Уроки доброты.
Валентин Григорьевич Распутин. Рассказ «Уроки французского»
Цели: Раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина.
Формировать умение анализировать художественное произведение, развивать устную речь учащихся посредством развёрнутого ответа на вопросы; развития мышления через приёмы критического мышления: работа по выбору эпиграфа к уроку, заполнение инсерттаблицы ЗХУ, приём мозгового штурма, приём «Версия», синквейн. Воспитание нравственных качеств личности через нравственную стойкость юного героя, показать роль и значение знаний в жизни человека, помочь понять какие значения в жизни имеет душевная доброта.
Методы: 1) Словесный (слово учителя, беседа, выступления детей)
2) Наглядный (портрет писателя, иллюстрации к рассказу, высказывания)
3) Исследовательский (самостоятельное выполнение творческих заданий)
4) Частично-поисковый (по указанию и направлению учителя)
Тип урока: Обобщающий
Форма: Урок-размышление
1.(Оргмомент, постановка целей)
Стихотворение «Друзья мои, я очень рада…»
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз!
Я знаю – каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи, оценкой вас не накажу,
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу!
Оценивать буду 3 цветами: красный «5», зелёный «4», жёлтый «3».
Вызов (пробуждение)
Биография, автобиография, автобиографический рассказ - Что объединяет эти слова?
Целеполагание: Посмотрите на тему.
О чём будем сегодня говорить? (о произведении В.Г.Распутина «Уроки французского»).
Вторичное прочтение: Тема урока состоит из 2 слов: Уроки и доброты.
прошу вас закончить предложение «С моей точки зрения, уроки – это………»
-учебные часы в расписании.
-ростки доброты в человеке
-опыт общения с учителем
-выводы, жизненные наблюдения.
-духовный рост человека
-итоги поступков, переживаний
На ваш взгляд, какое определение подходит к нашей теме?
Для писателя важен духовный опыт человека, который приобретается в течение всей жизни.
-дайте определение понятию «добро».
ДОБРО-понятие морального сознания, характеризующее положительные нравственные ценности.
Добро-это когда люди содействуют, помогают, дарят нам возможность почувствовать себя богаче, счастливее, увереннее в жизни.
Слова, которые станут эпиграфом к нашему уроку, я предлагаю вам выбрать самостоятельно из высказываний известных людей: Л.Н.Толстого, Б.Пастернака, В.Шукшина.
-Чьи слова более полно раскрывают тему нашего урока?
-Почему вы не выбрали строки Б.Пастернака? (потому что во все времена добро находилось рядом с человеком, и были те, кто дарил его людям).
Работа по инсерттаблице:
Осмысление (реализация)
Знаю
Хочу знать
Узнал(а) нового
1.Кто автор?
2.Где родился?
3.Кому посвящён рассказ?
4.мальчик поехал в райцентр учиться.
5.тяжело жилось.
6послевоенное время.
1.Почему именно уроки французского?
2.Какова идея?
3.Как сложилась судьба героя, после ухода Лидии Михайловны?
4.Какие испытания жизнью прошёл герой?
5.Как сложилась судьба Лидии Михайловны?
6.Актуально ли это произведение?
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Учитель читает биографию писателя(подробную).
Ученики слушают и заполняют анкету (узнал нового) .
Представьте себе то время, когда герой рассказа был 11 летним подростком!
Он на себе ощутил все тяготы послевоенного и военного времени. Недавно закончилась война, в стране разруха, не хватает продовольствия, действуют карточные системы снабжения продуктами. Послевоенный голод. Денег на руках у сельского населения нет. Детям приходится работать как взрослым.
Сибирь-родина писателя. Садов нет, так как деревья вымерзают от холода. В рассказе мы сталкиваемся с тем, что герой никогда не видел яблок.
Облигации – это ценные бумаги, которые выдавались людям в годы войны и после неё в счёт заработной платы. «живые деньги» или на дело обороны, для фронта.
Колхозникам не платили денег, за отработанные смены (трудодни) им ставили «палочки» в учётные книги и потом по этим «полочкам» выдавали муку, картошку…
! Читать рассказ было нелегко, т.к. автор рассказывает о тяжёлом времени, об испытании героя жизнью.
«Мозговой штурм» (с опорой на текст.)
1 группа «Испытание голодом» (продукты воровали)
2 группа «Одиночеством» (жил у знакомой тётки)
3 группа «Жестокостью» (2 раза избивают)
4 группа «Добротой» (в основе многих поступков лежит ложь…)
ЛОЖЬ – попытаемся разобраться нравственное или безнравственное это качество, как оно влияет на душу человека?
ОБРАТИМСЯ К СЛОВАРЮ – Ложь 1) предательство, зло.
2) «святая» - высшего порядка –во имя спасения.
Лидия Михайловна приходит на помощь
Дополнительные занятия отправляет играет в «замеряшки»
дома, чтобы накормить посылку
(она понимает, что этот необычный мальчик помощи от неё не примет).
Приём «Версия» (прогнозирование)
Как сложилась дальнейшая судьба мальчика, когда уехала Л.М, каковы ваши версии?
Какие уроки нравственности приподнёс вам главный герой?
Чему вы научились у него, что почувствовали вместе с героем, при прочтении рассказа?
Наша жизнь без тепла, сердечности, доброты пуста. Посмотрите, как ожил лист, наполненный теплом и добротой ваших сердец.
Подвести итог этому заданию помогут законы доброты, о которых нам говорит Вал.Григ.Распутин:
- Истинное добро со стороны того, кто говорит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.
- Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила.
-добро всегда возвращается добром.
-Духовная память и духовный опыт человека, должен присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста.
АНАЛИЗ вопросов на урок:
1.почему именно уроки французского?
2.Идея?
3.Судьба героя после ухода Л.М.
4.Какие испытания прошёл герой?
5.Актуально ли это произведение?
Эссе «Не забывайте учителей».
Уроки доброты может преподнести вам в жизнь любой человек: и бабушка, и друг, и родители, и посторонний человек, но в рассказе именно учительница.
Синквейн.
1.Мальчик
2.Добрый, честный.
3.Борется, страдает, добивается.
4.всегда сохраняет чувство собственного достоинства (нравственную чистоту души)
5.Благородный
Итог: 1) Стихотворение
«Быть добрым надо по привычке».
Сумей преодолеть преграды,
И боль, и прозрачный успех.
Живи, не требуя награды
За свой поступок ради всех.
Ещё печалью мир простужен,
Исподтишка разит беда,
Ты должен быть кому-то нужен-
Всегда – как хлеб или вода.
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчёту. Пригодись
Хотя бы маленькой синичке –
Пусти её из клетки ввысь.
2) Оценки (посчитать жетоны)
«5»-10
«4»-4
«3»-0
3) Смайлики – настроение в конце урока. (Изменилось или нет).