2.Повторение пройденного | проявление интереса к поставленной проблеме давать определения понятий: рост, развитие, индивидуальное развитие организмов, выявлять способы распространения плодов и семян, условия прорастания семян умение работать с информацией; умение работать индивидуально . | У нас урок биологии. Мы продолжаем изучать раздел «Жизнедеятельность организмов». На прошлом уроке мы рассмотрели вопрос «Рост и развитие растений». Выяснили, что такое индивидуальное развитие организмов, способы распространения плодов и семян, условия прорастания семян. Вам предлагаются задания в форме игры «Светофор». Если вы соглашаетесь с суждением, ставите +, если нет (-). Слайд 2. 1.Игра «Светофор» (+, -) если да – ставим +, если нет - Все растения размножаются только спорами.- Семя – это приостановившийся в своем развитии зародыш.+ Семя содержит зародыш и питательные вещества.+ Все семена прорастают сразу же после отделения от родительского растения.- Семена и плоды часто распространяются ветром; легкие, сухие семена имеют крылатки.+ В семени находится проросток.- Прорастание семян начинается с поглощения ими воды.+ При прорастании зародыш питается за счет запасных веществ семени.+ При прорастании семени первой появляется почечка.- 2.Рассмотрите рисунки. Укажите растения, которым принадлежат изображенные семена и плоды. Как они распространяются? Приложение 1. Слайд 3. Слайд 4. | Дают определения понятий, отвечают на вопросы учителя, Выполняют задания верные неверные суждения.
При помощи презентации осуществляют самопроверку.
Рассматривают рисунки, указывают растения, к которым принадлежат плоды и семена, указывают способы распространения. Выполняют индивидуальные задания. Осуществляют самопроверку по презентации. |
Актуализация знаний. Мотивация. Целеполагание.
Создание проблемной ситуации.
Усвоение первичных знаний и первичное закрепление Рефлексия.
Домашнее задание
| определение степени успешности выполнения работы; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, умение слушать и понимать речь других; умение выражать свои мысли; формулирование и аргументация своего мнения и позиции; картины мира. актуализация и систематизация знаний о росте и развитии животных. самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале; анализ объектов с целью выделения признаков; определение основной и второстепенной информации; проведение синтеза (восстановление целого из частей); учебно-познавательный интерес; работать с различными источниками, анализировать, делать выводы; развитие речевой культуры; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; выстраивание логической цепочки рассуждения; рефлексия способов и условий действий. умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи. умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. умение и знания по теме; объяснение значение понятий: | ІІІ. Усвоение новых знаний. Посмотрите внимательно на слайд и определите, какой биологический процесс изображен? Слайд 5. Проблемный вопрос. Слайд 6. Нас окружают самые разные растения и животные. Животные - очень сложные организмы. Но задумывались ли вы о том, что все они развиваются из одной-единственной клетки – (как называется такая клетка) зигота. Каким же образом это происходит? Попытайтесь определить, о каком биологическом процессе идет речь. Слайд 7, Слайд 8 – Увеличение массы и размеров организма. У растений продолжается всю жизнь, а у животных до определенного возраста. Слайд 9 - Как называется процесс, при котором происходит количественное и качественное изменение особи.
- Давайте сформулируем тему урока. - Попытаемся сформулировать цель урока. Слайд 10 -выявление особенностей роста и развития животных. Поставим перед собой задачи. 1.Выявление особенностей развития зародыша животных на разных этапах; 2.Сравнение прямого и непрямого развития животных; 3.Применение биологических терминов и понятий. - После оплодотворения из зиготы начинает формироваться зародыш. Работа в парах с текстом учебника стр. 146. Предлагается текст, выявите стадии развития зародыша. I. Стадия дробления II.Стадия бластулы III.Стадия гаструлы IV.Стадия нейрулы. Приложение 2. Заполните таблицу Слайд 11, Слайд 12 Из текста найдите, что такое эктодерма? Энтодерма? Эктодерма – наружный слой клеток зародыша Энтодерма – внутренний слой клеток зародыша. Просмотр видео ролика стадии развития зародыша. (Работа в парах) http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/0000019f-a000-4ddd-c5d5-380046b1d850/?interface=catalog&class[]=48 6 класс 1.Рассмотрите рисунки. Назовите изображенные стадии развития зародыша. Подпишите стадии развития зародыша. Пронумеруйте последовательность развития зародыша. Приложение 3. Слайд 13 Вывод: В ходе исследования мы выяснили, что существует четыре стадии развития зародыша. Стадия дробления, бластулы, гаструлы, нейрулы. Для каждой стадии характерны свои особенности. Мы рассмотрели вопрос эмбрионального развития организмов. Проблемный вопрос. - Как же идет развитие организмов после выхода из яиц или рождения? Рассмотрим развитие лягушки. Приложение 4. - Назовите стадии развития лягушки. Икра --- Головастик --- Взрослая лягушка Назовите стадии развития бабочки. Приложение 5. Бабочки: яйцо - гусеница - куколка - имаго. При непрямом развитии, а так развиваются кишечнополостные, кольчатые черви, большинство ракообразных, многие насекомые и земноводные. Из яйца выходит личинка, непохожее на взрослое животное. Обычно она более просто устроена, имеет специальные приспособления к жизни, часто живет в другой среде, по-другому питается. - Бывает прямое развитие, при котором родившийся организм внешне похож на взрослую особь, только размером мал. Примеры: пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие, пиявки, многоножки, раки, пауки, тараканы, кузнечики. Приложение 6. Заполни таблицу. Использование цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/0000019f-a000-4ddd-c5d5-380046b1d850/?interface=catalog&class[]=48 6 класс Использование электронного пособия. Прямое и непрямое развитие животных. Прямое развитие. Непрямое развитие. Прямое развитие | Непрямое развитие | птица | кузнечик | бабочка | Дождевой червь | крокодил | тигр | лягушка | коралл | Соотнеси картинки. Крокодил, лягушка, коралл, тигр, кузнечик, бабочка, птица, дождевой червь. Слайд 16-19 Приложение 7. Игровой момент. Задание: определите стадии развития животных, используя изображения 1. Стадии развития бабочки: 26, 29, 15, 17 2. Стадии развития рыбы: 8, 14, 19 3. Стадии развития лягушки: 3, 21, 25, 6 4. Стадии развития птицы: 23, 12, 5 Приложение 8. Слайд 20-22 Подведение итогов урока. Лист самооценки. Ф.И. класс_______________________ Оцени свою работу на уроке. «Как я работал на уроке» Критерии оценки | Результат работы на уроке | отличная работа на уроке | | | хорошая работа на уроке | | | удовлетворительно поработал | | | стоит задуматься над изменением отношения к учебе | | | Приложение 9. Выставление оценок за урок. VI. Домашнее задание. Слайд 23, 24 Непрямое развитие часто даёт организмам значительные преимущества: 1.Благодаря самостоятельному питанию личинки обеспечивают развитие взрослой особи, т. к. яйцеклетки животных, которым свойственно непрямое развитие содержат небольшой запас желтка. 2.Обычно личинка представляет стадию развития, специально приспособленную для активного питания и роста (насекомые, земноводные) . Как правило, личинки и взрослые особи одного вида живут в разных условиях, т. е. занимают разные экологические ниши, и благодаря этому не конкурируют друг с другом за место и пищу. 3.У некоторых организмов личинки способствуют распространению вида. Например, у многих сидячих, малоподвижных червей и моллюсков личинки свободно плавают и занимают новые места обитания 2. Биологическая задача. Почему взрослая лягушка может жить и в воде и на суше, а головастик – только в воде? Какие объяснения этого факта можно найти на рисунках? | При помощи слайда определяют, изображенный биологический прцесс. + Рост и развитие растения.
Решают проблемную ситуацию. + Рост
+Развитие
Формулируют тему и цели урока. +Рост и развитие животных. -выявление особенностей роста и развития животных. 1.Выявление особенностей развития зародыша животных на разных этапах; 2.Сравнение прямого и непрямого развития животных; 3.Применение биологических терминов и понятий.
Работа в парах с текстом учебника стр. 146. Приложение 2. Заполняют таблицу. Проговаривают понятия вслух все вместе. Работают с текстом выявляют понятия: эктодерма, энтодерма. Анализ таблицы. Просмотр видео ролика. Стадии развития зародыша. Работают в парах Рассматривают рисунки. Подписывают стадии развития зародыша. Нумеруют последовательность развития зародыша. Приложение 3. Самостоятельно делают вывод. Решают проблемный вопрос. Работают с приложением 4. Называют стадии развития лягушки. Называют стадии развития бабочки. Работают с приложением 5. Формулируют понятия прямого и непрямого развития. Приводят примеры. Сравнивают процессы. Двое учащихся выполняют интерактивное задание у доски, остальные заполняют в парах таблицу на карточках. Работают с приложением 6. Самопроверка. Определяют стадии развития животных. Работают в парах. Оценивают свою работу на уроке. Большая часть учащихся оценивают свою работу, как хорошо. Прослушивают домашнее задание. Записывают в дневниках. |