kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Отдел Папоротниковидные, их строение, размножение и разнообразие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока. Отдел Папоротниковидные. Лабораторная работа № 14. Строение щитовника мужского.

Цель урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности папоротниковидных, их роли в природе и жизни человека, разнообразии; развивать умение выявить черты приспособленности папоротниковидных к среде обитания, их сходство и различие с другими высшими споровыми растениями; прививать бережное отношение к природе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Отдел Папоротниковидные»

Урок № 34. Отдел Папоротниковидные. Лабораторная работа № 14. Строение щитовника мужского.

Цель урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности папоротниковидных, их роли в природе и жизни человека, разнообразии; развивать умение выявить черты приспособленности папоротниковидных к среде обитания, их сходство и различие с другими высшими споровыми растениями; прививать бережное отношение к природе.

Ход урока

Сегодня на уроке нам понадобятся знания некоторые терминов, усвоенные вами на прошлых занятиях. С какой базой вы пришли на урок я проверю с помощью двух игровых заданий. Каждое задание вы выполняете индивидуально.

Первое задание - "Лото-светофор", второе - "Подбери код".

Актуализация опорных знаний.

Задание «Лото-светофор»

На столах лежат сигнальные карточки (по 6 штук каждого цвета)







И карточки для лото

1 вариант

спорофит

водоросли

слоевище

гаметы

корневище

антеридии

узел

сфагнум

жизненный

цикл

2 вариант

ткань


ламинария

гаметофит

оплодотворение

спора

архегонии

коробочка

ризоиды

зигота

Задания – накрыть сигнальной карточкой указанного цвета соответствующий термин

  1. Эти растения относятся к низшим (красная)

  2. Совокупность клеток, одинаковых по строению и выполняющих одинаковую функцию (желтая)

  3. Клетка бесполого размножения (зеленая)

  4. Бурая водоросль (красная карточка)

  5. Мох, у которого нет ризоидов (желтая)

  6. Тело растения, которое не расчленено на органы (зеленая)

  7. Органы растения, в которых образуются яйцеклетки (красная)

  8. Органы растения, в которых образуются сперматозоиды (желтая)

  9. Половое поколение в жизненном цикле растений (зеленая)

  10. Бесполое поколение в жизненном цикле растений (красная)

  11. Процесс слияния мужской и женской половых клеток (желтая)

  12. Подземный побег хвоща. (зеленая)

  13. Половые клетки (красная)

  14. Чередование полового и бесполого поколений растения. (желтая)

  15. Корнеподобные выросты (зеленая)

  16. Оплодотворенная яйцеклетка (красная)

  17. Где расположены спорангии у кукушкиного льна? (Желтая)

  18. Участок стебля, от которого отходит лист (зеленая)


Ответы: 1 вариант











2 вариант











Задание «Подбери код»

Выберите номера правильных утверждений


  1. Мхи относятся к высшим споровым растениям.

  2. Сфагнум не имеет ни корней, ни ризоидов.

  3. Плауны – это высшие цветковые растения.

  4. Хламидомонада – многоклеточная зелёная водоросль.

  5. Вольвокс – это красная водоросль.

  6. Тело водорослей называют таллом.

  7. Для оплодотворения кукушкиному льну не нужна вода.

  8. Мёртвые клетки сфагнума фотосинтезируют.

  9. Все низшие растения – одноклеточные.


Верные утверждения: 1,2,6.


Сверьте свои ответы с правильными, поднимите руки те, кто выполнил все задания верно.


К сегодняшнему уроку вы получили задание поработать с дополнительными источниками информации и подготовить материал по теме "Отдел Папоротниковидные". Сегодня у меня на уроке присутствуют учащиеся-эксперты в таких областях: ботаники, палеонтологи, экологи, географы, медики.


Сегодня мы с вами начинаем знакомство еще с одним отделом высших споровых растений – отделом Папоротниковидные. С папоротниками связано много легенд. Так, славяне в середине лета, в ночь с 6 на 7 июля на кануне праздника Ивана Купалы искали черный папоротник (страусово перо). Эта традиция описана, например, в отрывке из произведения Н.В. Гоголя «Ночь накануне Ивана Купала»

«… Глядь краснеет маленькая цветочная почка, и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся словно пламя, осветив и другие около себя…».

Только смелый и удачливый человек мог заполучить цветок огнецвета, от которого распадались все замки и запоры, и сами в руки давались клады. Человек, увидевший цветок мог понимать язык зверей.

ОПЕРЕЖАЮЩИЙ ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Скажите, а кто-нибудь из вас видел, как цветет папоротник? Почему?

Перейдем к изучению нового материала, план которого вы видите на доске.

И я приглашаю к доске группу экспертов-ботаников, которые объяснят вам первый вопрос - строение папоротника на примере Щитовника мужского.

1. Строение папоротника Щитовника мужского.

Ученики-эксперты. У папоротника есть подземный видоизмененный побег – корневище. От него вверх отходят листья, а вниз – придаточные или дополнительные корни.

Часто на корнях образуются выводковые почки, обеспечивающие вегетативное размножение растения.

У большинства папоротников лист растет как стебель – верхушкой. Он улиткообразно закручен и называется вайя (т.е. «веер»). Лист состоит из черешка и листовых пластинок. Лист является одновременно фотосинтезирующим и спороносящим органом.

На нижней стороне листовой пластинки развиваются спорангии, которые собраны в сорусы.

Учитель: Проведем текущее закрепление материала (фронтальный опрос).

- какие корни развиваются у папоротников (придаточные и боковые),

- у папоротников есть стебель, но его мало кто видел. Почему? (потому что у них подземный побег - корневище),

- как называются листья папоротников (вайи),

- что располагается на вайях (с нижней стороны листа расположены скопления спорангиев - сорусы).

Какие новые термины мы узнали на уроке и выпишем в тетрадь? – ВАЙЯ, СОРУС

А теперь переходим ко второму вопросу – размножение папоротниковидных

2. Жизненный цикл Щитовника мужского

Ученики-эксперты: В цикле развития у папоротников преобладает спорофит. Спорангии находятся на нижней стороне листа группами – сорусами. Споры рассеиваются при разрыве стенки спорангия. На влажной почве споры прорастают в маленькую зеленую сердцеобразную пластинку, размером до 1 см. Это заросток (гаметофит), который крепится к почве ризоидами. Он обоеполый, т.е. на нем образуются антеридии (мужские) и архегонии (женские органы размножения).

Оплодотворение происходит в водной среде – во время дождя, при выпадении росы, в воде. Из оплодотворенной яйцеклетки формируется зародыш (спорофит), который начинает расти, потребляя сначала питательные вещества гаметофита, а затем питаясь автотрофно. Спорофит – многолетнее растение.

Учитель - Проведем текущее закрепление материала (фронтальный опрос).

- что за коричневые бугорки вы видите на нижней стороне листовых пластинок вайи (сорусы),

- у какого поколения папоротника образуются ризоиды (у заростка - гаметофита),

- что еще есть у заростка (антеридии и архегонии),

- при каком условии происходит оплодотворение у папоротников (если есть капельно-жидкая вода),

- какое поколение образуется при прорастании споры папоротника (гаметофит).

Третий вопрос нашего урока – распространение папоротниковидных и их значение в природе и я предоставляю слово экспертам-экологам и географам.

3. Распространение, разнообразие и значение папоротниковидных.

Ученики-эксперты географы: Папоротники широко распространены по всему земному шару, произрастают как на суше, так и в воде.

Встречаются папоротники в разных экологических условиях. Большинство из них растет в тропических лесах, где они представлены древовидными и травянистыми формами. Древовидные папоротники имеют ствол высотой до 25 м. На верхушке ствола находится крона из больших вечнозеленых листьев, длиной до 5 м.(Австралия, Центральная и Южная Америка)

Самым маленькими папоротниками считаются хецистортерис пумила и азолла карилиниана. Длина этих видов едва достигает 12 мм. Также, в тропических лесах есть папоротники эпифиты, растущие на деревьях и лианы.

В умеренных зонах распространены только травянистые виды; они чаще встречаются во влажных лесах, по сырым оврагам, некоторые растут на заболоченных местах и в водоемах. В наших лесах чаще всего встречаются папоротники: орляк, кочедыжник женский, щитовник мужской, страусово перо и др.

Эксперты-экологи. В природе папоротники являются компонентом растительных сообществ, образуют подлесок в лесах. Некоторые виды папоротников используют в качестве декоративных растений (адиантум, полиподиум, нефролепис). Молодые листья определенных видов употребляют в пищу. Окаменелые останки – каменноугольные отложения – человек использует как источник энергии. В Красную книгу Украины занесено 11 видов папоротниковидных: адиант венерин волос, сальвиния плавающая, анограма тонколистная, нотолена марантовая, птерис критский, марсилия четырехлистная, вудсия альпийская, вудсия эльбская, гронянка полулунная, аспления черная, краекучник перский.

Эксперты-медики. Отвары корневищ и настойки некоторых папоротников применяют в медицине как болеутоляющие, противовоспалительные, противоглистные средства, для лечения легочных заболеваний, рахита, желудочных расстройств.

4. Вымершие папоротниковидные

Учитель – Отдел Папоротниковидные насчитывает около13000 видов, но особенно много их было 300 млн лет назад. Эксперты-палеонтологи нам расскажут об этом.

Ученики-палеонтологи. Папоротники безраздельно господствовали на всей планете 3000 млн лет назад. Они образовывали леса на всех континентах нашей планеты, включая Антарктиду. Климат был влажным и теплым. Туманная мгла водяных паров часто закрывала Солнце. Каждый день шли теплые проливные дожди. Это приводило к разливам рек, образованию озер и заболачиванию почвы. Все это вызывало пышный рост древовидных папоротников. Высота деревьев достигала почти 40 м. Отмершие растения падали на залитую водой почву. Во время разлива реки сносили деревья и заносили их песком и илом. Под действием слоев грунта и воды деревья спрессовывались, за миллионы лет без доступа кислорода они превратились в каменный уголь.

До наших дней дошли отпечатки листьев древних папоротникообразных растений на каменном угле и части окаменевших стволов. Эти находки позволили восстановить внешний вид некоторых вымерших растений и животных.

Учитель - Проведем текущее закрепление материала (фронтальный опрос).

- как образовался каменный уголь, каково его значение в жизни человека?

- почему папоротников больше во влажных тропических лесах, чем в умеренной зоне?

- где распространены папоротники?

Закрепление нового материала проходит поэтапно при изучении каждого из вопросов новой темы.

Домашнее задание: составить кроссворд с ключевым словом "ПАПОРОТНИК"

Написать мини-сочинение "Путешествие в лес каменноугольного периода", используя сказочный сюжет и биологические термины. Изучить параграф учебника, ответить устно на вопросы в конце параграфа.

Просмотр содержимого презентации
«Отдел папоротниковидные»

ТЕМА: Отдел Папоротниковидные. Лабораторная работа № 14. Строение щитовника мужского.

ТЕМА: Отдел Папоротниковидные. Лабораторная работа № 14. Строение щитовника мужского.

  • Цель урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности папоротниковидных, их роли в природе и жизни человека, разнообразии; развивать умение выявить черты приспособленности папоротниковидных к среде обитания, их сходство и различие с другими высшими споровыми растениями; прививать бережное отношение к природе.
Актуализация опорных знаний «ЛОТО-СВЕТОФОР» Задания – накрыть сигнальной карточкой указанного цвета соответствующий термин

Актуализация опорных знаний «ЛОТО-СВЕТОФОР»

Задания – накрыть сигнальной карточкой указанного цвета соответствующий термин

  • Эти растения относятся к низшим (красная)
  • Совокупность клеток, одинаковых по строению и выполняющих одинаковую функцию (желтая)
  • Клетка бесполого размножения (зеленая)
  • Бурая водоросль (красная карточка)
  • Мох, у которого нет ризоидов (желтая)
  • Тело растения, которое не расчленено на органы (зеленая)
  • Органы растения, в которых образуются яйцеклетки (красная)
  • Органы растения, в которых образуются сперматозоиды (желтая)
  • Половое поколение в жизненном цикле растений (зеленая)
Актуализация опорных знаний «ЛОТО-СВЕТОФОР» Задания – накрыть сигнальной карточкой указанного цвета соответствующий термин 10. Бесполое поколение в жизненном цикле растений (красная) 11. Процесс слияния мужской и женской половых клеток (желтая) 12. Подземный побег хвоща. (зеленая) 13. Половые клетки (красная) 14. Чередование полового и бесполого поколений растения. (желтая) 15. Корнеподобные выросты (зеленая) 16. Оплодотворенная яйцеклетка (красная) 17. Где расположены спорангии у кукушкиного льна? (Желтая) 18. Участок стебля, от которого отходит лист (зеленая)

Актуализация опорных знаний «ЛОТО-СВЕТОФОР»

  • Задания – накрыть сигнальной карточкой указанного цвета соответствующий термин

10. Бесполое поколение в жизненном цикле растений (красная)

11. Процесс слияния мужской и женской половых клеток (желтая)

12. Подземный побег хвоща. (зеленая)

13. Половые клетки (красная)

14. Чередование полового и бесполого поколений растения. (желтая)

15. Корнеподобные выросты (зеленая)

16. Оплодотворенная яйцеклетка (красная)

17. Где расположены спорангии у кукушкиного льна? (Желтая)

18. Участок стебля, от которого отходит лист (зеленая)

1 вариант     2 вариант
  • 1 вариант

  • 2 вариант
Актуализация опорных знаний «Подбери код»  Выберите номера правильных утверждений

Актуализация опорных знаний «Подбери код»

Выберите номера правильных утверждений

  • Мхи относятся к высшим споровым растениям.
  • Сфагнум не имеет ни корней, ни ризоидов.
  • Плауны – это высшие цветковые растения.
  • Хламидомонада – многоклеточная зелёная водоросль.
  • Вольвокс – это красная водоросль.
  • Тело водорослей называют таллом.
  • Для оплодотворения кукушкиному лбну не нужна вода.
  • Мёртвые клетки сфагнума фотосинтезируют.
  • Все низшие растения – одноклеточные
Эксперты-ботаники

Эксперты-ботаники

Спорангии Споры

Спорангии

Споры

Молодые вайи, свернутые «улиткой»

Молодые вайи, свернутые «улиткой»

2. Жизненный цикл Щитовника мужского Спорофит (взрослое  растение) гаметофит Новый папоротник Развитие Спермии и яйцеклеток сорусы Распространение спор аросток спорангии

2. Жизненный цикл Щитовника мужского

Спорофит (взрослое

растение)

гаметофит

Новый

папоротник

Развитие

Спермии и

яйцеклеток

сорусы

Распространение

спор

аросток

спорангии

Распространение спор папоротника

Распространение спор папоротника

Гаметофит (заросток). Видны ризоиды Молодой спорофит на гаметофите

Гаметофит (заросток).

Видны ризоиды

Молодой спорофит на гаметофите

3. Распространение, разнообразие и значение папоротниковидных.

3. Распространение, разнообразие и значение папоротниковидных.

Самый маленький папоротник - Азолла каролинская на поверхности водоема
  • Самый маленький папоротник - Азолла каролинская на поверхности водоема
Нефролепис

Нефролепис

Вудсия альпийская

Вудсия альпийская

Марсилия четырехлистная

Марсилия четырехлистная

Птерис критский

Птерис критский

Аспления черная

Аспления черная

4. Вымершие папоротниковидные   Отпечаток древнего папоротника

4. Вымершие папоротниковидные Отпечаток древнего папоротника

Лес каменноугольного периода

Лес каменноугольного периода

Ископаемые остатки

Ископаемые остатки

Образование каменного угля

Образование каменного угля

Добыча каменного угля

Добыча каменного угля


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Отдел Папоротниковидные, их строение, размножение и разнообразие

Автор: Кузнецова Наталья Николаевна

Дата: 02.02.2015

Номер свидетельства: 166025

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-3"
    ["file_id"] => string(6) "254124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697631"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-4"
    ["file_id"] => string(6) "254125"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697640"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Презентация к уроку биологии в 7 классе "Отдел голосеменные растения" "
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia-k-uroku-biologhii-v-7-klassie-otdiel-gholosiemiennyie-rastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "116472"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412499240"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства