kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку биологии в 7 классе "Отдел голосеменные растения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Отдел Голосеменные растения.

Цели урока: 

Предметные:

  • Сформировать  представление об особенностях строения и жизнедеятельности растений отдела голосеменных как более сложноорганизованных по сравнению с папоротниковидными;

Развивающие:

  • Продолжить формирование у учащихся  умения выделять главную мысль и сворачивать информация, а так же читать свернутую информацию;
  • Создать условия для формирования умения делать выводы о приспособленности организма к условиям обитания;
  • Продолжить формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности.

Личностно-ориентированные:

  • Сформировать у учащихся понимание необходимости охраны и сохранения видового разнообразия голосеменных

В результате работы на уроке учащиеся должны уметь:

  • характеризовать особенности строения и жизнедеятельности голосеменных растений;
  • составлять схему жизненного цикла сосны;
  • характеризовать голосеменные растения как более сложноорганизованные по сравнению с папоротниковидными;
  • обосновывать связь строения голосеменных растений с их приспособленностью к условиям обитания.

Часть урока

Учебные задания

Рекомендации по выполнению заданий

Теоретическое исследование

Цель: провести теоретическое исследование особенностей внешнего и внутреннего строения голосеменных растений, позволяющих им оставаться вечнозелеными и широко распространяться.

 

 

Просмотр презентации

Практическое исследование

Выполните лабораторную работу.

“Особенности внешнего и внутреннего строения сосны”

Цель: доказать факты, выявленные в результате теоретического исследования.

Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты “Срез хвои сосны”, “Пыльца сосны”,

Ход работы

Строение хвои сосны.

  1. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат “Срез хвои сосны” и найдите на нем смоляные ходы, проводящий пучок, устьица, кутикулу.
  2. Зарисуйте срез хвоинки и подпишите все найденные вами элементы ее строения.
  3. Запишите какие функции они выполняют.

Строение пыльцы сосны.

  1. Рассмотрите готовый микропрепарат пыльцы сосны.
  2. Найдите располагающиеся по бокам пылинки воздушные пузырьки. Каково их значение?
  3. Зарисуйте пылинку и подпишите воздушные пузырьки.
  4. Рассмотрите семя сосны и найдите крылышко. Какова его функция?
  5. Зарисуйте семя и подпишите на рисунке само семя и крылышко.
  6. Сделайте вывод исходя из цели урока и лабораторной работы.

Подведение итогов урока

  1. Что же позволило голосеменным растениям, по сравнению с папоротниковидными, широко распространиться Земле?
  2. Почему голосеменные растения вечнозеленые?
  3. Почему голосеменные растения получили такое название?
  4. Достигли ли мы цели урока?
  5. Что на уроке вам показалось наиболее сложным?
  6. Запишите домашнее задание: стр. 66-69, устно ответить на вопросы на стр. 72, выполнить задание в раб. тетради № 42, 43
  7. Подготовить сообщения о: кедре, секвойе, саговнике, араукарии, туе, эфедре, гинкго.

Работа вместе с классом.

В результате практического исследования учащиеся могут сформулировать следующие выводы:

Широко распространяться и оставаться вечнозелеными позволяют голосеменным следующие особенности их строения и жизнедеятельности:

  • размножение семенами. Запас питательных веществ в семени обеспечивает жизнь зародыша, когда он особенно уязвим – в начальный период его развития. Прочные семенные покровы защищают зародыш от неблагоприятных условий среды и определили независимость оплодотворения от воды;
  • наличие крылышка делает семя легким, облегчая тем самым перенос семян с помощью ветра на большие расстояния;
  • наличие пузырьков на пыльце облегчает ее и позволяет ветру переносить ее на большие расстояния для оплодотворения яйцеклетки другого хвойного растения;
  • жесткие игольчатые хвоинки покрыты толстой кутикулой, имеют погруженные в ткань листа устьица. Все это уменьшает испарение воды листьями, что позволяет им не опадать в неблагоприятное время года и оставаться вечнозелеными.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку биологии в 7 классе "Отдел голосеменные растения" »

Цель:

Цель:

  • Изучить особенности строения и жизнедеятельности растений отдела голосеменных как сложноорганизованных по сравнению с папоротниковидными.
Строение голосеменных

Строение голосеменных

  • Голосеменные имеют стебель, корень и листья. Они образуют семена, с помощью которых размножаются и распространяются. Наличие семян создаёт этим растениям огромное преимущество перед споровыми.
Хвойные растения

Хвойные растения

  • Хвойные широко распространены на Земле. Среди хвойных нет травянистых растений, а только кустарники и деревья. Возникновение семенного размножения – важный этап эволюции растений: в семени зародыш может в течение более длительного времени сохраняться от воздействия неблагоприятных факторов.
  • Опыление и оплодотворение у семенных растений не зависит от наличия воды. Благодаря этому семенные растения в настоящее время являются завоевателями суши.
  • Листья у большинства хвойных узкие, игольчатые – так называемая хвоя.
Разрез хвоинки

Разрез хвоинки

Рассмотрите шишки сосны и лиственницы.  Почему эти растения называются голосеменными? Шишки сосны Шишки лиственницы

Рассмотрите шишки сосны и лиственницы. Почему эти растения называются голосеменными?

Шишки сосны

Шишки лиственницы

Весной на молодых ветках можно видеть маленькие шишки двух типов. Одни из них, зеленовато – жёлтые, собраны тесными группами у оснований молодых побегов. Это так называемые мужские шишки Мужские шишки Женские шишки Другие, красноватые, одиночные, - женские. Они находятся на вершинах молодых веток. Женские шишки растут и древеснеют. Сначала они становятся зелёными, потом –  коричневыми.

Весной на молодых ветках можно видеть маленькие шишки двух типов. Одни из них, зеленовато – жёлтые, собраны тесными группами у оснований молодых побегов. Это так называемые мужские шишки

Мужские шишки

Женские шишки

Другие, красноватые,

одиночные, - женские.

Они находятся на

вершинах молодых

веток. Женские шишки

растут и древеснеют.

Сначала они становятся

зелёными, потом –

коричневыми.

Пылинка (спора) и развитие мужского заростка сосны 1 — зрелая спора, а — воздушные мешки; 2—5 — прорастание споры и образование мужского заростка, б, в — рано исчезающие клетки заростка, г — антеридиальная клетка, д — вегетативное ядро (ядро клетки пыльцевой трубки), е — сестринская клетка, ж — генеративная клетка (при дальнейшем ее делении образуются два спермия — мужские гаметы).

Пылинка (спора) и развитие мужского заростка сосны

1 — зрелая спора,

а — воздушные мешки;

2—5 — прорастание споры и образование мужского заростка,

б, в — рано исчезающие клетки заростка,

г — антеридиальная клетка,

д — вегетативное ядро (ядро клетки пыльцевой трубки),

е — сестринская клетка,

ж — генеративная клетка (при дальнейшем ее делении образуются два спермия — мужские гаметы).

Семяпочка сосны 1 — продольный разрез семяпочки, а — женский заросток, б — архегонии, в — нуцеллус, г — покров; 2 — верхняя часть семяпочки в продольном разрезе при большем увеличении, а — женский заросток, б — яйцеклетка архегония, в — нуцеллус, г — покров, д — пыльцевход, е — пыльцевая трубка, проросшая через нуцеллус и достигшая женского заростка.

Семяпочка сосны

1 — продольный разрез семяпочки,

а — женский заросток,

б — архегонии,

в — нуцеллус,

г — покров;

2 — верхняя часть семяпочки в продольном разрезе при большем увеличении,

а — женский заросток,

б — яйцеклетка архегония,

в — нуцеллус,

г — покров,

д — пыльцевход,

е — пыльцевая трубка, проросшая через нуцеллус и достигшая женского заростка.

Строение и прорастание семени сосны  1 — строение семени, а — кожура (покров) семени, б — остаток нуцеллуса, в — эндосперм, в середине которого находится зародыш, г — семядоли зародыша, д — зачаточный стебель е — корешок, ж — подвесок; 2 — прорастание семени сосны, а — кожура семени, б — семядоли, в — стебель, г — корень, д — побег с первыми листьями.

Строение и прорастание семени сосны

1 — строение семени,

а — кожура (покров) семени,

б — остаток нуцеллуса,

в — эндосперм, в середине которого находится зародыш,

г — семядоли зародыша,

д — зачаточный стебель

е — корешок,

ж — подвесок;

2 — прорастание семени сосны,

а — кожура семени,

б — семядоли,

в — стебель,

г — корень,

д — побег с первыми листьями.

Проросток сосны

Проросток сосны

Распространение хвойных растений

Распространение хвойных растений

  • Известно более 500 видов хвойных растений. Наибольшие площади заняты сосновыми борами и еловыми лесами (25% и 17% соответственно).
  • Эти растения образуют обширные лесные массивы (тайгу), а также украшают улицы, парки городов. Малоустойчивы к загрязнению воздуха.
  • Сосна светолюбива. В сухих сосновых лесах (борах) всегда светло.
Сравните эти фотографии. Одинаковые ли растения на них изображены? Это сосны в лесу. Там они  стоят высокие, стройные, как колонны. Ветки на них остались только вблизи вершин, поэтому они пропускают много света.  Это сосны на открытых местах. Там они раскидистые

Сравните эти фотографии. Одинаковые ли растения на них изображены?

Это сосны в лесу. Там они

стоят высокие, стройные,

как колонны. Ветки на них

остались только вблизи

вершин, поэтому они

пропускают много света.

Это сосны на открытых

местах. Там они раскидистые

Сосны неприхотливы. Их можно встретить на песках, на болотах, в меловых горах и даже на голых скалах. Сосна на болоте Сосна на меловой горе Сосна на песке

Сосны неприхотливы. Их можно встретить на песках, на болотах, в меловых горах и даже на голых скалах.

Сосна на болоте

Сосна на меловой горе

Сосна на песке

У сосен, растущих на плотных почвах, главный корень хорошо развит и уходит глубоко. У сосен, растущих на песчаных почвах, кроме главного корня, близ поверхности почвы развиваются боковые корни. Они расходятся далеко в стороны от ствола дерева. На болотистых почвах главный корень развит плохо.

У сосен, растущих на плотных почвах, главный корень хорошо развит и уходит глубоко. У сосен, растущих на песчаных почвах, кроме главного корня, близ поверхности почвы развиваются боковые корни. Они расходятся далеко в стороны от ствола дерева. На болотистых почвах главный корень развит плохо.

Молодые веточки сосны несут мелкие чешуйчатые бурые листочки, в пазухах которых сидят очень короткие побеги. На каждом из этих побегов у сосны обыкновенной развиваются по два сизо – зелёных игловидных листа, т.е. по две хвоинки. Хвоинки живут по 2 – 3 года, а затем опадают вместе с коротким побегом. Поэтому опавшие хвоинки соединены по две При благоприятных условиях сосны достигают 30 – 40 м в высоту и живут до 350 – 400 лет

Молодые веточки сосны

несут мелкие чешуйчатые

бурые листочки, в пазухах

которых сидят очень

короткие побеги. На каждом

из этих побегов у сосны

обыкновенной развиваются

по два сизо – зелёных

игловидных листа, т.е. по

две хвоинки. Хвоинки

живут по 2 – 3 года, а

затем опадают вместе с

коротким побегом.

Поэтому опавшие хвоинки

соединены по две

При благоприятных условиях сосны

достигают 30 – 40 м в высоту и живут

до 350 – 400 лет

Как располагаются ветки сосны относительно стебля?

Как располагаются ветки сосны относительно стебля?

Ель отличается от сосны не только внешним видом. Ель – теневыносливая порода, в густом лесу у неё сохраняются даже самые нижние ветви. В таких лесах царит полумрак, густые кроны деревьев здесь смыкаются. Под деревьями нет подлеска и очень мало трав. Лишь зелёные мхи и сплошная подстилка из опавшей хвои покрывают почву.
  • Ель отличается от сосны не только внешним видом. Ель – теневыносливая порода, в густом лесу у неё сохраняются даже самые нижние ветви. В таких лесах царит полумрак, густые кроны деревьев здесь смыкаются. Под деревьями нет подлеска и очень мало трав. Лишь зелёные мхи и сплошная подстилка из опавшей хвои покрывают почву.
Ель хорошо растёт только на богатой питательными веществами, хорошо увлажнённой почве. Главный корень у ели развит слабо. Боковые корни располагаются в поверхностных слоях почвы, поэтому ветер иногда валит еловые деревья, вырывая их с корнями. Крона у ели пирамидальной формы. Короткие и остроконечные хвоинки ели сидят поодиночке, оставаясь на ветвях 5 – 7 лет. Живут ели до 250 лет, достигая 40 – метровой высоты.
  • Ель хорошо растёт только на богатой питательными веществами, хорошо увлажнённой почве. Главный корень у ели развит слабо. Боковые корни располагаются в поверхностных слоях почвы, поэтому ветер иногда валит еловые деревья, вырывая их с корнями. Крона у ели пирамидальной формы. Короткие и остроконечные хвоинки ели сидят поодиночке, оставаясь на ветвях 5 – 7 лет. Живут ели до 250 лет, достигая 40 – метровой высоты.
Какие особенности строения и жизнедеятельности голосеменных позволили широко распространиться и оставаться вечнозелеными?
  • Какие особенности строения и жизнедеятельности голосеменных позволили широко распространиться и оставаться вечнозелеными?
Размножение семенами, запас питательных веществ в семени обеспечивает жизнь зародыша в начальный период его развития; Наличие крылышка обеспечивает перенос семян с помощью ветра на большие расстояния;
  • Размножение семенами, запас питательных веществ в семени обеспечивает жизнь зародыша в начальный период его развития;
  • Наличие крылышка обеспечивает перенос семян с помощью ветра на большие расстояния;
Наличие воздушных пузырьков на пыльце позволяют переносить их для оплодотворения яйцеклетки; Хвоинки покрыты кутикулой, имеют погруженные в ткань устьица, что уменьшает испарение воды листьями и позволяет не опадать в неблагоприятное время года
  • Наличие воздушных пузырьков на пыльце позволяют переносить их для оплодотворения яйцеклетки;
  • Хвоинки покрыты кутикулой, имеют погруженные в ткань устьица, что уменьшает испарение воды листьями и позволяет не опадать в неблагоприятное время года
Домашнее задание:
  • Домашнее задание:

Стр. 66-69 прочитать, задание № 42,43 в рабочих тетрадях.

Подготовить сообщения о:

Кедре, саговнике, араукарии, туе, эфедре, гинкго


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Презентация к уроку биологии в 7 классе "Отдел голосеменные растения"

Автор: Фот Ольга Николаевна

Дата: 05.10.2014

Номер свидетельства: 116472

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Урок биологии в 7 классе на тему "Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений " "
    ["seo_title"] => string(106) "urok-biologhii-v-7-klassie-na-tiemu-obshchaia-kharaktieristika-mnoghoobraziie-pokrytosiemiennykh-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "118599"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413199504"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе "
    ["seo_title"] => string(76) "razmnozhieniie-i-razvitiie-ziemnovodnykh-ikh-mnoghoobraziie-i-rol-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "123917"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414599676"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства