Согласно стратегии модернизации, одной из главных целей общего образования является формирование ключевых компетентностей в интеллектуальной, коммуникационной и информационной сферах.
Цель применения компьютерной презентации на уроке – создание дидактической активной среды, способствующей формированию познавательной деятельности в ходе усвоения нового материала и развития мышления обучающихся. Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, а также позволяет задействовать на уроках дополнительную информацию, выходящую за рамки учебной программы.
Урок с использованием данной презентации является уроком изучения нового материала, он дает возможность обучающимся образно представить анатомическое строение объекта, его функции и значение в организме человека.
При отборе материала я руководствовалась значимостью данной темы в изучении биологии, старалась подобрать интересные факты, помочь обучающимся увидеть взаимосвязи строения органа его функций в организме, подобрать такой материал, который помог бы затронуть не только ум, но и душу моих учеников.
Этот урок проведен во время методического дня под общей темой «Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся как один из элементов проектирования образовательной среды урока».
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Доска и оборудование |
1.Организационный момент | -Ребята, я очень рада, что вы пришли на урок биологии, чтобы узнать что-то новое. Из этой сложной, но очень интересной и занимательной науки. -С каким настроением вы пришли на урок? -Вот с таким хорошим настроением мы будем работать с вами на уроке. | Показывают смайлики – веселый, грустный, нейтральный. | |
2.Проверка знаний | -Теперь вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. -А как вы усвоили эту тему? Сейчас мы выполним задание на инструктивных картах, которые лежат у вас на столах. -Проверим. 1 задание: 1в,2б,3а,4а 2 задание: Верно: 2,3,4,6,8,9. «0» ошибок – 5 баллов; «2» – 4 «3 – 4» - 3 Более 4 ошибок – 2 | -Класс рыбы. Многообразие рыб. | Приложение №1 |
3.Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации. | Одно из заданий у вас было о древних кистепёрых рыбах. Вероятно, они были предками той группы животных, о которой мы с вами будем сегодня говорить. Для того, чтобы определить о ком мы будем говорить послушайте стихотворение. -О ком пойдёт речь? -К этому классу относятся не только лягушки, но и другие животные. Но все они обитают и воде и на суше, поэтому как их можно назвать? -Я вас приглашаю в путешествие, поэтому тема урока: Путешествие в страну земноводных. Эпиграф к уроку: Великое достижение эволюции – выход животных на сушу. | -О лягушках. -Речь пойдёт о лягушках. Земноводные. | Приложение №2 |
Формулирование проблемы | -Чтобы вы хотели узнать об этих животных. -На все эти вопросы мы ответим вместе. -Что нам сегодня предстоит выяснить? | -Почему земноводные могут жить и воде и на суше? -Какие бывают земноводные? -Какое внешнее строение земноводных? И т.д. Формулируют ответы в разных вариантах. | В чём состоит необычность этих животных и каковы её причины? (Проблемный вопрос записываем на доске) |
Версии | -Какие у вас есть предположения по решению проблемы. | Предлагают свои версии. | От проблемы ставим стрелки к ключевым словам версий. |
Актуализация знаний | -Что вы знаете об этих животных? -Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? -А почему важно изучать этих животных? -Где можно применить данные знания? | Ответы учащихся. -Строение земноводных. Ответы учащихся. Ответы учащихся. | |
Открытие новых знаний. | -Во время путешествия мы будем заполнять с вами информационный лист, по которому вы будете оценены в конце урока. -Запишите тему урока: -Второе название амфибии было предложено шведским учёным К. Линнеем, означает «двоякоживущие», с помощью этого понятия мы можем понять, какая группа рыб проложила земноводным путь на сушу. -Заслушав, сообщение ответьте на вопрос: Почему эта группа рыб была предком земноводных? -Первыми наземными земноводными были стегоцефалы. -Какие новые признаки появились у стегоцефалов в отличие от рыб? -Стегоцефалам пришлось приспособиться к новым условиям, а какие приспособления у земноводных к жизни на суше и в воде? -Заполните таблицу в информационном листе. -Оцените себя и друзей жетонами. -Мы выяснили значение некоторых органов. -А на какие отделы поделено тело лягушки? -Строение конечности не изменилось вплоть до человека. Состоит из тех же отделов: бедро, голень, стопа. Плечо, предплечье, кисть. Слово лягушка переводиться «ляжка - бедро» -В чём отличие в строении лягушек от строения рыб? -Почему лягушка не шагом ходит, не бегает, а только прыгает? -Среди лягушек есть рекордсмены, по прыжкам и, даже, полётам. (Длина прыжка – более 2 м; полёт – 10 – 12 м). Обобщим знания о земноводных. | Сообщение учащегося. Отвечая на вопрос, записывают в информационном листе. Отвечая на вопрос, записывают в информационном листе. Учащиеся выполняют задания и проверяют по следующему слайду. Ответы учащихся и работа с информационным листом. Ответы учащихся. Задние и передние конечности различны. Ответы учащихся | Приложение №3 Слайд №1 Слайд №2 Слайд №3 Приложение №4(а) Приложение №5(б) Слайд №4 Слайд №5 Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8 Слайд №9 |
Физкультминутка: нервно-мышечная релаксация | 1. Обе стопы всей поверхностью на полу. 2. Оставьте носки на полу, приподнимая обе пятки как можно выше. 3. Подержите так. Опустите и расслабьтесь. 4. Затем поднимаем носки, пятки оставляем на месте. 5. Подержите так. Опустите и расслабьтесь. 6. Скрестив пальцы рук, большой палец оставляем свободным и немножко вращаем ими. 7. Закрыв глаза, думаем о чём-то приятном. | Учащиеся выполняют упражнения. | |
Открытие новых знаний. | -Сумев освоить сушу, земноводные не порвали до конца связь с водой. -А какая связь у них с водой? -Заслушаем сообщение о размножении земноводных. -Слушая сообщение, сделайте записи в информационном листе, и ответьте на вопрос: почему размножение амфибий возможно только в воде? -Знаменитый эволюционист Жоффуа – Сен – Илер говорил: «Каждый, кто хочет убедиться в справедливости эволюционных идей сам может каждую весну видеть это чудо – повторение выхода земноводных на сушу». -Какой общий вывод можно сделать о приспособленности лягушки к жизни на суше и воде? - Мы с вами ещё раз убедились. Что строение и приспособленность данных животных определяют их название «Земноводные», но кроме лягушек в этом классе есть и другие. У вас на партах карточки животных данного класса, распределите их на три группы и попробуйте назвать. -А теперь давайте поработаем с учебником, дадим характеристику данных отрядов: 1 группа (бесхвостые) – стр. 119 (В.В Латюшин, В.А. Шапкин, Дрофа 2009 г.); 2 группа (хвостатые) – стр.118; 3 группа (безногие) – стр.117. -Кроме тех представителей, которых вы назвали, есть и другие. (Посмотрите на слайд) -Оцените себя и друзей жетонами. -В Вологодской области обитают следующие земноводные. Посмотрите на слайды. -Как вы видите этот класс по сравнению с другими малочисленный, поэтому их нужно охранять. Лягушки томные в пруду Расселись важно и надменно Не бей лягушек! Береги, А вдруг одна из них царевна. -И в сказах говорится о том, что их надо беречь. -продемонстрируйте свои рисунки из сказок, в которых есть земноводные. -А вы отгадайте название сказок. | Ответы учащихся. Сообщение учащегося. Отвечая на вопрос, записывают в информационном листе. Ответы учащихся после работы с таблицей слайда. Работа в парах. Работа в группах. Сообщение учащихся. Оценивают работу. Ребята отгадывают. | Слайд №10 Приложение №4(в) Слайд №11 – 12 Слайд №13 – 14 Приложение №5 Слайд №14 Приложение №6 Слайд №15 – 19 Приложение №7 Слайд №20 Слайд №21 – 24 Слайд №25 |
4.Применение нового знания | -Наше путешествие подходит к концу. И, для того, чтобы проверить знания, я предлагаю вам поиграть. (Игра «Верю-не верю» в информационном листе) Мы возвращаемся домой к главному вопросу: В чём состоит необычность этих животных и каковы её причины? -Оцените себя на информационных листах. Оцените друзей, используя жетоны. | Работа в информационном листе. Ответы учащихся. | |
5.Домашнее задание | -Я хочу закончить наш урок следующим стихотворением: Коль суждено дышать нам воздухом одним. Давайте же навек мы все объединимся. Давайте наши души сохраним. Тогда мы на Земле и сами сохранимся. | | §24, подобрать загадки о земноводных, нарисовать плакаты в защиту этих животных. |