточные результаты обучающихся
Учитель: Добрый день, уважаемые гости.
Добрый день, ребята. Посмотрите на наших гостей. Давайте их поприветствуем.
-Протяните ко мне руку
Я горошину кладу.
С удивленьем не смотрите,
Все ребята, объясню.
Вы её не уроните,
Классный час с неё начну.
- На что похожа горошина? (Ответы детей)
-Она похожа на нашу планету, именно такой она видна из космоса.
-А как называется наша планета? (Земля)
-Ребята, кто знает что это? (глобус)
-Глобус- это уменьшенная модель нашей планеты.
- Вертится , крутится шар голубой -
Это Земля, где живем мы с тобой
Синие – реки, моря, океаны…
Горы, равнины, густые туманы.
Ну, а зелёные – леса и поля
Пестрая наша планета Земля.
Белые шапки на полюсе – льдины,
Жёлтый цвет – это пустыни.
Выглядит хрупкой, маленькой крошкой,
И у вас поместилась в ладошке.
Земля, земной шар - это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям...
Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии? (о Земле, животных…)
Правильно. Тема нашего занятия – Земля –наш общий дом.
Над нами одна общая голубая крыша – небо.
У нас под ногами один общий пол - земная поверхность.
У нас один на всех чудесный источник света и тепла - солнце.
У нас общие источники влаги: реки, озера, моря, океаны...
Наша планета, как дом, в котором есть всё, что нам необходимо для жизни.
В каждом доме стараются заботиться о здоровье, вот и наша планета заботится о нас.
Лес – это легкие нашей планеты. Он дает всему живому кислород, которым мы дышим. Чем больше леса на Земле, тем чище наш воздух и здоровее все люди и животные.
-Ребята, а вы были в лесу?
- Хотите сегодня оказаться в нем снова?(ответы)
-Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажитесь в лесу…
Встали. Приготовились…
В лес попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так.
Открой глаза и мы в лесу
Услышь, увидь его красу.
Игра «Паутина жизни»
- Ребята, давайте встанем в круг. У меня в руках клубок пряжи. Сейчас мы будем передавать его друг другу и называть слова, связанные между собой по смыслу. Тот кто назвал слово, ниточку обматывает вокруг руки и передаёт называя следующее слово, клубочек другому. Дети образуют круг. Один из них берет в руки клубок ниток и называет одно из растений или животных леса, например, «береза».
8) «Кто охотиться на сову?» ( более крупные птицы напр. Орел или ястреб)
9) А еще кто охотиться на мышей? (змеи)
10) «Что необходимо для жизни всем растениям?» ( Солнце)
11) А еще что? (почва)
12) А кто живет в почве? (черви)
13) Кто питается червями? (ежи)
14) Кто охотиться на ежей? (лисы)
15) Что еще кроме солнца и почвы надо растениям для жизни? (Вода)
( В результате появляется паутина взаимосвязей)
- Посмотрите, как нас связала паутинка в одно целое, так и на Земле за многие миллионы лет установилась тесная связь между живой и неживой природой.
- Как вы думаете, что случится, если эту связь нарушить? (Могут исчезнуть некоторые виды животных или птиц.)
– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.
– Стал человек тогда вырубать лес.
– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.
– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.
– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.
– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором
– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.
– Что вы видите в лесу? (пни, грязное озеро, нет растений, животных, везде мусор)
Почему в лесу никто не живет? (человек разрушил жизнь леса)
- Что же делать? (спасать лес, остановить человека..)
- Правильно, но делать это надо грамотно. У меня в руках зашифрованное слово, давайте его расшифруем
(Дети составляют слово ЭКОЛОГИЯ )
- Кто слышал это слово?
- Ребята, что оно обозначает?
Экология-наука, которая учит нас, бережно относится к окружающему миру. Земле.(вывешивается табличка на доску)
-Какую цель поставим? (Формировать бережное отношения к природе.)
- Чему мы сегодня с вами должны начать учиться?
Задачи:
- учиться ответственности за свои поступки;
-научиться охранять природные ресурсы;
-познакомится с правилами поведения на природе;
-Ой, смотрите, что это?! (Мертвый лес)
-Что же делать ?( спасать)
миру природы.
- Чему мы сегодня с вами должны начать учиться?
Задачи:
- учиться ответственности за свои поступки;
-научиться охранять природные ресурсы;
-познакомится с правилами поведения на природе;
-Ребята, вы готовы помочь нашему лесу? (Да)
- Если вам будет трудно, я помогу вам
-Что нам необходимо сделать в первую очередь?(убрать весь мусор)
Уборка мусора
Очистить лес от мусора нам помогут загадки. Послушайте их и догадайтесь, о каком мусоре идет речь. Если вы отгадаете, то сможете убрать этот мусор из леса. (Дети слушают объяснялки и убирают мусор по контейнерам)
«Устами младенца»
Примерныедетские высказывания:
1. У вас очень много игрушек сделано из нее.
2. Она бывает разноцветной, и ее трудно сломать.
3. Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
4. Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.
5. Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.
(Пластмасса.)
1. Ее изобрели китайцы.
2. У нас ее получают из дерева.
3. Она легко горит.
4. Из нее получается очень много мусора.
5. На ней обычно рисуют или пишут.
{Бумага.)
1. Его делают из песка.
2. Чаще всего оно прозрачное.
3. Когда падает, оно разбивается.
4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.
(Стекло.)
1. Это получается, когда становится старым или ломается.
2. Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, в лесу, даже вдоль дорог.
3. Это можно сдать и получить деньги.
4. Из этого можно сделать что-то новое.
5. Это бывает цветным, и за него можно получить деньги.
(Металлолом.)
- Молодцы, ребята. Спасли лес от мусора!
Сейчас в нашей стране мусор начинают сортировать так же, как это делали сейчас мы с вами. Это удобно для дальнейшей его переработки.
Знаете ли вы, что на упаковках есть специальные значки, которые говорят нам, что надо делать с упаковкой дальше.
-Какое правило, мы с вами создадим, чтобы оградить лес, нашу планету от мусора?
не бросать мусор на землю;
сортировать мусор, для дальнейшей переработки.
Воздух.
(Учитель показывает завязанный пакет)
- Отгадайте, что у меня внутри пакета.(ответы)
Правильно, воздух.
Через нос проходит в грудь
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Всё живое дышит воздухом.
В больших городах воздух загрязнён от огромного количества фабрик, автомобилей.
Наш лес не может дать кислород жителям планеты.
- Как помочь лесу и нам? (посадить деревья)
- У вас на столах лежат рисунки деревьев. Отгадайте загадку и найдите рисунок этого дерева. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.
1.Весной зеленела, летом загорела, Осень в сад пришла, красный факел зажгла. (Рябина)
2.Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из тёплых дней Май серёжки дарит ей. (Берёза)
3.Зимой и летом – одним цветом. (Ель)
4.Никто её не пугает, А она вся дрожит. (Осина)
5.С моего цветка берёт Пчёлка самый вкусный мёд. А меня все ж обижают, Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
-Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. Чтобы сохранить наш лес, его надо беречь. Ребята, давайте составим правила охраны леса:
не ломать ветки деревьев;
не рубить деревья;
не разводить костер;
вовремя тушить пожары
- Оказывается, есть ещё один способ сохранить лес. Хотите узнать его?
-Сегодня у нас в гостях и откроет вам ещё один секрет охраны леса.
Выступление директора школы (о сборе макулатуры)
сдавать макулатуру.
Вода
Отгадайте загадку.
- Что в решете не унесёшь? ( Воду)
Верно. Где находится вода на земном шаре? (в океанах, морях, речках, ручьях, озерах и т.д.). Отчего загрязняется вода на планете? (ответы)
-Ребята, кто умеет очищать воду ? Как это делать? Хотите узнать?
-Давайте это сделаем в нашей творческой лаборатории. И поможет нам в этом опыт по очистки воды.
(Дети в парах изготавливают фильтр из активированного угля, ваты и пропускают через него грязную воду)
- Какие правила охраны водоемов можем сказать?
не мыть машины в водоёмах;
не скидывать мусор.
-Ребята, пусть и в нашем лесу появятся водоемы.
Обитатели леса
- Ребята посмотрите внимательно и скажите, кого еще не хватает, чтоб картинка ожила? Правильно, конечно же, нам не хватает обитателей леса, это жучки, бабочки, птицы, звери.., которые приносят огромную пользу для леса.
Многих из них убил человек, многие погибли от пожаров, от мусора, грязной воды.
Многие животные по вине человека исчезли с нашей планеты и больше мы их никогда не увидим (динозавры)
Кто знает, как называется книга, в которую занесены животные, которых очень мало осталось на Земле? (Красная книга ).
В нашей республике есть своя Красная книга Республики Мордовия и в ней находятся животные, которых осталось очень мало у нас и если их не охранять, они исчезнут навсегда. Поэтому люди создают заповедники, в которых охота на животных запрещена и в которых подкармливают животных.
Думаю, животные с удовольствием вернуться в свой лес, если в нем их будут охранять и помогать им.
Помогите им, отгадайте мои загадки, и верните животных в лес.
Дети отгадывают и прикрепляют животного на доску - в лес
1. У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода — кора. (Как называют человека, который едет без билета в автобусе? (Заяц))
2. Хоть имеет много ножек, Все равно бежать не может. Вдоль по листику ползет, Бедный листик весь сгрызет.(У трактора и танка вместо колеса …(гусеница))
3.Угадай, какой же птице Ночью темною не спится? Не укроет мышь трава, Ведь за ней летит …(Сова)
(3.Как называют человека, который поздно ложится? (сова))
4. Раньше всех из птиц встает, Солнцу песенку поет, Все живое поднимает, Как ту птичку называют? (жаворонок)
5. В небе любит он кружиться, И в горах – не новосёл. Зоркий глаз имеет птица С гордым именем…(орел)
Начало формы
Конец формы
Сторона монеты, противоположная решке. (Орел)
6. Проползла без лап, без ног И с шипением сердитым! Я поймать ее бы мог, Но боюсь, вдруг ядовита!
Начало формы
Конец формы
Детская игрушка на ниточке, запускаемая в небо.(Змей)
7. Пи-пи-пи – она сказала, Сразу в норку убежала. Что же это за малышка? Это маленькая…
Начало формы
Конец формы
У компьютера есть компьютерная …(Мышь)
- Животные вернулись и наш лес ожил. Посмотрите, как красиво стало в лесу!
Ребята, какие правила надо выполнять, чтобы животные не исчезали?
не убивать животных;
создавать заповедники;
подкармливать животных
Посмотрите, сколько правил охраны природы у нас получилось (дети вспоминают правила, глядя на знаки охраны природы)
Давайте повторим правила. Я буду задавать вам вопросы и если вы согласны –говорите «да»,если не согласны –«нет»
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
Если разведу костер, А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу, Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу, Я ей помогаю! (да)
В конце нашего занятия, я попрошу вас, ребята, и наших гостей выбрать одну из разноцветных ладошек и нарисовать в кружочке у ладошки знак охраны природы, чтобы наша планета была здоровой.
Дети рисуют знак.
-А теперь прикрепите свои ладошки вокруг нашей планеты.
Ученики и гости прикрепляют ладошки.
-Посмотрите наша планета под надежной защитой. Она в наших руках. И если мы хотим, чтобы в нашем доме был порядок, мы должны его вместе поддерживать, чтобы наша планета расцветала.
А я в свою очередь хочу поблагодарить всех за работу и вам, ребята, вручить медаль, как начинающим знатокам окружающего мира.