kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Окружающий мир 3 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Природа вокруг нас (8 ч)

      Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимо­действии человека и всех других живых существ с окружающей средой.

Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.

Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.

Тела и вещества, их свойства. Первые представления о стро­ении вещества.

 

Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч)

       Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества.

Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном со­стоянии.

Вода в природе: родники, водоемы (озеро, река, море, океан — естественные водоемы; пруд, водохранилище — искусственные водоемы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот во­лы в природе.

Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования волы, охрана во­лы от загрязнения.

Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.

Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании рас­ширяется, при охлаждении сжимается.

Ветер. Использование энергии ветра человеком.

Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необ­ходимость охраны воздуха от загрязнения.

Горные породы, их разнообразие: твердые, жидкие, газооб­разные.

Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые до­ступные для наблюдения свойства полезных ископаемы*: пес­ка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших по­лезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.

Почва и ее состав: перегной, песок, глина, вода, воздух .Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.

 

О царствах живой природы  (16 ч)

Четыре царства живой природы — растения, животные, гри­бы, бактерии.

Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа.

Первые представления о растении как организме.

Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.

Разнообразие растений: водоросли, мхи. папоротники, хвойные, цветковые.

Как человек научился выращивать растения. Предки куль­турных растений.

Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян Развитие растений из семени.

Значение растений в природе н жизни человека, значение деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.

Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.

Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообраз­ные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, гтшы. млекопитающие.

Как человек приручил животных. Наши домашние живот­ные и их предки.

Как животные воспринимают окружающий мир. Пере­движение, дыхание, питание, размножение и развитие жи­вотных.

Значение животных в природе н жизни человека. Необходи­мость бережного отношения к животным. Меры по охране жи­вотных.

Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.

Бактерии, их значение в природе и жизни человека.

 

Человек  (10 ч)

Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружа­ющая среда и здоровье человека.

Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, уши­бах, ожогах, обморожении.

Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мыши. Значе­ние физической культуры и труда для укрепления мышц.

Кровеносная система, се значение. Необходимость укрепле­ния органов кровообращения.

Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.

Пищеварительная система, ее значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.

Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.

Органы чувств, их значение и гигиена.

Нервная система, ее значение в организме человека. Гиги­ена нервной системы. Эмоции и темперамент.

Человек в обществе (18 ч)

Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.

Города России. История возникновения. Имя города, сим­волы города. История города в памятниках и достопримеча­тельностях.

Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в истори­ческих памятниках.

Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды.

Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти.

 

Экскурсии: знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу, ориентирование на местности.

 

                                    

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир 3 класс. »

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по предмету «Окружающий мир» разработана в соответствии с общеобразовательной программой и с учебником « Окружающий мир» для 3 класса. Авторы: Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплина. Учебник в 2-х частях. 2013 г. Она разработана в целях формирования представлений о природе, человеке и обществе, осознания характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитания правильного отношения к окружающему миру.

Общая характеристика учебного предмета

В основу интеграции знаний по предмету «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа – человек – общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии. Интеграция этих элементов создает условия для формирования у младших школьников представлений о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребенка. Данный принцип реализуется за счет создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.

Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.

Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.

Принцип гуманизации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.

При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Так, на первом этапе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребенка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. На втором этапе преобладает знакомство с группами объектов и обязательное рассмотрение элементарных примеров их взаимодействия. На следующем этапе осуществляется более детальное рассмотрение отдельных объектов, а на завершающем – групп таких объектов.

Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Принцип реализуется через выделение инвариативного минимума содержания образования и вариативной части.

Инвариативная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Это обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования. Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей. Они предполагают наличие определенного уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.

Основные содержательные линии

Учебный материал представлен пятью разделами: «Природа вокруг нас», «Вода, воздух, горные породы и почва», «О царствах живой природы», «Человек», «Человек в обществе».

Материал каждой темы разделен на инвариативную и вариативную части. Статьи вариативной части предусматривают значительное расширение и углубление знаний учащихся. Большая часть заданий направлена на применение знаний в нестандартных ситуациях.

В разделе «Природа вокруг нас» у учащихся формируются представления о природе, человеке и обществе, показан двойственный характер взаимодействия между ними.

Изучение второго раздела «Вода, воздух, горные породы и почва» строится на основе знакомства учащихся с окружающей их природой. Через наблюдения, опыты, во время прогулок и экскурсий, при выполнении практических работ учащиеся получают сведения о свойствах воды, воздуха, горных пород, почвы; учатся устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами природной среды.

В третьем разделе школьники знакомятся с царствами живой природы, у них расширяются представления о разнообразии представителей каждого царства, их жизнедеятельности, значении в природе и жизни человека, об охране живой природы.

У учащихся впервые формируется представление о среде обитания. Они узнают об основных средах обитания живых существ на нашей планете и их особенностях. Большое внимание уделяется приспособленности растений и животных к условиям жизни в разных средах.

При изучении раздела «Человек» у младших школьников формируются элементарные знания, о строении и жизнедеятельности собственного организма, которые служат основой гигиенического воспитания. Содержание этого раздела обладает большими развивающими возможностями. Учащиеся устанавливают некоторые связи между строением жизненно важных органов и выполняемыми ими функциями, формулируют выводы.

Большое внимание при изучении организма человека занимает прием сравнения. Например, учащиеся сравнивают частоту сердечных сокращений (или пульса) в спокойном состоянии и после выполнения физический упражнений, результаты, полученные при наблюдении за своим организмом, с результатами других учащихся и т.п.

После завершения знакомства с биологической точкой зрения на человека школьники продолжают изучение человека с социальной точки зрения в разделе «Человек в обществе».

Учащиеся получают представления о многонациональном характере населения нашей страны, знакомятся с понятием национальной культуры, получают сведения краеведческого характера о народах, населяющих данную местность, о национальных костюмах, национальной кухне.

Также у школьников формируется представление о науке истории. Они узнают о том, как зарождались города, об исторически сложившихся занятиях населения; дается представление о современном государственном устройстве России.

Цель курса: формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи обучения:

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;

  • формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

  • социализация ребенка;

  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

  • воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;

  • формирование самостоятельной познавательной деятельности;

  • воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей.

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе отводится 2 часа в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 68 часов.

Рабочая программа составлена по авторской программе «Планета Знаний» 3 класс по учебному комплексу Г.Г. Ивченковой, И.В.Потапова.

Для реализации рабочей программы на уроках окружающего мира используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и проверочные работы, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, практические работы, экскурсии, проектные работы, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами). Для развития познавательных интересов на урок вводятся игры (дидактические и ролевые). Для ознакомления с окружающим миром используются методы: наблюдения, эксперимента, моделирования, измерения, а также частично-поисковые, проблемные, наглядные. Свойства объектов изучаются через опыты. Также внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, энциклопедии, словари, демонстрационный материал, таблицы. Также на уроках вводится и используется национально-региональный компонент.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Природа вокруг нас (8 ч)

Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимо­действии человека и всех других живых существ с окружающей средой.

Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.

Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.

Тела и вещества, их свойства. Первые представления о стро­ении вещества.



Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч)

Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества.

Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном со­стоянии.

Вода в природе: родники, водоемы (озеро, река, море, океан — естественные водоемы; пруд, водохранилище — искусственные водоемы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот во­лы в природе.

Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования волы, охрана во­лы от загрязнения.

Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.

Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании рас­ширяется, при охлаждении сжимается.

Ветер. Использование энергии ветра человеком.

Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необ­ходимость охраны воздуха от загрязнения.

Горные породы, их разнообразие: твердые, жидкие, газооб­разные.

Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые до­ступные для наблюдения свойства полезных ископаемы*: пес­ка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших по­лезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.

Почва и ее состав: перегной, песок, глина, вода, воздух .Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.



О царствах живой природы (16 ч)

Четыре царства живой природы — растения, животные, гри­бы, бактерии.

Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа.

Первые представления о растении как организме.

Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.

Разнообразие растений: водоросли, мхи. папоротники, хвойные, цветковые.

Как человек научился выращивать растения. Предки куль­турных растений.

Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян Развитие растений из семени.

Значение растений в природе н жизни человека, значение деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.

Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.

Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообраз­ные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, гтшы. млекопитающие.

Как человек приручил животных. Наши домашние живот­ные и их предки.

Как животные воспринимают окружающий мир. Пере­движение, дыхание, питание, размножение и развитие жи­вотных.

Значение животных в природе н жизни человека. Необходи­мость бережного отношения к животным. Меры по охране жи­вотных.

Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.

Бактерии, их значение в природе и жизни человека.



Человек (10 ч)

Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружа­ющая среда и здоровье человека.

Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, уши­бах, ожогах, обморожении.

Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мыши. Значе­ние физической культуры и труда для укрепления мышц.

Кровеносная система, се значение. Необходимость укрепле­ния органов кровообращения.

Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.

Пищеварительная система, ее значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.

Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.

Органы чувств, их значение и гигиена.

Нервная система, ее значение в организме человека. Гиги­ена нервной системы. Эмоции и темперамент.

Человек в обществе (18 ч)

Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.

Города России. История возникновения. Имя города, сим­волы города. История города в памятниках и достопримеча­тельностях.

Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в истори­ческих памятниках.

Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды.

Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти.


Экскурсии: знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу, ориентирование на местности.



































Учебно-тематическое планирование

по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Количество часов

Всего 68 час; в неделю 2 час.

Планирование составлено на основе программы «Планета Знаний».

Учебник:

Окружающий мир: 3-й кл. учебник для четырехл. нач. шк. В 2 ч. / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. – М.: АСТ: Астрель, 2013г.

Дополнительная литература:

  1. Окружающий мир: рабочая тетрадь в 2-х ч.: к учебнику Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова «Окружающий мир»: 3-й кл. / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. – М.: АСТ: Астрель, 2014г.

  2. Обучение в 3-м класса по учебнику «Окружающий мир» Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова, Е.В. Саплиной, А.И. Саплина: программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов - М.: АСТ: Астрель, 2013г;























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 3 КЛАСС.

№ П /П

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

ВСЕГО ЧАСОВ

1

ПРИРОДА ВОКРУГ НАС.

8 ЧАСОВ

2

ВОДА, ВОЗДУХ, ГОРНЫЕ ПОРОДЫ И ПОЧВА.

16 ЧАСОВ

3

О ЦАРСТВАХ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ.

16 ЧАСОВ

4

ЧЕЛОВЕК.

10 ЧАСОВ

5

ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ.

18 ЧАСОВ

ВСЕГО : 68 ЧАСОВ.





























п/п

Наименование разделов и тем

Коли-чество часов

Кален-дарные сроки

Вид занятия и

Гимназический компонент

Наглядные пособия и технические средства

Задания для учащихся

УУД

1. ПРИРОДА ВОКРУГ НАС (8 ч)


1

Что нас окружает.

1

2.09

Комбинированный

Схемы - опоры, карточки со слова-ми, мультимедиа.

с.6-7

р.т. с.3

Приводить примеры взаимосвязей между человеком и окружающей средой. Объяснять значение экологии как науки. Приводить примеры, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь живых существ. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу,

Называть основные и промежуточные стороны горизонта; объяснять, что такое линия горизонта. Обсуждать значение для человека умения ориентироваться на местности. Находить стороны горизонта по Солнцу, компасу и местным признакам. Определять вид местности (открытая, закрытая).

Приводить примеры явлений природы.

Различать тела и вещества; сравнивать тела и вещества по различным признакам.



Сотрудничать в процессе наблюдений. Участвовать в мероприятиях по охране природы. Выражать свое эмоциональное восприятие явлений природы в устной и письменной форме, в рисунках.

Составлять план наблюдений.

Выделять общие и отличительные свойства тел и веществ; называть существенные свойства, классифицировать








2

Экскурсия. «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы»

1

3.09

Экскурсия «Золотая осень»



3

Экскурсия. «Изучение влияния деятельности человека на природу»

1

9.09

Экскурсия «Золотая осень»



4

Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу.

1

10.09

Комбинированный

Мультимедиа.

с.10-12

р.т. с.4

5

Ориентирование по компасу и местным признакам

1

16.09

Практический + экскурсия

Компас, справочная литература, картинки по теме.

с.12-14

р.т. с.4-5

6

Экскурсия «Ориентирование на местности»

1

17.09

Комбинированный

компас


7

Явления природы

1

23.09

Комбинированный

Картинки по теме, мультимедиа

с. 15-17

р.т. с.6-7

8

Свойства тел и веществ.

1

24.09

Комбинированный. Проверочная работа №1 по теме: «Природа вокруг нас»

Карточки - опоры, стакан, ложка, кусо-чек сахара, вода.

с.18-21

№ 1-8

р.т. с.7-10


2. ВОДА, ВОЗДУХ, ГОРНЫЕ ПОРОДЫ И ПОЧВА (16ч)


9

Свойства воды в жидком состоянии.

1

30.09

Комбинированный.

Стакан, тарелка, спиртовка, пробир-ка, мультимедиа.

с.26-27

р.т. с.12

Приводить примеры твердых, жидких и газообразных веществ.

Называть три состояния воды; рассказывать об условиях перехода воды из одного состояния в другое.

Рассказывать, как образуются родники, как образуются облака, роса, туман, изморозь.

Приводить примеры естественных и искусственных водоемов; называть части водоемов; рассказывать об использовании и охране водоемов.

Характеризовать круговорот воды в природе, применяя ранее полученные знания. Характеризовать значение воздуха для жизни.

Сравнивать свойства воды и воздуха; объяснять, как образуется ветер. Приводить примеры использования свойств воды, воздуха и горных пород в деятельности людей; примеры получения энергии в результате движения воды и ветра. Доказывать необходимость охраны воздуха.

Характеризовать свойства песка, глины, известняка. Описывать применение изученных полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека. Характеризовать положительное и отрицательное воздействие человека на природу при добыче и использовании полезных ископаемых.

Объяснять отличие горных пород от почвы; характеризовать процесс образования почвы, значение почвы и необходимость ее охраны



Участвовать в природоохранных мероприятиях.

Пользоваться схемами, рисунками, диаграммами для получения нужной информации.

Определять с помощью опытов свойства воды в жидком, твердом и газообразном состоянии; определять растворимые и нерастворимые в воде вещества; фиксировать результаты опытов в таблицах; делать выводы из наблюдаемых явлений.

Исследовать:

состав воздуха на основе демонстрационных опытов;

свойства воздуха на основе демонстрационных и самостоятельных опытов и характеризовать их;

свойства песка, глины (опыты, групповая работа).

состав почвы на основе опытов


















10

Вода-растворитель.

1

1.10

Комбинированный

Стакан, соль, сахар, бумажный фильтр, мультимедиа.

с.28-30

р.т. с.12-13

11

Свойства льда, снега и пара.

1

7.10

Комбинированный.

Исследовательская работа «Состав и свойство льда, снега и пара»

Кусочек льда, мо-нетка, чернила.

с.30-33

р.т. с.13-14


12

Родники.

1

14.10

Комбинированный

Два стакана, ворон-ка, песок, глина.

с.34-35

р.т. с.14


13

Водные объекты (река, озеро, море, пруд, водохранилище)

1

15.10

Комбинированный

Исследование выполни сравнение рек, озер, морей и пруда.

Мультимедиа.

с.35-38

р.т. с.15

14

Облака, роса, туман, иней, изморозь.

1

21.10

Комбинированный

Картинки по теме.

с.38-41

р.т. с.16

15

Круговорот воды в природе.

1

22.10

Комбинированный

Мультимедиа.

с.41-42

р.т. с.16

16

Использование и охрана воды.

Контрольный тест. Проверка знаний за 1 четверть.

1

28.10

Контрольный

Мультимедиа.

с.43-46

р.т. с.17

17

Значение воздуха для жизни. Состав воздуха.

1

29.11

Комбинированный

Схема состава воздуха, резиновая груша, стакан.

с.47-50

р.т. с.18-19

18

Свойства воздуха.

1

04.11

Комбинированный

Экскурсия «Измерения воздуха с при помощью прибора» и составления анализа измерения

Таз, полиэтиленовая крышка, кусковой сахар.

с.51-53

р.т. с.20-21




19






Ветер.



1



05.11



Комбинированный


Мультимедиа.

с.54-57

р.т. с.22-23


20



Охрана воздуха.




1

07.11

Комбинированный

Картинки по теме,схема-опора

С.56-57

21

Горные породы

1

11.11

Комбинированный

Мультимедиа.

с.58-59

р.т. с.24

22

Полезные ископаемые. Песок, глина, гранит, известняк.

1

12.11

Комбинированный

Проектная работа «Свойства и значения полезных ископаемы»

Мультимедиа, лупа, песок, глина, зеркало, гранит, известняк.

с.60-63

р.т. с.24-25

23

Использование, добыча и охрана полезных ископаемых.

1

18.11

Комбинированный

Мультимедиа.

с.63-67

р.т. с.25-26

24

Почва.

1

29.11

Комбинированный


Исследования состава почвы.

Банка, почва, спир-товка, железная банка, стекло. Мультимедиа.

с.68-71

р.т. с.25-26



.




3. О ЦАРСТВАХ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (16ч)

25

Четыре царства живой природы

1

26.11

Комбинированный. Проверочная работа №2 по теме «Вода ,воздух, горные породы,почва» рт стр29

Мультимедиа.

с.78-79


Объяснять различие объектов живой и неживой природы.

Называть царства живой природы.

Различать органы цветкового растения. Сравнивать внешний вид и характеризовать особенности групп растений. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека.

Доказывать опытным путем некоторые жизненные процессы растений и условия их жизни. Характеризовать размножение и развитие цветковых растений.

Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на живую природу. Доказывать необходимость мероприятий по охране природы.

Сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц и млекопитающих. Сравнивать способы движения, питания, размножения и развития, обмена информации, характерные для животных. Приводить примеры зависимости органов чувств животных от среды обитания.

Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека. Составлять рассказ о жизни животных.

Объяснять полезные свойства ядовитых и старых грибов.

Характеризовать роль растений, животных, грибов и бактерий в природе и жизни людей.



Извлекать информацию из рисунка-схемы.

Фиксировать результаты наблюдений за растениями и животными, делать выводы.

Моделировать развитие растений и животных.

Извлекать из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) необходимую информацию о растениях и животных своей местности, готовить доклады и обсуждать полученные сведения



26

Строений растений.

1

02.12

Комбинированный

Листья 4-6 разных растений. Мультимедиа.

с.80-84

р.т. с.32-35

27

Разнообразие растений.

1

03.12

Комбинированный

Таблицы.

с.85-86

р.т. с.36

28

Дикорастущие и культурные растения.

1

09.12

Комбинированный

Мультимедиа.

с.87-88

р.т. с.36

29

Жизнь растений.

1

10.12

Комбинированный


Коллективная работа «Сажаем растения»

Мультимедиа.

с.89-92

р.т. с.37-39

30

Размножение и развитие растений.

1

16.12

Комбинированный

Две банки, семена растений.

с.93-96

р.т. с.39-43

31

Охрана растений. Контрольный тест. Проверка знаний .

1

17.12

Контрольный

Рис. с изобр. расте-ний, схемы, карточ-ки.

с.97-98

р.т. с.44-45

32

Строение животных.

1

23.12

Комбинированный

Схемы, таблицы.

с.99-100

р.т. с.45-46

33

Разнообразие животных.

1

24.12

Комбинированный

Мультимедиа.

с.101-105

р.т. с.46-47

34

Домашние и дикие животные.

1

30.12

Комбинированный

Мультимедиа.

с.106-108

р.т. с.48

35

Как животные воспринимают мир.

1

13.01

Комбинированный

Схемы, таблицы, картинки по теме.

с.109-111

р.т. с.49-51

36

Передвижение и дыхание животных.

1

14.01

Комбинированный

Схемы, таблицы, картинки по теме.

с.112-115

р.т. с.51-52

37

Питание животных.

1

20.01

Комбинированный

Схемы, таблицы, картинки по теме.

с.116-119

р.т. с.52-54

38

Размножение и развитие животных.

1

21.01

Комбинированный

Схемы, таблицы.

с.120-123

р.т. с.55-57

39

Охрана животных.

1

27.01

Комбинированный

Доклад «Красная книга»

Схемы, таблицы, картинки по теме.

с.124-125

р.т. с.58

40

Грибы и бактерии.

1

28.01

Комбинированный.

Проверочная работа №3 по теме : « О царствах живой и неживой природы» р.т с.60-61

Схемы, таблицы, картинки по теме.

с.126-129

р.т. с.59








4. ЧЕЛОВЕК (10ч)

41

Человек – часть живой природы.

1

04.02

Комбинированный

Плакат, портрет А.П.Павлова, посло-вицы, карточки, кроссворд.

с.6-10

р.т. с.3

Доказывать, что человек — часть живой природы. Объяснять сходства и различия между человеком и животными.

Характеризовать зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Характеризовать строение и основные функции систем органов человека. Выполнять правила гигиены систем органов, планировать меры по укреплению своего здоровья.



Проводить наблюдения и самонаблюдения за процессами жизнедеятельности; фиксировать и сравнивать результаты, делать выводы.

Проводить наблюдения и самонаблюдения за эмоциональным состоянием.

Извлекать из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) необходимую информацию об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения

Выбирать форму участия в проектной деятельности, самостоятельно распределять роли при участии в групповой проектной деятельности и планировать свое участие

42

Кожа – наша первая «одежда».

1

10.02

Комбинированный

Карточки-опоры, таблица, кроссворд.

с.11-15

р.т. с.4


43

Скелет.

1

11.02

Комбинированный

Плакаты. Мультимедиа.

с.15-18

р.т. с.5


44

Мышцы.

1

17..02

Комбинированный

Плакаты. Мультимедиа.

с.19-21

р.т. с.5

45

Кровеносная система.

1

24.03

Комбинированный

Таблицы, кросс-ворд.

с.22-25

р.т. с.6

46

Дыхание.

1

03.04

Комбинированный

Таблицы, кросс-ворд.

с.26-30

р.т. с.7-8

47

Питание и выделение.

1

04.03

Комбинированный

Написать режим питания в школе и дома

Таблицы, кросс-ворд.

с.30-35

р.т. с.9-11

48

Органы чувств.

1

10.03

Комбинированный

Таблицы, кросс-ворд.

с.35-37


49

Нервная система.

1

11.03

Комбинированный

Плакаты. Мультимедиа.

с.38-47

р.т. с.12-13

50

Эмоции и темперамент.

1

17.03

Комбинированный.

Проверочная работа №4 по теме : «Человек»


р.т. с. 14-15


5. ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ (18ч)

51


Народы нашей страны.

1

18.03

Комбинированный

Карта. Мультимедиа.

с.50-56

р.т. с.18-19

Ориентироваться в исторической карте; отличать историческую карту от географической.

Устанавливать длительность событий, определять век по дате, выстраивать события по хронологическому принципу.



Собирать краеведческий материал о народах, населяющих область (край), народных традициях и обычаях.

Обсуждать нормы взаимоотношений между разными народами (национальностями, народностями)

52

Традиции народов нашей страны.

1

19.03

Комбинированный

Мультимедия.

С.53-56

53

Путешествие по ленте времени.

1

24.03

Комбинированный


Лента времени.

с.57-60

р.т. с.20

















54

Города и села.

1

25.03

Комбинированный

Картинки по теме.

С.61-64

р.т. с.21-23

Сравнивать исторически сложившиеся занятия горожан и крестьян. Объяснять назначение исторической застройки российских городов.

Определять местонахождение различных, крупных городов на карте России, показывать их, давать словесное описание их географического положения.

кратко характеризовать особенности их местоположения.

Узнавать отдельные достопримечательности Москвы, Санкт-Петербурга, столицы области (края) на рисунках, фотографиях и кратко характеризовать их.

Описывать основные элементы городских гербов. Объяснять их изображения.



Находить краеведческий материал о возникновении родного города (села), происхождении его названия, о памятных местах города, села, улицы.

Преобразовывать знаково-графическую информацию в текстовую при работе с картой.

Находить информацию о происхождении названий городов, символике гербов в учебнике и дополнительной литературе (справочники, энциклопедии и другое), в Интернете


55

Названия городов.

1

31.03

Комбинированный

Мультимедиа.

С. 65-69

р.т. с.23-24

56

Кремль – центр города.

1

31.03

Комбинированный


Экскурсия в Кремль

Мультимедиа.

с.69-75

р.т. с.25-26

57

Улицы города.

1

07.04

Комбинированный

Напишите рассказ, где вы живете

Картинки по теме.

с.76-79

р.т. с.27-28

58

Герб – символ города.

1

08.04

Комбинированный

Мультимедиа.

с.80-83

р.т. с.28-29

59

Памятные места городов.

1

14.04

Комбинированный

Мультимедиа.

с.84-87

р.т. с.30-33

60

Улицы и памятные места родного города.

1

21.04

Экскурсия в краеведческий музей



61

Современный город.

1

22.04

Комбинированный

Иллюстрации по теме.

с.88-91

р.т. с.34-38

62

Москва – столица России.

1

28.04

Комбинированный


с.92-95

р.т. с.39-43

63

Что такое государство.

1

29.04

Комбинированный


с.96-100

р.т. с.44-46

Показывать на карте территорию России, ее границы, столицу, крупные города. Рассказывать об устройстве государства, об основном законе государства — Конституции, некоторых правах и обязанностях российских граждан; различать виды власти.

Характеризовать основные права детей, объяснять значение Конвенции о правах ребенка.

Объяснять символику Государственного флага и Государственного герба, значение символов государства. Обсуждать правильное отношение к символам государства, поведение при исполнении Государственного гимна.

Рассказывать о назначении государственных наград.



Находить информацию о героях нашей Родины, краеведческий материал о земляках, имеющих государственные награды

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Мой родной край» (фестиваль народной одежды, кухни; макетирование исторических построек), распределять роли и планировать свое участие.

Участвовать в исследовании происхождения названия улиц

Представлять результаты своей деятельности

64

Конституция – основной закон нашей страны.

1

05.05

Комбинированный

Конституция.

с.101-104

р.т. с.46


65

Права ребенка.

1

06.05

Комбинированный


с.105-108

р.т. с.47-48

66

Символы государства. Государственный герб России. Государственный флаг России.

1

12.05

Комбинированный

Проектная работа «Составь свой герб, флаг любого сказочного города.

Рисунки, иллюстра-ции, фотографии с изображением гер-ба, флага. Аудио-запись гимна.

с.109-113

р.т. с.49

67

Государственный гимн России.

1

13.05

Комбинированный

Аудиозапись гимна России.


68

Государственные награды. Проверочная работа № 5 по теме: «Наше государство».

1

13.05

Контрольный

Рисунки, иллюстра-ции, фотографии с изображением госу-дарственных наград.

с.117-120

р.т. с.50-51









Результаты обучения

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

что такое явление природы;

что такое горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта;

устройства компаса;

о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое;

о круговороте воды в природе;

легко определяемые свойства воды (3-4);

о водоёмах (река, озеро, море);

о значении воды в жизни человека, необходимости ее охраны и рационального использования;

легко определяемые свойства воздуха (3-4);

состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ, примеси);

о необходимости охраны воздуха от загрязнения;

что такое горные породы и полезные ископаемые;

свойства 3-4 полезных ископаемых, их использование человеком;

о необходимости бережного использования полезных ископаемых;

о почве, ее значении и необходимости охраны;

о четырех царствах живой природы;

об органах растений и их значении;

особенности размножения и развития растений;

о некоторых группах растений и их отличительных признаках;

об отличительных признаках основных групп животных;

особенности передвижения, питания, размножения и развития животных;

некоторые взаимосвязи между компонентами неживой и живой природы;

о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее охраны;

названия важнейших органов человека и их функции;

основные правила личной гигиены;

какие народы живут на территории России;

символику своего города;

столицу России;

государственные символы России;

как называется главный закон страны;

как устроено наше государство;

основные права и обязанности.

Учащиеся должны уметь:

находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;

различать наиболее распространенные растения (5-6);

различать наиболее распространенных животных (7-8);

проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты;

устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания;

приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;

выполнять правила личной гигиены;

оценивать свое поведение в природе;

выполнять правила поведения в природе;

находить на карте город (село), в котором они живут;

Список литературы по реализации программы.

Для учителя:

Обучение в 3-м класса по учебнику «Окружающий мир» Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова, Е.В. Саплиной, А.И. Саплина: программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов - М.: АСТ: Астрель, 2013г.

Окружающий мир: 3-й кл. учебник для четырехл. нач. шк. В 2 ч. / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. – М.: АСТ: Астрель, 2013г.

Окружающий мир: рабочая тетрадь в 2-х ч.: к учебнику Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова «Окружающий мир»: 3-й кл. / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. – М.: АСТ: Астрель, 2014г.

Для ученика:

Окружающий мир: 3-й кл. учебник для четырехл. нач. шк. В 2 ч. / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. – М.: АСТ: Астрель, 2013г.

Окружающий мир: рабочая тетрадь в 2-х ч.: к учебнику Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова «Окружающий мир»: 3-й кл. / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. – М.: АСТ: Астрель, 2014г..

7






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Окружающий мир 3 класс.

Автор: Савостьянова Надежда Вдладимировна

Дата: 13.02.2015

Номер свидетельства: 172756

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект и презентация урока окружающего мира  классе по теме "Черная смерть" "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-klassie-po-tiemie-chiernaia-smiert"
    ["file_id"] => string(6) "142545"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418313562"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "ПРОЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "СЛАВНЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ" 4 класс "
    ["seo_title"] => string(71) "proiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-slavnyie-simvoly-rossii-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "188601"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426697945"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "ПРОЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "СЛАВНЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ" 4 класс по программе "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(100) "proiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-slavnyie-simvoly-rossii-4-klass-po-proghrammie-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "188972"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426780779"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме: "Для чего и как мы дышим"."
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-4-klassie-po-tiemie-dlia-chiegho-i-kak-my-dyshim"
    ["file_id"] => string(6) "326741"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463302545"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Технологическая карта урока по окружающему миру "Берегите лес-кладовую здоровья" "
    ["seo_title"] => string(97) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-bierieghitie-lies-kladovuiu-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "127425"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415300282"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства