kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Живой организм

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итак ребята, мы с вами на прошлом уроке изучали вирусы. Вирусы – неклеточные формы жизни. Ученые до сих пор спорят, относить ли вирусы к живым существам. С одной стороны они обладают свойствами живой материи – наследсьтвенностью и изменчивостью, проявляя эти свойства только внутри про- или эукариотических организмов

 

Проект на тему: «Вирусы»

Сообщение

 

3. Изучение нового материала

Ребята, сегодня мы начали урок со стихотворения, на который мы ответили правильный ответ.

В окружающей природе вокруг обитает большое количество кого?(живые организмы)- правильно,

                                Живые организмы!

Сейчас на доске выделим какие вопросы мы можем  разобрать

1. где обитают?
2. Какие живые организмы существуют?

3. Уровни организации живых организмов

4. основные признаки живых организмов

 

 

Ребята, ответьте на вопрос: «Какие живые организмы вы знаете?» (растения, животные, грибы, лишайники)

Организм – не простая сумма клеток, тканей и органов, а их соподчинение и взаимодействие клеток образует целостный организм

 

 

Основные свойства живых систем.

 

Свойство

Проявление свойства

Единство химического состава

Все живые организмы состоят из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы, но соотношение элементов в неживом и живом неодинаково. В живых организмах 98% химического состава приходится на четыре элемента: углерод, кислород, азот и водород

Обмен веществ и энергии

Все живые системы поглощают необходимые им вещества из внешней среды и выделяют в неё продукты жизнедеятельности; через них проходят потоки веществ и энергии. Обмен веществ обеспечивает относительное постоянство химического состава организмов

Самовоспроизведение или размножение

Самовоспроизведение обеспечивает поддержание жизни любого вида и жизни вообще; в его основе лежит образование новых молекул и структур, обусловленное информацией, заложенной в ДНК

Наследственность

Проявляется в способности организмов обеспечивать передачу признаков, свойств, особенностей развития из поколения в поколение

Изменчивость

Способность организмов приобретать новые признаки и свойства

Рост и развитие

Рост выражается в увеличении размеров и массы с сохранением общих черт строения и сопровождается развитием, возникновением нового качественного образования

Раздражимость

Проявляется в реакциях живых организмов на внешние воздействия; организмы избирательно реагируют на условия окружающей среды 

Дискретность

Любая биологическая система (клетка, организм, популяция и пр.) состоит из отдельных, но взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство

Саморегуляция

Выражается в способности живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов

 

 

-Ребята, какие уровни  организации живых организмов вы знаете? (слайд- клеточный, тканевой, органный, организменный)

- На какие группы делятся живые организмы? (одноклеточные, многоклеточные, колониальные)-      см рис 46 стр 91- документ камера

 

 

     Рассказ учителя: Одним из механизмов обеспечивающих сохранность, целостность организмов является постоянное приспособление к окружающей среде.

Существует два уровня приспособления организмов к окружающей среде:

1.    Клеточный – происходит на уровне клеток, характерен и для одноклеточных и для многоклеточных организмов. Например: В весенний период происходит активный рост организма и не просто синтез белка в рибосомах клетки, как строительного материала, но и образование полисом.

2.        Тканевый – происходит на уровне тканей, характерен многоклеточных организмов. Например: при тренировках у атлетов развивается мышечная система, а у стрелков или охотников – особая острота зрения.
 

Одноклеточные организмы.

К этой группе относят организмы,  тело которых состоит из одной клетки. Одноклеточные организмы:

1. Бактерии

2. Синезеленые водоросли (цианобактерии)

3. Грибы (одноклеточные дрожжи)                                видео амебы обыкновенной

4. Растения (хламидомонада, хлорелла)

5. Простейшие (амеба обыкновенная, инфузория-туфелька)

 

Клетки одноклеточного обладают всеми признаками самостоятельных организмов и способны осуществлять все функции, необходимые для жизнедеятельности. Способность к движению и захвату пищи обеспечивают ложноножки, жгутики и реснички

 

 

Многоклеточные организмы.

    В многоклеточном организме клетки специализированы, то есть они могут выполнять только какую-то определенную функцию и не могут самостоятельно существовать вне целого организма.

У гидры- организм состоит из семи типов клеток, а организм человека образован клетками более ста типов.   (презентация гидры)

Многоклеточные организмы: уровни организации - презентация

Колонии одноклеточных организмов.

Среди живых организмов существует группа, занимающая промежуточное положение между одноклеточными и многоклеточными организмами

Колониальные организмы – совокупность одноклеточных особей, ведущих совместный образ жизни  (вольвокс+ учебник рис 47 стр 92)

 

 

 

  1. Домашнее задание: п3.1
  2. Подведение5 итогов

\

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Живой организм »

10 класс: биология

Тема: Живой организм

Цель: повторить и обобщить знания учащихся о системах живых организмах, особенностях их строения и жизнедеятельности. 
Задачи: продолжить формирование представлений о растениях и животных как целостных организмах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функциях органов и систем органов; особенностях строения систем животных и растений в зависимости от выполняемой функции. 
продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, применять знания при решении биологических задач; 
воспитывать бережное отношение к природе; 
продолжить работу по формированию правильной самооценки учащихся, умения работать в группе. 

Методы: беседа, рассказ, проект, сообщение, тестирование.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Вступительное слово учителя

^ Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг –

- Скажите что это? (природа)

Ответы:

1 -2 (1балл)

2 -1 (1 балл)

3 – 4 (1 балл)

4 – 1 (1 балл)

5 – 2 (1 балл)

6 – 3 (1 балл)

7. 1. неклеточные формы жизни

2. генетический материал ДНК или РНК

3. внутриклеточные паразиты

4. не имеют собственного обмена веществ (3 балла)

8.- ДНК состоит из двухспирально закрученных нитей

-нуклеотиды: А, Т, Г, Ц

- углевод дезоксирибоза (3 балла)

9. и-РНК: ЦАЦ ГГЦ АГУ УУУ

т-РНК ГУГ ЦЦГ УЦА ААА (2 балла)Взаимопроверка:

Баллы:

12-14 – «5»

10-11 – «4»

7-9 - «3»

Тест. 10 класс – биология

ФИО____________________________________________________

  1. Какой триплет на ДНК соответствует антикодону ААУ на транспортной РНК?

А. ТТА В. ААА

Б. ААТ Г. ТТТ

2. В молекуле ДНК число нуклеотидов с цитозином составляет 30% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с аденином в этой молекуле?

А. 20% В. 60%

Б. 40% Г. 70%

3. Информация о последовательности аминокислот в молекуле белка переписывается в ядре с молекулы ДНК на молекулу

А. АТФ В. т-РНК

Б. р-РНК Г. и-РНК

4. Встраивание своей нуклеиновой кислоты в ДНК клетки-хозяина осуществляют

А. бактериофаги В. автотрофы

Б. хемотрофы Г. цианобактерии

5. Не имеют клеточного строения

А. синезеленые В. бактерии

Б. вирусы Г. простейшие

6. Неклеточная форма жизни, состоящая из молекул ДНК или РНК, заключенных в белковую оболочку,-

А. Бактерия-гниения В. Вирус

Б. Бактерия-сапротроф Г. Одноклеточная водоросль


7. Ответьте на вопрос: Какие признаки характерны для вирусов?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


8. Оветьте на вопрос: Чем строение молекул ДНК отличается от и-РНК____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





9. Последовательность нуклеотидов во фрагменте цепи

ДНК: ГТГЦЦГТЦАААА. Определите

и-РНК:

т-РНК:







2..2. Итак ребята, мы с вами на прошлом уроке изучали вирусы. Вирусы – неклеточные формы жизни. Ученые до сих пор спорят, относить ли вирусы к живым существам. С одной стороны они обладают свойствами живой материи – наследсьтвенностью и изменчивостью, проявляя эти свойства только внутри про- или эукариотических организмов


Проект на тему: «Вирусы»

Сообщение


3. Изучение нового материала

Ребята, сегодня мы начали урок со стихотворения, на который мы ответили правильный ответ.

В окружающей природе вокруг обитает большое количество кого?(живые организмы)- правильно,

Живые организмы!!!

Сейчас на доске выделим какие вопросы мы можем разобрать

1. где обитают?
2. Какие живые организмы существуют?

3. Уровни организации живых организмов

4. основные признаки живых организмов



Ребята, ответьте на вопрос: «Какие живые организмы вы знаете?» (растения, животные, грибы, лишайники)

Организм – не простая сумма клеток, тканей и органов, а их соподчинение и взаимодействие клеток образует целостный организм



Основные свойства живых систем.


Свойство

Проявление свойства

Единство химического состава

Все живые организмы состоят из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы, но соотношение элементов в неживом и живом неодинаково. В живых организмах 98% химического состава приходится на четыре элемента: углерод, кислород, азот и водород

Обмен веществ и энергии

Все живые системы поглощают необходимые им вещества из внешней среды и выделяют в неё продукты жизнедеятельности; через них проходят потоки веществ и энергии. Обмен веществ обеспечивает относительное постоянство химического состава организмов

Самовоспроизведение или размножение

Самовоспроизведение обеспечивает поддержание жизни любого вида и жизни вообще; в его основе лежит образование новых молекул и структур, обусловленное информацией, заложенной в ДНК

Наследственность

Проявляется в способности организмов обеспечивать передачу признаков, свойств, особенностей развития из поколения в поколение

Изменчивость

Способность организмов приобретать новые признаки и свойства

Рост и развитие

Рост выражается в увеличении размеров и массы с сохранением общих черт строения и сопровождается развитием, возникновением нового качественного образования

Раздражимость

Проявляется в реакциях живых организмов на внешние воздействия; организмы избирательно реагируют на условия окружающей среды

Дискретность

Любая биологическая система (клетка, организм, популяция и пр.) состоит из отдельных, но взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство

Саморегуляция

Выражается в способности живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов



-Ребята, какие уровни организации живых организмов вы знаете? (слайд- клеточный, тканевой, органный, организменный)

- На какие группы делятся живые организмы? (одноклеточные, многоклеточные, колониальные)- см рис 46 стр 91- документ камера



     Рассказ учителя: Одним из механизмов обеспечивающих сохранность, целостность организмов является постоянное приспособление к окружающей среде.

Существует два уровня приспособления организмов к окружающей среде:

1.   
 Клеточный – происходит на уровне клеток, характерен и для одноклеточных и для многоклеточных организмов. Например: В весенний период происходит активный рост организма и не просто синтез белка в рибосомах клетки, как строительного материала, но и образование полисом.

2.       
 Тканевый – происходит на уровне тканей, характерен многоклеточных организмов. Например: при тренировках у атлетов развивается мышечная система, а у стрелков или охотников – особая острота зрения.

Одноклеточные организмы.

К этой группе относят организмы, тело которых состоит из одной клетки. Одноклеточные организмы:

1. Бактерии

2. Синезеленые водоросли (цианобактерии)

3. Грибы (одноклеточные дрожжи) видео амебы обыкновенной

4. Растения (хламидомонада, хлорелла)

5. Простейшие (амеба обыкновенная, инфузория-туфелька)


Клетки одноклеточного обладают всеми признаками самостоятельных организмов и способны осуществлять все функции, необходимые для жизнедеятельности. Способность к движению и захвату пищи обеспечивают ложноножки, жгутики и реснички



Многоклеточные организмы.


В многоклеточном организме клетки специализированы, то есть они могут выполнять только какую-то определенную функцию и не могут самостоятельно существовать вне целого организма.

У гидры- организм состоит из семи типов клеток, а организм человека образован клетками более ста типов. (презентация гидры)

Многоклеточные организмы: уровни организации - презентация


Колонии одноклеточных организмов.


Среди живых организмов существует группа, занимающая промежуточное положение между одноклеточными и многоклеточными организмами

Колониальные организмы – совокупность одноклеточных особей, ведущих совместный образ жизни (вольвокс+ учебник рис 47 стр 92)




  1. Домашнее задание: п3.1

  2. Подведение5 итогов












\










Основные свойства живых систем.


Свойство

Проявление свойства

1Единство химического состава

Г. Все живые организмы состоят из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы, но соотношение элементов в неживом и живом неодинаково. В живых организмах 98% химического состава приходится на четыре элемента: углерод, кислород, азот и водород

2.Обмен веществ и энергии

В. Все живые системы поглощают необходимые им вещества из внешней среды и выделяют в неё продукты жизнедеятельности; через них проходят потоки веществ и энергии. Обмен веществ обеспечивает относительное постоянство химического состава организмов

3.Самовоспроизведение или размножение

Ж.Самовоспроизведение обеспечивает поддержание жизни любого вида и жизни вообще; в его основе лежит образование новых молекул и структур, обусловленное информацией, заложенной в ДНК

4. Наследственность

А. Проявляется в способности организмов обеспечивать передачу признаков, свойств, особенностей развития из поколения в поколение

5. Изменчивость

Д. Способность организмов приобретать новые признаки и свойства

6.Рост и развитие

И. Рост выражается в увеличении размеров и массы с сохранением общих черт строения и сопровождается развитием, возникновением нового качественного образования

7Раздражимость

Е. Проявляется в реакциях живых организмов на внешние воздействия; организмы избирательно реагируют на условия окружающей среды

8. Дискретность

Б. Любая биологическая система (клетка, организм, популяция и пр.) состоит из отдельных, но взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство

9. Саморегуляция

З.Выражается в способности живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов





Основные свойства живых систем. (Работа в группах)


Свойство

Проявление свойства

1.Единство химического состава

А. Проявляется в способности организмов обеспечивать передачу признаков, свойств, особенностей развития из поколения в поколение

2 Обмен веществ и энергии

Б. Любая биологическая система (клетка, организм, популяция и пр.) состоит из отдельных, но взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство

3.Самовоспроизведение или размножение

В. Все живые системы поглощают необходимые им вещества из внешней среды и выделяют в неё продукты жизнедеятельности; через них проходят потоки веществ и энергии. Обмен веществ обеспечивает относительное постоянство химического состава организмов

4. Наследственность

Г. Все живые организмы состоят из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы, но соотношение элементов в неживом и живом неодинаково. В живых организмах 98% химического состава приходится на четыре элемента: углерод, кислород, азот и водород

5. Изменчивость

Д. Способность организмов приобретать новые признаки и свойства

6.Рост и развитие

Е. Проявляется в реакциях живых организмов на внешние воздействия; организмы избирательно реагируют на условия окружающей среды

7Раздражимость

Ж.Самовоспроизведение обеспечивает поддержание жизни любого вида и жизни вообще; в его основе лежит образование новых молекул и структур, обусловленное информацией, заложенной в ДНК

8. Дискретность

З. Выражается в способности живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов

9. Саморегуляция

И. Рост выражается в увеличении размеров и массы с сохранением общих черт строения и сопровождается развитием, возникновением нового качественного образования










.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Живой организм

Автор: Нугуманова Салтанат Гарипулловна

Дата: 08.05.2015

Номер свидетельства: 209365

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС). УМК "Живой организм" А.А. Плешаков,Н.И. Сонин "
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-5-klass-fgos-umk-zhivoi-orghanizm-a-a-plieshakov-n-i-sonin"
    ["file_id"] => string(6) "216587"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433070410"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока на тему "Влияние абиотических факторов на живые организмы" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vliianiie-abiotichieskikh-faktorov-na-zhivyie-orghanizmy"
    ["file_id"] => string(6) "111954"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408097271"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "тест "Живой организм" "
    ["seo_title"] => string(22) "tiest-zhivoi-orghanizm"
    ["file_id"] => string(6) "231649"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1442583543"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "«Введение. Многообразие живых организмов» "
    ["seo_title"] => string(46) "vviedieniie-mnoghoobraziie-zhivykh-orghanizmov"
    ["file_id"] => string(6) "198569"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428420002"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(298) "«Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличия клетки бактерий от клетки растений. Понятия о прокариотах и эукариотах»"
    ["seo_title"] => string(80) "baktierii_kak_drievnieishaia_ghruppa_zhivykh_orghanizmov_obshchaia_kharaktierist"
    ["file_id"] => string(6) "417476"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495392350"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства