Тема урока: Отдел Голосеменные растения.
Цели урока:
Предметные:
- Сформировать представление об особенностях строения и жизнедеятельности растений отдела голосеменных как более сложноорганизованных по сравнению с папоротниковидными;
Развивающие:
- Продолжить формирование у учащихся умения выделять главную мысль и сворачивать информация, а так же читать свернутую информацию;
- Создать условия для формирования умения делать выводы о приспособленности организма к условиям обитания;
- Продолжить формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности.
Личностно-ориентированные:
- Сформировать у учащихся понимание необходимости охраны и сохранения видового разнообразия голосеменных
В результате работы на уроке учащиеся должны уметь:
- характеризовать особенности строения и жизнедеятельности голосеменных растений;
- составлять схему жизненного цикла сосны;
- характеризовать голосеменные растения как более сложноорганизованные по сравнению с папоротниковидными;
- обосновывать связь строения голосеменных растений с их приспособленностью к условиям обитания.
Часть урока
Учебные задания
Рекомендации по выполнению заданий
Теоретическое исследование
Цель: провести теоретическое исследование особенностей внешнего и внутреннего строения голосеменных растений, позволяющих им оставаться вечнозелеными и широко распространяться.
Просмотр презентации
Практическое исследование
Выполните лабораторную работу.
“Особенности внешнего и внутреннего строения сосны”
Цель: доказать факты, выявленные в результате теоретического исследования.
Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты “Срез хвои сосны”, “Пыльца сосны”,
Ход работы
Строение хвои сосны.
- Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат “Срез хвои сосны” и найдите на нем смоляные ходы, проводящий пучок, устьица, кутикулу.
- Зарисуйте срез хвоинки и подпишите все найденные вами элементы ее строения.
- Запишите какие функции они выполняют.
Строение пыльцы сосны.
- Рассмотрите готовый микропрепарат пыльцы сосны.
- Найдите располагающиеся по бокам пылинки воздушные пузырьки. Каково их значение?
- Зарисуйте пылинку и подпишите воздушные пузырьки.
- Рассмотрите семя сосны и найдите крылышко. Какова его функция?
- Зарисуйте семя и подпишите на рисунке само семя и крылышко.
- Сделайте вывод исходя из цели урока и лабораторной работы.
Подведение итогов урока
- Что же позволило голосеменным растениям, по сравнению с папоротниковидными, широко распространиться Земле?
- Почему голосеменные растения вечнозеленые?
- Почему голосеменные растения получили такое название?
- Достигли ли мы цели урока?
- Что на уроке вам показалось наиболее сложным?
- Запишите домашнее задание: стр. 66-69, устно ответить на вопросы на стр. 72, выполнить задание в раб. тетради № 42, 43
- Подготовить сообщения о: кедре, секвойе, саговнике, араукарии, туе, эфедре, гинкго.
Работа вместе с классом.
В результате практического исследования учащиеся могут сформулировать следующие выводы:
Широко распространяться и оставаться вечнозелеными позволяют голосеменным следующие особенности их строения и жизнедеятельности:
- размножение семенами. Запас питательных веществ в семени обеспечивает жизнь зародыша, когда он особенно уязвим – в начальный период его развития. Прочные семенные покровы защищают зародыш от неблагоприятных условий среды и определили независимость оплодотворения от воды;
- наличие крылышка делает семя легким, облегчая тем самым перенос семян с помощью ветра на большие расстояния;
- наличие пузырьков на пыльце облегчает ее и позволяет ветру переносить ее на большие расстояния для оплодотворения яйцеклетки другого хвойного растения;
- жесткие игольчатые хвоинки покрыты толстой кутикулой, имеют погруженные в ткань листа устьица. Все это уменьшает испарение воды листьями, что позволяет им не опадать в неблагоприятное время года и оставаться вечнозелеными.