Автор:
Авдеенко Татьяна Юрьевна
Учитель биологии
ГКОУ «Школа – интернат «Галактика»
Биология 7 класс
Тема: «Отдел папоротниковидные растения»
Цель:
познакомить обучающихся с особенностями внешнего строения папоротников;
развивать мышление на основе упражнений в установлении причинно – следственных связей;
воспитывать познавательную активность с помощью наводящих вопросов
Ход урока
Орг. момент – эмоциональный настрой детей
Проверка домашнего задания по теме: «Отдел моховидные растения»
Работа по карточкам – вписать слоги в клетки, начиная с цифры «1»
(Приложение № 1)
Слова для работы сфагнум, торфяники, коробочка, спора, фотосинтез, ризоиды.
Индивидуальная работа по карточкам: на картинке стрелочками обозначить органы мхов.
Индивидуальный опрос – рассказать по плану (приложение № 2) о моховидных растениях
Итог домашнего здания
Физминутка (релаксация с использованием ароматерапии)
слайдовое изображение лавандового поля с фиксацией внимания детей на нем;
проведение релаксации с использованием бумажных палочек пропитанных ароматом лаванды
Текст для проведения релаксации
Давайте закроем глаза и мысленно совершим прогулку по этому полю.
Предоставьте, что вы медленно идете по лавандовому полю, ваши руки касаются великолепных цветов, которые истончают нежнейший аромат. Вы полной грудью вдыхаете этот аромат. Поднесли бумажные палочки к носу, сделали
Вдох – выдох (2р)
Двигаясь вперед, вы ощущаете, как легкий ветерок, обдувая лицо, вновь приносит вам этот аромат, и вы продолжаете им наслаждаться.
Вдох – выдох (2р)
Ваша прогулка заканчивается, но аромат лаванды вас не покидает
Вдох – выдох (2р)
IV.Изучение нового материала
Постановка проблемного вопроса на основе легенды о цветке папоротника
В ночь накануне Ивана Купала зацветает цветок папоротника, из центра куста появляется цветочная стрелка с бутоном и ровно в полночь бутон открывается лишь на мгновенье.
Проблемный вопрос – стоит, верить этому поверью или нет?
Рассказ учителя с использованием слайдового материала о местообитание папоротниковидных растений;
Отработка внешнего строения папоротниковидных с использованием таблицы, натурального объекта - папоротника нефролеписа, фрагментов спороносных листьев;
Решение проблемы на примере приобретенных знаний и конкретизация проблемы – папоротники никогда не цветут, потому что это споровые растения, которые размножаются с помощью спор;
Работа по таблице – выйти и показать и назвать органы папоротниковидных растений (приложение № 3)
Рассказ учителя о значении папоротников в природе и жизни человека с использованием эффекта удивления (посылка от Барона Мюнхаузена с письмом)
Содержание письма
Уважаемые семиклассники! Я с огромным удовольствием отправляю вам посылку. В посылке два тело природы. Многие утверждают, что одно тело природы образовалось из другого. Как такое может быть? Ведь одно тело живое, а другое нет? Помогите разобраться в этом вопросе.
Работа с текстом учебника на стр - 131 с заданием – найти в тексте ответ на вопрос Б. Мюнхаузена
Закрепление изученного материала
1.Работа со слайдом - выбрать правильный ответ приложение № 4
2.Работа по вариантам – тихий опрос
1 вариант | 2 вариант |
1.Каково местообитание папоротниковидных растений? | 1.Какие изменения произошли у папоротников в подземной части? |
2.Какие органы имеются у папоротников? | 2.Как размножаются папоротники? |
3.Где образуются споры? | 3.Почему у папоротников не образуются цветки? |
4.Какую роль в природе сыграли папоротники? | 5. Какую роль в жизни человека играют папоротники? |
Индивидуальный опрос – выйти к доске и пользуясь пунктом плана составить рассказ о папоротниковидных растениях.
Работа по карточкам
Домашнее задание – группа «А» - составить рассказ по плану в тетради
группа «Б» - стр. 130 – 131, читать и искать ответы на вопросы в тексте
Итог урока
Приложение 1

Приложение 2
ПЛАН РАССКАЗА
Местообитание
Особенности внешнего строения
Особенности размножения
Значение в природе и жизни человека
Приложение № 3

Приложение № 4
