Дощанов Дурат Галимович
учитель биологии
Буденновской СШ
Мендыкаринского района
Костанайской области
Урок биологии в 10 классе
Тема : Белки – биологические полимеры.
Цели и задачи урока:
1. Изучить строение и свойства белковой молекулы как одной из самой высокоорганизованной структурной единицы живой материи на Земле.
2. Расширить и углубить кругозор учащихся о биоразнообразии и неповторимости организмов.
3. Убедить учащихся в познаваемости сложного органического мира.
4. Научить учащихся бережно относиться к растительному и животному миру, к окружающим, к себе, как частице природы, разумному существу, достоянию эволюции.
5. Развивать память, умение объяснять, доказывать, отстаивать свое мнение. Помочь учащимся в развитии пространственного мышление и абстрагирования.
План урока
1. Свойства, функции белков и биологическое их значение.
2. Структура белков (уровень организации белковой молекулы).
3. Классификация белков по структуре и функции.
4. Выводы.
Ход урока
Актуализация знаний. Тесты по пройденной теме.
Задания:
1). В состав каких органических соединений входит дезоксирибоза ?
а) и РНК
б) РНК
в) ДНК
г) ЭПС
2). Больше всего углеводов содержится в:
а) клетке человека
б) клетках растений
в) клетках животных
г) в минералах
3). Мономером крахмала является:
а) аминокислота
б) деоксирибоза
в) глюкоза
г) сахароза
4). Животным крахмалом называют:
а) рибозу
б) лактозу
в) глюкозу
г) гликоген
5) Крахмал - продукт фотосинтеза, поэтому входит в состав только:
а) клеток животных
б) клеток растений
в) клеток грибов
г) клеток мозга
6).Структурной и функциональной единицей любого организма является:
а) органоид
б) миоглобин
в) ядро
г) клетка
7). Клеточную теорию разработали:
а) Ламарк и Линней
б) Шлейден и Шванн
в) Мечников и Пирогов
г) Мичурин и Тимирязев
Правильные ответы задания:
1 - в; 2 - б; 3 - в; 4 - в; 5 – б; 6 – г; 7 – б.
Объявление темы урока. Сегодня мы изучим и поговорим о белках по следующему плану:
План урока.
1.Свойства, функции белков и биологическое их значение.
2.Структура белков (уровень организации белковой молекулы).
3.Классификация белков по структуре и функции.
4.Выводы.
(Постановка вопросов учителем)
1. Как вы думаете
- почему белки играют такую большую роль в жизни живых существ и почему такое большое внимание мы обращаем на изучение этой темы ?
- почему многие люди отожествляют понятие «белок» с понятием «жизнь» ?
- какова роль белков в жизни живых организмов?
- что такое жизнь?
(на экране)
Портрет Энгельса и его определение: "Жизнь – это способ существования белковых тел".
Начнем мы изучение новой темы со свойств, белков, функций и биологического значения. Послушаем сообщение:
4.Свойства, функции белков, биологическое значение.
(Сообщение учащегося о физических свойствах белков)
Белки бывают твердыми, к примеру мясо: имеет специфический вкус, цвет и запах. Сваренное мясо цвет меняет. Белок куриного яйца – жидкий, не имеет цвета, растворяется в воде, а сваренный имеет белый цвет –
(демонстрация и опыт с растворением белка куриного яйца в воде).
Белки – это строительный материал в живых организмах. Белков в клетке больше, чем других соединений. На их массовую долю приходится более 50% к общей сухой массе клетки:
(таблица на экране)
- в мышцах - 80%
- в коже - 63%
- в печени - 57%
- в мозге - 45%
- в костях - 28%
(Сообщение учащегося)
Белки – защитники организма. Лейкоциты – фагоциты уничтожают попавшие в организм чужеродные тела и разные бактерии. При иммунизации – прививке или вакцинации в организме вырабатываются специфические, белковые антитела против определенной инфекции. У нас у всех есть иммунитет против кори, дифтерии, полиемиелита, но против ВИЧ инфекции и гепатита пока не придуманы препараты вызывающие иммунитет.
Двигательная функция организмов обеспечивается сократительными белками. При этом нити актина как бы входят в миозин и наоборот, так совершается любой вид движения. Повышение температуры тела при активной работе объясняется те только освобождением энергии, но и тем, что тепло выделяется при трении нитей актина и миозина. (Потирает ладони)
Транспортная функция белков
(Сообщение учащегося)
Гемоглобин переносит кислород, кровь переносит гормоны, ферменты, питательные вещества, РНК и метаболиты, чужеродные тела, токсины, медикаментозные вещества, которые введены в организм.Под действием различных факторов белки теряют свои физико – химические свойства, нарушается структура - происходит денатурация. Процесс восстановления структур белка называется ренатурацией.
(таблица на экране)
Физические факторы:
- высокая температура
- давление
- механическое воздействие
- ионизирующее излучение
Химические факторы:
- кислоты
- щелочи
- растворители
- СМС
- тяжелые металлы
(сообщение учащегося)
Белки – катализаторы. Ферменты катализируют биохимические реакции в организме. Такие реакции происходят за очень короткое время, а вне организма они идут долго или их невозможно провести, так как ферментативная активность зависит от многих факторов и условий которые вне организма создать очень трудно или пока невозможно
Белки дают нам энергию – это мясная, молочная пища. Мышечный белок миозин – сокращается. В организме есть белки переносчики кислорода, ионов металлов, углекислого газа, продуктов распада – метаболитов. Многие антибиотики имеют белковую природу, к примеру всем известный пенициллин. Казеин - это серу содержащая аминокислота, а в состав гемоглобина входят 4 атома железа.
(таблица на экране)
-пенициллин – С16Н18О4N
-казеин – С1864Н3021О576N468S21
-гемоглобина – С3032Н4816О872N780S8Fe4
Учитель
Белки имеют огромную молекулярную массу по сравнению с минеральными веществами:
(таблица на экране)
- серная кислота – 98 - белок куриного яйца-36000- этилового спирта – 46 - белок мышц- 1500 000
Вывод по функциям
1.стройматериал.
2.защитная функция.
3.двигательная.
4.катализаторы.
5. носители энергии.
Вот мы и разобрались в том, что белки имеют самое разнообразное биологическое значение из - за выполнения ими определенной функции в живом организме и вне организма. Возникает вопрос - а как белки устроены? Знание молекулярной массы еще мало о чем говорит. Как, по- вашему. устроены эти чудесные, загадочные кирпичики жизни?
Давайте и в этом разберемся.
Структура и функции белков
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Белки – биологические полимеры»
Дощанов Дурат Галимович
учитель биологии
Буденновской СШ
Мендыкаринского района
Костанайской области
Урок биологии в 10 классе
Тема : Белки – биологические полимеры.
Цели и задачи урока:
Изучить строение и свойства белковой молекулы как одной из самой высокоорганизованной структурной единицы живой материи на Земле.
Расширить и углубить кругозор учащихся о биоразнообразии и неповторимости организмов.
Убедить учащихся в познаваемости сложного органического мира.
Научить учащихся бережно относиться к растительному и животному миру, к окружающим, к себе, как частице природы , разумному существу , достоянию эволюции.
Развивать память, умение объяснять, доказывать, отстаивать свое мнение. Помочь учащимся в развитии пространственного мышление и абстрагирования.
План урока
Свойства, функции белков и биологическое их значение.
Структура белков (уровень организации белковой молекулы).
Классификация белков по структуре и функции.
Выводы.
Ход урока
Актуализация знаний. Тесты по пройденной теме.
Задания:
1). В состав каких органических соединений входит дезоксирибоза ?
а) и РНК
б) РНК
в) ДНК
г) ЭПС
2). Больше всего углеводов содержится в:
а) клетке человека
б) клетках растений
в) клетках животных
г) в минералах
3). Мономером крахмала является:
а) аминокислота
б) деоксирибоза
в) глюкоза
г) сахароза
4). Животным крахмалом называют:
а) рибозу
б) лактозу
в) глюкозу
г) гликоген
5) Крахмал - продукт фотосинтеза, поэтому входит в состав только:
а) клеток животных
б) клеток растений
в) клеток грибов
г) клеток мозга
6).Структурной и функциональной единицей любого организма является:
а) органоид
б) миоглобин
в) ядро
г) клетка
7). Клеточную теорию разработали:
а) Ламарк и Линней
б) Шлейден и Шванн
в) Мечников и Пирогов
г) Мичурин и Тимирязев
Правильные ответы задания:
1 - в; 2 - б; 3 - в; 4 - в; 5 – б; 6 – г; 7 – б.
Объявление темы урока. Сегодня мы изучим и поговорим о белках по следующему плану:
План урока.
1.Свойства, функции белков и биологическое их значение.
2.Структура белков (уровень организации белковой молекулы).
3.Классификация белков по структуре и функции.
4.Выводы.
(Постановка вопросов учителем)
Как вы думаете
- почему белки играют такую большую роль в жизни живых существ и почему такое большое внимание мы обращаем на изучение этой темы ?
- почему многие люди отожествляют понятие «белок» с понятием «жизнь» ?
- какова роль белков в жизни живых организмов?
- что такое жизнь?
(на экране)
Портрет Энгельса и его определение: "Жизнь – это способ существования белковых тел".
Начнем мы изучение новой темы со свойств, белков, функций и биологического значения. Послушаем сообщение:
4.Свойства, функции белков, биологическое значение.
(Сообщение учащегося о физических свойствах белков)
Белки бывают твердыми, к примеру мясо: имеет специфический вкус, цвет и запах. Сваренное мясо цвет меняет. Белок куриного яйца – жидкий, не имеет цвета, растворяется в воде, а сваренный имеет белый цвет –
(демонстрация и опыт с растворением белка куриного яйца в воде).
Белки – это строительный материал в живых организмах. Белков в клетке больше, чем других соединений. На их массовую долю приходится более 50% к общей сухой массе клетки:
(таблица на экране)
- в мышцах - 80%
- в коже - 63%
- в печени - 57%
- в мозге - 45%
- в костях - 28%
(Сообщение учащегося)
Белки – защитники организма. Лейкоциты – фагоциты уничтожают попавшие в организм чужеродные тела и разные бактерии. При иммунизации – прививке или вакцинации в организме вырабатываются специфические, белковые антитела против определенной инфекции. У нас у всех есть иммунитет против кори, дифтерии, полиемиелита, но против ВИЧ инфекции и гепатита пока не придуманы препараты вызывающие иммунитет.
Двигательная функция организмов обеспечивается сократительными белками. При этом нити актина как бы входят в миозин и наоборот, так совершается любой вид движения. Повышение температуры тела при активной работе объясняется те только освобождением энергии , но и тем, что тепло выделяется при трении нитей актина и миозина. (Потирает ладони)
Транспортная функция белков
(Сообщение учащегося)
Гемоглобин переносит кислород, кровь переносит гормоны, ферменты, питательные вещества, РНК и метаболиты, чужеродные тела, токсины, медикаментозные вещества, которые введены в организм.Под действием различных факторов белки теряют свои физико – химические свойства , нарушается структура - происходит денатурация. Процесс восстановления структур белка называется ренатурацией.
(таблица на экране)
Физические факторы:
- высокая температура
- давление
- механическое воздействие
- ионизирующее излучение
Химические факторы:
- кислоты
- щелочи
- растворители
- СМС
- тяжелые металлы
(сообщение учащегося)
Белки – катализаторы. Ферменты катализируют биохимические реакции в организме. Такие реакции происходят за очень короткое время , а вне организма они идут долго или их невозможно провести, так как ферментативная активность зависит от многих факторов и условий которые вне организма создать очень трудно или пока невозможно
Белки дают нам энергию – это мясная, молочная пища. Мышечный белок миозин – сокращается. В организме есть белки переносчики кислорода, ионов металлов, углекислого газа, продуктов распада – метаболитов. Многие антибиотики имеют белковую природу, к примеру всем известный пенициллин. Казеин - это серу содержащая аминокислота, а в состав гемоглобина входят 4 атома железа.
(таблица на экране)
-пенициллин – С16Н18О4N
-казеин – С1864Н3021О576N468S21
-гемоглобина – С3032Н4816О872N780S8Fe4
Учитель
Белки имеют огромную молекулярную массу по сравнению с минеральными веществами:
Вот мы и разобрались в том, что белки имеют самое разнообразное биологическое значение из - за выполнения ими определенной функции в живом организме и вне организма. Возникает вопрос - а как белки устроены? Знание молекулярной массы еще мало о чем говорит . Как, по- вашему. устроены эти чудесные, загадочные кирпичики жизни?
Давайте и в этом разберемся.
Структура и функции белков
(Уровни организации белковых молекул)
Сообщение учителя: Белки – это сложные органические соединения. Состав и строение белков удалось установить только с развитием таких наук как химия, физика, молекулярная биология.
Каков же элементный состав белков?
(на экране)
Н – водород, О – кислород, С – углерод, N – азот, S – сера, Р – фосфор, Fe – железо, Zn – цинк, Сu - медь)
Белки – это биополимеры, мономерами которых являются 20 альфа аминокислот. Легко изучать тему, потому, что многие термины: мономер, полимер, полимеризация, гомологи вам известны из химии.
Из этих мономеров происходит биосинтез белков, то есть реакция полимеризации. Вспомните пожалуйста – какой органоид клеточной структуры принимает участие в биосинтезе белков. Подскажу – они имеют очень маленькие размеры????
( Учащийся с учителем демонстрация таблицы)
Аминокислоты на полирибосомах соединяются в длинные полимерные цепи путем пептидной или амидной связи – (биосинтез белков)
( Учащийся с помощью учителя - запись уравнения на доске). Взаимодействие аминоуксусной и аминопропионовой кислот. Выделяем амидную – пептидную связь связь – образуется дипептид. Какому типу реакций можно отнести данную реакцию ??? (Дегидратация)
(Учитель)
В структуре белков таких как казеин молока, миозин мышц, альбумин яйца содержат набор всех 20 аминокислот, в рибонуклеазе – 19, в инсулине – 18. В составе большинства белков 300 – 500 аминокислотных остатков, но есть и более крупные белки состоящие из 1500 и более аминокислот.
Как различить такое разнообразие белков? Чем они отличаются?
(таблица на экране)
1 – Составом аминокислот
2 – Числом аминокислотных остатков
3 – Порядком чередования аминокислот в
полипептидной цепи
Учитель, как – то академично все. А какие белки встречаются в жизни? Какие еще сюрпризы можно ожидать от белков?
(Сообщение учащихся о белке сна) стр.67№3 – 96
Учитель: Но какова же структура белка ? Какова его архитектоника? Рассмотрим уровни организации белковой молекулы.
Самая простая структура полипептидной цепи – нить аминокислотных остатков. (учащийся помогает распрямить проволоку). Пептидные связи достаточно жесткие, они придают молекуле определенную стабильность. Первыми выяснили принцип построения белка и определили структуру белка Американские ученые Э.Фишер и Ф.Сэнгер и стали лауреатами Нобелевской премии.
Вторичная структура
________ Стр.93 рис32_______________
(Учащийся - учитель)
Учащийся демонстрирует пружину и объясняет. Благодаря образования водородных связей между близко расположенными нитями , происходит дальнейшая укладка белковой молекулы. В результате образуется спираль или винтовая лестница. Водородные связи образуются между первым и четвертым аминокислотными остатками, боковые радикалы не принимают в построении спирали.
За счет вторичной структуры длина полипептидной цепи сокращается 4 раза и называется альфа структурой. Имеется и более сложная структура называемая бета конфигурацией - это вид гармошки. (Демонстрация проволочной модели) Возможно взаимное превращение этих структур, что свойственно белку волос кератину при поседении .Третичная структура
Эта структура определяет форму молекулы белка. Глобулярная форма – в виде клубка и фибриллярная в виде цепей (Демонстрация). В результате длина молекулы белка сокращается еще 10 раз и становится еще более компактной. Третичная стуктура образуется за счет дисульфидных мостиков –S-S-, пептиднвые полярные, водородные, ионные и гидрофобные неполярные. Эти связи определяют стабильность – устойчивость, энергетическую насыщенность белковой молекулы. Клубок – домен – это относительно постоянная структурная единица молекулы белка (Демонстрация) доменов соединенных участками шарнирами.третичная структура – это комплекс доменов.
В состав белков входит несколько полипептидных цепей обладающих третичной структурой. Одиночная цепь называется субъединицей. Субъединицы , связанные в единый комплекс, образуют четвертичную структуру. Белок гемоглобин состоит из 4 х субъединиц и ионов железа, имеет глобулярную конфигурацию. (Демонстрация таблицы и проволочной модели). Закрепляют его структуру гидрофобные связи. Примером спиральной структуры служит молекула белка актина . Актин и миозин образуют комплекс , называемый мышечным волокном.
(На экране)
Классификация белков по структуре и функции
Простые и сложные белки
Простые белки:
1.Гистоны – тканевые белки
2.Белки – заменители тканевых белков - протамины
3. Проламины - растительные белки – не растворяются в воде (в муке)
4. Белки кровяной плазмы – альбумины и глобулины
5. протеины – белкикостей, хрящей, ногтей, волос.
Сложные белки
Гликопротеиды – обеспечивают контакты между клетками
Иммуноглобулины, ферменты, гормоны
Липопротеиды входят в состав всех мембран клеток и оболочек нервов – миелин
Белки – переносчики, (транспортники)
Металлопротеиды – некоторые ферменты .
(На экране)
Выводы:
Белки – обязательный компонент всех клеточных структур.
Белки – совершенно исключительные вещества, без которых не может обойтись ни одно живое существо.
Сложность и многообразие белков представлен в органическом мире биоразнообразием.
Строении и свойства веществ познаваемы, какими сложными эти вещества не были бы.
Знание свойств и строения веществ имеют не только познавательное , но практическое значение.
Закрепление
Каков элементный состав белков ой молекулы?
Что такое пептиды?
Как образуются структуры белковой молекулы?
Что такое денатурация и ренатурация белков?
Расскажите об областях применения белков?
Решение задачи на нахождение формулы аминокислоты
Домашнее задание: §321. Стр. 90 – 100. Вопросы 1-7.
сообщения учащихся
Белок сна
Засыпаем мы , не только от усталости и от влияния биоритмов, но и от вещества, которое вызывает сон. Это вещество, состоящее из 9 аминокислот бело – пептид под названием ДСИП, то есть дельта сон индуцирующий пептид или сон в котором мы видим сновидения. Вещество это находится в мозгу, почках, печени, кишечнике, мышцах, в крови. Много его в молозиве – грудном молоке. Поэтому сытые дети грудного возраста засыпают и видят сны, спят много. У людей страдающих бессонницей уровень ДСИП понижен и введение его в организм путем инъекции нормализует сон, но точно до сих пор не известно – в каком органе вырабатывается это вещество.
Черви – источник белка
Биомасса дождевых червей содержит56 – 72 % белков, 12% жиров. В состав белков дождевого червя входят незаменимые аминокислоты, витамины. 11 аминокислот из 20 могут синтезироваться в организме, а остальные 9 должны поступить в организм с пищей. Бело дождевых червей используется для сбалансирования кормления животных, птиц, рыб. Мех пушных зверей будет значительно лучшего качества при добавлении в корм белка дождевых червей. В Китае, Японии, Венгрии в сыром виде вскармливают дождевыми червями свиней, птиц, бычков в течении трех недель по 5 – 6 штук ежедневно. При этом живая масса животных бывает на 40% больше, чем у контрольных. Хлеб с дождевыми червями - любимое лакомство Филиппинцев, а в Японии в тонизирующие напитки обязательно добавляют экстракт из дождевых червей, в США в штате Калифорния в магазинах продают червей для пищевых целей. В Перми ведутся исследования и разработки по использовании продукта из дождевых червей для добавки в детское питание.
Белок – возбудитель заболевания
Возбудителем и переносчиком болезни является белок вызывающий энцелпатию – приводящую сначала к слабоумию, а затем к потере памяти и гибели. Назвали этот белок прион, он находится в нервных клетках, а его ген локализован в 20 ой хромосоме человека. В организм человека этот белок может попасть с мясом зараженных "корвьим бешенством" коров, особенно из Англии Пэтому завоз коровьего мяса из Англии во многие страны запрещен. А в Новой Гвинее люди заболевают из – за каннибализма – ритуального поедания мозга соплеменников с целью оказания им почестей. Прионы содержат некоторые виды грибов и дрожжей.
Первым белком, строение которого расшифровали был инсулин – гормон поджелудочной железы . Инсулином лечат сахарный диабет.
Ферменты применяют в хлебопекарной, пивоваренной, спиртовой текстильной, сокоморсовой, винодельческой, мясной, кожевенной, сыродельческой, косметической, промышленности и в бытовой химии.
object(ArrayObject)#864 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(267) "Методическая разработка бинарного урока по биологии и химии на тему: «биополимеры (белки), их строение и основы свойства. роль в живих организмах»"
["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_binarnogo_uroka_po_biologii_i_khimii_na_temu_biopolime"
["file_id"] => string(6) "568013"
["category_seo"] => string(9) "biologiya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1608550284"
}
}