Тема: Отдел Папоротниковидные
Тип урока: комбинированный (изучение нового учебного материала и первичное закрепление).
Форма проведения: урок - исследовательский проект
Цели урока:
- Образовательные: изучить особенности строения и жизнедеятельности папоротников, формировать понятия об усложнении и развитии растений
- Развивающие: формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приемы проблемного обучения. Продолжить вырабатывать навыки по выполнению лабораторных работ, навыки работы с текстом (умение находить в тексте необходимую информацию)
- Воспитательная: воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности, подвести детей к выводу, что не стоит искать клад с помощью цветка папоротника, а гораздо лучше заработать деньги честным трудом
Оборудование:
- И.Н. Пономарева,, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко "Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" /М., изд. дом "Вентана-Граф", 2011 г
- Презентация к уроку, отрывок из сказки «Финист-ясный сокол», ЦОР «Размножение папоротников»
- Натуральные образцы Папоротниковидных (Нефролепис высокий)
- Раздаточный материал (Приложение 1)
Ход урока
- Организация класса.
Отгадайте загадку:
Он и в пищу пригож, и в медицине хорош!
Листья красивые, перистые.
Стебли маленькие, крепенькие,
А цветет только в легендах и поверьях! (слайд 1)
- Прежде чем мы начнем изучать папоротники, давайте вспомним.
- На какие две крупные группы можно разделить все высшие растения? (споровые и семенные)
- Какие отделы растений входят в группу споровых? (мхи, плауны, хвощи, папоротники)
- От каких древних растений произошли моховидные? (от псилофитов)
- Какую функцию выполняют ризоиды? (всасывают питательные вещества из почвы)
- Чем ризоиды отличаются от настоящих корней? (состоят из одинаковых тонкостенных клеток)
- Назовите вегетативные органы мхов. (стебли и листья)
Что лишнее? (слайд 2 - 4)
Гаметофит, спорофит, спорангии, спора
Сфагнум, кукушкин лён, печёночник, хламидоманада
Вопрос с подвохом:
Мхи, папоротники, плауны, хвощи (папоротники мы ещё не изучали!)
Тема нашего урока «Отдел Папоротниковидные или Папоротники» (слайд 5)
Какова цель нашего урока?
(изучить особенности строения и жизнедеятельности папоротников) (слайд 6)
А изучение этой темы мы начнём со сказки. Внимание на экран! (просмотр отрывка из фильма А. Роу «Финист – ясный сокол»).
Ребята, все вы знаете поговорку «Сказка – ложь, да в ней намёк!»
Какая ложь сокрыта в этом отрывке, а точнее, какая биологическая ошибка здесь допущена? И есть ли в этом сюжете какой – то намёк?
Вот с этими вопросами мы сегодня постараемся разобраться.
Изучение нового материала
Для этого мы проведём с вами ряд исследований, и, возможно, сделаем некоторые открытия.
Таблица на доске. (приложение 2) (слайд 7)
Внимательно прослушайте мой рассказ и заполните пропуски в таблице.
Происхождение папоротников, древние и современные папоротники: жизненные формы и среда обитания (Слады 8 – 13)
Папоротники произошли от потомков псилофитов, и представляют собой одну из наиболее древних групп высших растений. В каменноугольный период наряду с хвощами и плаунами, занимали господствующее положение в растительном мире Земли, образуя обширные леса.
В настоящее время насчитывается около 300 родов и более 10000 тысяч видов папоротников. По своим размерам папоротники варьируют от тропических древовидных форм, достигающих иногда высоты 25 метров с диаметром ствола до 50 см, до крошечных растений всего лишь в несколько миллиметров длины. Папоротники распространены по всему земному шару. Наиболее разнообразны они во влажных тропических лесах.
В большинстве своём - это травянистые растения, но встречаются и древовидные, лиановидные формы. Также встречаются и папоротники- эпифиты, селящиеся на других растениях.
Итак, Каковы жизненные формы папоротника? (травянистые, древовидные, лиановидные, эпифиты)
Около 2/3 из всех видов папоротников преимущественно произрастают в тропиках, а оставшаяся треть населяет леса умеренной зоны. Очень редко встречаются папоротники в степях и пустынях. С чем связано такое распространение папоротников на планете?
Какова среда обитания? (места с повышенной влажностью)
В Ульяновской области широко распространён водный папоротник – сальвиния плавающая, и обитающий в дубовых и сосновых лесах орляк обыкновенный. Остальные виды редкие и занесены в «Красную книгу». Это кочедыжник женский, страусник обыкновенный, щитовник мужской и другие. ( слады 14 – 17)
Изучение строения папоротника
Внимательно прочтите информацию в справочнике (Приложение 1) «Строение папоротников», рассмотрите рисунок.
Выступление ученика «Строение папоротников»
Как называется лист папоротника (вайя)
Какие вегетативные органы есть у папоротника (стебель, листья, корни)
Какой особенностью обладают листья папоротника? (верхушечный рост, молодые листья закручены улиткообразно)
В чем произошло усложнение в организации папоротника по сравнению со мхами?
Выполните лабораторную работу
Тема : «Строение папоротника»
Цель: Изучить особенности строения папоротников. Выявить черты принадлежности к высшим растениям. Выделить черты усложнения папоротников по сравнению с хвощами.
Оборудование: натуральные образцы Нефролеписа высокого, лупа, рисунки
(приложение 1)
1.Рассмотрите внешнее строение папоротника по рисунку и натуральному образцу. Найдите корневище с отходящими от него придаточными корнями. Какую корневую систему они образуют?
2.Рассмотрите лист (черешок, молодой лист-улитку) папоротника и опишите его строение.
3.На нижней стороне листа папоротника найдите бурые бугорки со спорами. Каково значение спор в жизни папоротника?
4.Сравните папоротник с хвощом. Найдите черты сходства и различия. Заполните таблицу «Сравнение папоротника и хвоща».
Размножение папоротников
Просмотр ЦОР «Размножение папоротников»
Найдите и прочитайте в справочнике информацию о размножении папоротников. Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 149.
Какие способы размножения характерны для папоротников? (половой и бесполый)
Бесполый: делением корневища; присыпав почвой часть листа, можно получить новый побег.
Как называется половое поколение папоротника? (гаметофит, заросток)
Где на заростке развиваются яйцеклетки? (в архегониях) Сперматозоиды? (в антеридиях)
При каких условиях возможно оплодотворение яйцеклетки? (капля воды)
Для чего необходимо это условие (для передвижения сперматозоидов)
Какая фаза в жизненном цикле папоротника преобладает? (спорофит)
- Закрепление: вопросы на экране или тест. (слайд 14 )
- Как называются листья папоротника?
- Есть ли корни у папоротника?
- Какие способы размножения характерны для папоротников?
- Гаметофит или спорофит преобладает в жизненном цикле у папоротников?
Выполни тестовое задание:
1. Для папоротников характерно:
А - цветение и образование семян Б- размножение спорами В - наличие ризоидов у заростка Г - обитание в водоёмах
2. Какие органы появились у папоротников:
А – стебель Б- ризоиды В – корневище Г - листья
3.Где происходит оплодотворение у споровых?
А - в воздухе Б- в воде В - в почве Г - в клетке растения
4. Заросток папоротника это:
А – спорофит Б- гаметофит В - маленькое растение папоротника Г - разворачивающиеся листья папоротника
5. В жизненном цикле папоротника преобладают:
А – спорофит Б- гаметофит В - обе формы развиваются одновременно (параллельно)
Г - обе формы развиваются последовательно – то гаметофит, то спорофит.
6. Вайи это:
А - побеги плауна Б- листья папоротника В - листья мха Г - побеги хвоща
Рефлексия.
Итак, исследования наши подходят к логическому завершению.
Как поживает проблемный вопрос: Какая же всё-таки биологическая ошибка допущена в сказке? (папоротник никогда не цветёт) (Слайд 15)
Так стоит ли верить легендам и ждать исполнения желаний от цветка папоротника? (нет, лучше проявить профессиональную активность и обеспечить себе и близким достойную жизнь)
Домашнее задание: § 40 в учебнике. Подготовить сообщение «Значение папоротников в природе и жизни людей». (слайд 16)
Выставление оценок.