kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека.

Задачи урока. расширить кругозор учащихся о многообразии класса земноводных и об их значении в природе и жизни человека.

- продолжить развитие познавательного интереса к предмету биология

- развивать образное мышление, умение работать в группе, умение анализировать.

- привить учащимся экологическое, эстетическое и нравственное воспитание через любовь и бережное отношение к природе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных»

Тема урока: Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных



Цель урока: сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека.

Задачи урока. расширить кругозор учащихся о многообразии класса земноводных и об их значении в природе и жизни человека.

- продолжить развитие познавательного интереса к предмету биология

- развивать образное мышление, умение работать в группе, умение анализировать.

- привить учащимся экологическое, эстетическое и нравственное воспитание через любовь и бережное отношение к природе.

Ход урока:

I.   Организационный момент. (Учитель сообщает тему, цели и задачи урока. Используется компьютерная презентация).

II.  Проверка знаний по теме "Земноводные"

Вспомните особенности процесса размножения земноводных и ответьте на вопросы:

1.     В какое время года земноводные приступают к размножению?

2.     Выражена ли у них внешняя разница между самкой и самцом? В чем это проявляется?

3.     В какой среде амфибии выметывают икру, и происходит их развитие?

4.     Ухаживают ли амфибии за своим потомством?

5.     Как называют личинок бесхвостых земноводных?

6.     Какие общие признаки в строении имеют головастики с рыбами?

7. О чём свидетельствует сходство головастика с рыбами?

III.  Актуализация знаний учащихся. (Учащиеся с учителем вспоминают названия отрядов в классе земноводных, их ярких представителей и примерную численность).

IV.   Изучение материала.

     1.  Многообразие земноводных.

         Слова учителя: Земноводные, или амфибии, широко распространены по всему Земному шару. Не встречаются они только в Антарктиде и  высокогорных районах. Сегодня мы с вами познакомимся с наиболее яркими и интересными представителями класса амфибий.

         У многих людей земноводные не вызывают приятных эмоций, а некоторые относятся к ним с брезгливостью, но сегодня мы сможем убедиться, что они наши настоящие друзья, а друзей выбирают не по внешности и ценят не за красоту. А помогут нам поближе познакомиться с земноводными ваши одноклассники, которые только что вернулись из увлекательнейшей заочной экспедиции, объехав почти все страны мира.

земноводные – животные скромные, даже невзрачные. Где им до каких-нибудь диковинных тропических насекомых или птиц! Но и в их жизни, если в нее вглядеться, можно найти немало любопытного. Вот некоторые из их рекордов:

·        Из бесхвостых земноводных самая крупная – лягушка-голиаф. Она достигает в длину 33 см и может достигать вес – 3,66 кг.

·        Самая большая жаба – жаба-ага, обитающая в тропической зоне Южной Америки и Австралии. Масса среднего экземпляра составляет 450 г.

·        Самое крупное современное земноводное, достигающее длины 1,5 м в длину, - исполинская саламандра. Живет в горных ручьях и реках Восточного Китая и Японии.

·        Самое северное земноводное – сибирский углозуб, который встречается даже в районе Полюса холода Северного полушария. Он выживает даже при охлаждении до -45ºС, способен вмерзать в лен и "оживать" после оттаивания.

·        Есть такие земноводные, которые обходятся без легких в своей жизни. Это безлегочные саламандры, обитающие в Америке и Италии, и безлегочные тритоны, например, уссурийский, живущий в горах Сихотэ-Алиня и Кореи. Дышат они кожей и ротовой полостью.

2.Работа в группе. Составить кластер.

А) 1 группа отряд «Бесхвостые»

Б) 2 группа отряд «Хвостатые»

В) 3 группа отряд «Безногие»


3.     Звуки амфибий. Земноводные – удивительные певуньи. Они могут издавать звуки при помощи резонаторов – особых пузырей в уголках рта. Представьте, что вы в лесу, теплый майский вечер, почувствуйте запах трав и цветущих кустарников. Прислушайтесь. Голос травяной лягушки напоминает отдаленный лай собак, зеленая жаба издает трели, необычен голос жерлянки, в отличие от других земноводных она издает его не при помощи резонаторов, а благодаря наличию особого горлового мешка. А вот чесночница стучит под водой. Самая громкая певунья нашего леса – озерная лягушка. (просмотр видео)


3. Земноводные республики Казахстан (работа с учебником)

4. Охрана земноводных. (Презентации учащимихся, в ходе которой определяются причины сокращения численности земноводных в природе, отмечаются меры по сохранению видов амфибий). Оценивание презентаций по критериям.


Содержание оценивания

Балл

Оценочный балл

Презентация содержит ключевые слова или фразы (шрифт  не менее 30)

1


В каждом слайде есть рисунки \графики \ таблицы \ схемы

1


Вы рассказывали своими словами (не читая по бумаге или по тексту презентации) 

2


Раскрыто содержание вопроса

1


Визуальный контакт с классом.  Ораторское искусство (ваш голос был достаточно громким).

1


Итог:

6

\6



Слова учителя: все ли земноводные чувствуют себя хорошо и уютно на земле? Что влияет на сокращение их численности в природе? Что может предпринять человек, чтобы сохранить их на нашей планете? Давайте постараемся ответить на эти вопросы.

5. Значение земноводных. (Фронтальная беседа с учащимися).


Предполагаемый ответ: земноводные уничтожают вредителей растений; являются необходимым звеном в цепях питания; объект лабораторных исследований; из ядовитых выделений желез изготавливают лекарственные препараты; в некоторых странах земноводных употребляют в пищу; многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты).

Вывод: амфибии поддерживают в природе равновесие, которое сложилось за миллионы лет существования биосферы. Они – часть сложной системы с названием "Природа", а все, что входит в нее, тесно связано друг с другом.


V. Закрепление изученного материала. (Проводится в форме викторины – соревнования).

Задание 1.Подготовить по три типа вопросов в группах по отрядам Земноводных. (Фронтальный опрос).

Задание 2. Дайте определение следующим терминам:

анабиоз (временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедлены),

амфибия (двоякодышащее, земноводные),

метаморфоз (развитие с превращением), резонаторы (особые мешки в углах рта земноводных, усиливающие звуки),

половой диморфизм (проявление разницы во внешнем виде между самкой и самцом внутри одного вида).

Задание 3.   Ответьте на вопросы:

1.     Как жабы и лягушки восполняют недостаток влаги в организме? (Купаются в росе).

2.     Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу).

3.     Какое земноводное может закапываться в землю? (Чесночница).

4.     Камышовая жаба, альпийский тритон, всего 33 амфибии из разных уголков природы на планете. Что их объединяет? (Они занесены в Красную книгу).

5.     Присоски на концах пальцев позволяют им подниматься по вертикальной поверхности и выполнять другие акробатические трюки. Кто эти гимнасты? (Квакши).

6.     Какую крупную жабу акклиматизировали во многих странах мира? (Жабу – агу).

7.     Почему краснобрюхая жерлянка демонстрирует свое яркое брюшко в случае опасности? (Она предупреждает, что ядовитая).


VI.    Подведение итогов урока.


VII. Задание на дом: изучить § 48 учебника; отгадать загадку:

Загадка.

Черный ящик. В нем находятся 2 предмета, которые изобрел человек, наблюдая за особенностями строения земноводных, и предмет, обладающий свойством, подсмотренным у представителей земноводных. Угадайте, что в черном ящике. ( В нем находятся ласты, вакуумные присоски или ткань с камуфляжной окраской, подобная окраске одного из видов жабы).









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных

Автор: Кырыкбаева Балхаш Толеухановна

Дата: 29.03.2017

Номер свидетельства: 404778

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "«Общая характеристика класса земноводные.  Внешнее и внутреннее                              строение лягушки. "
    ["seo_title"] => string(97) "obshchaia-kharaktieristika-klassa-ziemnovodnyie-vnieshnieie-i-vnutriennieie-stroieniie-liaghushki"
    ["file_id"] => string(6) "178151"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424782132"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) ""Путешествие  в страну земноводных" "
    ["seo_title"] => string(38) "putieshiestviie-v-stranu-ziemnovodnykh"
    ["file_id"] => string(6) "159606"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421927854"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Многообразие земноводных.  Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных."
    ["seo_title"] => string(110) "mnoghoobraziie-ziemnovodnykh-znachieniie-ziemnovodnykh-v-prirodie-i-v-zhizni-chielovieka-okhrana-ziemnovodnykh"
    ["file_id"] => string(6) "306187"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458062905"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Открытый урок "Многообразие земноводных: хвостатые и бесхвостые, безногие""
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_mnoghoobraziie_ziemnovodnykh_khvostatyie_i_bieskhvostyie_bieznoghi"
    ["file_id"] => string(6) "394553"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487742373"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Окружающий мир 3 класс. "
    ["seo_title"] => string(29) "okruzhaiushchii-mir-3-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "172756"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423851630"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства