Конспект урока Окружающая среда и здоровье человека
Конспект урока Окружающая среда и здоровье человека
Ход урока:
Надпись на доске
«…Или люди сделают так, чтобы в воздухе стало меньше дыма,
или дым сделает так, что на Земле станет меньше людей»
Дж. Батон
«Счастлив тот, кто здоров телом, восприимчив душой и податлив на воспитание».
Древне греческий философ Фалес Милетский
На доску прикреплены плакаты:
Влияние шума на организм человека.
Схема «Воздействие компонентов табачного дыма на человека»
Вступительное слово:
Тема урока:
«Окружающая среда и здоровье человека»
Цель: Изучить влияние некоторых факторов среды на организм человека. Найти пути решения таких проблем.
Аляпкина С.В. Одинокая живая пылинка – это наша планета Земля. Земля – одуванчик. Жизнь человека – единственного разумного живого существа – не вечна. Каждый человек неизбежно умрет: один – раньше, другой – позже. Сроки жизни для человека неопределенны. Но всякая ранняя смерть – трагедия. Чтобы продлить долгую и счастливую жизнь, нужно научиться ценить и беречь природу, как ничем незаменимую среду жизни и колыбель человечества.
Бабина Е.Н.: Кроме природной среды здоровье и долголетие человека определяют условия его труда и жизни, поэтому со школьной скамьи важно осваивать научную и духовную культуру своего народа. И, конечно, только здоровый образ жизни способствует реализации всех возможностей, предоставляемых природой человеку.
Аляпкина С.В.
Класс разбили на 3 группы и каждая группа предварительно получила задания. Работая, каждая группа получила свои результаты и они нас сейчас с ними познакомят.
1 группа: Влияние автотранспорта на здоровье человека.
2 группа: Влияние алкоголя и никотина на организм человека.
3 группа: Шум и здоровье человека.
1 группа: Они рассмотрят влияние автотранспорта на здоровье человека.
1 ученик: Жизнь ни Земле возможна до тех пор, пока существует земная атмосфера – газовая оболочка, защищающая живые организмы от вредного воздействия космических излучений и резких колебаний температуры. Атмосферным воздухом дышат все аэробные организмы. Когда хотят подчеркнуть важное значение чего-либо, говорят: «необходим как воздух». Если без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – несколько суток, то смерть от удушья наступает через 4-5 минут.
2 ученик: Атмосфера – воздушная оболочка Земли имеет слоистое строение. Масса
воздуха а атмосфере 5,15 х 1015 . Наибольшее значение для живых организмов имеет относительно постоянный состав атмосферного воздуха. В нем содержится азота – 78,3%, кислорода – 20,95%, диоксида углерода – 0,03%, аргона – 0,93% от объема сухого воздуха, небольшое количество других инертных газов.
С развитием промышленности и транспорта кислород во все больших количествах используется на горение.
В целом, выбросы автотранспорта значительно более токсичны, чем выбросы, производимые стационарными источниками. Наряду с угарным газом, окислами азота и сажей (у дизельных автомашин) работающий автомобиль выделяет в окружающую среду более 200 веществ и соединений, обладающих токсическим действием. Среди них следует выделить соединения тяжелых металлов, некоторые углеводороды, особенно бензапирен, обладающий выраженным канцерогенным эффектом. Несомненно, что в ближайшем будущем загрязнение воздушного бассейна городов автомобильным транспортом будет представлять наибольшую опасность. Это объясняется главным образом тем, что в настоящее время еще не существует кардинальных решений данной проблемы, хотя нет недостатка в отдельных технических проектах и рекомендациях.
3 ученик. Загрязнение атмосферного воздуха является самой серьезной экологической проблемой современного города, оно наносит значительный ущерб здоровью горожан, материально-техническим объектам, расположенным в городе (зданиям, объектам, сооружениям, промышленному и транспортному оборудованию, коммуникациям, промышленной продукции, сырью и полуфабрикатам) и зеленым насаждениям.
Например, легковой автомобиль за 1,5 тыс км пробега расходует суточную норму кислорода одного человека.
ученик.
Наш организм очень чувствителен к СО2. Этот газ очень легко соединяется с гемоглобином крови, образуя стойкое соединение карбоксигемоглоби
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Окружающая среда и здоровье человека »
Ход урока:
Надпись на доске
«…Или люди сделают так, чтобы в воздухе стало меньше дыма,
или дым сделает так, что на Земле станет меньше людей»
Дж. Батон
«Счастлив тот, кто здоров телом, восприимчив душой и податлив на воспитание».
Древне греческий философ Фалес Милетский
На доску прикреплены плакаты:
Влияние шума на организм человека.
Схема «Воздействие компонентов табачного дыма на человека»
Вступительное слово:
Тема урока:
«Окружающая среда и здоровье человека»
Цель: Изучить влияние некоторых факторов среды на организм человека. Найти пути решения таких проблем.
Аляпкина С.В.Одинокая живая пылинка – это наша планета Земля. Земля – одуванчик. Жизнь человека – единственного разумного живого существа – не вечна. Каждый человек неизбежно умрет: один – раньше, другой – позже. Сроки жизни для человека неопределенны. Но всякая ранняя смерть – трагедия. Чтобы продлить долгую и счастливую жизнь, нужно научиться ценить и беречь природу, как ничем незаменимую среду жизни и колыбель человечества.
Бабина Е.Н.: Кроме природной среды здоровье и долголетие человека определяют условия его труда и жизни, поэтому со школьной скамьи важно осваивать научную и духовную культуру своего народа. И, конечно, только здоровый образ жизни способствует реализации всех возможностей, предоставляемых природой человеку.
Аляпкина С.В.
Класс разбили на 3 группы и каждая группа предварительно получила задания. Работая, каждая группа получила свои результаты и они нас сейчас с ними познакомят.
1 группа: Влияние автотранспорта на здоровье человека.
2 группа: Влияние алкоголя и никотина на организм человека.
3 группа: Шум и здоровье человека.
1 группа: Они рассмотрят влияние автотранспорта на здоровье человека.
1 ученик: Жизнь ни Земле возможна до тех пор, пока существует земная атмосфера – газовая оболочка, защищающая живые организмы от вредного воздействия космических излучений и резких колебаний температуры. Атмосферным воздухом дышат все аэробные организмы. Когда хотят подчеркнуть важное значение чего-либо, говорят: «необходим как воздух». Если без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – несколько суток, то смерть от удушья наступает через 4-5 минут.
2 ученик: Атмосфера – воздушная оболочка Земли имеет слоистое строение. Масса
воздуха а атмосфере 5,15 х 1015 . Наибольшее значение для живых организмов имеет относительно постоянный состав атмосферного воздуха. В нем содержится азота – 78,3%, кислорода – 20,95%, диоксида углерода – 0,03%, аргона – 0,93% от объема сухого воздуха, небольшое количество других инертных газов.
С развитием промышленности и транспорта кислород во все больших количествах используется на горение.
В целом, выбросы автотранспорта значительно более токсичны, чем выбросы, производимые стационарными источниками. Наряду с угарным газом, окислами азота и сажей (у дизельных автомашин) работающий автомобиль выделяет в окружающую среду более 200 веществ и соединений, обладающих токсическим действием. Среди них следует выделить соединения тяжелых металлов, некоторые углеводороды, особенно бензапирен, обладающий выраженным канцерогенным эффектом. Несомненно, что в ближайшем будущем загрязнение воздушного бассейна городов автомобильным транспортом будет представлять наибольшую опасность. Это объясняется главным образом тем, что в настоящее время еще не существует кардинальных решений данной проблемы, хотя нет недостатка в отдельных технических проектах и рекомендациях.
3 ученик.Загрязнение атмосферного воздуха является самой серьезной экологической проблемой современного города, оно наносит значительный ущерб здоровью горожан, материально-техническим объектам, расположенным в городе (зданиям, объектам, сооружениям, промышленному и транспортному оборудованию, коммуникациям, промышленной продукции, сырью и полуфабрикатам) и зеленым насаждениям.
Например, легковой автомобиль за 1,5 тыс км пробега расходует суточную норму кислорода одного человека.
ученик.
Наш организм очень чувствителен к СО2. Этот газ очень легко соединяется с гемоглобином крови, образуя стойкое соединение карбоксигемоглобин. Он в легких не может присоединять О2. И что же испытывает человек при дефиците О2:
головную боль;
тошнота, рвота;
нарушение цветоощущений;
судороги;
потеря сознания и т.д.
5 ученик:
Но не только угл газ является источником отравления организма, но и соединения свинца, которые образуются при использовании автомобилями высококачественных сортов бензина.
Опыт: «Рассмотрим действие солей тяжелых металлов на белок».
1 пробирка – 1-2 мл раствора белка куриного яйца. Добавить несколько капель раствора соли свинца (II) при этом белок свертывается и выпадает в осадок.
2 пробирка – 1-2 мл белка добавить соль ртути (II) или меди (II), наблюдается осаждение белка.
Вывод: Эти соединения выделяются в атмосферу и человек вдыхает эти вещества, а нам известно, что тяжелые металлы оседают в организме и практически не выводятся и приводят к серьезным заболеваниям, в основном органов дыхания, пищеварения, эндокринной системы и др.
По данным Богословской амбулатории заболеваемость среди жителей нашего села:
С органами пищеварения-134 чел
С органами дыхания -29 чел
С органами кровообращения -41 чел
С эндокринной системой – 3 чел
6 ученикПредлагаемые меры по охране атмосферы:
Нельзя сказать, что вопросу загрязнения транспортом не уделяется никакого внимания. Все больше обычные поезда заменяются электровозами, разрабатываются и уже выпускаются автомобили на аккумуляторных батареях, при современных темпах прогресса можно надеяться на то, что вскоре появятся и экологически чистые авиационные и ракетные двигатели. Правительства принимают решения против загрязнения планеты. За примером далеко ходить не надо. Инспекторы ГАИ уже наказывают водителей, чьи машины выбрасывают в атмосферу токсичных веществ больше нормы.
7 ученик Важное значение в борьбе с загрязнениями атмосферы имеет озеленение городов, поселков и промышленных центров. Растения обогащают воздух кислородом. На деревьях и кустарниках оседает до 72% частиц пыли и до 60% диоксида серы. Многие виды деревьев и кустарников выделяют фитонциды – биологически активные вещества, убивающие бактерии. Зеленые растения регулируют микроклимат села, поглощают и снижают шум.
2 группа: Рассмотрят влияние алкоголя и никотина на организм человека.
Бабина Е.Н.: Алкоголизм – серьезное заболевание, обусловленное пристрастием к употреблению алкоголя. Приобщение к алкоголю зачастую происходит под влиянием пьющих членов семьи, приятелей.
Аляпкина С.В.:Стихотворение Бернса:
Для пьянства есть любые поводы…
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьба и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Успех, награда, новый чин
И просто пьянство без причин.
1 ученик: Алкоголь разрушает все системы и органы, нарушая обмен веществ на клеточном и молекулярном уровнях. Алкоголь накапливается в крови и током крови разносится по всему организму, достигая каждой клетки. Алкоголь угнетает биологически активные соединения, прежде всего – ферменты, понижает усвоение тканями кислорода.
2 ученик: Влияние алкоголя на организм напоминает изменение биоценоза реки в результате стока химических отходов в реку: обитатели водной среды начинают задыхаться и гибнуть, а растения на берегах чахнут. Особенно чувствительны к алкоголю нервные клетки и сосуды мозга.
Преступность, агрессивность поведения, пагубное влияние на потомство – вот социальные последствия алкоголизма.
3 ученик: По данным официальной статистики:
В Англии 70% самоубийств совершается в состоянии опьянения;
Самоубийства среди алкоголиков в 8-10 раз чаще, чем среди непьющих;
По данным Центрального института травматологии и ортопедии, в Москве около 20% бытовых, 46% уличных, 18% производственных травм связано с опьянением.
При приеме 30 мл водки – увеличивается число ошибок у наборщиков, машинистов, операторов;
При приеме 150 мл – снижается производительность труда на 25%
По данным советского ученого В.Кудрявцева - 80% убийств и › 90% хулиганства совершается в пьяном виде.
Пристрастие к алкоголю:
Употребление в 15-17 лет – развивается через 2-3 года;
В 13-15 лет – в течение года.
Смертность среди взрослого населения за период 2000-2004 года по данным Богословской амбулатории:
Отравление алкоголем – 13 чел
Отравление ядами неизвестного происхождения – 5 чел
Отравление угарными газами – 3 чел
4 ученик: Нам предложено рассмотреть влияние алкоголя на здоровье человека. Мы проведем набольшую лабораторную работу, которая называется: «Влияние спирта на белок»
Конечно, употреблять спиртные напитки на уроке мы не будем, а посмотрим, как влияет спирт на белок. Почему на белок? Белок – строительный материал нашего организма.
Мы взяли белок куриного яйца и поместили его в пробирку. Теперь в пробирку прильем небольшое количество спирта.
Посмотрим, какие изменения произошли. В пробирке с куриным белком произошла денатурация, белковая структура разрушилась. Значит, в организме пьющего человека происходит разрушение белка, что может привести к заболеваниям желудочно – кишечного тракта, сердечно – сосудистой системы. Происходит снижение памяти, умственности способности, вплоть до полной деградации личности.
5 ученик: Еще одна из опасных болезней химической зависимости – табакокурение.
Главный компонент табачного дыма – никотин. Ради него и тянется человек к сигарете, т. к. в малых дозах никотин вызывает возбуждение. И только, в ХХ веке, выделив это вещество в чистом виде, химики доказали, что никотин – сильнейший яд. Он легко проникает в кровь и накапливается в самых жизненно важных органах, разрушая их, нарушая их функции.
Мы провели опыт: К резиновой груше подсоединили широкую стеклянную трубку, в которую поместили вату, с другой стороны с помощью резиновой трубки к стеклянной трубке присоединили сигарету. Зажигаем сигарету и с помощью резиновой груши ее выкуриваем. Обратите внимание на изменение цвета ваты, которая поглощает табачный деготь и становится желтой. Вату вынимаем и делим на две части и помещаем в стаканы с водой и 96% спиртом. Растворители желтеют, получается вытяжка табачного дегтя. В водную вытяжку мы добавляем раствор перманганата калия, он обесцвечивается, что говорит о наличии непредельных соединений, весьма агрессивных в химическом отношении, они могут вызывать в организме нежелательные реакции, встраиваться в обмен веществ клеток.
В спиртовую вытяжку добавляем хлорид железа (III), смесь приобретает черно-фиолетовую окраску, что говорит о наличии фенола и его производных, эти соединения являются канцерогенами.
В табачном дыме обнаружен целый ряд веществ, объединенных общим названием канцерогены, т. е. вызывающих рак. Огромное количество в табаке и радиоактивных веществ. При выкуривании одной пачки сигарет в день человек получает дозу радиации, в 7 раз превышающую ту, что признана предельно допустимой Международным соглашением по защите радиации. Неопровержимо доказано: радиация табачного происхождения – главная причина возникновения раковых заболеваний. Крайне ядовитым радиоактивным изотопом единодушно признан полоний -210. Подсчитано в бронхах и моче курящих количество полония-210 в 6 – 7 раз больше, чем у некурящих.
6 ученик: Природа создала нас очень прочными, и многие курильщики, особенно молодые, не чувствуют опасности для своего здоровья. Но если присмотреться! Папа нередко бывает, раздражен, у него часто болит голова. А может, он курит?
У здоровых родителей родился слабенький, часто болеющий ребенок. А может, кто-нибудь из них курит?
Малыша замучила аллергия. А может быть, его мама курила в те месяцы, когда была беременна или кормила его грудью?
У вас плохой сон? Неважная память? Оглянитесь вокруг, может быть, рядом с вами живет курильщик?
7 ученик: Мы провели анкету на выявление пристрастия к алкоголю и никотину среди учащихся 9-х классов. Результат анкеты показали, что не все учащиеся были откровенны, отвечая на вопросы анкеты, но, не смотря на это можно сделать вывод, что 90% учащихся пробовали выкурить хотя бы одну сигарету и 57% пробовали алкоголь, несмотря на то, что знали о вреде алкоголя и никотина на организм человека. Но все же 60% учащихся высказали о том, что, повзрослев, никогда не будут употреблять алкоголь и никотин. В ответах учащихся было выявлено то, что знакомство с никотином и алкоголем происходило за пределами школы и дома. Это говорит о том, что некоторые учащиеся не знают как интересно и с пользой для здоровья проводить свое свободное время. Необходимо как можно чаще на уроках и классных часах уделять внимание вопросу здоровья детей. Знакомить на конкретных примерах с отрицательным влиянием алкоголя и никотина, вовлекать ребят в спортивные секции и кружки.
8 ученик: Бросить курить можно разными способами. Можно резко прекратить курить, а можно постепенно уменьшать число выкуриваемых сигарет за один день. Некоторые врачи избавляют от табачной зависимости психотерапией, гипнозом, иглоукалыванием. Главное условие избавления от этой привычки – желание самого курильщика.
9 ученик: Меры по ограничению курения:
А так же нашей стране запрещена реклама табачных изделий на телевидении, а каждая пачка сигарет снабжена обязательной надписью: «Минздрав предупреждает: курение опасно для Вашего здоровья».
В США и некоторых других странах в 70-е годы в средствах массовой информации была развернута активная компания по защите прав некурящих дышать чистым воздухом, поддержанная законодательными запретами курения в общественных местах. Результаты проявились достаточно быстро: за 30 лет потребления сигарет сократилось почти вдвое – с 4000 до 2000 тыс штук в год
Мы считаем, что необходимо ввести полный запрет на курение в общественных местах.
3 группа: Шум и здоровье человека.
Аляпкина С.В: К вредным засорениям среды, окружающей человечество, последнее время стали относить шум. В условиях шумного дискомфорта живет 25% людей планеты.
1 ученик:
Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20 000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей - инфразвуком. Шум - громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание.
Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды.
2 ученик:
Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, - децибелах. Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20-30 децибелов (дБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым. Недаром в средние века существовала казнь “под колокол”. Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного.
Очень высок уровень и промышленных шумов. На многих работах и шумных производствах он достигает 90-110 децибелов и более. Не намного тише и у нас дома, где появляются все новые источники шума - так называемая бытовая техника.
Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде и, например, в античных городах вводились правила ограничения шума.
3 ученик: В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает и угнетает его. Так, сотрудники одного конструкторского бюро, имевшего прекрасную звукоизоляцию, уже через неделю стали жаловаться на невозможность работы в условиях гнетущей тишины. Они нервничали, теряли работоспособность. И, наоборот, ученые установили, что звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс счета.
Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий. Некоторые люди теряют слух даже после короткого воздействия шума сравнительно уменьшенной интенсивности. Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости. Очень шумная современная музыка также притупляет слух, вызывает нервные заболевания. Шум обладает аккумулятивным эффектов, то есть акустические раздражение, накапливаясь в организме, все сильнее угнетают нервную систему. Поэтому перед потерей слуха от воздействия шумов возникает функциональное расстройство центральной нервной системы. Особенно вредное влияние шум оказывает на нервно-психическую деятельность организма.
4 ученик:
Шумы вызывают функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы; оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм.
Как показали исследования, неслышимые звуки также могут оказать вредное воздействие на здоровье человека. Так, инфразвуки особое влияние оказывают на психическую сферу человека: поражаются все виды интеллектуальной деятельности, ухудшаются настроение, иногда появляется ощущение растерянности, тревоги, испуга, страха, а при высокой интенсивности - чувство слабости, как после сильного нервного потрясения.
Даже слабые звуки инфразвуки могут оказывать на человека существенное воздействие, в особенности, если они носят длительный характер. По мнению ученых, именно инфразвуками, неслышно проникающими сквозь самые толстые стены, вызываются многие нервные болезни жителей крупных городов.
Ультразвуки, занимающие заметное место в гамме производственных шумов, также опасны. Механизмы их действия на живые организмы крайне многообразны. Особенно сильно их отрицательному воздействию подвержены клетки нервной системы.
Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Человек против шума практически беззащитен. В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы.
5 ученик: Заключение:
Факты по планете:
20 млрд т СО2 → в атмосферу и 700 млн т пылевидных и газообразных веществ.
чтобы прокормить 1 человека из недр берут 40 т сырья.
Данные по России:
на 1 человека пылевидные выбросы составляют 480 кг в год.
СО2 – составляет 3,5 т в год на человека
на 1 человека сбрасывается 184 т загрязнений в воду.
В Финляндии ни один фермер не имеет право вырубить хоть 1 дерево. Для этого он должен вначале посадить лес и вырастить его до 14 летнего возраста.
В России состояние здоровья зависит:
на 50% - от образа жизни;
на 20% - от окружающей среды;
злокачественные заболевания › 20%;
смертность на 1000 жителей – 8,8%
(Ни в одной стране мира этого нет)
6 ученик: Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями.
Однако воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого Природе Человеком.
Наше здоровье в наших собственных руках. Мы должны понять, что выжить в современном мире по силам только здоровым людям, поэтому надо беречь самое ценное, что у нас есть.
Аляпкина С.В.:: Сегодня на уроке мы рассмотрели лишь некоторые вопросы, раскрывающие зависимость здоровья человека от эколого-гигиенического состояния окружающей среды. И увидели множество проблем, требующих решения. Мы постараемся продолжить работу наших групп, и поэтому я предлагаю вам такое домашнее задание:
К следующему уроку вы должны ответить и подготовить сообщения по теме: «Проектные решения по вопросу загрязнения воздуха в нашем селе»
Бабина Е.Н.: Я хочу поблагодарить всех. Три группы хорошо справились с заданиями и получают отличные оценки. Благодарю вас, спасибо за внимание нашим гостям. Урок окончен. Ребята, все свободны.
Группировка факторов риска по их удельному весу для здоровья.
Факторы, влияющие на здоровье
Значение для здоровья в %
Группы факторов риска
Образ жизни, условия труда проживания, привычки
49-53
Курение, употребление алкоголя, неправильное питание, вредные условия труда, стрессовые ситуации, адинамия, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, непрочность семей, высокий уровень урбанизации
Генетика, биология человека
18-22
Предрасположенность к наследственным болезням
Внешняя среда, природно-климатические условия
17-20
Загрязнение воздуха, воды, почвы, резкая смена атмосферных явлений, повышенные космические, магнитные и др. явления излучения
Здравоохранение
8-10
Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания