Просмотр содержимого документа
«Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных»
Тема урока: Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных
Цель урока: сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека.
Задачи урока. расширить кругозор учащихся о многообразии класса земноводных и об их значении в природе и жизни человека.
- продолжить развитие познавательного интереса к предмету биология
- развивать образное мышление, умение работать в группе, умение анализировать.
- привить учащимся экологическое, эстетическое и нравственное воспитание через любовь и бережное отношение к природе.
Ход урока:
I. Организационный момент. (Учитель сообщает тему, цели и задачи урока. Используется компьютерная презентация).
II. Проверка знаний по теме "Земноводные"
Вспомните особенности процесса размножения земноводных и ответьте на вопросы:
1. В какое время года земноводные приступают к размножению?
2. Выражена ли у них внешняя разница между самкой и самцом? В чем это проявляется?
3. В какой среде амфибии выметывают икру, и происходит их развитие?
4. Ухаживают ли амфибии за своим потомством?
5. Как называют личинок бесхвостых земноводных?
6. Какие общие признаки в строении имеют головастики с рыбами?
7. О чём свидетельствует сходство головастика с рыбами?
III. Актуализация знаний учащихся.(Учащиеся с учителем вспоминают названия отрядов в классе земноводных, их ярких представителей и примерную численность).
IV. Изучение материала.
1. Многообразие земноводных.
Слова учителя: Земноводные, или амфибии, широко распространены по всему Земному шару. Не встречаются они только в Антарктиде и высокогорных районах. Сегодня мы с вами познакомимся с наиболее яркими и интересными представителями класса амфибий.
У многих людей земноводные не вызывают приятных эмоций, а некоторые относятся к ним с брезгливостью, но сегодня мы сможем убедиться, что они наши настоящие друзья, а друзей выбирают не по внешности и ценят не за красоту. А помогут нам поближе познакомиться с земноводными ваши одноклассники, которые только что вернулись из увлекательнейшей заочной экспедиции, объехав почти все страны мира.
земноводные – животные скромные, даже невзрачные. Где им до каких-нибудь диковинных тропических насекомых или птиц! Но и в их жизни, если в нее вглядеться, можно найти немало любопытного. Вот некоторые из их рекордов:
· Из бесхвостых земноводных самая крупная – лягушка-голиаф. Она достигает в длину 33 см и может достигать вес – 3,66 кг.
· Самая большая жаба – жаба-ага, обитающая в тропической зоне Южной Америки и Австралии. Масса среднего экземпляра составляет 450 г.
· Самое крупное современное земноводное, достигающее длины 1,5 м в длину, - исполинская саламандра. Живет в горных ручьях и реках Восточного Китая и Японии.
· Самое северное земноводное – сибирский углозуб, который встречается даже в районе Полюса холода Северного полушария. Он выживает даже при охлаждении до -45ºС, способен вмерзать в лен и "оживать" после оттаивания.
· Есть такие земноводные, которые обходятся без легких в своей жизни. Это безлегочные саламандры, обитающие в Америке и Италии, и безлегочные тритоны, например, уссурийский, живущий в горах Сихотэ-Алиня и Кореи. Дышат они кожей и ротовой полостью.
2.Работа в группе. Составить кластер.
А) 1 группа отряд «Бесхвостые»
Б) 2 группа отряд «Хвостатые»
В) 3 группа отряд «Безногие»
3. Звуки амфибий. Земноводные – удивительные певуньи. Они могут издавать звуки при помощи резонаторов – особых пузырей в уголках рта. Представьте, что вы в лесу, теплый майский вечер, почувствуйте запах трав и цветущих кустарников. Прислушайтесь. Голос травяной лягушки напоминает отдаленный лай собак, зеленая жаба издает трели, необычен голос жерлянки, в отличие от других земноводных она издает его не при помощи резонаторов, а благодаря наличию особого горлового мешка. А вот чесночница стучит под водой. Самая громкая певунья нашего леса – озерная лягушка. (просмотр видео)
3. Земноводные республики Казахстан (работа с учебником)
4. Охрана земноводных. (Презентации учащимихся, в ходе которой определяются причины сокращения численности земноводных в природе, отмечаются меры по сохранению видов амфибий). Оценивание презентаций по критериям.
Содержание оценивания
Балл
Оценочный балл
Презентация содержит ключевые слова или фразы (шрифт не менее 30)
1
В каждом слайде есть рисунки \графики \ таблицы \ схемы
1
Вы рассказывали своими словами (не читая по бумаге или по тексту презентации)
2
Раскрыто содержание вопроса
1
Визуальный контакт с классом. Ораторское искусство (ваш голос был достаточно громким).
1
Итог:
6
\6
Слова учителя: все ли земноводные чувствуют себя хорошо и уютно на земле? Что влияет на сокращение их численности в природе? Что может предпринять человек, чтобы сохранить их на нашей планете? Давайте постараемся ответить на эти вопросы.
5. Значение земноводных. (Фронтальная беседа с учащимися).
Предполагаемый ответ: земноводные уничтожают вредителей растений; являются необходимым звеном в цепях питания; объект лабораторных исследований; из ядовитых выделений желез изготавливают лекарственные препараты; в некоторых странах земноводных употребляют в пищу; многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты).
Вывод: амфибии поддерживают в природе равновесие, которое сложилось за миллионы лет существования биосферы. Они – часть сложной системы с названием "Природа", а все, что входит в нее, тесно связано друг с другом.
V. Закрепление изученного материала. (Проводится в форме викторины – соревнования).
Задание 1.Подготовить по три типа вопросов в группах по отрядам Земноводных. (Фронтальный опрос).
Задание 2.Дайте определение следующим терминам:
анабиоз (временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедлены),
амфибия (двоякодышащее, земноводные),
метаморфоз (развитие с превращением), резонаторы (особые мешки в углах рта земноводных, усиливающие звуки),
половой диморфизм (проявление разницы во внешнем виде между самкой и самцом внутри одного вида).
Задание 3. Ответьте на вопросы:
1. Как жабы и лягушки восполняют недостаток влаги в организме? (Купаются в росе).
2. Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу).
3. Какое земноводное может закапываться в землю? (Чесночница).
4. Камышовая жаба, альпийский тритон, всего 33 амфибии из разных уголков природы на планете. Что их объединяет? (Они занесены в Красную книгу).
5. Присоски на концах пальцев позволяют им подниматься по вертикальной поверхности и выполнять другие акробатические трюки. Кто эти гимнасты? (Квакши).
6. Какую крупную жабу акклиматизировали во многих странах мира? (Жабу – агу).
7. Почему краснобрюхая жерлянка демонстрирует свое яркое брюшко в случае опасности? (Она предупреждает, что ядовитая).
VI. Подведение итогов урока.
VII. Задание на дом: изучить § 48 учебника; отгадать загадку:
Загадка.
Черный ящик. В нем находятся 2 предмета, которые изобрел человек, наблюдая за особенностями строения земноводных, и предмет, обладающий свойством, подсмотренным у представителей земноводных. Угадайте, что в черном ящике. ( В нем находятся ласты, вакуумные присоски или ткань с камуфляжной окраской, подобная окраске одного из видов жабы).