kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Среды жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Среды жизни"изучение новой темы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Среды жизни"»



Урок « Среды жизни планеты Земля»

Маслова Н.Г., учитель биологии МБОУ «Ковалинская ООШ»

Урмарского районо

Данный урок изучается в 5 классе, в разделе «Жизнь организмов на планете Земля».Предлагаемый план урока ориентирован на содержание программы и учебника И.Н. Пономаревой с количеством уроков 1 час в неделю и продолжительностью 45 минут.

Разработка урока составлена в соответствии программы ФГОС.

Класс: 5

Тема и номер урока в теме: Раздел 3  урок № 1

Предмет: биология

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (информационно-коммуникативных технологий)

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: УМК И.Н. Пономарёва; И.В.Николаев; О.А. Корнилова « Вентана - Граф» 2015г.; компьютер, проектор, раздаточный материал.

Цели урока: 1. Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания. 2. Выяснить особенности приспособления организмов к среде обитания.

Задачи: Образовательные:

Выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); Анализировать результаты наблюдений; Фиксировать их результаты; Сравнивать различные объекты; Выявлять сходство и различия объектов; Выделять общее и частное в изучаемых объектах; Сопоставлять характеристики разных объектов; Устанавливать причинно-следственные связи между объектами, их положение в пространстве и времени.

Развивающие:

Развивать умение ставить цели урока, исходя из заданной темы; Удерживать цель деятельности до получения ее результата; Оценивать весомость приводимых доказательств; Корректировать деятельность на уроке в зависимости от поставленных задач; Анализировать собственную работу; Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием ( отвечать на вопрос, что я не знаю и не умею?)

Воспитательные:

Понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; Воспитание любви к природе; Готовность учащихся к поступкам на благо природы; Умение отстаивать свою точку зрения; Умение слышать и слушать чужое мнение.

УУД  Личностные УУД:

Регулятивные УУД: умение ставить цели урока, планировать свою деятельность, достигать результата в процессе учебной деятельности, корректировать деятельность в процессе урока, анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной или неуспешной деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи.

Познавательные УУД: сформировать представление об отличительных особенностей разных сред обитания организмов в их приспособленности и жизни в этих средах, умение рассматривать объекты, выявлять их сходство и различие, фиксировать результаты в рабочей тетради, делать выводы.

Планируемые результаты: Предметные

Знать: разные среды обитания, их отличительные особенности, представителей разных сред.

Уметь: уметь оформлять таблицу в тетради, делать выводы, ориентироваться в тексте учебника, работать с таблицами, схемами, раздаточным материалом, выслушивать чужое мнение, соблюдать дисциплину на уроке.

Личностные: соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, сравнивать разные точки зрения, применять правила делового сотрудничества.

Метапредметные: умение ставить цели, достигать их с помощью планирования своей деятельности, оценивать свою деятельность в процессе изучения, корректировать работу на уроке в случае необходимости.

Ход урока.

  1. Организационный момент ( мотивация к учебной деятельности)

Учит. – Добрый день, мои юные друзья! Я рада видеть вас! На столах у вас лежат смайлики, я попрошу вас поднять тот, который отображает ваше настроение сейчас.

- Великолепно, мы готовы к работе!

2. Актуализация знаний

Слайд №1 ( дверь закрытая на замок) Для того чтобы попасть на урок надо открыть эту дверь! ( предлагается решить тест) Приложение 1.

Проводится взаимопроверка по ответам на Слайде №2

Слайд №3 Критерии оценивания, озвучивание результатов, подведение итогов.

Слайд №4 Дверь открылась!

Слайд №5 Теремок ( картинка из сказки « Теремок»)

Учит.- Все вы помните сказку про теремок. Проговаривает слова, просит продолжить детей.

Вопрос- Скажите, а в природе могли бы эти животные жить вместе?

Учен. – отвечают, размышляют.

Учит.- А почему? Учен. – ( потому что живут в разных условиях)

Учит. – О чём же мы сегодня будем говорить на уроке? Предположите тему урока.

Учен. – высказывают предположения.

Слайд №6 – тема урока « Среды жизни планеты Земля»

Учен. – записывают тему в тетрадь

Учит.- Предположите, что нам необходимо изучить, с чем познакомиться по этой теме.

Учен. – формулируют цели урока.

Слайд № 7 – цели урока: 1) узнать, что такое среда обитания; 2) познакомиться с отличительными особенностями разных сред; 3) определить черты приспособленности организмов к жизни в среде обитания.

Учит. – А что такое « среда обитания» ? Учен. – высказывают мысли

Слайд № 8- определение ( записывают в тетрадь)

  1. Изучение нового материала

Учит. - На столах у вас лежат белые конверты, в них картинки с изображением живых организмов. Используя свои знания из нач. школы, распределите картинки по средам их обитания. ( работают в парах)

- Обсуждение результатов выполнения задания. Называют представителей каждой среды, задают вопросы. Дают названия средам обитания: наземно- воздушная, водная, почвенная.

Учит.- На доске схема СРЕДА ОБИТАНИЯ

Учен.- записывают схему в тетради ( одна стрелка осталась не подписана) Слайд №9

Учит. – Из картинок с которыми вы работали возьмите себе по одной, отмеченной синим, зелёным или черным цветом. Объединитесь в группы: зелёные – первый ряд, синие - третий, черные - средний. Динамическая пауза.

Учит.- Какая среда оказалась самая многочисленная? Малочисленная? А почему у нас в схеме одна стрелка не подписана?

Учен. – предполагают существование ещё одной среды.

Задание: работа с учебником стр. 77 Найти описание среды, о которой не говорили, рис. 65 – назвать представителей. Дописали схему в тетради.

Учит. - Почему у нас в стране

Пальмы не растут?

Ясно и тебе и мне

Холодно им тут.

А в походе по грибы

На лесной дорожке

Вряд ли встретятся слоны и носороги.

Учит.- Как же так? А почему? Какие условия необходимы организмам для жизни?

( Что окружает человека - воздух, а дождевого червя - почва; а рыбу - вода)

Учен.- называют ( вода, солнце, воздух, тепло) Слайд № 10

Учит.- Предлагает используя условные обозначения ( на доске) описать каждую среду.

Учен. – работают в парах, обсуждают, записывают в тетради.

Учит.- предлагает слабоуспевающим ученикам «Конверт с помощью» ( приложение 2)

Проверка работы, обсуждение результатов характеристики сред жизни.

Слайд № 11 - таблица « Характеристика сред»

Учит. – Чем являются все эти условия? Как могут они влиять на организмы?

Учен. - ( факторами среды, влияют: положительно и отрицательно)

Учит.- Давайте сделаем вывод.

Вывод: Факторами среды являются компоненты неживой и живой природы, а также деятельность человека. Каждое живое существо приспособилось к своей среде.

  1. Закрепление материала.

Задание 1: В какой среде обитает это животное и как к ней приспособилось?

Слайд № 12 ГЕПАРД ( отвечают, называют)

Слайд № 13 РЫБА

Слайд № 14 КРОТ

Слайд № 15 аскарида

Задание2: « Третий лишний» ( в тетради ) слабоуспевающие. Приложение 3.

Задание3: Соотнести правые и левые части задания.

  1. Подведение итогов.

  1. Выводы по уроку ( вспомнить цели урока, проговорить что изучили) Слайд № 16

  2. Оценить работу учащихся на уроке.

Слайд № 17 Урок закончим мы на том,

Что вся Земля наш общий дом.

Что дом мы наш должны беречь.

Давай докажем ,что не зря.

На нас надеется Земля!

  1. Слайд № 18 Домашнее задание.

Параграф № 17 1) пересказ

  1. Пересказ + примеры для игры « Третий лишний»

  2. Пересказ + сформулировать правила поведения в природе.





Использованная литература:

1. Пономарева И.Н., Биология.5 класс:учебник для учащихся для общеобразовательных учереждений .-М.:Вентана –Граф,2015.

2.ПономареваИ.Н.,СоломинВ.П.Экологическое образование в российской школе:история теория методика.СПб.,2005.







Приложение 1

  1. Представители какого царства на свету вырабатывают кислород?

А- растения; Б- грибы; В- бактерии; Г- животные;

  1. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:

А- неподвижны; Б- состоят из химических веществ;

В- имеют клеточное строение; Г- имеют цвет;

  1. Для выпечки хлеба используются грибы:

А- трутовики; Б- маслята; В- дрожжи; Г- лисички;

  1. Клетки бактерий не имеют:

А- цитоплазмы; Б- ядра; В- нуклеиновой кислоты; Г- наружной мембраны;

  1. Пищевыми являются растения:

А- рожь и рис; Б- лён и хлопчатник; В- зверобой и тюльпан; Г- берёза и осина.



Приложение 2

Водная среда

Кислорода не хватает

Света мало

Воды достаточно

Температура изменяется

Почвенная среда Наземно – воздушная среда

Кислорода недостаточно Света достаточно

Света недостаточно Воды часто не хватает

Воды достаточно Температура значительно изменяется

Температура ровная





Приложение 3

« Третий лишний»

Задание 2

Найдите « лишнего» и объясните свой выбор.

  1. Крот - верблюд - морская черепаха;

  2. Лягушка - волк - пиявка;

  3. Крот - червь - сова - землеройка;



Задание 3

Соотнесите правые и левые части задания.

А – кит, сом, водоросль; 1) почвенная

Б – крот, червь, гриб; 2) организменная

В - растения, птица, медведь; 3) наземно-воздушная

Г - бактерия, аскарида, гриб трутовик ; 4) водная

А

Б

В

Г










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок "Среды жизни"

Автор: Маслова Надежда Георгиевна

Дата: 21.11.2016

Номер свидетельства: 361033

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Технологическая карта урока на тему: "Вода как среда жизни""
    ["seo_title"] => string(57) "tiekhnologhichieskaiakartaurokanatiemuvodakaksriedazhizni"
    ["file_id"] => string(6) "255938"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448022615"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Урок биологии 5 класс «Почва как среда жизни» Урок №10 по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни»"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_biologhii_5_klass_pochva_kak_srieda_zhizni_urok_10_po_tiemie_raznoobraziie_"
    ["file_id"] => string(6) "443655"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1513010285"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Конспект урока "Среды жизни""
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt_uroka_sriedy_zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "373012"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482590338"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока Окружающая среда и здоровье человека "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchaia-srieda-i-zdorov-ie-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "185403"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426177581"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Разработка урока по биологии на тему: «Три среды обитания»"
    ["seo_title"] => string(56) "razrabotka_uroka_po_biologii_na_temu_tri_sredy_obitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "484026"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541580985"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства