kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии в 6 классе по теме: "Рост и развитие животных".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии стребованиями ФГОС. Оценен положительно аттестационной комиссией на первую квалификационную категорию. Используется прблемное обучение. Просматривается видеоролик "Рост и развитие эмбрионального развитие организма". Ребята выполняют задания на интерактивной доске. Работают как индивидуально, так и в парах. Используются на уроке игровые моменты. "Сфетофор", "Стадии развития животных" игровое поле. Работа в парах. В результате рефлексии оценивается работа учащихся, выстраивается логическая цепочка рассуждения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок биологии в 6 классе по теме: "Рост и развитие животных".»

Технологическая карта урока биологии


Автор

Учитель биологии, географии, природоведения МОУ Пронинской СОШ Галичского района Викторова Наталья Александровна


Предмет

Биология


Класс

6 класс


Тип урока

Урок комбинированный.


Тема


Рост и развитие животных

Цель


выявление особенностей роста и развития животных.

Задачи

Общеобразовательные: - повторение понятий рост, развитие организмов; - выявление особенностей развития зародыша на разных этапах; - сравнение прямого и непрямого развития животных; - применение биологических терминов и понятий.

Развивающие: - формирование умений учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; - формирование навыков выступления; - развитие навыков  коммуникативных и информационных компетенций; - формирование навыков работать индивидуально и в паре, анализировать ответы товарищей; - формирование способности к творческому, креативному  мышлению в рамках изучаемой темы;

Воспитательные: -воспитание культуру речи, бережного отношение к природе;

Основные термины, понятия


Рост, развитие, способы распространения, условия прорастания, зигота, зародыш, стадия дробления, стадия бластулы, стадия гаструлы, стадия нейрулы, эктодерма, энтодерма, прямое развитие, непрямое развитие.


Планируемый результат


формирование и развитие познавательных интересов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, осознание ценности биологических знаний;

высказывание своего предположения на основе учебного материала; проговаривание последовательности действий на уроке; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

умение слушать и понимать речь других; умение формулировать и аргументировать свои мнения и позиции; умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.



Организация пространства


Формы работы

Ресурсы:

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах, группах


Рабочая тетрадь, учебник, дополнительный материал к уроку для работы в парах, тестовые задания, раздаточный материал.

Технические средства обучения:

ПК, медиа проектор, презентация к уроку, интерактивные задания.



Структура урока


1

Организационный этап.

2.

Повторение пройденного

3

Актуализация знаний. Мотивация. Целеполагание.

4

Создание проблемной ситуации.

5

Усвоение первичных знаний и первичное закрепление.

6

Рефлексия деятельности (подведение итогов).

7

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.



Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация класса.


сотрудничество с учителем и сверстниками.

Включение в деловой ритм.

Приветствие учащихся, проверка готовности класса, фиксация отсутствующих учащихся.



Приветствие учителя, проверка готовности рабочих мест.

2.Повторение пройденного

проявление интереса к поставленной проблеме давать определения понятий: рост, развитие, индивидуальное развитие организмов, выявлять способы распространения плодов и семян, условия прорастания семян умение работать с информацией; умение работать индивидуально .


У нас урок биологии. Мы продолжаем изучать раздел «Жизнедеятельность организмов». На прошлом уроке мы рассмотрели вопрос «Рост и развитие растений». Выяснили, что такое индивидуальное развитие организмов, способы распространения плодов и семян, условия прорастания семян.

Вам предлагаются задания в форме игры «Светофор». Если вы соглашаетесь с суждением, ставите +, если нет (-). Слайд 2.

1.Игра «Светофор» (+, -) если да – ставим +, если нет -

  1. Все растения размножаются только спорами.-

  2. Семя – это приостановившийся в своем развитии зародыш.+

  3. Семя содержит зародыш и питательные вещества.+

  4. Все семена прорастают сразу же после отделения от родительского растения.-

  5. Семена и плоды часто распространяются ветром; легкие, сухие семена имеют крылатки.+

  6. В семени находится проросток.-

  7. Прорастание семян начинается с поглощения ими воды.+

  8. При прорастании зародыш питается за счет запасных веществ семени.+

  9. При прорастании семени первой появляется почечка.-

2.Рассмотрите рисунки. Укажите растения, которым принадлежат изображенные семена и плоды. Как они распространяются?

Приложение 1. Слайд 3. Слайд 4.


Дают определения понятий, отвечают на вопросы учителя,

Выполняют задания верные неверные суждения.











При помощи презентации осуществляют самопроверку.





Рассматривают рисунки, указывают растения, к которым принадлежат плоды и семена, указывают способы распространения. Выполняют индивидуальные задания.

Осуществляют самопроверку по презентации.

Актуализация знаний.

Мотивация.

Целеполагание.













Создание проблемной ситуации.










Усвоение первичных знаний и первичное закрепление



































































































































































Рефлексия.





















Домашнее задание






определение степени успешности выполнения работы;

умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование,

умение слушать и понимать речь других;

умение выражать свои мысли;

формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

картины мира.

актуализация и систематизация знаний о росте и развитии животных.



самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале;

анализ объектов с целью выделения признаков;

определение основной и второстепенной информации;

проведение синтеза (восстановление целого из частей);

учебно-познавательный интерес; работать с различными источниками, анализировать, делать выводы;

развитие речевой культуры;












































































































































контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

выстраивание логической цепочки рассуждения;

рефлексия способов и условий действий.

умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

умение и знания по теме;

объяснение значение понятий:



ІІІ. Усвоение новых знаний.

Посмотрите внимательно на слайд и определите, какой биологический процесс изображен? Слайд 5.

Проблемный вопрос. Слайд 6.

Нас окружают самые разные растения и животные. Животные - очень сложные организмы. Но задумывались ли вы о том, что все они развиваются из одной-единственной клетки – (как называется такая клетка) зигота. Каким же образом это происходит? Попытайтесь определить, о каком биологическом процессе идет речь. Слайд 7, Слайд 8 – Увеличение массы и размеров организма. У растений продолжается всю жизнь, а у животных до определенного возраста. Слайд 9

- Как называется процесс, при котором происходит количественное и качественное изменение особи.



- Давайте сформулируем тему урока.

- Попытаемся сформулировать цель урока. Слайд 10

-выявление особенностей роста и развития животных.

Поставим перед собой задачи. 1.Выявление особенностей развития зародыша животных на разных этапах; 2.Сравнение прямого и непрямого развития животных; 3.Применение биологических терминов и понятий.

- После оплодотворения из зиготы начинает формироваться зародыш.

Работа в парах с текстом учебника стр. 146.

Предлагается текст, выявите стадии развития зародыша.

I. Стадия дробления

II.Стадия бластулы

III.Стадия гаструлы

IV.Стадия нейрулы.

Приложение 2.

Заполните таблицу

Слайд 11, Слайд 12

Из текста найдите, что такое эктодерма? Энтодерма?

Эктодерма – наружный слой клеток зародыша

Энтодерма – внутренний слой клеток зародыша.

Просмотр видео ролика стадии развития зародыша.

(Работа в парах) http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/0000019f-a000-4ddd-c5d5-380046b1d850/?interface=catalog&class[]=48 6 класс

1.Рассмотрите рисунки. Назовите изображенные стадии развития зародыша.

Подпишите стадии развития зародыша. Пронумеруйте последовательность развития зародыша.

Приложение 3. Слайд 13

Вывод: В ходе исследования мы выяснили, что существует четыре стадии развития зародыша. Стадия дробления, бластулы, гаструлы, нейрулы. Для каждой стадии характерны свои особенности.

Мы рассмотрели вопрос эмбрионального развития организмов.

Проблемный вопрос.

- Как же идет развитие организмов после выхода из яиц или рождения? Рассмотрим развитие лягушки.

Приложение 4.

- Назовите стадии развития лягушки.

Икра --- Головастик --- Взрослая лягушка

Назовите стадии развития бабочки.

Приложение 5.

Бабочки: яйцо - гусеница - куколка - имаго. При непрямом развитии, а так развиваются кишечнополостные, кольчатые черви, большинство ракообразных, многие насекомые и земноводные. Из яйца выходит личинка, непохожее на взрослое животное. Обычно она более просто устроена, имеет специальные приспособления к жизни, часто живет в другой среде, по-другому питается. - Бывает прямое развитие, при котором родившийся организм внешне похож на взрослую особь, только размером мал. Примеры: пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие, пиявки, многоножки, раки, пауки, тараканы, кузнечики.

Приложение 6.

Заполни таблицу. Использование цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/0000019f-a000-4ddd-c5d5-380046b1d850/?interface=catalog&class[]=48 6 класс

Использование электронного пособия. Прямое и непрямое развитие животных. Прямое развитие. Непрямое развитие.

Прямое развитие

Непрямое развитие

птица

кузнечик

бабочка

Дождевой червь

крокодил

тигр

лягушка

коралл

Соотнеси картинки.

Крокодил, лягушка, коралл, тигр, кузнечик, бабочка, птица, дождевой червь. Слайд 16-19

Приложение 7. Игровой момент.

Задание: определите стадии развития животных, используя изображения

1. Стадии развития бабочки: 26, 29, 15, 17

2. Стадии развития рыбы: 8, 14, 19

3. Стадии развития лягушки: 3, 21, 25, 6

4. Стадии развития птицы: 23, 12, 5

Приложение 8. Слайд 20-22

Подведение итогов урока.

Лист самооценки. Ф.И. класс_______________________

Оцени свою работу на уроке. «Как я работал на уроке»

Критерии оценки


Результат работы на уроке

отличная работа на уроке



хорошая работа на уроке



удовлетворительно поработал



стоит задуматься над изменением отношения к учебе



Приложение 9.

Выставление оценок за урок.

VI. Домашнее задание. Слайд 23, 24

  • В чем заключаются преимущества непрямого развития? Укажите не менее трех фактов.

Непрямое развитие часто даёт организмам значительные преимущества: 
1.Благодаря самостоятельному питанию личинки обеспечивают развитие взрослой особи, т. к. яйцеклетки животных, которым свойственно непрямое развитие содержат небольшой запас желтка. 
2.Обычно личинка представляет стадию развития, специально приспособленную для активного питания и роста (насекомые, земноводные) . Как правило, личинки и взрослые особи одного вида живут в разных условиях, т. е. занимают разные экологические ниши, и благодаря этому не конкурируют друг с другом за место и пищу. 
3.У некоторых организмов личинки способствуют распространению вида. Например, у многих сидячих, малоподвижных червей и моллюсков личинки свободно плавают и занимают новые места обитания

2. Биологическая задача.

Почему взрослая лягушка может жить и в воде и на суше, а головастик – только в воде? Какие объяснения этого факта можно найти на рисунках?


При помощи слайда определяют, изображенный биологический прцесс.

+ Рост и развитие растения.







Решают проблемную ситуацию.

+ Рост



+Развитие







Формулируют тему и цели урока.

+Рост и развитие животных.

-выявление особенностей роста и развития животных.

1.Выявление особенностей развития зародыша животных на разных этапах; 2.Сравнение прямого и непрямого развития животных; 3.Применение биологических терминов и понятий.





Работа в парах с текстом учебника стр. 146.

Приложение 2.



Заполняют таблицу.


Проговаривают понятия вслух все вместе.







Работают с текстом выявляют понятия: эктодерма, энтодерма.










Анализ таблицы. Просмотр видео ролика. Стадии развития зародыша.



Работают в парах




Рассматривают рисунки. Подписывают стадии развития зародыша. Нумеруют последовательность развития зародыша.


Приложение 3.



Самостоятельно делают вывод.









Решают проблемный вопрос.




Работают с приложением 4.





Называют стадии развития лягушки.





Называют стадии развития бабочки.

Работают с приложением 5.





Формулируют понятия прямого и непрямого развития. Приводят примеры. Сравнивают процессы.





Двое учащихся выполняют интерактивное задание у доски, остальные заполняют в парах таблицу на карточках.

Работают с приложением 6.

Самопроверка.



















Определяют стадии развития животных.

Работают в парах.













Оценивают свою работу на уроке. Большая часть учащихся оценивают свою работу, как хорошо.




















Прослушивают домашнее задание.

Записывают в дневниках.




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок биологии в 6 классе по теме: "Рост и развитие животных".

Автор: Викторова Наталья Александровна

Дата: 26.02.2016

Номер свидетельства: 299372

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение" "
    ["seo_title"] => string(94) "urok-biologhii-v-6-m-klassie-osnovnyie-ekologhichieskiie-faktory-i-ikh-vliianiie-na-rastieniie"
    ["file_id"] => string(6) "194448"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427781185"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Методическая разработка к уроку биологии "Свойства живого" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(71) "mietodichieskaia-razrabotka-k-uroku-biologhii-svoistva-zhivogho-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "117567"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412841280"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ"
    ["seo_title"] => string(77) "sozdaniie-uslovii-dlia-formirovaniia-uchiebnoi-motivatsii-na-urokakh-biologii"
    ["file_id"] => string(6) "252389"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447361613"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины") "
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-uroka-biologhii-sliedstviie-viedut-znatoki-biologhii-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-vitaminy"
    ["file_id"] => string(6) "186612"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426392304"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Конспект урока 6 класс: "Грибы" "
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-6-klass-griby"
    ["file_id"] => string(6) "119902"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413549762"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства