Тема: «Отдел Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны».
Цель: Показать приспособленность строения семян к обеспечению наиболее благоприятных условий для размножения голосеменных растений, обусловленность структуры и их положение в окружающей среде.
Задачи:
- Формирование представления о видах голосеменных растений; характер условий необходимых для жизнедеятельности хвойных растений;
- Воспитание бережного отношения к природе; экологическое воспитание;
- Развитие наблюдения, логического мышления, определение растений по основным признакам.
Межпредметные связи: биология, география, экология.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: микроскопы, гербарные экземпляры голосеменных растений, микропрепарат «Хвоя сосны»
I. Организационный момент.
Приветствие класса. Метод: «Круг радости», ученики поворачиваются к соседу по парте, желают друг другу всего хорошего и пожимают руки. Далее ученики самостоятельно оценивают свою готовность к уроку, после того, как учитель задает вопрос «Кто сегодня чувствует себя готовым на.5.4.3.и тд., класс поднимает руки в зависимости от своей готовности.
II. Операционный момент
1.Проверка домашнего задания.
Начинается с опроса по прошедшей теме: «Общая характеристика папоротниковидных растений»
- Каково строение папоротника? (Имеет хорошо развитое корневище, внизу от корневища отходят придаточные корни, вверху-листья, у травянистых папоротников нет надземных стеблей).
- Где растут папоротники? (Растут папоротники во влажных тенистых местах, под пологом леса и по сырым оврагам).
- Какие листья у папоротника? Как они называются? (Листья крупные, перисто-рассечённые. Их называют- Вайями).
- Где развиваются споры? (Листья образуют споры и участвуют в размножении).
- Каким образом размножаются папоротники? (Размножаются папоротниковидные растения 3 основными путями: вегетативный, половой, бесполый).
- Какой вид папоротника внесен в Красную книгу? (Щитовник мынжилкенский).
СЛАЙД 1-5. Выполнение тестового задания.
1. К папоротникообразным не относится:
А) хвощ
Б) плаун
В) сфагнум
2.Какие признаки характерны для папоротников?
А) наличие слоевища, ризоидов
Б) наличие стебля, листьев
В) наличие стебля, листьев, корня.
3.У взрослого растения папоротника образуются:
А) споры
Б) яйцеклетки
В) сперматозоиды
4.Вода необходима папоротникам для:
А) передвижения
Б) размножения
В) дыхания
5.Правильная последовательность стадий развития папоротника:
А) взрослое растение – заросток – споры - проросток
Б) взрослое растение – споры – заросток – проросток
В) заросток – споры – взрослое растение – проросток.
6.К папоротникообразным относится:
А) кукушкин лён
Б) плаун
В) риччия
7.Вайями называют:
А) корневища папоротников
Б) побеги папоротников
В) рассечённые листья папоротников
8.Что развивается у папоротников в спорангиях:
А) семена
Б) пыльца
В) споры
9.В каких условиях растут папоротникообразные?
А) где холодно и влажно
Б) где сухо и солнечно
В) во влажных и тенистых местах
10.Древние папоротники образуют залежи:
А) гранита
Б) каменного угля
В) торфа
Ученики завершают тест и обмениваются в парах тетрадями, идет обсуждение и проверка правильных ответов.
Оценивание: 0-1ош.–«5»;2ош.-«4»; 3-4ош.-«3»;более 4ош.-«2».
III. Изучение нового материала.
СЛАЙД 6.
На слайде показаны 4 растения, необходимо определить какое из 4 растений-лишнее, обосновать ответ. Оставшиеся 3 относятся к новой теме, ученики называют к какому отделу растений их относят.
(1.Ель; 2.Сосна; 3.Папоротник; 4.Кедр. Лишнее под № 3-Папоротник, №1,2,4-это растения Отдела Голосеменные (Хвойные)).
Учитель озвучивает название новой темы.
Актуализация знаний.
Обсуждение с классом: Почему хвойные растения получили название «Голосеменные растения»? Каких представителей голосеменных вам известны? Где их можно встретить? Какова особенность хвойных растений?
1.Изучение многообразия растений отдела голосеменные и их строения.
СЛАЙД 7.
Учитель рассказывает о предках Голосеменных растений. (Предки Голосеменных: древнейшие представители отдела папоротниковидных. Именно среди них есть разноспоровые древовидные формы с вторичной древесиной, которые могли дать начало голосеменным. Голосеменные произошли не от настоящих (типичных) папоротников, но от одной из боковых разноспоровых ветвей древнейших папоротниковидных растений.)
Учитель дает задание, начертить таблицу:
Основные признаки хвойных растений
Значение хвойных растений
Представители хвойных растений
Ученики в слух по очереди читают материал учебника, в ходе чтения записывают необходимые данные в таблицу.
IV. Закрепление знаний.
«Разгадай кроссворд». На интерактивной доске, с помощью флипчарта составлен кроссворд, состоящий из 8 вопросов.
Как работает: Ученикам необходимо правильно ответить на вопрос, тот, кто отвечает 1-ым, подходит и записывает ответ.
V. Выполнение лабораторной работы № 20 «Внешнее строение голосеменных растений»; № 21 «Изучение строения шишек и семян хвойных растений».
VI. Домашнее задание.
Приготовить сообщение на выбор: «Хвойные леса», «Животный мир хвойных лесов».
VII. Рефлексия.
-Что нового узнали?
Понравился ли вам урок? Чем? Что было интересно?