kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по биологии "Значение витаминов в жизни человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Учитель: Конаржевская Лилия Викторовна, ХМАО-Югра, г.Нефтеюганск МБОУ « СОШ № 9» учитель биологии

Методическая разработка к уроку по теме «Значение витаминов в жизни человека»

Предмет: биология        Класс: 8-й          

Цель урока:  Выяснить роль витаминов для организма человека, нормы их потребления и содержание в продуктах питания.

 Задачи урока:
образовательные: сформировать представление о витаминах и их роли в обмене веществ в организме, понятие об авитаминозах, гиповитаминозах, гипервитаминозах и мерах профилактики. Познакомить с суточными потребностями в витаминах, со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах.

развивающие: продолжать развивать творческое мышление, интеллектуальные способности учащихся; формировать умения логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи; развивать навыки работы с текстом учебника, дополнительным источником информации.

воспитательные: сформировать навыки работы в группах, развивать творчество и сотрудничество, содействовать стремлению быть здоровым.
 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебное электронное издание на CD, презентация, созданная учителем.

Технологии:

1.проблемного обучения;

2.ИКТ.

Оборудование:

  1. Учебник: Сонин Н.И.,Сапин М.Р. «Биология. Человек.» 8 кл.
  2. Электронный  учебник.
  3.  Тексты.
  4. Презентация.

Ход урока:

Этап

Задача

Содержание деятельности

Организационные формы

Действия учителя

Действия ученика

I.Организационный момент

1 мин.

Создание положительной мотивации, включение обучающихся в деятельность.

 Подготовка учащихся к работе на уроке

Фронтальная

Проверяет готовность рабочего места учеников к уроку, создает положительную мотивацию.

Готовит рабочее место

II.Актуализация знаний и мотивация их применения.4 мин.

Актуализировать теоретические знания учащихся для восприятия нового материала

Пробудить познавательный интерес учащихся к изучаемому явлению.

I.Учитель: Вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

1. Что такое пластический и энергетический обмен?

2. Какие функции в организме выполняют белки, жиры, углеводы?

3. Всегда ли можно считать питание правильным и полноценным, если в пище содержатся только белки, жиры и углеводы? Почему? Какие еще вещества, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность   организма, вы знаете?

II.Учитель: Послушайте историю

Во время одного из путешествий Христофора Колумба матросы тяжело заболели цингой. Предчувствуя свою печальную участь, они попросили высадить их на один из необитаемых островов, чтобы их тела не достались на съедение рыбам. Колумб удовлетворил просьбу умирающих. Каково же было удивление участников путешествия, когда через несколько месяцев, возвращаясь тем же путем, они заметили с острова сигналы и нашли всех матросов живыми и здоровыми. Остров назвали «Кюрасао», по-португальски- это означает «оздоравливающий».

Что же спасло моряков от гибели? (витамины) Записываем тему урока в тетрадь.

Эвристическая беседа.

Рассказ.

Проверяет усвоение материала и  выполнение домашнего задания. Организует эвристическую  беседу.

 

1.Отвечают на вопросы, формулируют понятие

 « Витамины»

2. Осмысливают текст об экспедиции Х. Колумба из книги И.П. Магидовича «Очерки по истории географических открытий», отвечают на вопрос, записывают тему урока.

III. Постановка учебной задачи

2 мин.

Поставить учебную задачу.

Учитель: Достаточно ли  у вас знаний  о витаминах? Что бы вы хотели узнать о них?

Ученики:  К чему приводит нехватка витаминов в организме? Может ли человек жить без витаминов? Почему витамины необходимы человеку? Правда ли, что витамины можно принимать в любом количестве и когда заблагорассудится? Помогут ли витамины сохранить здоровье? Правда ли, что витамины надо принимать больным людям, здоровым это делать не обязательно?

Принимаем: Может ли человек жить без витаминов? Если нет, то почему?

Делаем вывод: не достаточно знаний, чтобы ответить на данный вопрос.

Задача:  Изучить роль витаминов и их влияния на организм человека.

Пути решения проблемы: изучение информации из разных источников.

Учитель: Для начала, необходимо вспомнить, что такое ферменты и какую роль они играют в организме?

Ученики: Ферменты – это белки, которые образуются клетками и тканями нашего организма, Они ускоряют все химические реакции, протекающие в организме.

 Учитель:  Витамины же входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ, В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, движущими в нашем кишечнике.

Фронтальная

Помогает поставить  проблемный вопрос.

Помогает в формулировке задачи урока;

Помогает в планировании

решения задачи;

 

 

Предлагают проблемные вопросы, выбирают один из них.  Ставят задачи урока, выбирают пути решения.

IV Открытие новых знаний 5мин.

Формирование знаний об истории открытия витаминов,  их классификации,

понятиях гиповитаминоз, авитаминоз, гипервитаминоз.

Учитель: Сейчас вы посмотрите видеофрагмент о витаминах. Ваша задача внимательно посмотреть  заполнить  кластер и записать определения.

Ученики: 1.заполнение кластера

 « Классификация витаминов

2.Дополнить схему.

Учитель: В настоящее время известно более 80 витаминов. Большинство образуются в растениях, и только очень немногие имеют животное происхождение. Их называют

чудесной азбукой здоровья.

А как вы думаете, почему?

Ученики: Их обозначают буквами латинского алфавита: А, В, С, Д, Е, К и т.д. Учитель: Некоторые образуют целые группы, например, витамины группы В. Чтобы было понятно, о каком витамине идет речь, внизу справа ставят цифру: В1, В2, В3……В12.

фронтальная

Демонстрирует фрагмент видеофильма.

Информационная, организационная.

Осмысление видеофрагмента, заполнение кластера, дополняют схему.

V.Практический 12мин.

Изучить информацию  о витамине, оформить  опорный рисунок.

Формировать умения: выделять главное, самостоятельно планировать работу, подводить итог.

Учитель: Работаем в группах. Вашим домашним заданием было приготовить материал (заготовки) по витаминам. Прочитайте в учебнике и дополнительной литературе информацию о витамине, составьте рассказ, нарисуйте рекламный плакат,  где отражается информация текста, подготовьте  выступающего.

Класс делится на группы.(1-5)

На столе конверты. Открываем и разбираем задания. Приступаем к выполнению заданий.

1 группа – витамин А.

2 группа – витамин В1, В2, В6.,В12

3группа – витамин С.

4 группа – витамин D.

5 группа – витамин РР

Задание.

В рекламном плакате должна быть освещена информация о том:

1.В каких продуктах содержатся витамины.

2.Значение витаминов для организма.

3.Болезни, возникающие при недостатке витаминов.

На подготовку 10 минут.

Групповая

Не участвует, но:

- консультирует учащихся по необходимости;

- предлагает конструктивные методы работы.

Работают  в группах:

- консультируются по необходимости;

- «добывают» недостающие знания;

- готовят презентацию результатов.

 

VI.Презентационный

12 мин

Представление результатов  групповой работы, обобщение знаний учащимися.

Учитель: В рабочих тетрадях по ходу презентации выполняем №176

 Презентация «Реклама  витаминов».

Учитель: вы все молодцы. Давайте вернемся к нашему проблемному вопросу. Может ли человек жить без витаминов? Если нет, то почему?

 

фронтальная

 Обобщает и резюмирует работу групп.

Подводит итоги обучения;

Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение.

Задает проблемный вопрос.

Демонстрируют рекламный плакат, представляют и защищают его. Остальные учащиеся слушают, задают вопросы на уточнение, понимание, заполняют таблицу.

Отвечают на проблемный вопрос

VII.Рефлексия

3 мин.

Определение уровня сформированности знаний и умений по теме урока

VI.Рефлексия

Учитель:

1часть: Давайте выполним интерактивное задание: «Источники витаминов» 

 2 часть: закончите предложение:

Я не знал… Теперь я знаю…  Сегодня я узнал…Теперь я могу… Я умею….

Что бы вы пожелали друг другу?

Фронтальная

 Выставляет оценки, задает вопросы.

Корректирует ответы.

Рефлектирует деятельность  обучающихся.

Выполняют интерактивное задание, отвечают на вопросы, подводят итог урока.

 Проводят рефлексию своей деятельности

VIII.Домашнее задание:

1 мин.

Представление домашнего задания, установка на выбор.

На этом урок закончен. Я хочу пожелать вам здоровья, чтобы вы бережно относились к своему организму, а знания нашей сегодняшней темы урока позволили правильно питаться, применяя витамины.

1.Учебник – стр. 194-198, вопросы 198 (устно)

Творческое задание: придумать рецепт витаминизированного салата или  приготовить сообщение о сохранении изученных витаминов в пищевых продуктах.

индивидуальная

Предлагает домашнее задание обязательное и по выбору.

Записывают домашнее задание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Значение витаминов в жизни человека"»

Учитель: Конаржевская Лилия Викторовна, ХМАО-Югра, г.Нефтеюганск МБОУ « СОШ № 9» учитель биологии

Методическая разработка к уроку по теме «Витамины»

Предмет: биология Класс: 8-й

Цель урока: Выяснить роль витаминов для организма человека, нормы их потребления и содержание в продуктах питания.

Задачи урока:
образовательные: сформировать представление о витаминах и их роли в обмене веществ в организме, понятие об авитаминозах, гиповитаминозах, гипервитаминозах и мерах профилактики. Познакомить с суточными потребностями в витаминах, со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах.

развивающие: продолжать развивать творческое мышление, интеллектуальные способности учащихся; формировать умения логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи; развивать навыки работы с текстом учебника, дополнительным источником информации.

воспитательные: сформировать навыки работы в группах, развивать творчество и сотрудничество, содействовать стремлению быть здоровым.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебное электронное издание на CD, презентация, созданная учителем.


Технологии:

1.проблемного обучения;

2.ИКТ.


Оборудование:

  1. Учебник: Сонин Н.И. ,Сапин М.Р. «Биология. Человек.» 8 кл.

  2. Электронный учебник.

  3. Тексты.

  4. Презентация.

Ход урока:

Этап

Задача

Содержание деятельности

Организационные формы

Действия учителя

Действия ученика

I.Организационный момент

1 мин.

Создание положительной мотивации, включение обучающихся в деятельность.

Подготовка учащихся к работе на уроке


Фронтальная

Проверяет готовность рабочего места учеников к уроку, создает положительную мотивацию.

Готовит рабочее место


II.Актуализация знаний и мотивация их применения.4 мин.

Актуализировать теоретические знания учащихся для восприятия нового материала

Пробудить познавательный интерес учащихся к изучаемому явлению.


I.Учитель: Вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

1. Что такое пластический и энергетический обмен?

2. Какие функции в организме выполняют белки, жиры, углеводы?

3. Всегда ли можно считать питание правильным и полноценным, если в пище содержатся только белки, жиры и углеводы? Почему? Какие еще вещества, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность организма, вы знаете?

II.Учитель: Послушайте историю

Во время одного из путешествий Христофора Колумба матросы тяжело заболели цингой. Предчувствуя свою печальную участь, они попросили высадить их на один из необитаемых островов, чтобы их тела не достались на съедение рыбам. Колумб удовлетворил просьбу умирающих. Каково же было удивление участников путешествия, когда через несколько месяцев, возвращаясь тем же путем, они заметили с острова сигналы и нашли всех матросов живыми и здоровыми. Остров назвали «Кюрасао», по-португальски- это означает «оздоравливающий».

Что же спасло моряков от гибели? (витамины) Записываем тему урока в тетрадь.

Эвристическая беседа.

Рассказ.

Проверяет усвоение материала и выполнение домашнего задания. Организует эвристическую беседу.


1.Отвечают на вопросы, формулируют понятие

« Витамины»

2. Осмысливают текст об экспедиции Х. Колумба из книги И.П. Магидовича «Очерки по истории географических открытий», отвечают на вопрос, записывают тему урока.

III. Постановка учебной задачи

2 мин.

Поставить учебную задачу.


Учитель: Достаточно ли у вас знаний о витаминах? Что бы вы хотели узнать о них?

Ученики: К чему приводит нехватка витаминов в организме? Может ли человек жить без витаминов? Почему витамины необходимы человеку? Правда ли, что витамины можно принимать в любом количестве и когда заблагорассудится? Помогут ли витамины сохранить здоровье? Правда ли, что витамины надо принимать больным людям, здоровым это делать не обязательно?

Принимаем: Может ли человек жить без витаминов? Если нет, то почему?

Делаем вывод: не достаточно знаний, чтобы ответить на данный вопрос.

Задача: Изучить роль витаминов и их влияния на организм человека.

Пути решения проблемы: изучение информации из разных источников.

Учитель: Для начала, необходимо вспомнить, что такое ферменты и какую роль они играют в организме?

Ученики: Ферменты – это белки, которые образуются клетками и тканями нашего организма, Они ускоряют все химические реакции, протекающие в организме.

Учитель: Витамины же входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ, В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, движущими в нашем кишечнике.

Фронтальная

Помогает поставить проблемный вопрос.

Помогает в формулировке задачи урока;

Помогает в планировании

решения задачи;




Предлагают проблемные вопросы, выбирают один из них. Ставят задачи урока, выбирают пути решения.


IV Открытие новых знаний 5мин.

Формирование знаний об истории открытия витаминов, их классификации,

понятиях гиповитаминоз, авитаминоз, гипервитаминоз.

Учитель: Сейчас вы посмотрите видеофрагмент о витаминах. Ваша задача внимательно посмотреть заполнить кластер и записать определения.

Ученики: 1.заполнение кластера

« Классификация витаминов

2.Дополнить схему.


Учитель: В настоящее время известно более 80 витаминов. Большинство образуются в растениях, и только очень немногие имеют животное происхождение. Их называют

чудесной азбукой здоровья.

А как вы думаете, почему?

Ученики: Их обозначают буквами латинского алфавита: А, В, С, Д, Е, К и т.д. Учитель: Некоторые образуют целые группы, например, витамины группы В. Чтобы было понятно, о каком витамине идет речь, внизу справа ставят цифру: В1, В2, В3……В12.

фронтальная

Демонстрирует фрагмент видеофильма.

Информационная, организационная.

Осмысление видеофрагмента, заполнение кластера, дополняют схему.

V.Практический 12мин.


Изучить информацию о витамине, оформить опорный рисунок.

Формировать умения: выделять главное, самостоятельно планировать работу, подводить итог.


Учитель: Работаем в группах. Вашим домашним заданием было приготовить материал (заготовки) по витаминам. Прочитайте в учебнике и дополнительной литературе информацию о витамине, составьте рассказ, нарисуйте рекламный плакат, где отражается информация текста, подготовьте выступающего.

Класс делится на группы.(1-5)

На столе конверты. Открываем и разбираем задания. Приступаем к выполнению заданий.

1 группа – витамин А.

2 группа – витамин В1, В2, В6.,В12

3группа – витамин С.

4 группа – витамин D.

5 группа – витамин РР

Задание.

В рекламном плакате должна быть освещена информация о том:

1.В каких продуктах содержатся витамины.

2.Значение витаминов для организма.

3.Болезни, возникающие при недостатке витаминов.

На подготовку 10 минут.

Групповая

Не участвует, но:

- консультирует учащихся по необходимости;

- предлагает конструктивные методы работы.


Работают в группах:

- консультируются по необходимости;

- «добывают» недостающие знания;

- готовят презентацию результатов.


VI.Презентационный

12 мин


Представление результатов групповой работы, обобщение знаний учащимися.



Учитель: В рабочих тетрадях по ходу презентации выполняем №176

Презентация «Реклама витаминов».

Учитель: вы все молодцы. Давайте вернемся к нашему проблемному вопросу. Может ли человек жить без витаминов? Если нет, то почему?


фронтальная

Обобщает и резюмирует работу групп.

Подводит итоги обучения;

Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение.

Задает проблемный вопрос.

Демонстрируют рекламный плакат, представляют и защищают его. Остальные учащиеся слушают, задают вопросы на уточнение, понимание, заполняют таблицу.

Отвечают на проблемный вопрос

VII.Рефлексия

3 мин.

Определение уровня сформированности знаний и умений по теме урока

VI.Рефлексия

Учитель:

1часть: Давайте выполним интерактивное задание: «Источники витаминов»

2 часть: закончите предложение:

Я не знал… Теперь я знаю… Сегодня я узнал…Теперь я могу… Я умею….

Что бы вы пожелали друг другу?

Фронтальная

Выставляет оценки, задает вопросы .

Корректирует ответы.

Рефлектирует деятельность обучающихся.

Выполняют интерактивное задание, отвечают на вопросы, подводят итог урока.

Проводят рефлексию своей деятельности

VIII.Домашнее задание:

1 мин.

Представление домашнего задания, установка на выбор.


На этом урок закончен. Я хочу пожелать вам здоровья, чтобы вы бережно относились к своему организму, а знания нашей сегодняшней темы урока позволили правильно питаться, применяя витамины.

1.Учебник – стр. 194-198, вопросы 198 (устно)

Творческое задание: придумать рецепт витаминизированного салата или приготовить сообщение о сохранении изученных витаминов в пищевых продуктах.

индивидуальная




Предлагает домашнее задание обязательное и по выбору.

Записывают домашнее задание.


6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по биологии "Значение витаминов в жизни человека"

Автор: Конаржевская Лилия Викторовна

Дата: 16.05.2016

Номер свидетельства: 327115

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины") "
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-uroka-biologhii-sliedstviie-viedut-znatoki-biologhii-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-vitaminy"
    ["file_id"] => string(6) "186612"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426392304"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока  биологии тема: "Общая характеристика грибов" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-biologhii-tiema-obshchaia-kharaktieristika-ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "206208"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430131714"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока на тему голосеменные растения"
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekturokanatiemugholosiemiennyierastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "287617"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454509518"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока по биологии на тему витамины"
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekturokapobiologhiinatiemuvitaminy"
    ["file_id"] => string(6) "306120"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458055311"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока по биологии в 8 классе "Витамины" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-po-biologhii-v-8-klassie-vitaminy"
    ["file_id"] => string(6) "196898"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428140722"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства