kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока 6 класс: "Грибы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии 6 класс

Разработан учителем биологии МБОУ СОШ №3 г.Салехард Тарановой Еленой Анатольевной

Тема урока: Царство Грибы. Общая характеристика.

Цель урока: ознакомить обучающихся с общей характеристикой грибов, их ролью

в природе и жизни человека.
 Задачи: - познакомить учащихся с характерными признаками грибов;

    - показать их сходство с растениями и отличие от них;

    - охарактеризовать строение грибов, типы их питания, размножения;

    - раскрыть значение грибов в природе и жизни человека;

    - провести лабораторную работу №17 "Изучение строения плесневых грибов".

Средства обучения: Таблицы "Строение шляпочного гриба", "плесневые грибы", муляжи плодов, фотографии, презентация.

Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. Проф. И.Н.Пономаревой.- М.: Вентана-Граф, 2011.

Методы обучения: словесно- наглядные, практические, частично-поисковые.

Тип урока: изучения нового материала.

 

Ход урока

1.. Организационный момент. 
2. Актуализация знаний.
3. Изучение нового учебного материала
4. Закрепление  материала урока.
5. Рефлексивная деятельность.
6. Домашнее задание.

 

 

 

1. Организационный момент. 

2. Актуализация знаний.

  фронтальный опрос  по теме: "Бактерии":

-По каким признакам бактерии относят к прокариотам?

- С какими бактериями вам приходилось сталкиваться в вашей жизни?

- В чем сходство и различия в строении бактерий и растений?

-В чем отличие бактерий - сапротрофоф от бактерий - симбионтов?

- Какую роль в природе играют бактерии?

- Каково значение бактерий для человека?

- Почему бактерии считают биотическим фактором в природе?

 

         

 

 

 

3. Изучение нового материала

            С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат.

Если дождик и тепло,

Он считает – повезло!

 

Я не случайно начала урок с этой загадки, потому что мы будем говорить о грибах.

Что же такое грибы? Почему грибы выделяют в отдельное царство?

И почему многие люди так любят эти удивительные творения природы?

Ответы на эти вопросы мы с вами попытаемся найти сегодня на уроке.

Тема нашего урока Царство грибы. Общая характеристика.(слайд 1)

 

Мы рассмотрим общую характеристику данного царства, узнаем какова роль грибов

 в природе и жизни человека.

3. Изучение нового учебного материала

- (рассказ учителя)

Египетские фараоны верили в то, что грибы обладали магическими силами и возможно так оно и есть. Составляя целое царство, они часто ассоциируются с чем-то мистическим и непонятным для нас. Так, давайте же разберемся, что представляют из себя грибы, и какую роль они играют.

Грибы – это самая большая группа растительных организмов (около 100 тыс. видов). Они окружают нас повсюду: в воде, в почве, в воздухе.

Изучением грибов занимается наука – микология. Эта наука прошла долгий путь. Её родоначальником считается Аристотель, который в 4 веке до нашей эры впервые составил описание грибов.

До 18 века о законах развития грибов ничего не было известно. Появление грибов «из ничего», их быстрый рост приписывали удару молнии в землю или обильному выпадению росы. Образование грибных кругов в середине которых трава засыхала, объясняли кознями потусторонних сил.

Учёные долго ломали голову куда отнести грибы – к растениям или к животным. Годами грибы относили к растительному миру. Однако, при ближайшем рассмотрении учёные обнаружили, что у грибов больше общего с животными, чем с растениями. Но только в 1960 году грибы выделили в отдельное царство – Царство Грибы. (слайд 2)

 

-Учащиеся заполняют таблицу

Царство Грибы

Признаки сходства с растениями

Признаки сходства с животными

Признаки, характерные только для грибов

 неподвижны;

 имеют прочные клеточные стенки;

часто осуществляют вегетативное размножение;

- растут верхушечной частью;

- всасывают питательные вещества.

- питаются готовыми органическими веществами – гетеротрофы;

- в клеточных стенках хитин;

- запасной продукт – гликоген;

- образуют мочевину.

- основа вегетативного тела – грибница или мицелий;

- грибница состоит из нитей – гиф;

- гифы состоят из многоядерных или одноядерных клеток;

- переплетение гифов образует плодовое тело.

 

Грибы окружают нас повсюду, и даже там, где их вроде бы и не видно. Всё дело в том, что по своему строению и размерам они очень разнообразны. Мы с вами привыкли видеть «шляпку на ножке», но плесень на продуктах, дрожжи – это тоже грибы.

 

грибы

-Строение грибов

 

 

                              

 

одноклеточные

Многоклеточные

 

 

 

 

 

шляпочные

Трутовики     

Пеницилл

 

                                                    

 

мукор

Дрожжи

 

 

 

(слайд 3,4,6)

 

 

 

 

У одноклеточ­ных грибов весь разветвленный мицелий представляет одну клет­ку. Тело многоклеточных грибов  состоит из тонких нитей — гифов, которые часто ветвятся и образуют мицелий, или грибницу. Грибница обладает огромной площадью поверхности, через которую поглощает питательные вещества. Часть грибницы, расположенная в почве, называется почвенной грибницей, наружная часть – это плодовое тело гриба. На нём формируются органы размножения.(слайд 5,7, 8)

 

 

 

Грибная клетка, как правило, имеет хорошо выраженную клеточную стенку. В цитоплазме расположено значительное количество рибосом и митохондрий, аппарат Гольджи развит слабо. Наследственный аппарат сосредоточен в ядрах, число которых колеблется от одного до нескольких десятков. Большое количество включений представлены гликогеном и каплями жира.

 

 

 

 

Учащиеся заполняют таблицу

Роль грибов в природе и жизни человека огромна.(слайд 16,17)

Роль грибов

Положительная

Отрицательная

- разложение остатков животных и растений, повышение плодородия почвы;

- в медицине - антибиотик (пенициллин);

- укрепляют иммунную систему;

- в пищевой промышленности:

а) как продукты питания

б) в хлебопечении, пивоварении, виноделии, производстве спирта, производстве уксусной кислоты

в) для осветления фруктовых соков

- приготавливают препараты для уничтожения вредных насекомых и сорняков;

- переработка сырья, грубых кормов;

- разрушение бумажных отходов.

- порча продуктов питания;

- болезни растений (фитофтора, чёрная ножка и др.);

- портят смазочные масла, нефтепродукты, вызывают коррозию металла;

- портят книги, произведения искусства;

- вредят здоровью людей и животных.

 

 

 

 

 

4. Закрепление  материала урока.

     Почему грибы можно считать более высокоорганизованными организмами, чем бактерии?

Вывод: грибы – особое царство в органическом мире, сочетающее в себе признаки растений и животных. Эти организмы относятся к эукариотам. Они могут иметь одноклеточное и многоклеточное строение тела. Тело образует грибницу или мицелий, состоящий из гифов
          5. Рефлексивная деятельность.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что бы вы хотели рассмотреть более подробно?
          6. Информация о домашнем задании.

Стр. 20-22, составить ребусы по данной теме, подготовить сообщение "Ядовитые грибы", "Съедобные грибы", "Плесневые грибы".

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока 6 класс: "Грибы" »

Урок биологии 6 класс

Разработан учителем биологии МБОУ СОШ №3 г.Салехард Тарановой Еленой Анатольевной

Тема урока: Царство Грибы. Общая характеристика.

Цель урока: ознакомить обучающихся с общей характеристикой грибов, их ролью

в природе и жизни человека.
 Задачи: - познакомить учащихся с характерными признаками грибов;

- показать их сходство с растениями и отличие от них;

- охарактеризовать строение грибов, типы их питания, размножения;

- раскрыть значение грибов в природе и жизни человека;

- провести лабораторную работу №17 "Изучение строения плесневых грибов".

Средства обучения: Таблицы "Строение шляпочного гриба", "плесневые грибы", муляжи плодов, фотографии, презентация.

Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. Проф. И.Н.Пономаревой.- М.: Вентана-Граф, 2011.

Методы обучения: словесно- наглядные, практические, частично-поисковые.

Тип урока: изучения нового материала.


Ход урока

1.. Организационный момент. 
2. Актуализация знаний.
3. Изучение нового учебного материала
4. Закрепление  материала урока.
5. Рефлексивная деятельность.
6. Домашнее задание.




1. Организационный момент. 

2. Актуализация знаний.

фронтальный опрос по теме: "Бактерии":

-По каким признакам бактерии относят к прокариотам?

- С какими бактериями вам приходилось сталкиваться в вашей жизни?

- В чем сходство и различия в строении бактерий и растений?

-В чем отличие бактерий - сапротрофоф от бактерий - симбионтов?

- Какую роль в природе играют бактерии?

- Каково значение бактерий для человека?

- Почему бактерии считают биотическим фактором в природе?





3. Изучение нового материала

С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат.

Если дождик и тепло,

Он считает – повезло!


Я не случайно начала урок с этой загадки, потому что мы будем говорить о грибах.

Что же такое грибы? Почему грибы выделяют в отдельное царство?

И почему многие люди так любят эти удивительные творения природы?

Ответы на эти вопросы мы с вами попытаемся найти сегодня на уроке.

Тема нашего урока Царство грибы. Общая характеристика.(слайд 1)


Мы рассмотрим общую характеристику данного царства, узнаем какова роль грибов

в природе и жизни человека.

3. Изучение нового учебного материала

- (рассказ учителя)

Египетские фараоны верили в то, что грибы обладали магическими силами и возможно так оно и есть. Составляя целое царство, они часто ассоциируются с чем-то мистическим и непонятным для нас. Так, давайте же разберемся, что представляют из себя грибы, и какую роль они играют.

Грибы – это самая большая группа растительных организмов (около 100 тыс. видов). Они окружают нас повсюду: в воде, в почве, в воздухе.

Изучением грибов занимается наука – микология. Эта наука прошла долгий путь. Её родоначальником считается Аристотель, который в 4 веке до нашей эры впервые составил описание грибов.

До 18 века о законах развития грибов ничего не было известно. Появление грибов «из ничего», их быстрый рост приписывали удару молнии в землю или обильному выпадению росы. Образование грибных кругов в середине которых трава засыхала, объясняли кознями потусторонних сил.

Учёные долго ломали голову куда отнести грибы – к растениям или к животным. Годами грибы относили к растительному миру. Однако, при ближайшем рассмотрении учёные обнаружили, что у грибов больше общего с животными, чем с растениями. Но только в 1960 году грибы выделили в отдельное царство – Царство Грибы. (слайд 2)


-Учащиеся заполняют таблицу

Царство Грибы

Признаки сходства с растениями

Признаки сходства с животными

Признаки, характерные только для грибов

неподвижны;

имеют прочные клеточные стенки;

часто осуществляют вегетативное размножение;

- растут верхушечной частью;

- всасывают питательные вещества.

- питаются готовыми органическими веществами – гетеротрофы;

- в клеточных стенках хитин;

- запасной продукт – гликоген;

- образуют мочевину.

- основа вегетативного тела – грибница или мицелий;

- грибница состоит из нитей – гиф;

- гифы состоят из многоядерных или одноядерных клеток;

- переплетение гифов образует плодовое тело.


Грибы окружают нас повсюду, и даже там, где их вроде бы и не видно. Всё дело в том, что по своему строению и размерам они очень разнообразны. Мы с вами привыкли видеть «шляпку на ножке», но плесень на продуктах, дрожжи – это тоже грибы.

-

грибы

Строение грибов


Многоклеточные



одноклеточные


шляпочные

Трутовики

Пеницилл


мукор

Дрожжи



(слайд 3,4,6)





У одноклеточ­ных грибов весь разветвленный мицелий представляет одну клет­ку. Тело многоклеточных грибов состоит из тонких нитей — гифов, которые часто ветвятся и образуют мицелий, или грибницу. Грибница обладает огромной площадью поверхности, через которую поглощает питательные вещества. Часть грибницы, расположенная в почве, называется почвенной грибницей, наружная часть – это плодовое тело гриба. На нём формируются органы размножения.(слайд 5,7, 8)




Грибная клетка, как правило, имеет хорошо выраженную клеточную стенку. В цитоплазме расположено значительное количество рибосом и митохондрий, аппарат Гольджи развит слабо. Наследственный аппарат сосредоточен в ядрах, число которых колеблется от одного до нескольких десятков. Большое количество включений представлены гликогеном и каплями жира.





Учащиеся заполняют таблицу

Роль грибов в природе и жизни человека огромна.(слайд 16,17)

Роль грибов

Положительная

Отрицательная

- разложение остатков животных и растений, повышение плодородия почвы;

- в медицине - антибиотик (пенициллин);

- укрепляют иммунную систему;

- в пищевой промышленности:

а) как продукты питания

б) в хлебопечении, пивоварении, виноделии, производстве спирта, производстве уксусной кислоты

в) для осветления фруктовых соков

- приготавливают препараты для уничтожения вредных насекомых и сорняков;

- переработка сырья, грубых кормов;

- разрушение бумажных отходов.

- порча продуктов питания;

- болезни растений (фитофтора, чёрная ножка и др.);

- портят смазочные масла, нефтепродукты, вызывают коррозию металла;

- портят книги, произведения искусства;

- вредят здоровью людей и животных.






4. Закрепление  материала урока.

Почему грибы можно считать более высокоорганизованными организмами, чем бактерии?

Вывод: грибы – особое царство в органическом мире, сочетающее в себе признаки растений и животных. Эти организмы относятся к эукариотам. Они могут иметь одноклеточное и многоклеточное строение тела. Тело образует грибницу или мицелий, состоящий из гифов
5. Рефлексивная деятельность.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что бы вы хотели рассмотреть более подробно?
6. Информация о домашнем задании.

Стр. 20-22, составить ребусы по данной теме, подготовить сообщение "Ядовитые грибы", "Съедобные грибы", "Плесневые грибы".



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока 6 класс: "Грибы"

Автор: Таранова Елена Анатольевна

Дата: 17.10.2014

Номер свидетельства: 119902

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "План-конспект урока по русс. языку 8 вид Р.Р. Составление рассказа по картинкаr"
    ["seo_title"] => string(68) "plankonspiekturokaporussiazyku8vidrrsostavlieniierasskazapokartinkar"
    ["file_id"] => string(6) "262659"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449399791"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: "Грибы". "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-vo-2-klassie-po-tiemie-griby"
    ["file_id"] => string(6) "156898"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421504089"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока с использованием ИКТ. "Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-s-ispol-zovaniiem-ikt-griby-mozhno-li-vyrastit-ghriby-na-kusochkie-khlieba"
    ["file_id"] => string(6) "170721"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423582204"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока  биологии тема: "Общая характеристика грибов" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-biologhii-tiema-obshchaia-kharaktieristika-ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "206208"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430131714"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "План Конспект урока по русс. языку 8 вид Р.Р. составление рассказа по картинкам"
    ["seo_title"] => string(68) "plankonspiekturokaporussiazyku8vidrrsostavlieniierasskazapokartinkam"
    ["file_id"] => string(6) "262663"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449400032"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства