Открытый урок "Многообразие земноводных: хвостатые и бесхвостые, безногие"
Открытый урок "Многообразие земноводных: хвостатые и бесхвостые, безногие"
22.02.2016г
Тема: Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить учащихся с многообразием земноводных и их значением в природе и жизни человека.
познакомить с земноводными, занесенными в Красную книгу.
сформировать знания о характерных признаках данного класса животных.
Развивающие:
развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор.
воспитывать чувство прекрасного, восхищения красотой живых организмов.
Оборудование:
1. На доске слова Джеральда Даррелла:
«Даже самое уродливое и страшное животное, как и уродливый страшный человек, не бывает совсем лишен каких- либо пусть самых маленьких привлекательных черт».
Таблицы: «Тип Хордовые. Класс Земноводные».
Иллюстрации с изображением земноводных.
Голоса земноводных
Мультимедийная установка «Многообразие Земноводных» (слайды)
Ход урока
1. Организационный момент
(учитель проверяет готовность класса к уроку, приветствует их)
2. Проверка и опрос домашнего задания
А.Тест. (вопросы устно) ( слайд1)
1.Наиболее древними земноводными считаются:
А) ихтиозавры Б) стегоцефалы В) тритоны С) жабы
2. Какие признаки присуще амфибиям:
А) органы дыхания – кожа, легкие. С) Сердце двухкамерное
Б) сердце трехкамерное Д) гермафродиты
В) органы дыхания жабры Е) развитие происходит в воде
3. Предком земноводных считают:
А) латимерия В) ихтиозавра
Б) вымершая кистеперая рыба С) динозавра
4. Узнать земноводных среди позвоночных среди других классов можно по:
А) сухой коже без желез с роговыми чешуйками
Б) коже без желез с перьевым покровом
В) кожей покрытой чешуей с большим количеством желез
С) голой влажной кожей с большим количеством желез
5. Группу животных назвали земноводными потому, что:
А) многочисленны в природе
Б) дышат кислородом воздуха и воды
В) активно передвигаются в воде
С) обитают во всех природных средах
6. Признаком класса земноводных является:
А) хитиновый покров В) жабры
Б) голая кожа С) размножение откладыванием яиц
Б. Задание письменно в тетрадях: назвать части тела лягушки
( слайд2)
2. Сообщение темы, целей урока
(звучит кваканье лягушки)
Учитель: Ребята вы несомненно узнали этот голос.
Его мы можем слышать сидя вечером у реки или пруда
На завтрак, на обед, на ужин,
Один и вид кушанья мне нужен
Ни хлеб, ни каша - мошкара,
Мой дом - болото, детвора
Зелены мы как трава.
Наша песенка «Ква-ква» (лягушка) (слайд3)
Учитель: Пение лягушек и их родственников услаждают слух, но их внешний вид почему- то у многих вызывает отвращение.
Учитель: Сегодня я вновь вас приглашаю в путешествие в Страну земноводных. Мы поговорим о многообразии земноводных, их значении и охране. Я надеюсь, что после нашего путешествия вы измените свое отношение к этим удивительным созданиям нашей планеты.
Учитель: Вы сегодня будете работать группой по 3 человека
На предыдущих уроках мы изучали класс Земноводные. Вы знаете, что класс насчитывает около 4000 видов. Класс делится на три отряда. Давайте с ними поближе познакомимся. ( слайд 4 отряды земноводных)
Группам раздается задание: Задание: пользуясь текстом учебника и дополнительной информацией, лежащей на столах каждой группы найти, обобщить и составить небольшой рассказ о типичных представителях отрядов земноводных (отряд Хвостатые, отряд Бесхвостые, отряд Безногие.
(Первая группаотрядХвостатые. Этот отряд самый древний из класса земноводных. В настоящее время их насчитывается около 280 видов. Признаки отряда) отряда Хвостатые
(слайд 5 отряд хвостатые). С наступлением тёплых весенних дней в наших водоёмах можно увидеть обыкновенного тритона, саламандру. Тело его небольшое 8-11 см, окраска оливкого-бурого цвета.
Вопрос учителя. Почему тритона нельзя увидеть в водоёме летом?
Летом они живут на суше, ведут скрытый образ жизни. Гребенчатый тритон отличается более крупными размерами, но встречается довольно редко.
Саламандры.
Вопрос учителя. А что вы знаете о них?
Заслушивается выступление представителей группы Хвостатые. (слайд 6 хвостатые)
1 ученик. У некоторых народов саламандра считалась воплощением стихии огня, где она якобы чувствует себя как дома. Огонь ей будто бы не может причинить ей никакого вреда. Возможно такое поверье возникло потому, что в первый момент, брошенная в огонь саламандра действительно защищается, обильно выделяя слизь. Различные легенды о саламандрах обобщил древний учёный Плиний Старший. Он писал, что «саламандра так холодна, что от прикосновения её, как ото льда, гаснет огонь.
Вторая группа отрядБесхвостые.( Слайд 7 отряд бесхвостые) ( более 5900 видов) Взрослые особи не имеют хвоста.Задние конечности более длинные и развиты чем передние. Передвигаются скачками.Между пальцами задних конечностей есть кожные перепонки, помогающие плавать. В Казахстане обитают зеленая, обыкновенная жаба, жаба Певцова( данатинская), из лягушек обитают: озерная, остромордая, травяная и центральноазиатская а также квакши.
Вопрос учителя. А что вы знаете о лягушках?
Заслушивается выступление представителей группы Бесхвостых.
2-ученик. Лягушки живут почти по всей территории нашей страны, в сырых и влажных местах. Питаются лягушки различными насекомыми, свою добычу лягушки подстерегают, неподвижно сидя в укромном месте. Лягушки хватают только подвижную пищу. С наступлением осени они уходят на зимовку. (слайд 8 лягушки)
Третья группа отряд Безногие или червяги..(слайд 9)Представлены в основном в Африке, Америке, Индии, Шри-Ланке. Уних нет конечностей, кожа богата железами. Самки обвиваются вокруг яиц и таким образом предохраняют их от высыхания.( цейлонский рыбозмей, кольчатая червяга)
Учитель: Что вы знаете о кольчатой червяге. 3-ученик. Их насчитывают около 50 видов. Тело кольчатой червяги вырастает длиной до 45 см. В лесах Колумбии водится червяга Томпсона – это настоящий гигант длиной до 120 см.( слайд 10 Червяга Томпсона)
Это интересно знать.
Известно ли вам как многие земноводные заботятся о своем потомстве.
пипа вынашивает своих детёнышей на спине в особых углублениях в коже, стадию головастика личинка проходит в яйце(слайд 11).
Так же заботится о своём потомстве жаба-повитуха. Самец обматывает ленты слизи яйцами вокруг своих бёдер и так вынашивает их пока не появятся головастики (слайд 12).
Известно ли вам
Самая крупная австралийская голубая квакша, самая маленькая калумбийская лягушка кокоа. Её размеры не превышают 2см, а вес около 1 г, вмещается эта малютка в чайной ложке, но яд которым она обладает очень смертелен. Его индейцы используют для изготовления 50 отравленных стрел. Такие стрелы используют индейцы для охоты(слайд 13)
В тропиках встречаются очень крупные жабы, например южноамериканская жаба ага. Её величина с обеденную тарелку, а вес до 2 кг. Помимо насекомых они могут поедать мышей, ящериц и лягушек (слайд14)
Учитель: Класс земноводных занимает в фаунистических списках очень скромное место. Но даже при такой бедности видового состава амфибии играют очень большую роль в природе и жизни человека
Учитель: Ребята пришло письмо с обратным адресом «огород»
Письмо:
«Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. А польза от меня всем людям большая.
Учитель: Как вы думаете от кого оно?
Учащиеся: от лягушки которая просит помощи.
Учитель: Какова роль земноводных в природе и жизни человека?
- Являются звеном в цепи питания.
- Пища для человека
- Уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства и переносчиков
возбудителе заболеваний - комаров, мух
- Индикаторы чистоты окружающей среды.
- Объект для научных исследований.
- Одна лягушка за сезон (май-сентябрь) съедает в среднем 1260 насекомых.
- Зеленая жаба откладывает 13 000 икринок, из них превращаются во взрослых особей всего лишь 2%.
- Одна жаба за сезон съедает 1000 вредителей сада и огорода, столько, сколько за это время съедают 2 синицы.
- В сутки лягушка или жаба съедает 7 насекомых (слайд 15).
Учитель: Лягушек иногда называют мучениками науки. И это верно. Неприхотливая, живучая лягушка не одно десятилетие верой и правдой служит учёным. Научные эксперименты с нею позволили сделать столько важных открытий, что в Париже и Токио лягушке даже воздвигнуты памятники.
В Токио памятник есть удивительный!
Просто не знать о таком возмутительно!
Памятник этот поставлен животному:
Не птице, не зверю, а земноводному.
Все для людей они сделать готовы!
Верой и правдою служат ученым.
Ведь опыты с нею не ради игрушки-
Памятник этот поставлен - лягушке! (слайд 16 памятник лягушке)
Учитель: Многие люди брезгливо относятся к земноводным, что часто является причиной их прямого уничтожения. В настоящее время численность представителей земноводных продолжает сокращаться. Уже более 260 видов.
Учитель: Причины сокращения численности земноводных:
- климатические условия;
- заражение водоемов ядохимикатами с сельско - хозяйственных полей;
- гибель от автотранспорта;
- осушение канав и болот (при строительстве дорог, поселений);
-лесные пожары. (слайд 17).
Закрепление: Задание письменно в тетрадях. Отметь верные утверждения о земноводных.
- это холоднокровные животные - сердце трехкамерное
- температура тела постоянная - пять пальцев на конечностях
- органы дыхания – жабры - на пальцах - когти
- шеи – нет - имеют внутреннее и среднее ухо
- язык шиворот-навыворот - личинки называются головастикам
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Многообразие земноводных: хвостатые и бесхвостые, безногие"»
22.02.2016г
Тема: Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить учащихся с многообразием земноводных и их значением в природе и жизни человека.
познакомить с земноводными, занесенными в Красную книгу.
сформировать знания о характерных признаках данного класса животных.
Развивающие:
развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор.
воспитывать чувство прекрасного, восхищения красотой живых организмов.
Оборудование:
1. На доске слова Джеральда Даррелла:
«Даже самое уродливое и страшное животное, как и уродливый страшный человек, не бывает совсем лишен каких- либо пусть самых маленьких привлекательных черт».
Таблицы: «Тип Хордовые. Класс Земноводные».
Иллюстрации с изображением земноводных.
Голоса земноводных
Мультимедийная установка «Многообразие Земноводных» (слайды)
Ход урока
1. Организационный момент
(учитель проверяет готовность класса к уроку, приветствует их)
2. Проверка и опрос домашнего задания
А.Тест. (вопросы устно) ( слайд1)
1.Наиболее древними земноводными считаются:
А) ихтиозавры Б) стегоцефалы В) тритоны С) жабы
2. Какие признаки присуще амфибиям:
А) органы дыхания – кожа, легкие. С) Сердце двухкамерное
Б) сердце трехкамерное Д) гермафродиты
В) органы дыхания жабры Е) развитие происходит в воде
3. Предком земноводных считают:
А) латимерия В) ихтиозавра
Б) вымершая кистеперая рыба С) динозавра
4. Узнать земноводных среди позвоночных среди других классов можно по:
А) сухой коже без желез с роговыми чешуйками
Б) коже без желез с перьевым покровом
В) кожей покрытой чешуей с большим количеством желез
С) голой влажной кожей с большим количеством желез
5. Группу животных назвали земноводными потому, что:
А) многочисленны в природе
Б) дышат кислородом воздуха и воды
В) активно передвигаются в воде
С) обитают во всех природных средах
6. Признаком класса земноводных является:
А) хитиновый покров В) жабры
Б) голая кожа С) размножение откладыванием яиц
Б. Задание письменно в тетрадях: назвать части тела лягушки
( слайд2)
2. Сообщение темы, целей урока
(звучит кваканье лягушки)
Учитель: Ребята вы несомненно узнали этот голос.
Его мы можем слышать сидя вечером у реки или пруда
На завтрак, на обед, на ужин,
Один и вид кушанья мне нужен
Ни хлеб, ни каша - мошкара,
Мой дом - болото, детвора
Зелены мы как трава.
Наша песенка «Ква-ква» (лягушка) (слайд3)
Учитель: Пение лягушек и их родственников услаждают слух, но их внешний вид почему- то у многих вызывает отвращение.
Учитель: Сегодня я вновь вас приглашаю в путешествие в Страну земноводных. Мы поговорим о многообразии земноводных, их значении и охране. Я надеюсь, что после нашего путешествия вы измените свое отношение к этим удивительным созданиям нашей планеты.
Учитель: Вы сегодня будете работать группой по 3 человека
На предыдущих уроках мы изучали класс Земноводные. Вы знаете, что класс насчитывает около 4000 видов. Класс делится на три отряда. Давайте с ними поближе познакомимся. ( слайд 4 отряды земноводных)
Группам раздается задание: Задание: пользуясь текстом учебника и дополнительной информацией, лежащей на столах каждой группы найти, обобщить и составить небольшой рассказ о типичных представителях отрядов земноводных (отряд Хвостатые, отряд Бесхвостые, отряд Безногие.
(Первая группаотрядХвостатые. Этот отряд самый древний из класса земноводных. В настоящее время их насчитывается около 280 видов. Признаки отряда) отряда Хвостатые
(слайд 5 отряд хвостатые). С наступлением тёплых весенних дней в наших водоёмах можно увидеть обыкновенного тритона, саламандру. Тело его небольшое 8-11 см, окраска оливкого-бурого цвета.
Вопрос учителя. Почему тритона нельзя увидеть в водоёме летом?
Летом они живут на суше, ведут скрытый образ жизни. Гребенчатый тритон отличается более крупными размерами, но встречается довольно редко.
Саламандры.
Вопрос учителя. А что вы знаете о них?
Заслушивается выступление представителей группы Хвостатые. (слайд 6 хвостатые)
1 ученик. У некоторых народов саламандра считалась воплощением стихии огня, где она якобы чувствует себя как дома. Огонь ей будто бы не может причинить ей никакого вреда. Возможно такое поверье возникло потому, что в первый момент, брошенная в огонь саламандра действительно защищается, обильно выделяя слизь. Различные легенды о саламандрах обобщил древний учёный Плиний Старший. Он писал, что «саламандра так холодна, что от прикосновения её, как ото льда, гаснет огонь.
Вторая группа отрядБесхвостые.( Слайд 7 отряд бесхвостые) ( более 5900 видов) Взрослые особи не имеют хвоста.Задние конечности более длинные и развиты чем передние. Передвигаются скачками.Между пальцами задних конечностей есть кожные перепонки, помогающие плавать. В Казахстане обитают зеленая, обыкновенная жаба, жаба Певцова( данатинская), из лягушек обитают: озерная, остромордая, травяная и центральноазиатская а также квакши.
Вопрос учителя. А что вы знаете о лягушках?
Заслушивается выступление представителей группы Бесхвостых.
2-ученик. Лягушки живут почти по всей территории нашей страны, в сырых и влажных местах. Питаются лягушки различными насекомыми, свою добычу лягушки подстерегают, неподвижно сидя в укромном месте. Лягушки хватают только подвижную пищу. С наступлением осени они уходят на зимовку. (слайд 8 лягушки)
Третья группа отряд Безногие или червяги. .(слайд 9)Представлены в основном в Африке, Америке, Индии, Шри-Ланке. Уних нет конечностей, кожа богата железами. Самки обвиваются вокруг яиц и таким образом предохраняют их от высыхания.( цейлонский рыбозмей, кольчатая червяга)
Учитель: Что вы знаете о кольчатой червяге. 3-ученик. Их насчитывают около 50 видов. Тело кольчатой червяги вырастает длиной до 45 см. В лесах Колумбии водится червяга Томпсона – это настоящий гигант длиной до 120 см.( слайд 10 Червяга Томпсона)
Это интересно знать.
Известно ли вам как многие земноводные заботятся о своем потомстве.
пипа вынашивает своих детёнышей на спине в особых углублениях в коже, стадию головастика личинка проходит в яйце(слайд 11).
Так же заботится о своём потомстве жаба-повитуха. Самец обматывает ленты слизи яйцами вокруг своих бёдер и так вынашивает их пока не появятся головастики (слайд 12).
Известно ли вам
Самая крупная австралийская голубая квакша, самая маленькая калумбийская лягушка кокоа. Её размеры не превышают 2см, а вес около 1 г, вмещается эта малютка в чайной ложке, но яд которым она обладает очень смертелен. Его индейцы используют для изготовления 50 отравленных стрел. Такие стрелы используют индейцы для охоты(слайд 13)
В тропиках встречаются очень крупные жабы, например южноамериканская жаба ага.Её величина с обеденную тарелку, а вес до 2 кг. Помимо насекомых они могут поедать мышей, ящериц и лягушек (слайд14)
Учитель: Класс земноводных занимает в фаунистических списках очень скромное место. Но даже при такой бедности видового состава амфибии играют очень большую роль в природе и жизни человека
Учитель: Ребята пришло письмо с обратным адресом «огород»
Письмо:
«Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. А польза от меня всем людям большая.
Учитель: Как вы думаете от кого оно?
Учащиеся: от лягушки которая просит помощи.
Учитель: Какова роль земноводных в природе и жизни человека?
- Являются звеном в цепи питания.
- Пища для человека
- Уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства и переносчиков
возбудителе заболеваний - комаров, мух
- Индикаторы чистоты окружающей среды.
- Объект для научных исследований.
- Одна лягушка за сезон (май-сентябрь) съедает в среднем 1260 насекомых.
- Зеленая жаба откладывает 13 000 икринок, из них превращаются во взрослых особей всего лишь 2%.
- Одна жаба за сезон съедает 1000 вредителей сада и огорода, столько, сколько за это время съедают 2 синицы.
- В сутки лягушка или жаба съедает 7 насекомых (слайд 15).
Учитель: Лягушек иногда называют мучениками науки. И это верно. Неприхотливая, живучая лягушка не одно десятилетие верой и правдой служит учёным. Научные эксперименты с нею позволили сделать столько важных открытий, что в Париже и Токио лягушке даже воздвигнуты памятники.
В Токио памятник есть удивительный!
Просто не знать о таком возмутительно!
Памятник этот поставлен животному:
Не птице, не зверю, а земноводному.
Все для людей они сделать готовы!
Верой и правдою служат ученым.
Ведь опыты с нею не ради игрушки-
Памятник этот поставлен - лягушке! (слайд 16 памятник лягушке)
Учитель: Многие люди брезгливо относятся к земноводным, что часто является причиной их прямого уничтожения. В настоящее время численность представителей земноводных продолжает сокращаться. Уже более 260 видов.
Учитель: Причины сокращения численности земноводных:
- климатические условия;
- заражение водоемов ядохимикатами с сельско - хозяйственных полей;
- гибель от автотранспорта;
- осушение канав и болот (при строительстве дорог, поселений);
-лесные пожары. (слайд 17).
Закрепление: Задание письменно в тетрадях. Отметь верные утверждения о земноводных.
- это холоднокровные животные - сердце трехкамерное
- температура тела постоянная - пять пальцев на конечностях
- органы дыхания – жабры - на пальцах - когти
- шеи – нет - имеют внутреннее и среднее ухо
- язык шиворот-навыворот - личинки называются головастикам