kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок "Многообразие земноводных: хвостатые и бесхвостые, безногие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                                   22.02.2016г

Тема: Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение  земноводных в природе и в жизни человека.  Охрана земноводных.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с многообразием земноводных и их значением в природе и жизни человека.
  • познакомить с земноводными, занесенными в Красную книгу.
  • сформировать знания о характерных признаках данного класса животных.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор.
  • развивать умения выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать.
  • развивать память

Воспитательные:

  • осуществлять экологическое воспитание учащихся.
  • воспитывать чувство прекрасного, восхищения красотой живых организмов.

Оборудование:

1. На доске слова Джеральда Даррелла:

«Даже самое уродливое и страшное животное, как и уродливый страшный человек, не бывает совсем лишен каких- либо пусть самых маленьких привлекательных черт».

  1. Таблицы: «Тип Хордовые. Класс Земноводные».
  2. Иллюстрации с изображением земноводных.
  3. Голоса земноводных
  4. Мультимедийная установка «Многообразие Земноводных» (слайды)

                                              Ход урока

1. Организационный момент

(учитель проверяет готовность класса к уроку, приветствует их)

2. Проверка и опрос домашнего задания

                                А.Тест. (вопросы устно) ( слайд1)

1.Наиболее древними земноводными считаются:

  А) ихтиозавры   Б) стегоцефалы  В) тритоны  С) жабы

2. Какие признаки присуще амфибиям:

  А) органы дыхания – кожа, легкие.             С) Сердце двухкамерное

  Б) сердце трехкамерное                                Д) гермафродиты

  В) органы дыхания жабры                         Е) развитие происходит в воде

3. Предком земноводных считают:

   А) латимерия                                    В) ихтиозавра

  Б) вымершая кистеперая рыба           С) динозавра

4. Узнать земноводных среди позвоночных среди других классов можно по:

А) сухой коже без желез с роговыми чешуйками

Б) коже без желез с перьевым покровом

В) кожей покрытой чешуей с большим количеством желез

С) голой влажной кожей с большим количеством желез

5. Группу животных назвали земноводными потому, что:

А) многочисленны в природе

Б) дышат кислородом воздуха и воды

В) активно передвигаются в воде

С) обитают во всех природных средах

6. Признаком класса земноводных является:

А) хитиновый покров  В) жабры

Б) голая кожа              С) размножение откладыванием яиц

  Б.  Задание письменно в тетрадях: назвать части тела лягушки

( слайд2)

2. Сообщение темы, целей урока

(звучит кваканье лягушки)

Учитель: Ребята вы несомненно узнали этот голос.

Его мы можем слышать сидя вечером у реки или пруда

На завтрак, на обед, на ужин,

Один и вид кушанья мне нужен

Ни хлеб, ни каша - мошкара,

Мой дом - болото, детвора

Зелены мы как трава.

Наша песенка «Ква-ква» (лягушка) (слайд3)

Учитель: Пение лягушек и их родственников услаждают слух, но их внешний вид почему- то у многих вызывает отвращение.

Учитель: Сегодня я вновь вас приглашаю в путешествие в Страну земноводных. Мы поговорим о многообразии земноводных, их значении и охране. Я надеюсь, что после нашего путешествия вы измените свое отношение к этим удивительным созданиям нашей планеты.

Учитель: Вы сегодня будете работать группой по 3  человека

 На предыдущих уроках мы изучали класс Земноводные. Вы знаете, что класс насчитывает около 4000 видов. Класс делится на три отряда. Давайте с ними поближе познакомимся. ( слайд 4 отряды земноводных)

Группам раздается задание: Задание: пользуясь текстом учебника и дополнительной информацией, лежащей на столах каждой группы найти, обобщить и составить небольшой рассказ о типичных представителях отрядов земноводных (отряд Хвостатые, отряд Бесхвостые, отряд Безногие.

 (Первая группа отряд Хвостатые. Этот отряд самый древний из класса земноводных. В настоящее время их насчитывается около 280 видов. Признаки отряда)  отряда Хвостатые

 (слайд 5 отряд хвостатые). С наступлением тёплых весенних дней в наших водоёмах можно увидеть обыкновенного тритона, саламандру. Тело его небольшое 8-11 см, окраска оливкого-бурого цвета.

Вопрос учителя. Почему тритона нельзя увидеть в водоёме летом?

Летом они живут на суше, ведут скрытый образ жизни. Гребенчатый тритон отличается более крупными размерами, но встречается довольно редко.

Саламандры.

Вопрос учителя. А что вы знаете о них?

Заслушивается выступление представителей группы Хвостатые. (слайд 6 хвостатые)

1 ученик. У некоторых народов саламандра считалась воплощением стихии огня, где она якобы чувствует себя как дома. Огонь ей будто бы не может причинить ей никакого вреда. Возможно такое поверье возникло потому, что в первый момент, брошенная в огонь саламандра действительно защищается, обильно выделяя слизь. Различные легенды о саламандрах обобщил древний учёный Плиний Старший. Он писал, что «саламандра так холодна, что от прикосновения её, как ото льда, гаснет огонь.

Вторая  группа отряд Бесхвостые.( Слайд 7 отряд бесхвостые) ( более 5900 видов) Взрослые особи не имеют хвоста.Задние конечности более длинные и развиты чем передние. Передвигаются скачками.Между пальцами задних конечностей есть кожные перепонки, помогающие плавать. В Казахстане обитают зеленая, обыкновенная жаба, жаба Певцова( данатинская),  из лягушек обитают: озерная, остромордая, травяная и центральноазиатская а также квакши.

 Вопрос учителя. А что вы знаете о лягушках?

Заслушивается выступление представителей группы Бесхвостых.

2-ученик. Лягушки живут почти по всей территории нашей страны, в сырых и влажных местах. Питаются лягушки различными насекомыми, свою добычу лягушки подстерегают, неподвижно сидя в укромном месте. Лягушки хватают только подвижную пищу. С наступлением осени они уходят на зимовку.        (слайд 8 лягушки)

Третья  группа отряд Безногие или червяги..(слайд 9)Представлены в основном в Африке, Америке, Индии, Шри-Ланке. Уних нет конечностей, кожа богата железами. Самки обвиваются вокруг яиц и таким образом предохраняют их от высыхания.( цейлонский рыбозмей, кольчатая червяга)

Учитель: Что вы знаете о кольчатой червяге.
3-ученик. Их насчитывают около 50 видов. Тело кольчатой червяги вырастает длиной до 45 см. В лесах Колумбии водится червяга Томпсона – это настоящий гигант длиной до 120 см.(  слайд 10 Червяга Томпсона)

                              Это интересно знать.

Известно ли вам как многие земноводные заботятся о своем потомстве.

пипа вынашивает своих детёнышей на спине в особых углублениях в коже, стадию головастика личинка проходит в яйце(слайд 11).

Так же заботится о своём потомстве жаба-повитуха. Самец обматывает ленты слизи яйцами вокруг своих бёдер и так вынашивает их пока не появятся головастики (слайд 12).                

                      Известно ли вам

Самая крупная австралийская голубая квакша, самая маленькая калумбийская лягушка кокоа. Её размеры не превышают 2см, а вес около 1 г, вмещается эта малютка в чайной ложке, но яд которым она обладает очень смертелен. Его индейцы используют для изготовления 50 отравленных стрел. Такие стрелы используют индейцы для охоты(слайд 13)

 В тропиках встречаются очень крупные жабы, например южноамериканская жаба агаЕё величина с обеденную тарелку, а вес до 2 кг. Помимо насекомых они могут поедать мышей, ящериц и лягушек (слайд14)

Учитель:  Класс земноводных занимает в фаунистических списках очень скромное место. Но даже при такой бедности видового состава амфибии играют очень большую роль в природе и жизни человека

Учитель: Ребята пришло письмо с обратным адресом «огород»

Письмо:

«Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. А польза от меня всем людям большая.

Учитель: Как вы думаете от кого оно?  

Учащиеся: от лягушки которая просит помощи.

Учитель: Какова роль земноводных в природе и жизни человека?

 - Являются звеном в цепи питания.

- Пища для человека

- Уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства и переносчиков

возбудителе заболеваний - комаров, мух

- Индикаторы чистоты окружающей среды.

- Объект для научных исследований.

-  Одна лягушка за сезон (май-сентябрь) съедает в среднем 1260 насекомых.

-  Зеленая жаба откладывает 13 000 икринок, из них превращаются во взрослых особей всего лишь 2%.

- Одна жаба за сезон съедает 1000 вредителей сада и огорода, столько, сколько за это время съедают 2 синицы.

-  В сутки лягушка или жаба съедает 7 насекомых (слайд 15).

Учитель: Лягушек иногда называют мучениками науки. И это верно. Неприхотливая, живучая лягушка не одно десятилетие верой и правдой служит учёным. Научные эксперименты с нею позволили сделать столько важных открытий, что в Париже и Токио лягушке даже воздвигнуты памятники.

В Токио памятник есть удивительный!

Просто не знать о таком возмутительно!

Памятник этот поставлен животному:

Не птице, не зверю, а земноводному.

Все для людей они сделать готовы!

Верой и правдою служат ученым.

Ведь опыты с нею не ради игрушки-

Памятник этот поставлен - лягушке!  (слайд 16 памятник лягушке)

Учитель: Многие люди брезгливо относятся к земноводным, что часто является причиной их прямого уничтожения. В настоящее время численность представителей земноводных продолжает сокращаться. Уже более 260 видов.

Учитель: Причины сокращения численности земноводных:

- климатические условия;

- заражение водоемов ядохимикатами с сельско - хозяйственных полей;

- гибель от автотранспорта;

- осушение канав и болот (при строительстве дорог, поселений);

-лесные пожары. (слайд 17).


Закрепление: Задание письменно в тетрадях. Отметь верные утверждения о земноводных.

- это холоднокровные животные           - сердце трехкамерное

- температура тела постоянная            - пять пальцев на конечностях

- органы дыхания – жабры                       - на пальцах - когти

- шеи – нет                                               - имеют внутреннее и среднее ухо

- язык шиворот-навыворот                   - личинки называются головастикам

Домашнее задание. параграф 48 стр198-199 ( читать)  

                                 вопросы в конце параграфа стр 199 устно
 


 


 


 


 


 


 


 


 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Многообразие земноводных: хвостатые и бесхвостые, безногие"»

22.02.2016г

Тема: Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с многообразием земноводных и их значением в природе и жизни человека.

  • познакомить с земноводными, занесенными в Красную книгу.

  • сформировать знания о характерных признаках данного класса животных.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор.

  • развивать умения выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать.

  • развивать память

Воспитательные:

  • осуществлять экологическое воспитание учащихся.

  • воспитывать чувство прекрасного, восхищения красотой живых организмов.

Оборудование:

1. На доске слова Джеральда Даррелла:

«Даже самое уродливое и страшное животное, как и уродливый страшный человек, не бывает совсем лишен каких- либо пусть самых маленьких привлекательных черт».

  1. Таблицы: «Тип Хордовые. Класс Земноводные».

  2. Иллюстрации с изображением земноводных.

  3. Голоса земноводных

  4. Мультимедийная установка «Многообразие Земноводных» (слайды)









Ход урока

1. Организационный момент

(учитель проверяет готовность класса к уроку, приветствует их)

2. Проверка и опрос домашнего задания

А.Тест. (вопросы устно) ( слайд1)

1.Наиболее древними земноводными считаются:

А) ихтиозавры Б) стегоцефалы В) тритоны С) жабы

2. Какие признаки присуще амфибиям:

А) органы дыхания – кожа, легкие. С) Сердце двухкамерное

Б) сердце трехкамерное Д) гермафродиты

В) органы дыхания жабры Е) развитие происходит в воде

3. Предком земноводных считают:

А) латимерия В) ихтиозавра

Б) вымершая кистеперая рыба С) динозавра

4. Узнать земноводных среди позвоночных среди других классов можно по:

А) сухой коже без желез с роговыми чешуйками

Б) коже без желез с перьевым покровом

В) кожей покрытой чешуей с большим количеством желез

С) голой влажной кожей с большим количеством желез

5. Группу животных назвали земноводными потому, что:

А) многочисленны в природе

Б) дышат кислородом воздуха и воды

В) активно передвигаются в воде

С) обитают во всех природных средах

6. Признаком класса земноводных является:

А) хитиновый покров В) жабры

Б) голая кожа С) размножение откладыванием яиц

Б. Задание письменно в тетрадях: назвать части тела лягушки

( слайд2)

2. Сообщение темы, целей урока

(звучит кваканье лягушки)

Учитель: Ребята вы несомненно узнали этот голос.

Его мы можем слышать сидя вечером у реки или пруда

На завтрак, на обед, на ужин,

Один и вид кушанья мне нужен

Ни хлеб, ни каша - мошкара,

Мой дом - болото, детвора

Зелены мы как трава.

Наша песенка «Ква-ква» (лягушка) (слайд3)

Учитель: Пение лягушек и их родственников услаждают слух, но их внешний вид почему- то у многих вызывает отвращение.

Учитель: Сегодня я вновь вас приглашаю в путешествие в Страну земноводных. Мы поговорим о многообразии земноводных, их значении и охране. Я надеюсь, что после нашего путешествия вы измените свое отношение к этим удивительным созданиям нашей планеты.

Учитель: Вы сегодня будете работать группой по 3 человека

На предыдущих уроках мы изучали класс Земноводные. Вы знаете, что класс насчитывает около 4000 видов. Класс делится на три отряда. Давайте с ними поближе познакомимся. ( слайд 4 отряды земноводных)

Группам раздается задание: Задание: пользуясь текстом учебника и дополнительной информацией, лежащей на столах каждой группы найти, обобщить и составить небольшой рассказ о типичных представителях отрядов земноводных (отряд Хвостатые, отряд Бесхвостые, отряд Безногие.

(Первая группа отряд Хвостатые. Этот отряд самый древний из класса земноводных. В настоящее время их насчитывается около 280 видов. Признаки отряда) отряда Хвостатые

лайд 5 отряд хвостатые). С наступлением тёплых весенних дней в наших водоёмах можно увидеть обыкновенного тритона, саламандру. Тело его небольшое 8-11 см, окраска оливкого-бурого цвета.

Вопрос учителя. Почему тритона нельзя увидеть в водоёме летом?

Летом они живут на суше, ведут скрытый образ жизни. Гребенчатый тритон отличается более крупными размерами, но встречается довольно редко.

Саламандры.

Вопрос учителя. А что вы знаете о них?

Заслушивается выступление представителей группы Хвостатые. (слайд 6 хвостатые)

1 ученик. У некоторых народов саламандра считалась воплощением стихии огня, где она якобы чувствует себя как дома. Огонь ей будто бы не может причинить ей никакого вреда. Возможно такое поверье возникло потому, что в первый момент, брошенная в огонь саламандра действительно защищается, обильно выделяя слизь. Различные легенды о саламандрах обобщил древний учёный Плиний Старший. Он писал, что «саламандра так холодна, что от прикосновения её, как ото льда, гаснет огонь.

Вторая группа отряд Бесхвостые.( Слайд 7 отряд бесхвостые) ( более 5900 видов) Взрослые особи не имеют хвоста.Задние конечности более длинные и развиты чем передние. Передвигаются скачками.Между пальцами задних конечностей есть кожные перепонки, помогающие плавать. В Казахстане обитают зеленая, обыкновенная жаба, жаба Певцова( данатинская), из лягушек обитают: озерная, остромордая, травяная и центральноазиатская а также квакши.

Вопрос учителя. А что вы знаете о лягушках?

Заслушивается выступление представителей группы Бесхвостых.

2-ученик. Лягушки живут почти по всей территории нашей страны, в сырых и влажных местах. Питаются лягушки различными насекомыми, свою добычу лягушки подстерегают, неподвижно сидя в укромном месте. Лягушки хватают только подвижную пищу. С наступлением осени они уходят на зимовку. (слайд 8 лягушки)

Третья группа отряд Безногие или червяги. .(слайд 9)Представлены в основном в Африке, Америке, Индии, Шри-Ланке. Уних нет конечностей, кожа богата железами. Самки обвиваются вокруг яиц и таким образом предохраняют их от высыхания.( цейлонский рыбозмей, кольчатая червяга)

Учитель: Что вы знаете о кольчатой червяге.
3-ученик. Их насчитывают около 50 видов. Тело кольчатой червяги вырастает длиной до 45 см. В лесах Колумбии водится червяга Томпсона – это настоящий гигант длиной до 120 см.( слайд 10 Червяга Томпсона)

Это интересно знать.

Известно ли вам как многие земноводные заботятся о своем потомстве.

пипа вынашивает своих детёнышей на спине в особых углублениях в коже, стадию головастика личинка проходит в яйце(слайд 11).

Так же заботится о своём потомстве жаба-повитуха. Самец обматывает ленты слизи яйцами вокруг своих бёдер и так вынашивает их пока не появятся головастики (слайд 12).

Известно ли вам

Самая крупная австралийская голубая квакша, самая маленькая калумбийская лягушка кокоа. Её размеры не превышают 2см, а вес около 1 г, вмещается эта малютка в чайной ложке, но яд которым она обладает очень смертелен. Его индейцы используют для изготовления 50 отравленных стрел. Такие стрелы используют индейцы для охоты(слайд 13)

В тропиках встречаются очень крупные жабы, например южноамериканская жаба ага. Её величина с обеденную тарелку, а вес до 2 кг. Помимо насекомых они могут поедать мышей, ящериц и лягушек (слайд14)

Учитель: Класс земноводных занимает в фаунистических списках очень скромное место. Но даже при такой бедности видового состава амфибии играют очень большую роль в природе и жизни человека

Учитель: Ребята пришло письмо с обратным адресом «огород»

Письмо:

«Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. А польза от меня всем людям большая.

Учитель: Как вы думаете от кого оно?

Учащиеся: от лягушки которая просит помощи.

Учитель: Какова роль земноводных в природе и жизни человека?

 - Являются звеном в цепи питания.

- Пища для человека

- Уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства и переносчиков

возбудителе заболеваний - комаров, мух

- Индикаторы чистоты окружающей среды.

- Объект для научных исследований.

- Одна лягушка за сезон (май-сентябрь) съедает в среднем 1260 насекомых.

- Зеленая жаба откладывает 13 000 икринок, из них превращаются во взрослых особей всего лишь 2%.

- Одна жаба за сезон съедает 1000 вредителей сада и огорода, столько, сколько за это время съедают 2 синицы.

- В сутки лягушка или жаба съедает 7 насекомых (слайд 15).

Учитель: Лягушек иногда называют мучениками науки. И это верно. Неприхотливая, живучая лягушка не одно десятилетие верой и правдой служит учёным. Научные эксперименты с нею позволили сделать столько важных открытий, что в Париже и Токио лягушке даже воздвигнуты памятники.

В Токио памятник есть удивительный!

Просто не знать о таком возмутительно!

Памятник этот поставлен животному:

Не птице, не зверю, а земноводному.

Все для людей они сделать готовы!

Верой и правдою служат ученым.

Ведь опыты с нею не ради игрушки-

Памятник этот поставлен - лягушке! (слайд 16 памятник лягушке)


Учитель: Многие люди брезгливо относятся к земноводным, что часто является причиной их прямого уничтожения. В настоящее время численность представителей земноводных продолжает сокращаться. Уже более 260 видов.

Учитель: Причины сокращения численности земноводных:

- климатические условия;

- заражение водоемов ядохимикатами с сельско - хозяйственных полей;

- гибель от автотранспорта;

- осушение канав и болот (при строительстве дорог, поселений);

-лесные пожары. (слайд 17).


Закрепление: Задание письменно в тетрадях. Отметь верные утверждения о земноводных.

- это холоднокровные животные - сердце трехкамерное

- температура тела постоянная - пять пальцев на конечностях

- органы дыхания – жабры - на пальцах - когти

- шеи – нет - имеют внутреннее и среднее ухо

- язык шиворот-навыворот - личинки называются головастикам



Домашнее задание. параграф 48 стр198-199 ( читать)

вопросы в конце параграфа стр 199 устно



























КГУ «Средняя общеобразовательная школа Махамбет

Зеленовского районного отдела образования»


«Утверждаю» « Согласовано» Рассмотрено на

Директор школы Зам.директор по заседании МО:

Т.А. Абдрахманов Уч.работе школы ______ Уразалина Р.Б
«___»_____2016г ______А.А.Акбулатова

« ____» ______ 2016г «____»______ 2016г
 

 

 







Открытый урок

Тема:

« Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и

бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных».








Подготовила:

Учитель биологии Атаканова А.Г

Класс: 7 «Б»





2015-2016 учебный год.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Открытый урок "Многообразие земноводных: хвостатые и бесхвостые, безногие"

Автор: Атаканова Алия Газезжановна

Дата: 22.02.2017

Номер свидетельства: 394553

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Конспект урока  биологии "
    ["seo_title"] => string(25) "konspiekt-uroka-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "197602"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428259094"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства