kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии по теме "Нормы питания" 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Нормы питания и их связь с энергозатратами организма" входит в раздел "Пищевапение". Основная цель данного урока заключается в формировании у учащихся понятий "норма питания", "энергозатраты". Данный урок направлен на формирование у учащихся навыков здорового образа жизни, пропаганды спорта и физической культуры. Даныый урок предусматривает выполнение учащимися творческих заданий по составлению меню для подростков 14 - 16 лет, вычислению энергозатарт организма в течении 1 суток. Предварительная подготовка учащихся к данному уроку требует от них умения работать с дополнительной литературой, в том числе Интернет - ресурсами. 

Просмотр содержимого документа
«урок биологии по теме "Нормы питания" 8 класс»

Класс: 8 урок 50

Тема урока: Нормы питания и их связь с энерготратами организма. Основной и общий обмен. Энергоёмкость питательных веществ.

Цель урока: формировать понятие нормы питания.

Задачи урока:

-образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению физиологических норм питания;

-развивающие: содействовать развитию умения анализировать, выбирать необходимую информацию, использовать таблицы или компьютерные программы для расчета суточного рациона питания;

-воспитательные: создать условия для воспитания здорового образа жизни, в частности рационального питания и режима питания.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Актуализация темы. В последнее время в СМИ все чаще стали появляться публикации на тему правильного питания. Много говорят как об ожирении, так и об анорексии и булимии. Где же середина? (В правильном, рациональном, сбалансированном питании) 

3. Целеполагание 

Цели урока:

  • знать основные нормы питания;

  • знать основные принципы расчета суточного рациона питания;

  • уметь рассчитывать сбалансированный суточный рацион;

  • выполнять режим питания.

4. Анкетирование:

1.завтракаешь ли ты?

2.что ты ешь на завтрак?

3.считаешь ли ты, что завтрак необходим?

4. сколько раз в день ты ешь?

5. любишь ли ты фрукты?

6. что ты пьешь чаще всего?

7. устраиваешь ли ты перекусы?

8.считаешь ли ты свой вес нормальным?

9. считаешь ли ты, что ешь полезные продукты?



5. Изучение нового материала:

1. Слово учителя: Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь вам дан только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с любимыми предметами, то их можно заменить, но заменить свой организм вы не можете. Пища – основной источник энергии в организме человека. Чем больше человек затрачивает энергии, скажем на мышечный труд, чем интенсивнее в организме идут процессы восстановления, тем в большем количестве пищи он нуждается.
И сегодня цель нашего урока показать актуальность проблемы питания в современном мире, сформулировать правила рационального питания, сформировать представления о гигиенических условиях нормального питания, о режиме питания.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Сократа « Мы не живем для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить».
Откройте тетради, запишите число и тему урока «Нормы питания и их связь с энерготратами организма. Основной и общий обмен. Энергоёмкость питательных веществ».

Четырнадцать–шестнадцать лет – это самый непредсказуемый, стремительный возраст, время активного формирования желез внутренней секреции. Если до 16 лет не сложилось правильное представление о пище, то с возрастом изменить привычки в еде будет очень трудно или практически невозможно. А это грозит не только избыточным весом, но и серьезными проблемами со здоровьем. За счет быстрого роста и развития в этом возрасте имеется повышенная потребность в калориях и питательных веществах. Бедное однообразное питание может привести к следующим проблемам: *Головокружение и мелькание «мушек» перед глазами;

*Повышенная утомляемость;

*Снижение иммунитета;

*Кариес;

*Заболевания суставов, хрупкость костей;

*Нарушения менструального цикла у девочек;

*Снижению успеваемости и концентрации внимания;

*Истощение или ожирение.

В конце прошлого века немецкий гигиенист и физиолог Макс Рубнер показал, что при сгорании 1г вещества и при его окислении в организме выделяется одинаковое количество энергии. Этим была доказана справедливость закона сохранения не только для неорганической природы, но и для живых организмов. Для гигиены это исследование было важно в том отношении, что позволяло выяснить энергетическую ценность потребляемых человеком веществ.
Установлено, что затрата энергии тем больше, чем большую физическую работу выполняет человек. Существует формула, позволяющая установить энергозатраты, совершаемые человеком в 1 мин, по частоте сердечных сокращений (ЧСС).

Q = 2,09 (0,2 ЧСС – 11,2) кДж/мин   (Q – энергозатраты)









Для людей разных профессий важно, определив суточный расход энергии, установить нормы питания – это совокупность веществ, входящих в состав пищи, полностью восстанавливающих то количество энергии, которое он затрачивает в течение суток.
Так установлено, что 1 г углеводов и 1 г белков при окислении дают 17,17 кДж, а 1 г жиров – 38,7 кДж.

Т. о. чтобы правильно составить рацион, надо знать, сколько кДж было потрачено и сколько пищи необходимо съесть, чтобы компенсировать израсходованную энергию. Распределение калорийности суточного рациона подростка рекомендуется следующее: питание должно быть четырехразовое: Завтрак – 25 %; Обед – 35–40 %, Полдник – 15 %, Ужин – 20–25 % от суточной потребности в питательных веществах.

Перед вами примерное меню подростка 14 – 16 лет:

Завтрак:

  1. Творожная запеканка с изюмом или шоколадным соусом.

  2. Каша овсяная, молочная с сухофруктами или ягодами или каша пшенная молочная с тыквой, бананом, яблоком или изюмом.

  3. Яичница, омлет, с мясом, зеленым горшком или овощами.

  4. Сырники творожные со сметаной или вареньем и йогурт.

  5. Каша гречневая молочная с овощами.

Обед

  1. Суп

  2. второе блюдо (гарнир с мясом или рыбой)

  3. напиток с печеньем

  4. йогурт

Полдник

  1. фрукт,

  2. творожок,

  3. овощной салат

Ужин

  1. Мясные котлеты с овощами;

  2. Творожная запеканка с яблоками;

  3. Омлет с макаронами;

  4. Каша с сухофруктами;

  5. Вареники с вареньем или ягодами и фруктами;

  6. Рыбное суфле с тушеной морковью.

В сутки подросток должен съедать примерно 3000, а при повышенной физической нагрузке – 3500 ккал.

Древним римлянам принадлежит мудрое изречение, которое не случайно взято эпиграфом к нашему уроку: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Превращение еды в самоцель вредно. Несомненно вредно «чрезмерное увлечение наслаждением едой, – отмечал И.П. Павлов, – как всякая крайность жизни».
Вред переедания подтверждается опытами на животных. Один из учеников И.П. Павлова доказал зависимость работы желудка от объема пищи. Он вводил в желудок собаки резиновые баллончики и раздувал их. Было замечено: если давление очень велико, то сокоотделение задерживается. Отсюда следует: чрезмерное переполнение ухудшает пищеварение, пища не усваивается.
Избыток пищи, вот главная причина лишней массы, возникновения ожирения. Чтобы этого избежать надо есть в пределах затрат энергии. Поэтому каждый человек должен быть знаком с правилами рационального питания:
(правила записанные на отдельных листах вывешиваются на доске)

Правило первое: Есть регулярно, а лучше 4-5 раз в день. Если следовать этим рекомендациям, чувство голода не возникает и, садясь за стол, вы вполне удовлетворитесь небольшой порцией.

Правило второе: Тщательно пережевывайте пищу, не злоупотребляйте солеными и перчеными блюдами.

Правило третье. Пища должна быть разнообразной. Обязательно включайте в рацион фрукты, молоко, кисломолочные продукты, рыбу, растительное масло, салаты из овощей. Эти продукты содержат вещества необходимые организму.

Правило четвертое. Не будьте жадны в еде. Лишние килограммы появляются от переедания, это риск развития сахарного диабета, желчекаменной болезни, болезней сердца и позвоночника.

Вам заранее были даны задания к сегодняшнему уроку:

  1. Составить меню на 1 день.

  2. Поминутно расписать ваш режим дня.

5.Выполнение творческого задания:

1. Исследование калорийности и сбалансированности рационов по анкетам (используя программу подсчета или таблицы) (приложение 1).

2.Расчет энергозатрат организма за 1 сутки (приложение 2).

3. Оформление результатов работы в таблицы:

Таблица 1

Наименование продуктов питания

Кол-во

(г)

Количество калорий


















Итого:





Таблица 2

Виды деятельности

Время

(час)

Энергозатраты


















Итого:





6. Выводу урока.

7. Домашнее задание. §38, изучить, оформить проектную работу по группам.

8. Рефлексия.

























Приложение 1


на 100 грамм продукта:

Калорий

на 100 грамм продукта:

Калорий

Колбаса вареная

301

Кефир

63

Утка

347

Майонез

700

Утка жареная

404

Маргарин

697

Крабовые палочки

94

Масло

597

Скумбрия в масле

277

Масло подсолнечное рафинированное

930

Скумбрия холодного копчения

149

Масло сливочное несоленое

779

Хек отварной

86

Масло топленое

922

Хек, мерлуза

79

Молоко сгущенное с сахаром

345

Шпроты в масле

362

Простокваша

59

Щука

164

Простокваша жирная

66

Щука отварная

78

Сливки 20%-ные

211

Творог жирный

250

Сливки нежирные

110

Творог нежирный

84

Сметана высшего сорта

300

Булка городская из муки высшего сорта

283

Сметана жирная

250

Арахис

632

Сыр голландский

370

Блины из муки высшего сорта

186

Булочка сдобная

289

Геркулес

303

Вареники с картофелем

235

Горох (зерно)

333

Вареники с творогом

168

Гренки белые жареные

382

Вафли

543

Гречка

339

Крупа гречневая (ядрица)

349

Гречневая каша на воде

153

Крупа манная

355

Макаронные изделия

356

Крупа овсяная

380

Манная каша молочная

119

Крупа перловая

358

Печенье, пирожные, торты

517

Кукурузные хлопья

358

Пирожок жареный с повидлом

287

Рис нешлифованный отварной

123

Пирожок печеный с луком и яйцом

204

Рисовая каша молочная

101

Пицца с сыром

235

Рисовая каша на воде

104

Пельмени

253

Капуста белокочанная

27

Хлеб "Бородинский"

199

Капуста квашенная

18

Хлеб белый (батон)

370

Картофель вареный

74

Хлеб зерновой

222

Картофель жареный

183

Хлеб из муки высшего сорта

233

Картофельное пюре

92

Газированные напитки

49

Картофельные чипсы

538

Сок в упаковке

54

Мед

313

Компот из фруктов (без сахара)

61

Варенье

268

Гамбургер (1 шт)

487

Халва

520

Хотдог (1 шт)

721

Карамель, леденцы

373



Мармелад

305



Сахар

375







Приложение 2

Примерные затраты энергии при различных видах деятельности человека

Вид деятельности

Затраты,
ккал/(час*1кг массы)

Сон

0.83

Отдых лежа (без сна)

1.1

Еда сидя

1.2

Чтение

1.2

Чтение вслух

1.5

Письменная работа сидя

1.7

Умывание

1.8

Подметание пола

2.4

Стирка вручную

3

Катание на коньках

3-10

Ходьба по ровной дороге (4 км/час)

3.2

Зарядка

3.6

Настольный теннис

3.6

Пилка дров

6.6

Работа топором

20.4

учеба в классе 

1.9

детские игры 

5.3

приготовление еды 

2.6

покупка продуктов 

3.7

тяжелая уборка 

4.7

чтение сидя 

1.2

стояние в очереди 

1.3

Сон 

0.7

рубка дров 

6.4

складывание, переноска дров 

5.3

ручная уборка снега 

6.4

Чтобы узнать свои энергозатраты, нужно умножить коэффициент на свой вес и на продолжительность физической активности.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
урок биологии по теме "Нормы питания" 8 класс

Автор: Кинжатова Райхан Есентугеловна

Дата: 25.01.2016

Номер свидетельства: 282857

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины") "
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-uroka-biologhii-sliedstviie-viedut-znatoki-biologhii-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-vitaminy"
    ["file_id"] => string(6) "186612"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426392304"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Презентация к уроку биологии по теме "Рациональное питание" 8 класс "
    ["seo_title"] => string(75) "priezientatsiia-k-uroku-biologhii-po-tiemie-ratsional-noie-pitaniie-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "156141"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421383327"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Итоговый урок по теме: "Пищеварение. Обмен веществ" "
    ["seo_title"] => string(62) "itoghovyi-urok-po-tiemie-pishchievarieniie-obmien-vieshchiestv"
    ["file_id"] => string(6) "108659"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403798390"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Культура питания. Рациональное питание"
    ["seo_title"] => string(41) "kul-tura-pitaniia-ratsional-noie-pitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "263651"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449582251"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока  по биологии "Значение витаминов в жизни человека""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekturokapobiologhiiznachieniievitaminovvzhiznichielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "327115"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463393560"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства