«Общая характеристика класса земноводные. Внешнее и внутреннее строение лягушки.
«Общая характеристика класса земноводные. Внешнее и внутреннее строение лягушки.
ТЕМА: «Общая характеристика класса земноводные. Внешнее и внутреннее строение лягушки.
Цель урока: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности земноводных как первых наземных животных, обитающих в водной и наземной среде.
Задачи:
Образовательные: сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки в связи со средой обитания; познакомить с многообразием, значением земноводных и необходимостью их охраны.
Развивающие: развивать познавательный интерес, логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.
Воспитательные: способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним; воспитание коммуникативных качеств, навыков взаимооценки.
Тип урока: комбинированный.
Методы, используемые на уроке: наглядный, практический, частично-поисковый, словесный, проблемный.
Используемые формы обучения: групповая, коллективная, индивидуальная,дифференцированный подход.
Оборудование: интерактивная доска.
таблицы «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Травяная лягушка
Запись учащимися темы урока: «Класс Земноводные, или Амфибии.
Ребята, какие чувства вызывают у вас лягушки, жабы и другие земноводные? (Ответы детей). Посмотрим, изменится ли у вас отношение к ним в конце урока.
Что вы знаете о земноводных? (Класс делится на 2 группы, каждая из которых записывает всё, что знает о земноводных. Заслушивается одна из групп, а вторая добавляет то, что не было сказано первой, таким образом, формируется коллективное мнение).
III. Изучение нового материала
Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные.
«Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб» (Альфред Брем).
Общая характеристика
Оба названия класса, «земноводные» (рус. Земля и вода) и «амфибии» (с греч. Двоякодышащие), подчёркивают главную особенность этих животных. Большинство из них одинаково хорошо чувствуют себя и на суше, и в воде. Земноводные появились на Земле более 350 млн. лет назад.
Учитель:
1.Амфибии - это животные, приспособленные к жизни и на суше, и в воде.
2.Отделы тела - голова, туловище, конечности.
3.Дыхание - легкие (кислородом воздуха), кожа (кислородом, растворенным в воде)
4.Кровеносная система - 2 круга кровообращения, сердце - 3 камеры.
5.Температура тела - непостоянная, зависит от окружающей среды
6.Размножение: раздельнополые, оплодотворение внутреннее или наружное. В воде. Развитие с превращением: икра -> личинка (головастик) -> взрослое животное.
Рассмотрите внутренне строение лягушки. Используя учебник и рисунок, ответьте на вопросы.
1. В каких органах происходит обогащение крови кислородом?
2.Перечислите органы пищеварительной системы.
3.Сколько камер в сердце амфибий? Назовите их.
4.Сколько кругов кровообращения?
5Чем представлена выделительная система?
І?Лабораторная работа,Изучение внешнего и внутреннего строения лягушки,
(Видеоролик)
?,Проблемные задачи:
1.Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?
2.Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу).
3. «Чёрный ящик».
В нем находятся два предмета, которые изобрел человек, наблюдая за особенностями строения земноводных: 1-й используют в плавании, а 2-й – особый вид одежды. Угадайте, что в черном ящике.
?І, Охрана Земноводных
А теперь, ребята, послушайте такое стихотворение:
Спи, царевич мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Я тебе на сон грядущий
Песенку спою
Я спою о том, как гибнет
Наш несчастный род,
Проживая жизнь в болотах,
Полную невзгод.
Бьют камнями нас мальчишки –
Просто так, зазря.
Убежать от них, укрыться
Нам почти нельзя.
Нет зубов, не можем бегать,
Нам нельзя летать.
Вынуждены мы громко квакать
И лишь мух хватать.
Часто губят нас напрасно,
Не думая о том,
Что Земля – планета наша –
То наш общий дом.
Численность многих земноводных в последнее время сокращается, поэтому их необходимо охранять.
VІІ. Закрепление изученного материала
Задание 1. Игра «Верю – не верю!»:
1. У земноводных постоянная температура тела. (Нет)
2. Земноводные живут в морях. (Да)
3. Тело земноводных покрыто влажной слизистой кожей. (Да)
4. Сердце взрослых земноводных двухкамерное. (Нет)
5. У взрослых земноводных два круга кровообращения, а у личинок – один. (Да)
6. Органы дыхания взрослых земноводных – легкие и кожа. (Да)
7. Конечности земноводных имеют пальцы. (Да)
8. Развитие яиц земноводных происходит в воде или влажной среде. (Да)
9. Личинки земноводных дышат лёгкими. (Нет)
10. Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык. (Да)
Задание 2. Впишите в таблицу перечисленные ниже признаки:
1. обтекаемая форма тела,
2. жаберное дыхание,
3. два круга кровообращения,
4. слизистая кожа,
5. легочное дыхание,
6. развитие яиц в воде,
7. наличие барабанных перепонок,
8. развитие с метаморфозом,
9. пятипалая конечность,
10. наличие внутреннего уха,
11. слюнные железы
.
Признаки рыб
Признаки земноводных
Ответ: 1, 2, 6,10 Ответ: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,11
Задание 3. Решите кроссворд. В клетках нужно записать названия тех земноводных, которые заканчиваются на букву «а»:
Просмотр содержимого документа
««Общая характеристика класса земноводные. Внешнее и внутреннее строение лягушки. »
ТЕМА: «Общая характеристика класса земноводные. Внешнее и внутреннее строение лягушки.
Цель урока:раскрыть особенности строения и жизнедеятельности земноводных как первых наземных животных, обитающих в водной и наземной среде.
Задачи:
Образовательные: сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки в связи со средой обитания; познакомить с многообразием, значением земноводных и необходимостью их охраны.
Развивающие: развивать познавательный интерес, логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.
Воспитательные: способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним; воспитание коммуникативных качеств, навыков взаимооценки.
Тип урока: комбинированный.
Методы, используемые на уроке: наглядный, практический, частично-поисковый, словесный, проблемный.
Используемые формы обучения:групповая, коллективная, индивидуальная,дифференцированный подход.
Оборудование: интерактивная доска.
таблицы «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Травяная лягушка
Запись учащимися темы урока: «Класс Земноводные, или Амфибии.
Ребята, какие чувства вызывают у вас лягушки, жабы и другие земноводные? (Ответы детей). Посмотрим, изменится ли у вас отношение к ним в конце урока.
Что вы знаете о земноводных? (Класс делится на 2 группы, каждая из которых записывает всё, что знает о земноводных. Заслушивается одна из групп, а вторая добавляет то, что не было сказано первой, таким образом, формируется коллективное мнение).
III. Изучение нового материала
Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные.
«Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб» (Альфред Брем)..
Общая характеристика
Оба названия класса, «земноводные» (рус. Земля и вода) и «амфибии» (с греч. Двоякодышащие), подчёркивают главную особенность этих животных. Большинство из них одинаково хорошо чувствуют себя и на суше, и в воде.. Земноводные появились на Земле более 350 млн. лет назад.
Учитель:
1.Амфибии - это животные, приспособленные к жизни и на суше, и в воде.
2.Отделы тела - голова, туловище, конечности.
3.Дыхание - легкие (кислородом воздуха), кожа (кислородом, растворенным в воде)
4.Кровеносная система - 2 круга кровообращения, сердце - 3 камеры.
5.Температура тела - непостоянная, зависит от окружающей среды
6.Размножение: раздельнополые, оплодотворение внутреннее или наружное. В воде. Развитие с превращением: икра - личинка (головастик) - взрослое животное.
Рассмотрите внутренне строение лягушки. Используя учебник и рисунок, ответьте на вопросы.
1. В каких органах происходит обогащение крови кислородом?
2.Перечислите органы пищеварительной системы.
3.Сколько камер в сердце амфибий? Назовите их.
4.Сколько кругов кровообращения?
5Чем представлена выделительная система?
ІҮЛабораторная работа,Изучение внешнего и внутреннего строения лягушки,
(Видеоролик)
Ү,Проблемные задачи:
Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?
Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу).
3. «Чёрный ящик».
В нем находятся два предмета, которые изобрел человек, наблюдая за особенностями строения земноводных: 1-й используют в плавании, а 2-й – особый вид одежды. Угадайте, что в черном ящике.
ҮІ, Охрана Земноводных
А теперь, ребята, послушайте такое стихотворение:
Спи, царевич мой прекрасный, Баюшки-баю. Я тебе на сон грядущий Песенку спою Я спою о том, как гибнет Наш несчастный род, Проживая жизнь в болотах, Полную невзгод. Бьют камнями нас мальчишки – Просто так, зазря. Убежать от них, укрыться Нам почти нельзя. Нет зубов, не можем бегать, Нам нельзя летать. Вынуждены мы громко квакать И лишь мух хватать. Часто губят нас напрасно, Не думая о том, Что Земля – планета наша – То наш общий дом.
Численность многих земноводных в последнее время сокращается, поэтому их необходимо охранять.
VІІ. Закрепление изученного материала
Задание 1.Игра «Верю – не верю!»:
1. У земноводных постоянная температура тела. (Нет)
2. Земноводные живут в морях. (Да)
3. Тело земноводных покрыто влажной слизистой кожей. (Да)
4. Сердце взрослых земноводных двухкамерное. (Нет)
5. У взрослых земноводных два круга кровообращения, а у личинок – один. (Да)
6. Органы дыхания взрослых земноводных – легкие и кожа. (Да)
7. Конечности земноводных имеют пальцы. (Да)
8. Развитие яиц земноводных происходит в воде или влажной среде. (Да)
9. Личинки земноводных дышат лёгкими. (Нет)
10. Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык. (Да)
Задание 2. Впишите в таблицу перечисленные ниже признаки:
1. обтекаемая форма тела,
2. жаберное дыхание,
3. два круга кровообращения,
4. слизистая кожа,
5. легочное дыхание,
6. развитие яиц в воде,
7. наличие барабанных перепонок,
8. развитие с метаморфозом,
9. пятипалая конечность,
10. наличие внутреннего уха,
11. слюнные железы
.
Признаки рыб
Признаки земноводных
Ответ: 1, 2, 6,10 Ответ: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,11
Задание 3.Решите кроссворд. В клетках нужно записать названия тех земноводных, которые заканчиваются на букву «а»:
Экологи в последнее время любят говорить про одну особенность лягушки: если ее посадить в таз с горячей водой, она мигом выпрыгнет оттуда, но если ее посадить в холодную воду и медленно нагревать, то лягушка сварится, даже не осознав этого. В связи, с чем именно экологи упоминают эту особенность?
(Ученые предупреждают человека об опасности постепенного умирания в отравленной окружающей среде. Ведь если нас поместить сразу в ядовитую атмосферу, мы начнем рваться и возмущаться, но если все будет медленно ухудшаться, то человек может погибнуть, даже не осознав этого).
А старец Паисий Святогорец сравнивает эту особенность лягушки с человеком в другом отношении. Если на человека вылить «грязь» духовную, он убежит, а если постепенно отравлять словами и дурными поступками в компании, он постепенно начнет привыкать и скоро сам станет таким. Подобно тому, как человек должен стараться избегать загрязнять природу, должен избегать засорения и своего духовного мира, «не свариться»).
Рекорды Земноводных
Из бесхвостых земноводных самая крупная – лягушка-голиаф. Она достигает в длину 33 см и может достигать вес – 3,66 кг.
Самая большая жаба – жаба-ага, обитающая в тропической зоне Южной Америки и Австралии. Масса среднего экземпляра составляет 450 г.
Самое крупное современное земноводное, достигающее длины 1,5 м в длину, - исполинская саламандра. Живет в горных ручьях и реках Восточного Китая и Японии.
Домашнее задание.
Интересные сообщения о лягушках.
Рисунки с изображением Амфибий.
VI. Рефлексия - Изменилось ли ваше отношение к земноводным?
- Что вам запомнилось больше всего? - Что вызвало у вас трудности?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Учитель: Закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:
Лягушек спросили: «О чем вы поете? Ведь вы же, простите, сидите в болоте».Лягушки сказали: «О том и поем, Как чист и прозрачен родной водоем»!
– Давайте любить родную природу, не засорять водоемы и охранять земноводных, которые играют такую большую роль в природе!