Просмотр содержимого документа
«Видео- урок по теме " Пресмыкающиеся"»
Тема урока: Зрительный анализатор
Тема урока:Зрительный анализатор Орган зрения Цели: Образовательные: На основе ранее изученного дать новые знания об анализаторах, зрительном анализаторе, дефектах зрения, профилактике. Развивающие: - Развить у учащихся желание познания организма человека, в частности органа зрения - развить навыки учащихся по работе с литературой, работы в группе, уметь сравнивать, анализировать, делать выводы; - умения по выполнению физических упражнений по предотвращению появления дефектов зрения. Воспитательные: - Содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни, бережное отношение к органу зрения. - Воспитание духа соревнования, точность и быстроту ответов, стремление к успешности. Задачи: 1. Раскрыть содержание понятия «анализатор»и показать особенности строения на примере зрительного анализаторачеловека. 2. Сформировать знания учащихся о строение и функциях глаза,его частей, об особенностях воспитания окружающего мира, о дефектах и гигиене зрения. 3.Углубить знания о строении и функциях глаза как оптической системе. 4. Продолжить формирование навыков работы учащихся с различными источниками информации, навыков экспериментальной работы, работы в группе 5.Показать самопрезентацию урока, составленную учителем и помочь детям — составлять презентацию уроков на различные темы по биологии.
Оборудование:
1. Презентация 2. Разборная модель глаза 3. Само дельные таблицы: а) дефекты зрения б) упражнения для глаз 4. Новые термины 5. Видеопрезентация урока, составленная учителем б. Очки 7. Карточки для лабораторной работы Тема урока:Изучение нового материала с использованием компьютерных технологий.
Формы работы: 1. Индивидуально — дифференцированные 2. Групповые (парные...) Типаурока: Изучение нового материала с использованием компьютерных технологий. Методы урока:1. Словесный2. Наглядный3. Экспериментальный4. Самостоятельнойработы 5.С использованием компьютерных технологий. 6. С показом самопрезентации урока. Творческо — практические развивающие. План урока: 1. Организационный момент —3 минуты 2. Актуализация 3. Повторение пройденного по эволюции органов зрения у животных 4. Изучение нового материала с показом слайдов по теме — самопрезентации урс и рассказом учителя. Слайды: 1. Тема 2. Содержание 3. Почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит? 4. Групповое задание 5.Анализаторы б. Виды анализаторов 7. Зрительный анализатор главный 8. Орган зрения 9. Глазное яблоко 1 О. Закрепление работы с немым рисунком 11 .Как видит глаз? 1 2.дефекты зрения 13 .Косоглазие 14.Экология и гигиена зрения
15.Гимнастика для глаз 1 б. Возможные патологии 1 7Тесты 1 8.Заключение 1 9.Литература 5 .Закрепление б. Итоги 7. домашнее задание: 1)8 49,50вопросы 2-4 к 49, вопросы 1-3 к 850по учебнику д. В.Колесова. Изучить, ответить на вопросы 2) Сочинить кроссворд на тему: «Зрение» 3) По возможности составить презентацию урока по теме
Ход урока
4.Что же такое анализаторы? Итак: Анализаторы — это системы нервных образований, воспринимающих и анализирующих внешние и внутренние раздражения, состоящие из З-х частей: З части анализатора: 1) периферический(рецептор) 2) проводящий(нерв) З) центральный(зона коры больших полушарий головного мозга) При патологии (выпадение) одного из трех частей — анализатор не работает. Например, если поврежден зрительный нерв, или зрительная зона коры больших — полушарий головного мозга — человек может ослепнуть. • Вид анализатора воспринимает свой сигнал (зрительный свет), модальность 6. Виды анализаторов:
Анализатор
Орган чувств
Сигнал
1. Зрительный
Глаз
Свет
2. Слуховой
Уши
Звук
З. Сенсо-моторный, или осязательный
Кожа, мышцы
Прикосновение, боль, температура
4. обонятельный
Нос
Запах -
7.Зрительный анализатор—главный! Античный философ Гераклий Эфесский заметил, что «глаза — более точные свидетели, чем уши». Более 90 % всей информации люди получают по средствам зрения. Долгое время считали, что глаза испускают лучи, и таким образом человек видит. Развеял этот миф знаменитый Абу Али Ибн Сина. Великий врач пришел к выводу, что глаз улавливает отражение предметами лучи солнца или осветительных приборов. А немецкий ученный Герман Гельмгольц установил, что глаз подобен фотоаппарату: изображение на сетчатке получается перевернутым и уменьшенным. Зрительный анализаторсостоит из: — 1) Рецепторов (колбочек и палочек) — в сетчатке 2) Зрительного нерва З) Зрительной зоны затылочной доли коры больших полушарий головного мозга. Функции: 1.обнаружение и различениепреобразование. Рецепторы получают информацию (свет) и преобразует в сигналы нервной системы — нервные импульсы. 2.передача сигналов.Осуществляется по нерву З.Анализ, классификация и опознание происходит в зрительной зоне затылочной доли КБП ГМ. — 8.Орган зрения состоит: 1. Вспомогательный аппарат 2. Глазное яблоко
К вспомогательному аппаратуотносятся веки, брови, ресницы, слезные железы, глазодвигательные мышцы (показываю послайду) Это интересно: На обеих веках по 80 ресниц икаждойиз них отведено 100 дней! Человек постоянно моргать, но знаете ли вы зачем? - Оказывается поверхность глаза в момент моргания смачивается слезной жидкостью, предохраняющей ее от высыхания, дезинфицирует. Слеза вырабатывается слезной железой, не зря говорят: «Чистый как слеза». Слеза — содержит воду, соли, белки, лизоцим — убивает микробы. 9.Глазное яблокорасполагаетсяв глазнице черепа, состоит из ядра, покрыто — тремя оболочками: 1) белочной — наружной 2) сосудистой — средний 3) сетчаткой—внутренней 1. Роговица— передняя часть белочной оболочки. Белочная оболочка выполняет защитную функцию. 2. 2-я, сосудистая оболочка состоит из кровеносных сосудов, несущих глазу кровь, богатую питательными веществами и кислородом. Радужка— передняя часть сосудистой оболочки. От количества содержащегося в ней пигмента зависит цвет глаз. Чем больше пигмента, тем темнее глаза. Эрачок— находится в центре радужки; размеры зрачка меняются в зависимости от освещенности; в темноте он расширяется, на ярком свету сужается. 3. Третья оболочка—сетчатая (или сетчатка)Состоит из нескольких слоев нервных клетокивыстилает его изнутри. Именно она обеспечивает нам зрение.На сетчатке отображаются предметы,которые мы видим. Информация о них затем передается по зрительному нерву в головной мозг. Желтое пятно (макула)— место наилучшего видения (много колбочек) Слепое пятно— место выхода зрительного нерва (нет фоторецепторов) Фоторецепторы:а) палочки— воспринимают свет;б)колбочки— цвет Внутри глаза заключены передняя камера и задняя камеры Заполненные внутриглазной жидкостью, хрусталик и стекловидное тело. Хрусталик и стекловидное тело — это прозрачные среды, пропускающие и преломляющие лучи. Хрусталикимеет форму двояковыпуклой линзы, он эластичен и может менять — кривизну с помощью аккомодационной мышцы. Стекловидное телопохожее на желеобразную массу, заполняет пространство — позади хрусталика.
сумерках. ИТАК, закрепим знания: Слайд№10 Перед вами «Строение глазного яблока» Задание:работа в тетрадях.Подпишите все части яблока 11.Как видит глаз? В перевернутом виде появляется изображение предмета на сетчатке, а затем в головном мозге снова предмет снова переворачивается и мы видим в обычном виде. Лаб. работа: обнаружение слепого пятна рис 103 с. 247 12. Близорукость или миопия — человек хорошо видит предметы, вблизи, а удаленные от него — плохо. При близорукости лучи света собираются в фокусперед сетчаткой. Причины: 1. Роговица и хрусталик сильно преломляют лучи света 2. Глаз сильно удлиняется в - 24 мм, при близорукости — до 30 мм. Существуют З степени близорукости: - слабая — до З дптр - средняя — от З до б дптр - высокая — свыше б дптр Носят очки с двояковогнутыми линзами. Дальнозоркость — человека хорошо видит предметы, вдали, а вблизи — плохо. При дальнозоркости лучи света собираются в фокус за сетчаткой. Носят очки с двояковыпуклыми линзами. дальтонизм — дальтоники не способны отличить красный от зеленого цвета и воспринимают их как серый. Они не достигаются к вождению транспортом. 13.Косоглазие— астигматизм. Раньше лечили косоглазие при помощи масок. Лаб. работа «Обнаружение слепого пятна» (по учебнику) 14.Экология и гигиена зрения. Глаукома— тяжелое заболевание приводит к слепоте. Признаки: повышается внутриглазное давление; поражается зрительный нерв, если нерв погибнет — то зрение ослепшему вернуть невозможно; сужается поле зрения )Катаракта— заболевание вызывающее помутнение хрусталика. Угрожает слепота Причины: травмы; нарушение питания тканей глаза, связанное с возрастом; лучевое воздействие; диабет; глаукома; наследственные особенности.
Лечение:хирургическоеудаление мутного хрусталика Методы: факоэмульсификация (размельчение мутного хрусталика с помощью: ультразвукового аппарата — факоэмульсификатора или лазерное удаление Затем подбирается линза. Уфимский центр микрохирургии глаза во главе с Маратом Талгатовичм Азнабаевым создали лабораторию по производству интраокулярных и контактных: линз и проводят успешно операции. )Конъюнктивит— воспаление слизистой оболочки глаза. Лечение: закапывать сульфацил натрия (альбуцид), антибиотики Внешними изменениями: 1. Едкие вещества 2. Огонь и пар 3. Никотин и алкоголь 4. Твердые частицы 5.Конъюнктивит б. ослабление ресничной мышцы 7. Работа в плохих климатических условиях - Нельзя работать при электросварке без защитных очков - Читать лежа, в транспорте, плохом освещении. Свет должен падать слева - На солнце иметь солнце защитные очки Очень благотворно влияет на здоровье хромотерапия (цветотерапия) Гете писал о способности цвета создавать настроение: - желтый — веселый и бодрый - зеленый — умиротворяет - синий- вызывает грусть Гигиенисты заметили, что наиболее благоприятное влияние на производительность труда оказывает зеленый и желтый цвета Иридодиагностика — диагностика по радужке Вредно сидеть за компьютером, телевизором более 1 часа в день - посанитарным нормамосвещенность в классе должна быть 20лк Недостаток освещения может привести к малокровию и рахиту.
Приложения.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ БЕРЕГИТЕ ЗРЕНИЕ! Окулист в городе Бавлы Авзалова Гульнара Идрисовна советует следующие упражнения: 1. 2. «Метка на стекле (для цилиарной мышцы — аккомодации) З. «Жмурки» улучшают отток внутри глазной жидкости - зажмурь глаза изо всех сил, а потом откройих.4-6 раз 4. Поглаживай в течении 1 мин. Веки кончиками пальцев. 5.Круговые движения глазами, налево вверх — направо — вниз 6, Вытяни вперед руку. Следи взглядом за ногтем пальца, медленно приближай его к носу, удаляя 5 раз 7. посмотри в окно, найди самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд в течении 1 минуты А если носишь очки? Правильно их храни Мой теплой водой с мылом 16. Возможныепатологии? Найди какая часть анализатора поражена и к чему это может привести. (работа с учебником и слайдом) — 17. Тесты 1. Оболочки глаза? 2. Зрительная зона З. Цвет глазу придает? 4. Из каких частей состоит анализатор Выбрать 1 ответ 18. Заключение (стихотворение, музыка) 19. Литература различные пометки, упражнения для глаз ИТОГИ Дом. задание $49,50изучить, сочинить кроссворд, рассмотреть рисунки Спасибо за внимание.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(289) "Урок- обобщение в классе комплекте «7»-«8» класс, по теме « Строение, функции и развитии органов и систем органов пищеварения человека и позвоночных животных»"
["seo_title"] => string(155) "urokobobshchieniievklassiekompliektie78klasspotiemiestroieniiefunktsiiirazvitiiorghanovisistiemorghanovpishchievarieniiachieloviekaipozvonochnykhzhivotnykh"
["file_id"] => string(6) "275748"
["category_seo"] => string(9) "biologiya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1452615091"
}
}