1. Организационный момент. Учитель называет тему урока и определяет цели.
2. Изучение материала.
Учитель химии: «Жизнь есть способ существования белковых тел»- этими словами Ф. Энгельса можно начать наш урок, тема которого «Белки». Основные учебные цели урока это проследить, как взаимосвязано строение белка с его свойствами и функциями, а так же проследить связь белкового питания человека с его здоровьем, его будущим, т.е.доказать, что жизнь- это способ существования белковых тел. Данная тема изучается и в курсе химии, и в курсе биологии, поэтому мы проводим интегрированный урок.
К семинару вы готовили следующие вопросы:
1. Нахождение белка в природе. Функции белков.
2. Строение и структуры белков. Классификация белков.
3. Свойства белка. Качественные реакции на белки
4. Биосинтез белка в клетке.
5. Аминокислоты заменимые и незаменимые. Роль аминокислот в профилактике заболеваний.
6. Белковое питание. Болезни, связанные с ним.
7. Синтетическая пища.
8. Науки будущего - герантология и ювенология.
Первый ученик рассказывает об исследованиях по данной теме с 1688г. по 1923г., о работах Якопо Бартоломео Беккари, Жерара Мульдера, Франца Гофтмейстера, Э. Фишера. А. Данилевского ( приложение №1.).
Второй ученик знакомит учащихся с нахождением белка в природе, используя интерактивную доску, где отражено % содержание белка в продуктах питания и в некоторых органах человека:
Продукты питания, органы человека
% содержания белка
Икра рыб
Горох
Дрожжи кормовые
Мясо рыб
Кожа человека
Скелет
Мышцы
Печень
Мозг
23,7
22
45
18
27
20
22
22
14
Он же знакомит учащихся с функциями белка в организме человека:
Белки – как строительный материал.
Белки – гормоны.
Белки – ферменты.
Белки – антитела ( приложение №2 ).
Белки – энергетический материал
Учитель химии предлагает провести лабораторный опыт: ферментативное расщепление перекиси водорода ферментами клетки( приложение№3). Затем ученики формулируют вывод по этим вопросам.
Проводится физкультурная пауза (приложение).
Третий ученик рассказывает о строении молекулы белка и на интерактивной доске записывает уравнение реакции образования трипептида, отмечая при этом причины многообразия белковых тел. Он же объясняет уровни организации белковой молекулы, используя таблицы (приложение №4), приводит схему классификации белков:
Белки
Простые Сложные
(протеины) (протеиды)
1.Альбумины 1.Нуклеопротеиды.
2.Глобулины. 2.Липопротеиды.
3.Проламины. 3.Фосфоропротеиды.
4.Глютелиды.
Учитель химии: Рассматривая свойства белка, надо сказать, что они обладают большой молекулярной массой, я предлагаю подсчитать молекулярную массу «карлика белков»- инсулина, молекула которого была расшифрована в 1954 г. Ф.Сенглером, лауреатом Нобелевской премии (формула инсулина-
С254Н377О75N75S6).
Четвертый ученик рассказывает о свойствах белка: амфотерность, гидрофильность, высаливание, денатурация. Проблемный вопрос: Почему после приема соленой пищи всегда хочется пить? Процесс необратимого осаждения белка называют денатурацией, при этом нарушается его природная структура, т.е. разрываются водородные и сульфидные связи.
Учитель химии предлагает провести лабораторную работу по условию денатурации белка ( приложение №5), и провести групповую работу «Действие фермента на субстанцию» (приложение №6).
После работы учащиеся делают выводы: фермент действует только на определенную субстанцию, только в кислой среде, только при температуру тела. К доске приглашается ученик, который составляет уравнение реакции гидролиза трипептида. Учитель биологии задает проблемный вопрос: какое значение для организма имеет этот процесс?
Определить наличие белка в продуктах помогают цветные реакции: ксантопротеиновая и биуретовая.
Учитель химии предлагает лабораторную работу «Цветные реакции на белок» (приложение №7).Учащиеся делают выводы по данной работе.
Проводится физкультурная пауза.
Учитель биологии: Впервые о синтезе белка заговорили еще в 19 веке, когда Данилевский А.Я. и Фишер Э. синтезировали пептиды, а Ингрем В. Синтезировал белок инсулин. Не смотря на то, что белки составляют 1\4 часть нашего тела, единственным источником образования их в организме являются аминокислоты белков пищи.
Пятый ученик рассказывает о биосинтезе белка в клетке, используя таблицу.
Шестой ученик рассказывает о роли белкового питания, о заменимых и незаменимых аминокислотах, о синтетической пище (приложение№8).
Учитель биологии: Итак, мы убедились в том, что белки необходимы нашему организму, их необходимо изучать, синтезировать и использовать на благо здоровья человека. А какие науки возникли в процессе изучения этих веществ? Можно ли приостановить процесс старения организма? Можно ли омолаживать организм?
Седьмой ученик рассказывает о науках 21 века - герантологии и ювенологии, о мезотерапии, как одном из средств антистарения организма (приложение№9).
При наличии в классе компьютера и выхода в Интернет учащиеся могут выполнить web- квесты по теме «Белки»:
С какой целью при отравлении солями тяжелых металлов применяют молоко или сырые яйца?
Почему не рекомендуется носить кожаную обувь в дождливую погоду?
Как отличить шерстяную нить от хлопчатобумажной?
Может ли кровь быть голубой?
В противном случае это задание предлагается на дом.
Последний этап урока - рефлексия. Учащиеся усаживаются поудобнее, закрывают глаза, расслабляются и обдумывают все, что происходило на уроке. Затем выполняют рефлексивный тест:
Я узнал (а) много нового.
Мне это пригодится в жизни.
На уроке было над чем подумать.
На все возникшие у меня вопросы я получил (а) ответы.
На уроке я поработал (а) добросовестно.
Против каждого выражения они ставят знак + или -.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 г.Белогорск Амурская область.
Интегрированный урок «Белки»
Учитель химии Кузовая Т.В.,
высшая квалификационная
категория
2011 год
Цели урока:
1. Расширить знания учащихся о природных высокомолекулярных веществах- белках.
2. Формировать у учащихся способность к самостоятельному приобретению знаний, самооценке.
3. Продолжить развитие умений и навыков в работе с дополнительной литературой или иными источниками и научить анализировать материал, а так же в работе с реактивами и на основе сравнения делать выводы.
4. Воспитывать умение держаться и выступать перед аудиторией.
5. Развивать мышление через нахождение связей- строение вещества- свойства вещества- применение вещества.
6. Прививать навыки активных действий с использованием информационных технологий ( мини-проекты, презентации (web- квесты).
Девизом к уроку взяты слова Б. Шоу: «Единственный путь ведущий к знанию - это деятельность.»
1. Организационный момент. Учитель называет тему урока и определяет цели.
2. Изучение материала.
Учитель химии: «Жизнь есть способ существования белковых тел»- этими словами Ф. Энгельса можно начать наш урок, тема которого «Белки». Основные учебные цели урока это проследить, как взаимосвязано строение белка с его свойствами и функциями, а так же проследить связь белкового питания человека с его здоровьем, его будущим, т.е.доказать, что жизнь- это способ существования белковых тел. Данная тема изучается и в курсе химии, и в курсе биологии, поэтому мы проводим интегрированный урок.
К семинару вы готовили следующие вопросы:
1. Нахождение белка в природе. Функции белков.
2. Строение и структуры белков. Классификация белков.
3. Свойства белка. Качественные реакции на белки
4. Биосинтез белка в клетке.
5. Аминокислоты заменимые и незаменимые. Роль аминокислот в профилактике заболеваний.
6. Белковое питание. Болезни, связанные с ним.
7. Синтетическая пища.
8. Науки будущего - герантология и ювенология.
Первый ученик рассказывает об исследованиях по данной теме с 1688г. по 1923г., о работах Якопо Бартоломео Беккари, Жерара Мульдера, Франца Гофтмейстера, Э. Фишера. А. Данилевского ( приложение №1.).
Второй ученик знакомит учащихся с нахождением белка в природе, используя интерактивную доску, где отражено % содержание белка в продуктах питания и в некоторых органах человека:
Продукты питания, органы человека
% содержания белка
Икра рыб
Горох
Дрожжи кормовые
Мясо рыб
Кожа человека
Скелет
Мышцы
Печень
Мозг
23,7
22
45
18
27
20
22
22
14
Он же знакомит учащихся с функциями белка в организме человека:
Белки – как строительный материал.
Белки – гормоны.
Белки – ферменты.
Белки – антитела ( приложение №2 ).
Белки – энергетический материал
Учитель химии предлагает провести лабораторный опыт: ферментативное расщепление перекиси водорода ферментами клетки( приложение№3). Затем ученики формулируют вывод по этим вопросам.
Проводится физкультурная пауза (приложение).
Третий ученик рассказывает о строении молекулы белка и на интерактивной доске записывает уравнение реакции образования трипептида, отмечая при этом причины многообразия белковых тел. Он же объясняет уровни организации белковой молекулы, используя таблицы (приложение №4), приводит схему классификации белков:
Белки
Простые Сложные
(протеины) (протеиды)
1.Альбумины 1.Нуклеопротеиды.
2.Глобулины. 2.Липопротеиды.
3.Проламины. 3.Фосфоропротеиды.
4.Глютелиды.
Учитель химии: Рассматривая свойства белка, надо сказать, что они обладают большой молекулярной массой, я предлагаю подсчитать молекулярную массу «карлика белков»- инсулина, молекула которого была расшифрована в 1954 г. Ф.Сенглером, лауреатом Нобелевской премии (формула инсулина-
С254Н377О75N75S6).
Четвертый ученик рассказывает о свойствах белка: амфотерность, гидрофильность, высаливание, денатурация. Проблемный вопрос: Почему после приема соленой пищи всегда хочется пить? Процесс необратимого осаждения белка называют денатурацией, при этом нарушается его природная структура, т.е. разрываются водородные и сульфидные связи.
Учитель химии предлагает провести лабораторную работу по условию денатурации белка ( приложение №5), и провести групповую работу «Действие фермента на субстанцию» (приложение №6).
После работы учащиеся делают выводы: фермент действует только на определенную субстанцию, только в кислой среде, только при температуру тела. К доске приглашается ученик, который составляет уравнение реакции гидролиза трипептида. Учитель биологии задает проблемный вопрос: какое значение для организма имеет этот процесс?
Определить наличие белка в продуктах помогают цветные реакции: ксантопротеиновая и биуретовая.
Учитель химиипредлагает лабораторную работу «Цветные реакции на белок» (приложение №7).Учащиеся делают выводы по данной работе.
Проводится физкультурная пауза.
Учитель биологии: Впервые о синтезе белка заговорили еще в 19 веке, когда Данилевский А.Я. и Фишер Э. синтезировали пептиды, а Ингрем В. Синтезировал белок инсулин. Не смотря на то, что белки составляют 1\4 часть нашего тела, единственным источником образования их в организме являются аминокислоты белков пищи.
Пятый ученик рассказывает о биосинтезе белка в клетке, используя таблицу.
Шестой ученик рассказывает о роли белкового питания, о заменимых и незаменимых аминокислотах, о синтетической пище (приложение№8).
Учитель биологии: Итак, мы убедились в том, что белки необходимы нашему организму, их необходимо изучать, синтезировать и использовать на благо здоровья человека. А какие науки возникли в процессе изучения этих веществ? Можно ли приостановить процесс старения организма? Можно ли омолаживать организм?
Седьмой ученик рассказывает о науках 21 века - герантологии и ювенологии, о мезотерапии, как одном из средств антистарения организма (приложение№9).
При наличии в классе компьютера и выхода в Интернет учащиеся могут выполнить web- квесты по теме «Белки»:
С какой целью при отравлении солями тяжелых металлов применяют молоко или сырые яйца?
Почему не рекомендуется носить кожаную обувь в дождливую погоду?
Как отличить шерстяную нить от хлопчатобумажной?
Может ли кровь быть голубой?
В противном случае это задание предлагается на дом.
Последний этап урока - рефлексия. Учащиеся усаживаются поудобнее, закрывают глаза, расслабляются и обдумывают все, что происходило на уроке. Затем выполняют рефлексивный тест:
Я узнал (а) много нового.
Мне это пригодится в жизни.
На уроке было над чем подумать.
На все возникшие у меня вопросы я получил (а) ответы.
На уроке я поработал (а) добросовестно.
Против каждого выражения они ставят знак + или -.
Результативность урока было проверена на следующем занятии. Контрольный
срез показал: из 20 человек, писавших работу, на «5»- 6 уч-ся, на «4»- 12 уч-ся, на «3»- 2 уч-ся. Качество знаний 90%.
Приложение №1.
Материал сообщения можно взять из учебного издания А.И.Артеменко «Удивительный мир органической химии», М., Дрофа, стр 146.
Приложение №2 презентация «Антитела».
Приложение №3
Лабораторная работа «Ферментативное расщепление пероксида водорода ферментами клетки».
Цель работы: Изучить роль ферментов в растительных и животных клетках.
Приготовить 3 чистые пробирки с водой( 3 см.). В первую положить кусочек сырого картофеля, во вторую- вареного картофеля, в третью- кусочек сырого мяса.
2. В каждую пробирку добавить по 6-8 капель пероксида водорода.
3. Провести наблюдения. В какой пробирке и какие происходят изменения? Чем это объяснить?
4. Составьте уравнение реакции расщепления пероксида водорода.
Сделайте вывод: какова роль ферментов в клетках? Что такое ферменты.
Приложение №4.
Уровни организации белковой молекулы.
( Таблицы, показывающие первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуры белковых молекул).
Приложение №5
Лабораторная работа «Денатурация белка».
Цель работы: Изучить условия, при которых происходит денатурация белка.
1группа исследует действие желудочного сока на белок куриного яйца при нагревании до 40 град.
2группа исследует действие желудочного сока на белок куриного яйца при охлаждении до 0 град.
3 группа исследует действие желудочного сока на белок куриного яйца при кипячении.
4 группа исследует действие желудочного сока на белок куриного яйца в щелочной среде.
5 группа исследует действие желудочного сока при н.у. на крахмал.
После выполнения работы учащиеся самостоятельно делают вывод: фермент действует только на определенную субстанцию, только в кислой среде, только при температуре тела.
Приложение №7
Лабораторная работа «Цветные реакции на белки».
Цель работы: Изучить биуретовую и ксантопротеиновую реакцию на белки.
Биуретовая реакция. В 3 пробирки налить белок яйца, мяса, молока и в каждую добавить несколько капель сульфата меди и избыток щелочи. Что наблюдаем?
Ксантопротеиновая реакция. В 3 пробирки налить белок яйца, мяса, молока и добавить несколько капель концентрированной азотной кислоты(осторожно!). Можно немного нагреть. Что наблюдаем?
Сделайте вывод: как можно обнаружить белок в различных продуктах питания?
Приложение №8
Материал для данного сообщения можно взять из следующих источников: 1.А.И.Артеменко. Удивитнльный мир органической химии. М. Дрофа. 2004.стр 168.
Науки будущего: герантология и ювенология. Мезотерапия, как фактор антистарения организма.
В середине 20 века появились науки герантология и ювенология. Герантология это наука о старении организма, которая изучает причины старения, химические процессы при старении, способы торможения этого процесса. Ювенология это наука об омоложении организма, путях сохранения возраста без каких либо внешних изменениях. Эта тема меня заинтересовала потому, что в последнее время показателем цивилизованности страны являются уровень здоровья и продолжительность жизни населения. Медицина «антистарения» это новое направление в клинической практике, основные задачи которого- ранняя диагностика, профилактика и лечение заболеваний и состояний , связанных со старением. Мезотерапия это одна из популярных и перспективных безоперационных методик медицины.
Мезотерапия это метод введения медикаментов внутрикожным путем в очень низких дозах, иными словами непосредственно под кожу вводятся косметические препараты для ее лечения. В нашей стране мезотерапия только начинает свой путь в различных отраслях медицины: эстетической медицине, в герантологии, в спортивной медицине, в дерматологии и косметологии. По проведенному мной опросу среди населения выяснилось, что самой острой стоит проблема изменения периорбитальной области ( область лица), затем проблема кожи рук и целлюлитные изменения тела. Вместе с врачом дерматокосметологом я вела наблюдения за 35 пациентами, из низ 3-мужчины и 32 женщины в возрасте от 25 до 80 лет. Курс включал 5 процедур, проводимые 2 раза в неделю. Полученные результаты показали, что эффективность омоложения с возрастом уменьшается. Можно сделать вывод: следить за своей внешностью надо с молодых лет, не увлекаться вредными привычками, вредные вещества очень сильно травмируют белок кожи лица.
Анкета- заявка участника 2 Всероссийского конкурса «Мой лучший урок» преподавателей общеобразовательных учреждений, посвященного 175-летию со дня рождения Д.И.Менделеева.