Цели: разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло»; убедить их в необходимости добра и недопустимости зла.
Задачи:
- формировать у школьников уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;
- учить задумываться о своём месте в жизни;
- стимулировать совместную деятельность родителей и детей.
ПЛАН
1.Вступительное слово учителя.
2.Индийская сказка «Награда». Чтение её.
3.Вопросы учащимся.
4.Продолжение сказки.
5.Определение словам «добро» и «зло», «добрый человек» и «злой человек».
6.Рассказ «Юноша и морские звёзды».
7.Вопросы учащимся.
8.Задания детям.
9.Заключительное стихотворение «Быть добрым надо по привычке».
Ход классного часа
Часто можно услышать о дефиците доброты в современном обществе. Поэтому сегодня мы с вами, ребята, поговорим на одну из актуальных тем. Называется она так: «Добро и зло». Обратите внимание на эпиграф (заранее записан на классной доске)
ДОБРО И ЗЛО ТВОРИТЬ ВСЕГДА
ВО ВЛАСТИ ВСЕХ ЛЮДЕЙ,
НО ЗЛО ТВОРИТСЯ БЕЗ ТРУДА,
ДОБРО ТВОРИТЬ ТРУДНЕЙ.
Согласны ли вы с этим высказыванием? (Заслушать ответы детей)
Итак, сегодня наш разговор пойдёт о добре и зле. Важна ли эта тема, заслуживает ли она того, чтобы тратить время на её обсуждение? (ответы детей)
Послушайте индийскую сказку «Награда», затем ответьте на вопросы.
Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слёзно просить: «Сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю». Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы. Тигр выскочил наружу и говорит: «Вот уже много дней я ничего не ел. Сейчас я тебя съем!» Страшно стало путнику. «Ох, тигр, - сказал он, - неужели это и есть награда, которой ты хотел отблагодарить меня за добро?» «Она и есть, - ответил тигр». «Какая же это награда – платить злом за добро? – возразил путник. Давай спросим кого-нибудь - награда это или нет»?
Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:
«Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело»? «Злом! – ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет пора уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят мне злом за моё гостеприимство».
«Ну, теперь-то я тебя съем!» – обрадовался тигр.
«Давай ещё кого-нибудь спросим!» – взмолился путник.
Прошли они ещё немного. Видят: на пустоши пасётся корова.
«Эй, корова! – окликнули они её. – Скажи, чем платят за добро?»
«Злом! – отвечает корова. – Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко моё иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!»
Выслушал её тигр и сказал путнику: «Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя!»
«Подожди немного! – попросил человек. – Давай спросим ещё кого-нибудь третьего. Если он скажет то же самое, тогда, нечего делать, ешь меня…»
Вопросы
1.Почему путник решил помочь тигру? Можно ли назвать его помощь бескорыстной?
2.Как поступил тигр? Если бы он почувствовал, что помощь путника продиктована совсем другими соображениями, поступил бы он так же?
3.Так нужно ли платить за добро? А чем платят за зло?
4.Как закончится сказка? Съест ли тигр путника? Удастся ли героям найти того, кому за добро платили добром?
На эти вопросы постараемся ответить, а для этого продолжим сказку.
Итак, пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили её: «Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?» «Добром! - ответила птица. – Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть». Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.
Теперь выслушаем ответы на вопросы.
Таким образом, каждый из нас должен поверить в добро и начать совершать добрые поступки.
Учитель. Теперь давайте попробуем дать определение словам «добро» и «зло», «добрый человек» и «злой человек».
Добро – это всё положительное, хорошее; ласковое, приветливое; хорошее, доброе дело; поступок, приносящий пользу.
Зло – это всё дурное, плохое, вредное; беда, несчастье, неприятность; гнев, досада.
Добрый человек – человек, обладающий мягким характером, расположенный к людям, сострадательный, сердечный.
Злой человек – человек недоброжелательный, проникнутый враждой, ненавистью.
Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в следующих ситуациях.
- Ты идёшь по улице, видишь плачущего ребёнка. Какими будут твои действия?
- В подъезде или на улице ты встречаешь бездомное домашнее животное. Твои действия?
Идёт обсуждение.
В Священном Писании сказано: « Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром».
Послушайте рассказ Марии Скребцовой «Юноша и морские звёзды», затем ответьте на вопросы.
Как-то на рассвете старик шёл по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке морских звёзд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звёзды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца. «Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звёзд миллионы. Что толку в твоих усилиях!» – сказал старик. Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил её в море и тихо произнёс: «Толк есть для этой морской звезды».
Вопросы.
1.Что побуждало юношу бросать в воду морских звёзд?
2.Согласились бы вы или возразили, услышав слова: «Всем всё равно не поможешь, а если поможешь нескольким, то это ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуждающихся»?
3.Перечислите, какие добрые дела вы сегодня совершили, кого вы порадовали своими поступками. Как люди реагировали на проявление вашей доброты? Приятно ли вам было делать добрые дела?
Вот что по этому поводу говорил арабский мыслитель Аль-Маали: «Когда будешь делать какое - нибудь добро, заметь, что во время свершения доброго дела получаешь такое же удовольствие, какое получает и тот человек».
Задания детям.
1.Представьте, что доброта – это яркое солнышко. Нарисуйте его и напишите на его лучиках те качества, которые включает в себя понятие «доброта».
(«Доброта» - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.)
2.Представьте себе, что злоба – это тёмная тучка. Нарисуйте её и напишите на её капельках те качества, которые включает в себя понятие «злоба».
(«Злоба» - чувство недоброжелательности, враждебности по отношению к кому-либо, желание причинить зло.)
Теперь послушайте стихотворение и скажите, какова его главная мысль.
Сумей преодолеть преграды,
И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды
За свой поступок ради всех.
Ещё печалью мир простужен,
Исподтишка разит беда,
Ты должен быть кому-то нужен –
Всегда – как хлеб или вода.
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчету. Пригодись
Хотя бы маленькой синичке –
Пусти её из клетки ввысь. Н. Рачков
Заключительное слово учителя.
Великий педагог В.А.Сухомлинский писал: « Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто сам чувствует, что он сегодня стал лучше, чем вчера». Я думаю, ребята, что сегодня вы все стали лучше, чем вчера. А желание нести людям добро действительно войдёт у вас в привычку.
Литература.
1.Журнал «Воспитание школьников» №1 – 2007 г.
2.Индийская сказка «Награда»
3.Мария Скребцова. Рассказ «Юноша и морские звёзды».
Просмотр содержимого документа
«Час общения на тему "Добро и зло" »
Вакхова Надежда Тимофеевна – учитель математики
МКОУ Старосельская средняя общеобразовательная школа Сафоновского района Смоленской области, д. Старое Село
Час общения в 5 классе на тему « ДОБРО и ЗЛО»
Цели: разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло»; убедить их в необходимости добра и недопустимости зла.
Задачи:
- формировать у школьников уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;
- учить задумываться о своём месте в жизни;
- стимулировать совместную деятельность родителей и детей.
ПЛАН
1.Вступительное слово учителя.
2.Индийская сказка «Награда». Чтение её.
3.Вопросы учащимся.
4.Продолжение сказки.
5.Определение словам «добро» и «зло», «добрый человек» и «злой человек».
6.Рассказ «Юноша и морские звёзды».
7.Вопросы учащимся.
8.Задания детям.
9.Заключительное стихотворение «Быть добрым надо по привычке».
Ход классного часа
Часто можно услышать о дефиците доброты в современном обществе. Поэтому сегодня мы с вами, ребята, поговорим на одну из актуальных тем. Называется она так: «Добро и зло». Обратите внимание на эпиграф (заранее записан на классной доске)
ДОБРО И ЗЛО ТВОРИТЬ ВСЕГДА
ВО ВЛАСТИ ВСЕХ ЛЮДЕЙ,
НО ЗЛО ТВОРИТСЯ БЕЗ ТРУДА,
ДОБРО ТВОРИТЬ ТРУДНЕЙ.
Согласны ли вы с этим высказыванием? (Заслушать ответы детей)
Итак, сегодня наш разговор пойдёт о добре и зле. Важна ли эта тема, заслуживает ли она того, чтобы тратить время на её обсуждение? (ответы детей)
Послушайте индийскую сказку «Награда», затем ответьте на вопросы.
Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слёзно просить: «Сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю». Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы. Тигр выскочил наружу и говорит: «Вот уже много дней я ничего не ел. Сейчас я тебя съем!» Страшно стало путнику. «Ох, тигр, - сказал он, - неужели это и есть награда, которой ты хотел отблагодарить меня за добро?» «Она и есть, - ответил тигр». «Какая же это награда – платить злом за добро? – возразил путник. Давай спросим кого-нибудь - награда это или нет»?
Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:
«Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело»? «Злом! – ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет пора уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят мне злом за моё гостеприимство».
«Ну, теперь-то я тебя съем!» – обрадовался тигр.
«Давай ещё кого-нибудь спросим!» – взмолился путник.
Прошли они ещё немного. Видят: на пустоши пасётся корова.
«Эй, корова! – окликнули они её. – Скажи, чем платят за добро?»
«Злом! – отвечает корова. – Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко моё иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!»
Выслушал её тигр и сказал путнику: «Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя!»
«Подожди немного! – попросил человек. – Давай спросим ещё кого-нибудь третьего. Если он скажет то же самое, тогда, нечего делать, ешь меня…»
Вопросы
1.Почему путник решил помочь тигру? Можно ли назвать его помощь бескорыстной?
2.Как поступил тигр? Если бы он почувствовал, что помощь путника продиктована совсем другими соображениями, поступил бы он так же?
3.Так нужно ли платить за добро? А чем платят за зло?
4.Как закончится сказка? Съест ли тигр путника? Удастся ли героям найти того, кому за добро платили добром?
На эти вопросы постараемся ответить, а для этого продолжим сказку.
Итак, пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили её: «Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?» «Добром! - ответила птица. – Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть». Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.
Теперь выслушаем ответы на вопросы.
Таким образом, каждый из нас должен поверить в добро и начать совершать добрые поступки.
Учитель. Теперь давайте попробуем дать определение словам «добро» и «зло», «добрый человек» и «злой человек».
Добро – это всё положительное, хорошее; ласковое, приветливое; хорошее, доброе дело; поступок, приносящий пользу.
Зло – это всё дурное, плохое, вредное; беда, несчастье, неприятность; гнев, досада.
Добрый человек – человек, обладающий мягким характером, расположенный к людям, сострадательный, сердечный.
Злой человек – человек недоброжелательный, проникнутый враждой, ненавистью.
Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в следующих ситуациях.
- Ты идёшь по улице, видишь плачущего ребёнка. Какими будут твои действия?
- В подъезде или на улице ты встречаешь бездомное домашнее животное. Твои действия?
Идёт обсуждение.
В Священном Писании сказано: « Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром».
Послушайте рассказ Марии Скребцовой «Юноша и морские звёзды», затем ответьте на вопросы.
Как-то на рассвете старик шёл по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке морских звёзд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звёзды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца. «Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звёзд миллионы. Что толку в твоих усилиях!» – сказал старик. Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил её в море и тихо произнёс: «Толк есть для этой морской звезды».
Вопросы.
1.Что побуждало юношу бросать в воду морских звёзд?
2.Согласились бы вы или возразили, услышав слова: «Всем всё равно не поможешь, а если поможешь нескольким, то это ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуждающихся»?
3.Перечислите, какие добрые дела вы сегодня совершили, кого вы порадовали своими поступками. Как люди реагировали на проявление вашей доброты? Приятно ли вам было делать добрые дела?
Вот что по этому поводу говорил арабский мыслитель Аль-Маали: «Когда будешь делать какое - нибудь добро, заметь, что во время свершения доброго дела получаешь такое же удовольствие, какое получает и тот человек».
Задания детям.
1.Представьте, что доброта – это яркое солнышко. Нарисуйте его и напишите на его лучиках те качества, которые включает в себя понятие «доброта».
(«Доброта» - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.)
2.Представьте себе, что злоба – это тёмная тучка. Нарисуйте её и напишите на её капельках те качества, которые включает в себя понятие «злоба».
(«Злоба» - чувство недоброжелательности, враждебности по отношению к кому-либо, желание причинить зло.)
Теперь послушайте стихотворение и скажите, какова его главная мысль.
Сумей преодолеть преграды,
И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды
За свой поступок ради всех.
Ещё печалью мир простужен,
Исподтишка разит беда,
Ты должен быть кому-то нужен –
Всегда – как хлеб или вода.
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчету. Пригодись
Хотя бы маленькой синичке –
Пусти её из клетки ввысь.
Н. Рачков
Заключительное слово учителя. Великий педагог В.А.Сухомлинский писал: « Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто сам чувствует, что он сегодня стал лучше, чем вчера». Я думаю, ребята, что сегодня вы все стали лучше, чем вчера. А желание нести людям добро действительно войдёт у вас в привычку.
Литература.
1.Журнал «Воспитание школьников» №1 – 2007 г.
2.Индийская сказка «Награда»
3.Мария Скребцова. Рассказ «Юноша и морские звёзды».