СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
На современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса, постоянно внедряются новые способы и приемы учебной деятельности, вовлекающие его в мир знаний. Однако очень часто учитель сталкивается с нежеланием ребенка учиться. В тоже время к выпускнику предъявляются высокие требования, он должен не только владеть основными понятиями учебных предметов, но и освоить общие способы самостоятельного познания окружающей действительности. В связи с этим основной задачей стоящей перед учителем является создание психолого-педагогических условий для развития мотивации учебной деятельности.
Побудителем учебной деятельности является система мотивов, включающая:
-познавательные потребности;
-цели;
-интересы;
-стремления;
-идеалы;
-мотивационные установки.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Она определяется следующими факторами:
- характером образовательной системы;
- организацией педагогического процесса в образовательном учреждении;
- особенностями самого обучающегося;
- личностными особенностями преподавателя;
- спецификой учебного предмета.
Для положительной учебной мотивации учащихся необходимо обеспечить:
-ощущение самостоятельности процесса поиска знаний;
-ощущение свободы выбора;
- ощущение успешности (компетентности).
Создание данных условий на уроках биологии осуществляется через организацию активной познавательной деятельности учащихся на каждом занятии, путем вовлечения каждого ребенка в процесс освоения знаний, умений и навыков.
Ощущение самостоятельности поиска знаний обеспечивается путем практико-ориентированного обучения через использование задач с практическим содержанием. Данные задачи имеют необычную формулировку, связь с жизнью, межпредметные связи, вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности и творческой активности. Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения. Например, как, используя магнит, очищают семена культурных растений от семян сорняков? Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?
Использование мультимедийных презентаций как одной из форм информационно-коммуникативных технологий позволяет представить учебный материал как систему опорных образов, наполненных структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Интерактивные модели дают возможность учащимся самостоятельно прорабатывать материал, делать прогнозы развития биологических систем, исправлять свои ошибки. Высоким уровнем самостоятельности является создание собственной модели и объяснение принципов ее функционирования.
Интерактивные методы обучения ориентируют личность на самостоятельное управление процессом присвоения знаний. Методы учебная дискуссия, учебный диалог и «займи позицию» наиболее эффективны при изучении разных взглядов ученых на биологические процессы. Например, в теме «Возникновение и развитие жизни на земле»: Сравните коацерватную теорию А.И. Опарина и теорию биопоэза Д. Бернала.
Для активизации деятельности каждого ученика используются следующие приемы:
Данные приемы необходимы, чтобы сформировать самооценочные умения учащихся, они должны четко представлять, что усвоено, а что требует дополнительного объяснения. Незнание мотивирует учащихся на самостоятельный поиск информации.
Ощущение свободы выбора формируется через использование элементов современных педагогических технологий: проблемное обучение, исследовательская деятельность, проектная деятельность. Проблемные ситуации целесообразно использовать для актуализации знаний учащихся, что сразу ставит их в активную познавательную позицию. Например, тема «Размножение и развитие организмов»: Объясните, почему количество хромосом в диплоидном наборе всегда представлено четным числом.
Исследовательские задания рекомендуются при изучении нового материала, так как понятия, приобретенные в ходе самостоятельной работы, являются наиболее значимыми и осознанными. Например, тема «Основы экологии»: Изучите адаптации животных к водной среде обитания. Отрабатываются умения работать с научной и научно- популярной литературой, проводить наблюдения и эксперименты. Творческие проекты применимы в ходе закрепления, что дает большие возможности по использованию полученных знаний в новых нестандартных ситуациях. Например, тема «Основы цитологии»: Разработайте модель растительной клетки.
Ощущение успешности позволяет обеспечить групповая форма организации учебного процесса при проведении лабораторных работ и тематических зачетов. Формируются равные по силе группы, при этом между школьниками возникают более широкие контакты, они совместно переживают за решение задачи. Сильные ученики оказывают поддержку слабым учащимся, которые в свою очередь, начинают предлагать свои способы решения задачи. При этом важен вклад каждого учащегося, поэтому ребята лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке. При этом можно проводить уроки в нетрадиционной форме: урок – игра, урок – экскурсия, урок – презентация, урок – путешествие. Смена привычной обстановки создает атмосферу праздника и снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.
Дифференцированный подход к подбору тестовых заданий, включающих базовый, повышенный и высокий уровни. Каждый учащийся может реализовать свои знания на том или ином уровне. Данная форма контроля знаний используется при изучении всех тем курсов биологии 5-11 классов, что является подготовкой к ГИА и ЕГЭ и поддерживает мотивацию учащихся, планирующих выбор будущей профессии, связанной с изучением биологии.
Сформированность положительной мотивации к изучению биологии оцениваю по показателям: успешность обучения, занятость учащихся во внеурочной деятельности по биологии; выбор предмета на итоговую аттестацию; социализация выпускников.
Литература:
1. Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. Базовый, повышенный, высокий уровни.10-11 классы. – Россов/нД.:Легион, 2010.
2. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4,5. - Ростов н/Д: Учитель, 2007.
3. Левин Э.А. Самообразование детей в школе: новаторская методика. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
4. Журавлев В.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
Просмотр содержимого документа
«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
На современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса, постоянно внедряются новые способы и приемы учебной деятельности, вовлекающие его в мир знаний. Однако очень часто учитель сталкивается с нежеланием ребенка учиться. В тоже время к выпускнику предъявляются высокие требования, он должен не только владеть основными понятиями учебных предметов, но и освоить общие способы самостоятельного познания окружающей действительности. В связи с этим основной задачей стоящей перед учителем является создание психолого-педагогических условий для развития мотивации учебной деятельности.
Побудителем учебной деятельности является система мотивов, включающая:
-познавательные потребности;
-цели;
-интересы;
-стремления;
-идеалы;
-мотивационные установки.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Она определяется следующими факторами:
- характером образовательной системы;
- организацией педагогического процесса в образовательном учреждении;
- особенностями самого обучающегося;
- личностными особенностями преподавателя;
- спецификой учебного предмета.
Для положительной учебной мотивации учащихся необходимо обеспечить:
-ощущение самостоятельности процесса поиска знаний;
-ощущение свободы выбора;
- ощущение успешности (компетентности).
Создание данных условий на уроках биологии осуществляется через организацию активной познавательной деятельности учащихся на каждом занятии, путем вовлечения каждого ребенка в процесс освоения знаний, умений и навыков.
Ощущение самостоятельности поиска знаний обеспечивается путем практико-ориентированного обучения через использование задач с практическим содержанием. Данные задачи имеют необычную формулировку, связь с жизнью, межпредметные связи, вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности и творческой активности. Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения. Например, как, используя магнит, очищают семена культурных растений от семян сорняков? Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?
Использование мультимедийных презентаций как одной из форм информационно-коммуникативных технологий позволяет представить учебный материал как систему опорных образов, наполненных структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Интерактивные модели дают возможность учащимся самостоятельно прорабатывать материал, делать прогнозы развития биологических систем, исправлять свои ошибки. Высоким уровнем самостоятельности является создание собственной модели и объяснение принципов ее функционирования.
Интерактивные методы обучения ориентируют личность на самостоятельное управление процессом присвоения знаний. Методы учебная дискуссия, учебный диалог и «займи позицию» наиболее эффективны при изучении разных взглядов ученых на биологические процессы. Например, в теме «Возникновение и развитие жизни на земле»: Сравните коацерватную теорию А.И. Опарина и теорию биопоэза Д. Бернала.
Для активизации деятельности каждого ученика используются следующие приемы:
Данные приемы необходимы, чтобы сформировать самооценочные умения учащихся, они должны четко представлять, что усвоено, а что требует дополнительного объяснения. Незнание мотивирует учащихся на самостоятельный поиск информации.
Ощущение свободы выбора формируется через использование элементов современных педагогических технологий: проблемное обучение, исследовательская деятельность, проектная деятельность. Проблемные ситуации целесообразно использовать для актуализации знаний учащихся, что сразу ставит их в активную познавательную позицию. Например, тема «Размножение и развитие организмов»: Объясните, почему количество хромосом в диплоидном наборе всегда представлено четным числом.
Исследовательские задания рекомендуются при изучении нового материала, так как понятия, приобретенные в ходе самостоятельной работы, являются наиболее значимыми и осознанными. Например, тема «Основы экологии»: Изучите адаптации животных к водной среде обитания. Отрабатываются умения работать с научной и научно- популярной литературой, проводить наблюдения и эксперименты. Творческие проекты применимы в ходе закрепления, что дает большие возможности по использованию полученных знаний в новых нестандартных ситуациях. Например, тема «Основы цитологии»: Разработайте модель растительной клетки.
Ощущение успешности позволяет обеспечить групповая форма организации учебного процесса при проведении лабораторных работ и тематических зачетов. Формируются равные по силе группы, при этом между школьниками возникают более широкие контакты, они совместно переживают за решение задачи. Сильные ученики оказывают поддержку слабым учащимся, которые в свою очередь, начинают предлагать свои способы решения задачи. При этом важен вклад каждого учащегося, поэтому ребята лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке. При этом можно проводить уроки в нетрадиционной форме: урок – игра, урок – экскурсия, урок – презентация, урок – путешествие. Смена привычной обстановки создает атмосферу праздника и снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.
Дифференцированный подход к подбору тестовых заданий, включающих базовый, повышенный и высокий уровни. Каждый учащийся может реализовать свои знания на том или ином уровне. Данная форма контроля знаний используется при изучении всех тем курсов биологии 5-11 классов, что является подготовкой к ГИА и ЕГЭ и поддерживает мотивацию учащихся, планирующих выбор будущей профессии, связанной с изучением биологии.
Сформированность положительной мотивации к изучению биологии оцениваю по показателям: успешность обучения, занятость учащихся во внеурочной деятельности по биологии; выбор предмета на итоговую аттестацию; социализация выпускников.
Литература:
1. Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. Базовый, повышенный, высокий уровни.10-11 классы. – Россов/нД.:Легион, 2010.
2. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4,5. - Ростов н/Д: Учитель, 2007.
3. Левин Э.А. Самообразование детей в школе: новаторская методика. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
4. Журавлев В.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.