Вашему вниманию был предоставлен урок окружающего мира во 2 классе по теме: «Весна в жизни птиц и зверей». Урок открытия новых знаний. Данный урок соответствует программе «Перспектива».
Структура урока полностью соответствует его типу. Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.
Целью урока было сформировать представления о жизни животных в весенний период.
На уроке решались следующие задачи:
Образовательная:
Расширять знания учащихся о весенних изменениях в природе.
Воспитывать бережное отношение к природе родного края, к его обитателям.
Использовалось следующее оборудование: мультимедийная презентация, УМК «Перспектива», карточки для работы в группах.
Планируемые результаты деятельности учащихся:
Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя и самостоятельно; следовать режиму организации учебной деятельности; соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, читать вслух и про себя, понимать прочитанное. Выполнение различных ролей в группе, сотрудничество и совместное решение проблемы задачи. Высказывать свою точку зрения на события и поступки.
Познавательные УУД: Уметь определять круг своего незнания. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы. Определять, в каких источниках можно найти информацию для выполнения задания. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях. Наблюдать и делать самостоятельные выводы.
На уроке были использованы следующие методы:
По видуисточника информации:
Словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активизации познавательной деятельности, на этапе изучения нового материала, на этапе рефлексии, при подведении итогов урока.)
Наглядные ( при подготовке к активной познавательной деятельности, на основном этапе - как сопровождение)
Практические (работа в группах, в парах, работа с учебником, работе со словарем)
По виду учебной деятельности:
самостоятельная работа (работа в группах, работа в парах, раздаточным материалом).
Формы познавательной деятельности:
групповая (работа в парах, работа в группе),
коллективная,
индивидуальная.
Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения. Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому был использован мультимедийный проектор и компьютерная презентация. Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока как здоровьесберегающая технология была включена физкультминутка.
Урок позволил активизировать познавательную деятельность учащихся. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, грамотно подобранных заданий. Была организована частая смена видов деятельности, что позволило сделать урок динамичным. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали свою точку зрения, приводили примеры из жизни.
На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания и умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.
Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, что способствовало созданию эмоционального настроя в начале урока, привлечению внимания к теме и целям урока. Учащиеся не боялись дать неправильный ответ.
Урок целей достиг.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Я рада вас приветствовать на уроке окружающего мира.
(Включается заставка к передаче «В мире животных»)
Вас, прекрасные друзья, Приглашаю в гости я. В мир загадочной природы, В мир животных и погоды! Только в мире этом надо Отгадать чуть-чуть загадок, На вопросы отвечать, В игры весело играть. Ребята, вы готовы в путь? Только знанье не забудь! Будь внимателен и смел, Чтоб везде со мной поспел!
-Вы согласны начать работу?
Актуализация знаний
1) Проверка домашнего задания
- С какой темой вы познакомились на прошлом уроке? ( Насекомые весной)
- Для того, чтобы проверить Ваши знания, напишем графический диктант. (1 ребенок, выполняет индивидуальное задание на компьютере, остальные учащиеся работают с учителем)
-Если я называю насекомое, вы рисуете кружок, если другое животное, то треугольник.
-Кто справился без ошибок? Молодцы, остальным желаю быть внимательнее.
-Какие изменения происходят весной у насекомых? (насекомые вышли из оцепенения, и покинули свои жилища)
-Какие насекомые можно увидеть весной? (бабочки, мух, пчелы, шмели, муравьи, стрекозы, комары)
-Какую роль в природе выполняют насекомые? (роль санитаров, муравьи поедают опасных насекомых, стрекозы борются с комарами, личинки комаров живут в воде, ими питаются рыбы)
Самоопределение к деятельности.
- Мы узнали, как весну встречают насекомые. Кто еще относится к животному миру? (Птицы и звери)
-Давайте сформулируем тему нашего урока? (Птицы и звери весной)
(ВЫВЕСИТЬ НА ДОСКУ)
-А какие цели мы поставим перед собой?
- Где нам это может пригодиться?
-Ребята, для чего нам нужно знать , что происходит с ними весной? (чтобы не навредить)
Открытие новых знаний
А) - Итак, мы отправляемся в мир птиц.
Кто такие птицы? (птица – животное, тело которого покрыто перьями)
-Что вы знаете о птицах?
-Вспомните, каких птиц мы называем зимующими, а каких перелетными? Приведите примеры зимующих птиц. (Снегирь, воробей, голубь, синица)
- Я загадаю вам загадки, а вы отгадываете и если эта птица является перелетной, то ее изображение мы будем вывешивать на доску.
1.Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей, Взад – вперед по пашне вскачь, А зовется птица…..(Грач)
2. Во дворе стоит дворец, Там живёт один певец. Очень ловкий молодец И зовут его… (Скворец)
3. Может плавать и нырять, В небе высоко летать. Мне скажи через минутку. Что за птица? (Утка)
4.Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный, Лепит домик под окном Из травы и глины (Ласточка)
-Что происходит весной с перелетными птицами? (возвращаются из теплых стран домой)
-А кто же прилетает к нам первым? (грач)
-Ответ на этот и последующие мои вопросы вы сможете найти, прочитав текст в учебнике на стр.86
-Какие птицы прилетают следом за грачами? (за ними прилетают скворцы, жаворонки, зяблики, утки, гуси)
-Какие птицы прилетают последними? И почему? (последними прилетают ласточки и стрижи. Им необходимо, чтобы было много насекомых в воздухе)
–На первый взгляд – жизнь птиц беззаботна. Но это не так. – Все перелетные птицы, когда возвращаются домой, что делают в первую очередь? (Гнезда) – Не легко без рук, без топоренка, построить избенку. А вот птицы мастерят свои гнёзда так, что диву даешься.
– Расскажите, где гнездится птица грач? (высоко на дереве)
– А какая птица не строит гнезда? (Кукушка)
– А какие птицы селятся в гнездах, которые для них делает человек? (Скворцы)
– Как называются их домики? (Скворечники )
Б) Работа в группах.- Проблема
- Составить небольшой рассказ по опорным словам.
Ребята, скворечник, сделали, прибили, дерево погибло, птицы улетели, что случилось?
– Какую ошибку допустили ребята?
- Как правильно нужно было поступить?
-Как вы думаете, как скворечник укрепить на дереве? (Нельзя прибивать гвоздями, а привязать проволокой как можно дальше от земли)СЛАЙД 3.
– Весна – радостное время года, так как у птиц появляются птенцы.
Игра «Назови малышей»
– У утки – … утята – У скворца – … скворчата – У гуся – ... гусята – У воробья – ... воробьята – У грача – ... грачата – У ласточки – … ласточата – У аиста – … аистята – У галки – … галчата
– А чем кормят птицы своих птенцов? (Насекомыми, личинками, червяками).
- Ребята, птицы поедают огромное количество разных насекомых, гусениц, личинок.. Как вы думаете, это хорошо или плохо?
Физминутка (экологическая минутка)
– А задумались ли вы о том, как мы должны относиться к птицам?
– Что может сделать человек для птиц и чего он не должен делать?
– Я буду читать вам высказывания, если это нужно делать для птиц, хлопаете, а если нет, то топаете.
1. Вывешивать скворечники весной.
2. Стрелять из рогатки по птицам.
3. Помогать больной или раненой птице.
4. Разорять птичьи гнезда.
5. Подкармливать птиц ранней весной.
6. Уносить домой здоровых птенцов.
7. Подходить близко к гнездам птиц.
8. Изучать птиц.
Открытие новых знаний (продолжение)
-Правильно, изучать птиц – занятие занимательное. И сейчас мы послушаем об интересных фактах из жизни птиц.
Сообщение учащегося. Доклад «Птицы - наши друзья»
- Если у человека поднялась температура до 38', его укладывают в постель. Человек не может работать. А соловей с температурой 41-42' дает концерты, дрозд, насвистывая, укрепляет гнездо. Мы перевариваем обед часами, в птичьем горячем теле это происходит за несколько минут. И опять птица хочет есть. Отсюда и птичья прожорливость. Корм, который за день съедает синица, больше весит, чем она сама. Если бы у человека был аппетит птенца мухоловки – пеструшки, он бы 30 раз в день завтракал, 50 - обедал да еще ужинал бы 20 раз!
- Но нас, людей, птичий аппетит только радует: Меньше будет всяких вредных личинок, гусениц, мух и комаров.
- Что нового узнали? Что удивило?
В) – Много интересного весной происходит в жизни не только птиц, но и зверей.
-Кто такие звери? (животные, тело которых покрыто шерстью)
- Как же звери весну встречают?
-Сейчас мы поработаем в парах. Обсудите и назовите: какое из изображенных на доске животных лишнее? (Медведь, лиса, барсук, еж - лишнее лиса)
- Почему? ( Все остальные впадают в спячку)
-Что происходит с ними весной? ( Просыпаются)
-А вот, что еще изменяется в жизни животных, вы узнаете, посмотрев сценку.
Белка и Сорока
- Здравствуй, Белка, с весной тебя поздравляю!
- Спасибо! И я тебя поздравляю.
- Зачем нераскрывшиеся шишки собираешь?
- Позавтракать собралась. Под чешуйками в шишках вкусные семена.
- А ты, что покрасилась? Шерстка у тебя разноцветная.
- Я ведь 2 раза в год линяю. Весной меняю свой серый зимний наряд на рыжий летний. А осенью наоборот. Увидишь меня через недельку, другую, я вся рыжая буду.
- А можно посмотреть на твоих малышей?
- Пока они у меня голенькие, слепые и беспомощные. Прилетай через месяц, тогда и увидишь моих бельчат.
- А не холодно им голеньким-то?
- Что ты, я их молоком накормлю, теплом своим согрею, а потом ещё тёплой подстилкой укрою. А в тёплую погоду вынесу малышей своих на солнышко погреться. Ну, заболталась я с тобой, тороплюсь ведь, не привыкла я долго без дела сидеть.
- О каких изменениях в жизни животных вы узнали? (Меняют цвет шерсти)
-Правильно, у многих животных происходит линька.
-Что такое линька? ( Дети читают выписку из энциклопедии)
-Кто еще линяет весной? (Заяц, ласка)
-Кто появляется у многих животных весной? (Детеныши)
6. Работа в группах.
- А сейчас опять поработаем в группах. У вас на партах лежат по три высказывания, вам нужно выбрать те высказывания, которые подойдут к памятке «Десять «нельзя в природе»:
Разорять птичьи гнезда.
Рвать и бросать цветы.
Любоваться природой.
Разводить костры.
Фотографировать.
Сбивать мухоморы и поганки
Ломать ветки деревьев, кустов.
Фотографировать.
Давить насекомых.
Оставлять мусор в лесу
Любоваться природой
Подкармливать животных
Шуметь в лесу.
Любоваться цветами
Наблюдать за поведением животных
Брать лесных зверьков домой.
Слушать голоса птиц
Собирать мусор
Убивать лягушек
Наблюдать за животными
Вести фотосъемку
Итог урока
- Подведем итог о том, что нового вы узнали на уроке. Вам необходимо закончить предложения на слайде. СЛАЙД 4-7.
Весной из теплых стран возвращаются….( перелетные птицы)
Они строят …….(гнезда) и выводят……(птенцов)
После зимнего сна ………(пробуждаются звери)
У них появляется…….(потомство)
Рефлексия
- Ребята, наш урок заканчивается.
-Подумайте, для кого он прошёл не зря?
-Кому было интересно на уроке? (поднимают руки)
-Кто уйдёт домой с новыми знаниями? (поднимают руки)
- Кто доволен своей работой на уроке?( поднимают руки)
-Я тоже очень вами довольна и с удовольствием поставлю отметки……
-А чтобы и вы быстро не забыли новые знания, ДОМАШНЕЕЗАДАНИЕ: подготовить пересказ стр.86-89 или подготовить сообщение о перелетных птицах
-Спасибо, ребята! Вы большие молодцы. Урок окончен.