kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Многообразие земноводных. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии в 7 классе на тему: " Многообразие земноводных.  Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных"

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с многообразием земноводных, в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах;
  • показать значение земноводных в природе и жизни человека, необходимости их охраны;
  • составить общую характеристику класса земноводных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Многообразие земноводных. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.»

Биология .7 класс.

Тема. Многообразие земноводных. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с многообразием земноводных, в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах;

  • показать значение земноводных в природе и жизни человека, необходимости их охраны;

  • составить общую характеристику класса земноводных.

Тип урока: освоения новых знаний.



Ход урока

У вас на столах лежат солнышки и тучки , кто пришел с хорошим настроением поднимите солнышки, кто с плохим тучки. Я рада что вы пришли на урок с хорошим настроением , я желаю вам плодотворно поработать на сегодняшнем уроке и пополнить багаж знаний, теми сведениями, которые пригодятся вам в дальнейшей жизни.

Учитель:  Какой класс позвоночных животных мы изучаем? (Класс земноводные)

Учитель: Эти животные особенные. Особенность этих животных заключена уже в самом названии класса.

- В чем же эта особенность? (Обитатели наземной и водной среды)

такое название, потому что часть своей жизни они проводят в воде, а часть – на суше.

  1. Проверка знаний.

А как вы помните остальные особенности земноводных мы проверим в ходе выполнения дифференцированного задания, которое лежит на вашем столе.

Задание.

1 уровень



1. Скелет у лягушки:

а) костный;

б) хрящевой;

в) хитиновый.


2. Кровеносная система:

а) замкнутая, два круга кровообращения;

б) замкнутая, один круг кровообращения.


3.Сердце у лягушки:

а) 2-камерное;

б) 3-камерное;

в) 4-камерное.


4.Органы дыхания:

а) жабры и кожа;

б) легкие;

в) легкие и кожа.


5. Нервная система:

а) трубчатая, имеется спинной и головной мозг;

б) Нервная цепочка, имеет надглоточный узел;

в) трубчатая, имеет головной и спинной мозг и отходящие от них нервы.


6. Органы выделения:

а) тазовые почки;

б) туловищные почки;

б) зеленые железы.


7. Рефлексы у лягушки:

а) безусловные;

б) условные;

в) безусловные и условные.


8. Лягушка обитает:

а) на суше;

б) в воде;

в) на суше и в воде.


2 уровень


Из перечня органов выберите те, которые соответствуют каждой из названных систем.


Системы органов:

I. Нервная система.

II. Кровеносная система.

III. Пищеварительная система.

IV. Дыхательная система.

V. Выделительная система.

VI. Опорно – двигательная.

VII. Половая система.

VIII. Покровы.


Органы: 1 – мышцы, 2 – клоака, 3 – кожа, 4 – сердце, 5 – легкие, 6 – семенники, 7 – артерии, 8 – яичники, 9 – нервы, 10 – конечности, 11 – спинной мозг, 12 – пояс передних конечностей, 13 – головной мозг, 14 – кишечник, 15 – желудок, 16 – почки, мочевой пузырь, 17 – пояс задних конечностей.

Теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Идет работа со слайдом

- К какому типу животных относятся земноводные? (К типу хордовые)

А какой надкласс хордовых животных мы уже изучили ? ( НадклассРыбы)

На какие два класса он делится ? (костные и хрящевые рыбы)

2.Формирование групп согласно признаков хрящевых , костных рыб и земноводных.(Признаки рыб записаны на карточках)

Учитель: Сложите буквы изображенные обратной стороне ваших карточек и мы узнаем тему сегодняшнего урока” Многообразие земноводных. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.

Знать:

  • особенности строения и жизнедеятельности отрядов земноводных

  • значение в природе и жизни человека

Уметь: распознавать представителей отрядов земноводных



Класс земноводные насчитывает около 2400 видов животных. Они объединены в 3 отряда: Хвостатые, Бесхвостые и Безногие.

3. Вызов.

- А теперь давайте попытаемся ответить на вопросы:

1. Кто такие червяги? Где они обитают?

2. Почему червяги “насиживают” свои яйца?

3. Кто такие жерлянки? Почему хищники не трогают жерлянок?

4. Что такое паротиды?

5. Как квакши передвигаются по ветвям и листьям деревьев?

6. Как отличить тритонов от ящериц?

7. Какой образ жизни ведут тритоны?

8. Зачем тритонам большой кожистый гребень вдоль спины и хвоста?

9.Почему у саламандры окраска блестяще - черная с ярко - желтыми пятнами неправильной формы.
Учитель: Сейчас мы с вами не можем ответить на все эти вопросы. Как вы думаете почему? Правильно, нам не хватает информации.

Чтобы ответить на все эти вопросы, обратимся к тексту параграфа и дополнительным текстам, которые лежат у вас на столах.

4. Изучение нового материала (осмысление).

Текст параграфа разобьем на отрывки для самообучения.

1 группа: Отряд Хвостатые

2 группа: Отряд Безногие

3 группа: Отряд Бесхвостые

Алгоритм действий учащихся в группах:

1. Каждый учащийся в группе читает текст параграфа.

2. Все вместе учащиеся группы составляют опорный конспект в виде кластера, таблицы, схемы, рисунка, записи отдельных ключевых слов фиксируют главные понятия. Учащиеся работают 15-20 минут.

Этот конспект выполняют на листе ватмана (1 ученик), все остальные – у себя в рабочих тетрадях.

3. Группа выбирает 1 ученика спикера или нескольких или отвечает в полном составе, который будет выступать со своей презентацией у доски.

4. “Презентация” каждой группы у доски.

Предварительное задание“Интересные факты из жизни земноводных»

Просмотр отрывка из мультфилима «Летучий корабль»

Я водяной, Я водяной, 
Поговорил бы кто со мной,
Здесь все мои подружки:
Пиявки да лягушки,
Фу! Какая гадость.

Учитель:  А какие ассоциации вызывают лягушки и прочие земноводные у вас? Как вы думаете приносят ли они пользу? А вред? Какую роль они играют в природе и жизни человека?

Группы стикеров. (учащиеся в группах записывают значение земноводных на стикерах и приклеивают их на ватман)

  1. Земноводные служат пищей для многих животных и человека.

2. Слизь кожных выделений земноводных содержит ядовитые вещества; их используют охотники и медики.

3. Лягушек используют домохозяйки для хранения молока, чтобы оно не прокисло в теплом помещении.

4. Земноводные служат объектом для науки, классическими подопытными животными.

5. Многих представителей земноводных содержат в аквариумах и террариумах – для красоты.

6.Поедают беспозвоночных

7.Из кожи крупных животных делают сувениры.

Оценивание экспертом.

А еще люди научились делать у них –ласты, камуфляжную ткань и вакуумные присоски. (демонстрация )

Учитель: 

Благодарное человечество поставило лягушке 2 памятника – в Париже и Токио.

До сегодняшнего дня в мире существовали только “грустные” памятники лягушкам – жертв медицинских опытов. Еще в 19 веке на территории парижского университета был установлен памятник “ее величеству квакушке”.

Давайте посмотрим, какие памятники лягушкам создал человек.

Изменилось ли ваше отношение к земноводным?

Лягушки 
Ну, кто говорит, что лягушки уроды!

Он должен наверно, себе уяснить:

Законы свои у суровой природы,

И главная цель у живого – чтоб жить.

Прыгунья, пловчиха – в воде и на суше,

Наряд у лягушке удобен и прост.

Зачем под водой ей пушистая шёрстка

И прыгать мешал бы искрящийся хвост.

А сколько лягушек – без численно много,

Их можно считать и считать без конца.

Отдали науке лягушечьи ноги,

На пользу науки отдали сердца.

И если случайно лягушку ты встретишь,

Ты тихо скажи ей: «Лягушка, прости!»

Погладь осторожно прохладную лапку,

На волю, как в сказке её отпусти.


Легко ли живется Земноводным?

Хозяйственная деятельность человека пагубно на них влияет:

  • Земляные работы;

  • Вырубка лесов;

  • Осушение болот;

  • Загрязнение водоемов;

  • Выпас скота.

Поэтому эти животные подлежат охране. В настоящее время численность земноводных сокращается. Некоторые из них занесены в Красную книгу Казахстана. На доске рисунки этих животных, к какому отряду относится каждое из них?

5.Рефлексия.

1. А теперь давайте вернемся к вопросам , которые мы читали в начале урока и попытаемся ответить на них.

2.Укажи отряды земноводных и распредели указанных животных по отрядам. Работа с флипчартом.

Отряды земноводных

Животные









1.тритон;2.травянаялягушка;3.зеленаяжаба;4.семиреченский лягушкозуб;5.саламандра;6.кольчатая червяга;7.озерная лягушка;8.цейлонский рыбозмей.

3. Кроссворд “Земноводные”

В клетках нужно вписать названия тех земноводных, которые заканчиваются буквой “А”

Ответы: 1. Жаба; 2 Квакша; 3. Лягушка; 4. Жерлянка; 5. Саламандра.

4.Задания в конвертах.

Если остается время можно использовать задания в конвертах для групп.

1 конверт 
Ухватила мушку 
Зеленая лягушка, 
Но забила пища рот – 
Ни назад и ни вперед. 
Тут лягушкины глаза 
Провалились в полость рта. 
Протолкнули, сей обед 
Правда, это или нет? 

2 конверт 
Если вкусненькое что- 
Незаметное оно, 
Все, что ярко – ядовито! 
Иль вонюче, иль сердито! 
Скунс хвостатый-полосатый. 
Полосатая оса – тоже издали видна. 
Их задеть себе же хуже. 

У жерлянки в мелкой луже 
Ярко красное брюшко, 
Но кому его покажешь, 
Коли вниз обращено? 
Но жерлянка не простушка 
Очень ловкая лягушка! 
Кто расскажет, как она отпугнула журавля? 

3 конверт 
Сестры, вкруг! Бурлит вода, 
Яд и нечисть- все туда, 
Жаба, что в земле сырой 
Тридцать дней копила слизь, 
Первая в котле варись! 

Не смотрите, что мала 
Очень яркая она! 
Самый сильный человек 
Не сравниться с ней во век. 
Если в руки её возьмешь 
Не от силы ты умрешь! 
Что это за особенность земноводных и где её применял человек? 

4 конверт 
В Токио ей не напрасно 
Памятник стоит прекрасный 
Героиня не могуча, 
Но зелена и прыгуча. 
Ротик – тот ещё у ней – 
Хоть завязочки пришей! 

Кто это и почему ей стоит памятник? 

Д\з составить по 5 тонких и толстых вопросов, на тему многообразие земноводных.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Ефимик Вера Сергеевна

Дата: 15.03.2016

Номер свидетельства: 306187

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Многообразие земноводных. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных"
    ["seo_title"] => string(99) "mnoghoobraziieziemnovodnykhznachieniieziemnovodnykhvprirodieivzhiznichieloviekaokhranaziemnovodnykh"
    ["file_id"] => string(6) "337840"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1469118051"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Конспект урока  биологии "
    ["seo_title"] => string(25) "konspiekt-uroka-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "197602"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428259094"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "«Общая характеристика класса земноводные.  Внешнее и внутреннее                              строение лягушки. "
    ["seo_title"] => string(97) "obshchaia-kharaktieristika-klassa-ziemnovodnyie-vnieshnieie-i-vnutriennieie-stroieniie-liaghushki"
    ["file_id"] => string(6) "178151"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424782132"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Многообразие  и значение земноводных "
    ["seo_title"] => string(42) "mnoghoobraziie-i-znachieniie-ziemnovodnykh"
    ["file_id"] => string(6) "108694"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403807230"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) ""Путешествие  в страну земноводных" "
    ["seo_title"] => string(38) "putieshiestviie-v-stranu-ziemnovodnykh"
    ["file_id"] => string(6) "159606"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421927854"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства