Просмотр содержимого документа
«Час общения «Быть добрым надо по привычке».»
Час общения «Быть добрым надо по привычке».
ЦЕЛЬ: Формировать у воспитанников уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.
Задачи: Разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло», «терпимость»; убедить в необходимости добра и недопустимости зла.
Развивать навыки самоорганизации в индивидуальной работе и участия в коллективной деятельности.
Ход
Добро и зло творить всегда во власти всех людей,
Но зло творится без труда, добро творить трудней.
(запись на доске)
Воспитатель: - Добрый день, ребята! Сегодня я предлагаю вам поговорить на одну из актуальных тем. Называется она «Добро и зло». Обратите внимание на эпиграф. Согласны ли вы с этим высказыванием? Итак, сегодня наш разговор пойдет о добре и зле. Важна ли эта тема, заслуживает ли она того, чтобы тратить время на ее обсуждение? Послушайте индийскую сказку
« Награда», ответьте на вопросы, затем попробуйте продолжить ее.
Награда
Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить: Сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю. Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы. Тигр выскочил из ямы и говорит: Вот уже много дней я ничего не ел. Сейчас я тебя съем! Страшно стало путнику. Ох, тигр, - сказал он, - неужели это и есть награда, которой ты хотел отблагодарить меня за добро? Она и есть, - ответил тигр. Какая же это награда - платить злом за добро? - возразил путник. Давай, спросим кого-нибудь - награда это или нет? Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили: Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело? Злом! - ответило дерево. - Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет, пора уходить, рубят мои сучья. Обрывают листья. Так они платят мне злом за мое гостеприимство. Ну, теперь-то я тебя съем! - обрадовался тигр. Давай еще кого-нибудь спросим! - взмолился путник. Прошли они еще немного. Видят: на пустоши пасется корова. Эй, корова! - окликнули они ее. - Скажи, чем платят за добро? Злом!
- отвечает корова. - Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут! Выслушал ее тигр и сказал путнику: Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя! Подожди немного! - попросил человек. - Давай спросим еще кого-нибудь третьего. Если он скажет то же самое, тогда, нечего делать, ешь меня... Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили ее: - Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело? - Добром! - ответила птица. - Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть. Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям. Таким образом, каждый из нас должен поверить в добро и начать совершать добрые дела и поступки.
Вопросы.
Почему путник решил помочь тигру? Можно ли назвать его помощь бескорыстной?
Как поступил тигр? Если бы он почувствовал, что помощь путника продиктована совсем другими соображениями, поступил бы он так же?
Так нужно ли платить за добро?
А чем платят за зло?
Как закончится сказка?
Съест ли тигр путника?
Удастся ли героям найти того.
Кому за добро платили добром?
Добро - все положительное, хорошее, ласковое, приветливое; хорошее, доброе дело; поступок, приносящий пользу. Помнить добро.
Добрый человек — человек, обладающий мягким характером, расположенный
к людям, сострадательный, сердечный.
Злой человек — человек недоброжелательный, проникнутый враждой, ненавистью.
Воспитатель: Послушайте, рассказ и ответьте на вопросы, затем попробуйте продолжить ее.
Юноша и морские звезды.
Как-то на рассвете старик шел по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке морских звезд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звезды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца. Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звезд миллионы. Что толку в твоих усилиях! - сказал старик. Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил ее в море и тихо произнес: Толк есть для этой морской звезды.
Вопросы.
1. Что побуждало юношу бросать в воду морских звезд?
2. Согласились бы вы или возразили, услышав слова: « Всем все равно не поможешь, а если поможешь нескольким, то это не ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуждающихся?» Перечислите, какие добрые дела вы сегодня совершили, кого вы порадовали своими поступками. Как люди реагировали на проявление вашей доброты? Приятно ли вам было делать добрые дела?
А теперь представьте, что доброта - это яркое солнышко. Нарисуйте его и напишите на его лучиках те качества, которые включают в себя понятие «доброта». Представьте, что злоба - это темная тучка. Нарисуйте ее и напишите на ее капельках те качества, которые включает в себя понятие «злоба».
ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
ЗЛОБА - чувство недоброжелательности, враждебности по отношению к кому-либо; желание причинить зло.
Итог: Мы с вами много внимания уделили понятиям «добро», «зло». В завершении нашей беседы хочу вас ознакомить с правилами, помня о которых, вы научитесь понимать друг друга.
Ставь интересы других людей выше собственных.
Будь уверен и надежен.
Уважай других, уважая себя.
Терпимо относись к другим точкам зрения.
Воспринимай людей как равных себе.
Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.