kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии 5 класс «Почва как среда жизни» Урок №10 по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработана технологическая карта конструирования урока с использованием CДМ по теме "Почва как среда жизни"

Просмотр содержимого документа
«Рассказ Макоська изучает почву»

Рассказ «Макоська изучает почву»

Прочитать рассказ «Макоська изучает почву» и подобрать иллюстрации к тексту.



Макоська сидел на подоконнике. Папа ушел на работу, сестра Таня — в школу, а мама — в магазин. А в садике сегодня — санитарный день. На Макоську можно положиться: он — большой, и через год пойдет в школу. Даже читать уже умеет! На коленях его лежал Танин учебник «Введение в биологию». Наверно, это самый интересный учебник в школе, — здесь о том, кто и как живет в мире вокруг нас! Например, о том, кто живет в почве.

На страничке пошевелилась буква «М»:

— Привет! — весело сказала она. Макоська вытаращил глаза:

— Ты чего шевелишься?!

— Так, просто. Одному, наверно, скучновато читать учебник, даже если он интересный. Давай читать вместе! Как тебя зовут?

— М-макоська. То есть, Санька. Макоськой меня зовут дома.

— Ласково как! Я не встречала раньше такого имени.

— Бабушка говорит, что в древности была такая богиня — Макошь. Она помогала всем мамам, бабушкам и детям. И детей поэтому звали Макоськами.

— Мне нравится. А меня как зовут, ты уже знаешь. Звук — «м», а буква — «эМ». Зови меня Эмка, — и буква поклонилась в реверансе. — Как тебе учебник?

— Нравится, только иногда слова попадаются непонятные.

— Давай я тебе помогу! Где ты остановился? Кто живет под землей?

— Я знаю! Мы с бабушкой на огороде видели дождевых червей!



  1. Потерялась картинка. Подбери картинку.



— Они делают в почве ходы, чтобы почва дышала!

— Правильно. Но кроме них в почве — целый мир!

— Но почва же плотная, как в ней жить?

— А давай станем совсем маленькими и заглянем в почву изнутри. Раз, два, три, — смотри!

— Вот это да! Целые лабиринты! Как город!



2.Потерялась картинка. Подбери картинку.



— Да! Под электронным микроскопом один маленький комочек почвы как ваша девятиэтажка!

Со своими коридорами, комнатами, лестничными пролетами! Дождевые черви здесь — гиганты, они прокладывают улицы! А потом по ним идут корни растений.

— Смотри, озеро!

— Это обычная капля воды. Если поднести к ней игольное ушко, то получится вот так.

Представляешь, какое это озеро малюсенькое? А сколько в ней жизни! Ученые выяснили, что в почве большинство организмов — такие же, как обитают в воде.

— Наверно, поэтому мы поливаем почву, чтобы озера не пересыхали?

— Да. Но ведь в природе ее никто не поливает! Вода заходит сюда сама, вместе с воздухом, по подземным ходам.

— С дождем?

— Не только. В воздухе всегда есть вода, малюсенькие капельки. Они задерживаются на частичках почвы — столько, сколько нужно для жизни подземного мира. Не понял? Ты вот сегодня из холодильника бутылочку с йогуртом достал. Она на столе постояла и стала мокрой. Было такое?

— Да.

— Бутылка — холодная, воздух — теплый. Капельки воды из воздуха прилипли к холодной бутылке (конденсировались), к ним — другие. И так до крупных капелек. Также происходит в прохладной почве, когда в нее заходит теплый воздух.

— Понятно. Ой, кто это!? Колокольчики на длинных ножках шевелятся!



3.Потерялась картинка. Подбери картинку.



— Это коловратки, микроживотные. Здесь в озере столько всего водится! Смотри! А вон за углом пробежал почвенный клещик!



— Он — хороший или плохой?

— Он ест инфузорий. Но ведь, если их размножится слишком много, будет непорядок! Он следит, чтобы всех было понемногу. И всем хватало еды.

— А что любят обитатели почвы?

— Все — разное. Одни — воздух, они селятся поближе к поверхности почвы. Другим воздух — как яд, они забираются поглубже. Одни помогают растению убрать ослабленный корешок, а другие следят, чтобы первые ели только больные корешки и не трогали здоровые.

— А что это за желтоватые трубы?

— Корни растений. А те беленькие, что потоньше, — нити грибов.



4.Потерялась картинка. Подбери картинку.



Смотри, они иногда соединяются! Грибы дружат с растениями. Растения умеют делать сахар, это происходит высоко над землей, в листьях, на солнышке. Подземные жители любят сахар, но никто внизу делать его не может, — солнца нет. Зато под землей жители умеют хорошо готовить то, чем питаются растения. И тогда было придумано обмениваться: растения грибам и микробам — сахар, а взамен — питательный почвенный раствор. Всем хорошо!

— Здорово! Как в дружной семье! Я тоже помогал осенью собирать бабушке яблоки, а она взамен кормила меня пирогом с яблоками! Как здесь хорошо!

— Так бывает не всегда. Бывает, случается катастрофа. Например, почвенные этажи кто-то сломает огромной лопатой. Тогда почвенные этажи перемешиваются. Одни — задыхаются без воздуха, другие наоборот — умирают от отравления кислородом.

— Страшно, Эмочка! И озера тогда высохнут, инфузорий и коловраток не будет! А кто же кормить растения будет?

— Растениям приходится тогда есть самим. Только у них в одиночку это хуже получается. А от плохого питания они могут заболеть в любой момент. Тем более, что на место друзей в почву приходят недруги. Эти микробы и грибы, очень выносливые и злые, как пираты. Они не помогают растениям, а наоборот, могут убить здоровые корни. Люди называют их болезнями и травят ядохимикатами.

— Молодцы, научились помогать растениям!

— Нет, Макоська. От ядохимикатов микроорганизмам-помощникам нет никаких шансов завестись в почве снова. Болезни-то более живучие! И справиться с ними могут только возрожденные почвенные микроорганизмы-помощники.

— Где же их взять?

— Можно внести вместе со здоровой почвой: аккуратно, стараясь не разрушить комья земли. А можно полить раствором, содержащим таких почвенных помощников, — «эффективными микроорганизмами» называются. Их изобрели японцы, а производят сейчас в разных городах, даже у нас в России. Сокращенно зовут их ЭМ.

— Ой, они тоже — Эмки, как ты!

— Точно!

— Я смотрел рекламу про йогурт.

Если есть, что попало или пить часто антибиотики, то в кишечнике заведутся болезни, живот будет пучить. А выгнать оттуда их помогут хорошие микробы — лактобактерии.

— Поэтому так важно, что попадает в твой организм. Или в организм большого существа, или целого мира — почвы. На тех участках, за которые отвечает человек, он отвечает за почвенное здоровье. И ничего лишнего, что помешает жизни почвы, он не должен в нее выбрасывать или выливать. Если, конечно, хочет, чтобы его растения чувствовали себя хорошо.

— Динь-динь!

— Что это? — Макоська вспомнил, что так звонит сигнал домофона. Он открыл глаза и посмотрел на часы. Наверно, пришла мама из магазина. Как быстро прошло время!

— Мама, — с порога начал рассказывать он, — я познакомился с Эмкой!

И он рассказал маме самое интересное, самое главное из своего путешествия.















Просмотр содержимого документа
«в помощь учителю»

Как животные приспособились к условиям обитания в почве?

Фактор среды

Условия обитания

Приспособления животных

Примеры

свет

нет

редукция органов зрения, вытянутая мордочка, развитие органа обоняния;

исчезновение пигментации (окраски) у части растений и животных

крот, слепыш




кислород

мало, зависит от погодных условий

кожное дыхание (использование воздуха, растворенного в воде), в дождливую погоду выползают на поверхность

дождевой червь



температура

летом прохлада

прячутся от палящих лучей

пустынные животные

зимой тепло

спасаются в глубоких норах от мороза

млекопитающие, рептилии

влажность

тонкий слой

неблагоприятный период переносят в виде спор или цист

простейшие



плотность

естественные пустоты между комочками почвы

необходимо прокладывать ходы

малые размеры позволяют свободно передвигаться

клещи, ногохвостки, круглые черви, жуки, многоножки, личинки насекомых

сокращения мускулатуры

дождевой червь

лопатообразные конечности

крот, медведка

долотообразные резцы

слепыш

червеобразное тело

дождевой червь

сегментированное тело

щетинки

Приспособления животных к условиям обитания в почве



Просмотр содержимого документа
«карта урока Почва как среда жизни, 5 класс»


Технологическая карта конструирования урока
с использованием CДМ

Потаповой Елены Владимировны, МОУ Петровская СОШ

Предмет, класс, УМК

Биология, 5 класс, УМК «Биология» информационно-образовательной среды «Сферы» (Сухорукова Л.Н.)

Тема урока,

урока по теме

«Почва как среда жизни»

Урок №10 по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни»

Цель урока

CФормировать у учащихся представлений о почве как среде обитания животных.

Планируемые результаты обучения

Личностные:

развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы; развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем других естественных наук.

Предметные:

Будут уметь:

Анализировать и сравнивать внешнее строение животных, обитающих в почве.

Объяснять роль живых организмов в образовании почв и обеспечении их плодородия. Прогнозировать последствия нарушения почвенного покрова.

Выявлять связь между урожайностью сельскохозяйственных растений и плодородием почв.

Метапредметные:

овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной деятельности, оценка личных учебных достижений); освоение приемов исследовательской деятельности; освоение приемов работы с информацией;

развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации.



Вид используемых на уроке средств обучения и оборудование

Познавательные задачи, тесты, мультимедийное учебное пособие «Природоведение 5 кл». Изд –во «Дрофа». 2005 г, учебник Биология Живой организм 5 класс, мультимедия проектор


Этап 1. Организационный. Самоопределение к деятельности

Задачи

Мотивировать учащихся на изучение темы

Длительность этапа

1-2 мин

Методы и приемы работы

Создание проблемной ситуации, диалог

Деятельность уча­щихся

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку,

Выполняют психологического настроя.

Выдвигают версии проблемных вопросов

Отгадывают загадку

Деятельность преподавателя

Приветствует учащихся, настраивает на работу,

Проводит релаксацию: (на фоне музыки) Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровне груди, ладонями вверх. Закройте глаза. Представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко. Задержите дыхание. Почувствуйте на своих ладонях тепло. Сделайте глубокий вдох. Нарисуйте руками солнышко. Пусть оно будет символом вашего хорошего настроения. А теперь нарисуйте сердечко. Пусть оно будет символом доброжелательного отношения друг к другу.

Учитель организует дискуссию, подготавливает мотивирующий материал.

Отгадайте загадку:

Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут -
а я все терплю
И всем добром плачу.

Сказала лопата:
Земля - чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля - чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля - чтобы жить.

А. Тетивкин

- О какой земле идёт речь? (о почве)

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?

Сегодня объектом нашего изучения будет почва, как среда обитания животных.


Формируемые УУД

Познавательные:

Повышение познавательной активности детей. Формирование познавательной мотивации, Регул. желания выполнять учебные действия.

Коммуникативные:

Обеспечение социальной компетентности и учет позиции других людей, умение вести диалог.

Личностные:

Формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире.


Этап 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Задачи

Актуализировать знания учащихся для освоения данной темы.

Выявить затруднения учащихся при изучении данной темы

Длительность этапа

4-5 мин

Методы и приемы работы

Диалог

Пробное действие

Деятельность уча­щихся

Работают три пары учащихся с картинками у доски.

Учащиеся прослушивают учителя, вступают в диалог с учителем, дают ответы по заданию.

Называют среду обитания указанных животных.

Формулируют проблему, используя вопросительные слова – как, зачем, почему: Почему крота и дождевого червя относят к почвенным организмам?.

Деятельность преподавателя

Учитель задает вопросы: Какие темы мы изучали на прошлых уроках? («Среды обитания»). Давайте проверим, насколько хорошо мы усвоили ее.

Организует выполнение задания

Задание 1 (работа пары из каждой группы у доски). Из предложенного подбора картинок, выбрать лишнее животное, решение обосновать.

1 группа – лиса, воробей, божья коровка, страус, крот, скворец, лось, тигр.

2 группа – сова, шмель, дождевой червь, рысь, заяц, собака, человек, ёж, ястреб.

3 группа – тушканчик, пищуха степная, песец, лемминг, кузнечик, соболь (возможно, назовут кузнечика – насекомое, остальные – звери)

Задание 2 (работа с классом). Попробуйте определить по описанию внешнего вида живой организм:

1. Четвероногое животное с сильно развитой мускулатурой бедер на задних конечностях и гораздо более слабой – на передних, которые к тому же укорочены, с относительно короткой шеей и длинным хвостом. Имеет сумку. (Кенгуру).

2. Кости полые, зубы отсутствуют, тело покрыто перьями, передние конечности превращены в крылья. (Птица).

3. Голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. Тело покрыто чешуей, обильно покрытое слизью; есть специальные выросты – плавники – для передвижения. (Рыба).

4. Передние конечности очень мощные и выглядят похожими на лопату или грабли, подслеповатые глаза, короткая шея и короткий мех. (Крот).

Вопрос: К какой среде жизни их следует отнести?

Первый и второй – представители наземно-воздушной среды, третий – водной.

Где может жить четвертый организм? (В почве).

Какие среды обитания мы с вами изучили? (наземно-воздушную среду и водную)

Какую среду нужно изучить? (почвенную)

Тема урока: «Почва как среда жизни»

Обсуждение результата выполнения задания 1.

- Какое животное оказалось лишним? Выбор обосновать. (Пары каждой группы обоснуют свой выбор).1 группа – крот, 2 группа - дождевой червь, 3 группа - возможно, назовут кузнечика – насекомое, остальные – звери.

Проблема: На основании каких признаков можно утверждать, что крот и дождевой червь, являются обитателями почвы.



Формируемые УУД

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Коммуникативные УУД

Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Умение объяснять свой выбор при работе с одноклассниками и учителем;

Строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.

Формирование умения работать в парах.

Этап 3. Постановка учебной задачи

Задачи

Научить учащихся ставить учебную задачу и проектировать ее выполнение

Длительность этапа

4-5 минут

Методы и приемы работы

Обсуждение проблемы в группе, постановка учебной задачи, проектирование ее решения

Деятельность уча­щихся

Обсуждают в группах проблему, предполагают учебную задачу, выбирают задачу, выстраивают проект решения данной задачи.

Проблемный вопрос – (как, зачем, почему) Почему крота и дождевого червя относят к почвенным организмам?.

Нет, мы не знаем приспособления, какие есть у обитателей почвы?

Целеполагание: определить особенности организмов, обитающих в почве.


Самооценивают работу группы.


Деятельность преподавателя

Корректирует

Помогает группам сформировать проект

Проблемный вопрос: На основании каких признаков можно утверждать, что крот и дождевой червь являются обитателями почвы.

Предлагает ребятам сформулировать проблему.


- Можем ли мы дать ответ на проблемный вопрос?

- Какая цель наша сегодня урока?


Организует работу по самооценке группы на первом уровне в «Вершине успеха группы» за выполнение заданий и постановке проблемы и цели урока.

Формируемые УУД

Умение постановки задач

Умение взаимодействовать в группе

Этап 4. Открытие нового знания

Задачи

Научить работать с информационными материалами (выделять главное, отвечать на вопросы)

Длительность этапа

7-8 мин

Методы и приемы работы

Поиск информации

Деятельность уча­щихся

1.Слушают, смотрят слайды презентации.

2. 1 маршрут: Что такое почва.

Работают с текстом учебника.

Отвечают на вопросы учителя.

3. 2 маршрут: Условия жизни в почве.

Учащиеся слушают, анализируют и выражают своё согласие/несогласие сигнальными карточками (зеленые-красные).

4.3 маршрут. Приспособления животных к условиям обитания в почве.

Учащиеся реализуют стратегию смыслового чтения.

Учащиеся работают по заданиям с текстом в мини-конспекте,

решают поставленную задачу, готовят обоснование выбора.

Учащиеся работают с Красной книгой Ярославской области, заполняют кластер.

Деятельность преподавателя


1.Вступление в тему: есть мир, скрытый от нас, недоступный непосредственному наблюдению, — своеобразный мир животных почвы. Там вечный мрак, туда не проникнешь, не нарушив естественного строения почвы. И только отдельные, случайно замеченные признаки показывают, что в почве среди корней растений существует богатый и разнообразный мир животных. Об этом говорят холмики над норками кротов, отверстия нор суслика в степи или норок береговых ласточек в обрыве над рекой, кучки земли на дорожке, выброшенные земляными червями.

Я вас приглашаю совершить виртуальную экскурсию в подземный мир организмов.

Пролог:

Сказала лопата:

Земля - чтобы рыть.

Ботинки сказали:

Земля - чтоб ходить.

Животные сказали:

Земля - чтобы жить.

2. 1 маршрут: Что такое почва.

Цель: дать характеристику почве.

Вопросы:

1. Ребята, скажите, что такое почва?

2. Кто является основными ее обитателями? (бактерии, простейшие)

3. Какова роль основных обитателей? (разлагают отмершие части растений и животных, образуя перегной)

4. Как называется звено круговорота веществ, куда они входят? (производители, потребители, разрушители)

5. Какова роль перегноя? (необходим растущим растениям, появлению проростков из семян)

Как писал о почве известный писатель Пришвин: «Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже 20».

6. Какова роль почвы в жизни растений? (опора, обеспечивает водой и минеральными веществами)

3. 2 маршрут: Условия жизни в почве.

Цель: определить, с какими трудностями живые организмы сталкиваются?

Почва буквально насыщена жизнью, хотя она не так заметна, как жизнь на суше или в водоеме. В почве обитают многочисленные организмы.

1.Почва достаточно плотная. (Ее обитатели должны жить в микроскопически малых полостях или уметь рыть, прокладывать себе дорогу).

2.В почву не проникает свет. (Жизнь многих организмов проходит в полной темноте).

3.В почве не всегда достаточно кислорода. (Особенности дыхания).

4. Почва водой чаще обеспечена.

5.В почве много минеральных и органических веществ, запас которых постоянно пополняется за счет умирающих растений и животных.

6.Температура ровная. В почве нет таких резких колебаний температуры, как на поверхности.

4. 3 маршрут. Приспособления животных к условиям обитания в почве.


Цель: используя текст, выяснить черты приспособленности организмов, живущих в почве.

1 группа. Прочитать текст «Нравы норокопателей». Выполнить задания. (Приложение 1)

2 группа. Прочитать текст «Жизнь дождевого червя в почве». Выполнить задания. (Приложение 2)

3 группа. Цель: познакомиться с млекопитающими Красной книги Ярославской области, обитающие в почве.

Задание: установите, какие млекопитающие Красной книги Ярославской области являются обитателями нор. Найдите информацию, характеризующая их жизнь в норах. Установите, какие факторы способствовали сокращению численности.

(Приложение 3)


Формируемые УУД


КУУД:

Строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.

Формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

ЛУУД: умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»

РУУД:

Умение определять цель работы.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Использовать в работе справочную литературу.

КУУД: формирование умения работать в малых группах.

ПУУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического официально-делового стилей;

Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов


Этап 5. Первичное закрепление

Задачи

Формировать у учащихся умение представлять информацию в устной и письменной форме, умение самооценки и взаимооценки

Длительность этапа

4-5 мин

Методы и приемы работы

Устное выступление, само- и взаимооценка, работа с текстом

Деятельность уча­щихся

Отвечают на вопросы учителя


Озвучивают результаты работы по составлению схемы.

Сравнивают и делают пометки совпадений.

Учащиеся называют, какую новую информацию отметили в тексте.

Выполняют физминутку.

Отвечают на вопросы учителя

Озвучивают результаты работы по составлению схемы.

Сравнивают и делают пометки совпадений.

Учащиеся называют, какую новую информацию отметили в тексте.

Выполняют физминутку.

Учащиеся проводят самооценку работы с текстом, составления схемы, представления результата по критериям.

Деятельность преподавателя

Вопросы:

- с каким видом вы работали?

- какая была ваша цель работы?

- сложно вам было работать?


Предлагает сравнить со схемой на слайде, поставьте «+», где совпадала информация

Вопрос (к заданию 1): какую новую информацию вы получили при изучении текста (+)?

 Физминутка: давайте попробуем мыслимо воплотиться в образ крота, и совершим движения в почве.

Вопросы:

- с каким видом вы работали?

- какая была ваша цель работы?

- вызвала ли работа у вас затруднения?

Предлагает сравнить со схемой на слайде, поставьте «+», где совпадала информация

Вопрос (к заданию 1): была ли отмечена вами информация, о которой вы хотели бы узнать побольше (?)?


 Физминутка: давайте попробуем мыслимо воплотиться в образ дождевого червя, и совершим движения в почве.


Организует работу по самооценке группы на 2-3 уровнях в «Вершине успеха группы».

Формируемые УУД

РУУД:

Умение Представлять результаты работы классу.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем, сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.


ПУУД: Умение структурировать знания и строить высказывание; Умение адекватно, сжато, выборочно передавать содержание материала, анализ объектов  с целью выделения его существенных признаков.

Этап 6. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Задачи

Научить применять новые знания и умения в нестандартной ситуации

Длительность этапа

7-8 мин

Методы и приемы работы

Самоконтроль, самоанализ

Деятельность уча­щихся

Учащиеся называют цель - определить особенности организмов, обитающих в почве.

Выполняют тест в мини-конспекте.

Осуществляют взаимопроверку групп

Учащиеся проводят самооценку тестирование. Корректируют свои знания

Деятельность преподавателя

Вопросы:

- какая была поставлена нами цель урока?

- достигнута ли цель урока?


Возвращаемся к заданию № 1 группы 3 работу у доски: из предложенного подбора картинок, выбрать лишнее животное, решение обосновать.


Организует проверочную работу - тест «Почва как среда жизни» и взаимопроверку групп- 1- в 2- в 3 –б 4 – а, б, е 5- 1б2а3б4б5а


Организует работу по самооценке группы на 5 уровне в «Вершине успеха группы».

Формируемые УУД

КУУД: умение управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.

РУУД: умение Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем, сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. Вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.

Этап 7. Рефлексия деятельности (итог урока)

Задачи

Формировать умение рефлексии собственной деятельности

Длительность этапа

7-8 мин

Методы и приемы работы

Самооценка, самоанализ

Деятельность уча­щихся

Учащиеся проводят самооценку собст. д-ти. Переводят баллы в оценку.


Деятельность преподавателя

Организует работу по самооценки группы и подведению итога.

Перевод баллов в оценку:

«5» – 8 – 10 баллов

«4» – 5 – 7 баллов

«3» – до 5 баллов

Вопрос: кто оценил работу группы на «3»? на «4»? на «5»?

Определяем уровни деятельности на уроке: отметьте на осях показатели уровня вашей деятельности сегодня на уроке:

- на оси «Мы», какой уровень отмечен?

- на оси «Дело», кто расположил себя на 1 уровне? 2-ом? 3-ьем? 4-ом?

- на оси «Я» в вашей группе, на каком уровне больше всего расположилось отметок?

Формируемые УУД

ПУУД: умение Рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Д/з

Дает рекомендации для выполнения параграфа

1.Задание на «4». На сайте учителя Потаповой Елены Владимировны:

1.Прочитать сказку Натальи Александровны Рыжовой “Как Медведь пень потерял” и ответить на вопросы к сказке.

2.Прочитать рассказ «Макоська изучает почву» и подобрать иллюстрации к тексту.

Приложение 4

2.Задание на «5». Творческие задания:

1.Написать “письмо” от имени одного из обитателей почвы (например, крота или дождевого червя), раскрыв в нем основные особенности почвы как среды жизни.

2.Составить кроссворд «Животный мир почвы».


 

 

 

 


Просмотр содержимого документа
«конспект 3 гр. красная книга»



Задание по Красной книге Ярославской области

Цель: познакомиться с млекопитающими Красной книги Ярославской области, обитающих в почве.

  1. Установите, какие млекопитающие Красной книги Ярославской области являются обитателями нор. (стр. 340- 344)

  2. Найдите информацию, характеризующую их жизнь в норах.

  3. Установите, какие факторы способствовали сокращению численности этих животных.

    Экологическая группа

    Лимитирующие факторы



    Нора



    Лимитирующие факторы



    Норы

    Лимитирующие факторы



    Нора



    Лимитирующие факторы



    Норы


    Русская



    Садовая



    Лесная

    Норники

    Красной книги Ярославской области

    Обыкновенный













































Тест «Кто в почве живет»

(выполняется группой, взаимопроверка группами по эталону ответа)

1.Какое утверждение о почве НЕВЕРНО?

а) почва покрывает сушу слоем от 2 мм до 2 см

б) почва – это особая среда обитания

в) в порах почвы находится вода, но нет воздуха

г) почва – это верхний плодородный слой суши, образованный минеральными и органическими частицами

2. Какие приспособления к почвенному образу жизни характерны для крота?

а) тело, покрытое слизью, длинные конечности, хороший слух

б) роющие конечности, хорошее зрение, длинная шерсть

в) роющие конечности, обтекаемое тело, короткая шерсть, слабо развитое зрение

г) длинное тело, покрытое слизью, состоящее из колец и способное сокращаться, отсутствие органов зрения

3. Какое из почвенных животных способствует повышению почвенного плодородия?

а) мышь

б) дождевой червь

в) крот

г) медведка

4. Из предложенного списка, выберите три организма, у которых жизнь связана с почвой и которые занесены в Красную книгу Ярославской области.

а) Русская выхухоль

б) обыкновенный хомяк

в) дождевой червь

г) обыкновенный крот

д) медведка

е) садовая соня

5. Соотнесите животных с характером их связи с почвенной средой обитания. Ответы впишите в таблицу.





ЖИВОТНЫЕ СВЯЗЬ С ПОЧВЕННОЙ СРЕДОЙ ОБИТАНИЯ

  1. саранча А) постоянные обитатели почвы

  2. кроты Б) проводят в почве часть жизни

  3. барсуки

  4. медведки

  5. дождевые черви

1

2

3

4

5












Оценка _________________



































Домашнее задание: §

Задание на «4». На сайте учителя:

1. Прочитать сказку Натальи Александровны Рыжовой “Как Медведь пень потерял” и ответить на вопросы к сказке.

2. Прочитать рассказ «Макоська изучает почву» и подобрать иллюстрации к тексту.

Задание на «5». Творческие задания:

1. Написать “письмо” от имени одного из обитателей почвы (например, крота или дождевого червя), раскрыв в нем основные особенности почвы как среды жизни.

2. Составить кроссворд «Животный мир почвы»







Рефлексия «Уровни деятельности на уроке»

Отметьте на осях показатели уровня деятельности сегодня на уроке





























Состав группы

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









мини - конспект



_____ноября 2013



Тема: Почва как среда жизни

































































Просмотр содержимого документа
«конспект гр 1 крот»

Тест «Кто в почве живет»

(выполняется группой, взаимопроверка группами по эталону ответа)

1.Какое утверждение о почве НЕВЕРНО?

а) почва покрывает сушу слоем от 2 мм до 2 см

б) почва – это особая среда обитания

в) в порах почвы находится вода, но нет воздуха

г) почва – это верхний плодородный слой суши, образованный минеральными и органическими частицами

2. Какие приспособления к почвенному образу жизни характерны для крота?

а) тело, покрытое слизью, длинные конечности, хороший слух

б) роющие конечности, хорошее зрение, длинная шерсть

в) роющие конечности, обтекаемое тело, короткая шерсть, слабо развитое зрение

г) длинное тело, покрытое слизью, состоящее из колец и способное сокращаться, отсутствие органов зрения

3. Какое из почвенных животных способствует повышению почвенного плодородия?

а) мышь

б) дождевой червь

в) крот

г) медведка

4. Из предложенного списка, выберите три организма, у которых жизнь связана с почвой и которые занесены в Красную книгу Ярославской области.

а) Русская выхухоль

б) обыкновенный хомяк

в) дождевой червь

г) обыкновенный крот

д) медведка

е) садовая соня

5. Соотнесите животных с характером их связи с почвенной средой обитания. Ответы впишите в таблицу.





ЖИВОТНЫЕ СВЯЗЬ С ПОЧВЕННОЙ СРЕДОЙ ОБИТАНИЯ

  1. саранча А) постоянные обитатели почвы

  2. кроты Б) проводят в почве часть жизни

  3. барсуки

  4. медведки

  5. дождевые черви

1

2

3

4

5
















Оценка _________________



Домашнее задание: §

Задание на «4». На сайте учителя:

1. Прочитать сказку Натальи Александровны Рыжовой “Как Медведь пень потерял” и ответить на вопросы к сказке.

2. Прочитать рассказ «Макоська изучает почву» и подобрать иллюстрации к тексту.

Задание на «5». Творческие задания:

1. Написать “письмо” от имени одного из обитателей почвы (например, крота или дождевого червя), раскрыв в нем основные особенности почвы как среды жизни.

2. Составить кроссворд «Животный мир почвы»



















Состав группы

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



мини - конспект


_____ноября 2013
























































Задание 1 (для первой подгруппы). Прочитайте текст «Нравы норокопателей», ставя на полях специальные пометки.

«v» – это я знаю;

«+» – новая информация;

«-» – информация, противоречащая моим знаниям;

«?» – хотел бы узнать об этом побольше.



Нравы норокопателей

Крот, который с рождения и до смерти живет под землей и света белого почти не видит, как землекоп не знает себе равных. Все в нем для рытья наилучшим образом приспособлено: и тело вальковатое (от слова валик, означает "обкатанный, гладкий, округлый"), чтобы удобнее под землей передвигаться. Ушной раковины нет (тоже чтобы не мешала под землей ползать), а лишь складочка кожи — она ухо закрывает, потому земля и песок кроту в уши не сыплются. Глазки крохотные («с зернышко маковое»!), недоразвиты и скрыты шерстью. Ими он отличает лишь свет от тьмы. Веки их плотно закрывают, когда надо.

Мех короткий, гладкий, чтобы за землю не цеплять (но он быстро вытирается, а потому крот линяет три раза в год!). Шерсть обладает свойством укладываться в обе стороны. Это связано с необходимостью постоянного перемещения в узких подземных туннелях. Где кроту иногда приходится давать задний ход. Волосяной покров тут же подстраивается и меняет направление, не позволяя частицам почвы загрязнять себя.

Передние лапы у крота — короткие, широкие, настоящие лопаты, обращены назад, чтобы удобнее было рыть землю перед собой. Пальцы с крепкими острыми когтями соединены кожистой перепонкой. Такими ногами крот легко разрыхляет почву и делает в ней норы.



Текст взят из книги Игоря Акимушкина "Мир животных: беспозвоночные".

















Задание 2 (для второй подгруппы). Переведите информацию, содержащуюся в тексте, в схематическую форму.

Приспособления к условиям обитания

Экологическая группа

Вид

Крот обыкновенный

венный



















Отсутствие света

Плотная или рыхлая почва




































Рефлексия «Уровни деятельности на уроке»

Отметьте на осях показатели уровня деятельности сегодня на уроке







Просмотр содержимого документа
«конспект гр 2дождевой червь»

Тест «Кто в почве живет»

(выполняется группой, взаимопроверка группами по эталону ответа)

1.Какое утверждение о почве НЕВЕРНО?

а) почва покрывает сушу слоем от 2 мм до 2 см

б) почва – это особая среда обитания

в) в порах почвы находится вода, но нет воздуха

г) почва – это верхний плодородный слой суши, образованный минеральными и органическими частицами

2. Какие приспособления к почвенному образу жизни характерны для крота?

а) тело, покрытое слизью, длинные конечности, хороший слух

б) роющие конечности, хорошее зрение, длинная шерсть

в) роющие конечности, обтекаемое тело, короткая шерсть, слабо развитое зрение

г) длинное тело, покрытое слизью, состоящее из колец и способное сокращаться, отсутствие органов зрения

3. Какое из почвенных животных способствует повышению почвенного плодородия?

а) мышь

б) дождевой червь

в) крот

г) медведка

4. Из предложенного списка, выберите три организма, у которых жизнь связана с почвой и которые занесены в Красную книгу Ярославской области.

а) Русская выхухоль

б) обыкновенный хомяк

в) дождевой червь

г) обыкновенный крот

д) медведка

е) садовая соня

5. Соотнесите животных с характером их связи с почвенной средой обитания. Ответы впишите в таблицу.





ЖИВОТНЫЕ СВЯЗЬ С ПОЧВЕННОЙ СРЕДОЙ ОБИТАНИЯ

  1. саранча А) постоянные обитатели почвы

  2. кроты Б) проводят в почве часть жизни

  3. барсуки

  4. медведки

  5. дождевые черви






1

2

3

4

5













Оценка _________________

Домашнее задание: §

Задание на «4». На сайте учителя:

1. Прочитать сказку Натальи Александровны Рыжовой “Как Медведь пень потерял” и ответить на вопросы к сказке.

2. Прочитать рассказ «Макоська изучает почву» и подобрать иллюстрации к тексту.

Задание на «5». Творческие задания:

1. Написать “письмо” от имени одного из обитателей почвы (например, крота или дождевого червя), раскрыв в нем основные особенности почвы как среды жизни.

2. Составить кроссворд «Животный мир почвы

























мини - конспект


_____ноября 2013



































Задание 1 (для первой подгруппы). Прочитайте текст «Жизнь дождевого червя в почве», ставя на полях специальные пометки.

«v» – это я знаю;

«+» – новая информация;

«-» – информация, противоречащая моим знаниям;

«?» – хотел бы узнать об этом побольше.



Жизнь дождевого червя в почве

Дарвин описал способы строительства земляными червями норок. Он первый заметил, что делают они это двумя способами: либо раздвигая землю в сторону, либо заглатывая ее. В первом случае червь просовывает узкий передний конец тела в щели между частицами земли (это происходит за счет сокращения кольцевых мышц, тело становится коротким и толстым) и затем утолщает (это происходит за счет сокращения продольных мышц, тело становится коротким и толстым) его, раздвигая частички грунта.

Если же почва очень плотная, то червь «вгрызается» в нее – заглатывает грунт и пропускает его через свою пищеварительную систему. Он отрывает губами кусочки земли и глотает её. Наглотается до предела и ползёт к поверхности земли, на которую выбрасывает прошедшую через кишечник почву. Но вот попался на пути в подземелье особенно плотный и сухой грунт - червь увлажняет его каплями слюны. Намокнет кусочек почвы, червь его глотает.

В передвижении им помогают вытянутое "червеобразное" кольчатое тело, т.е. разделенное на сегменты – кольца. На брюшной стороне червя имеются тонкие, упругие и короткие щетинки, которые помогают им зацепиться за неровности.

Если взять червя в руки, то очень легко можно почувствовать его влажное, сколькое тело. Слизь помогает червю скользить, скреплять частички земли, таким способом укрепляются стенки ходов, и ходы не засыпаются. Без такой влажной кожи червь не смог бы дышать, кислород, которого много в проделанных ходах, через влажную кожу может проникнуть вовнутрь, поэтому черви дышать всей поверхностью тела.



Текст составлен на основе книги Акимушкина И. Мир животных. Беспозвоночные и ископаемые животные.











Задание 2 (для второй подгруппы). Переведите информацию, содержащуюся в тексте, в схематическую форму.

Влажность

Кислород

Приспособления к условиям обитания

Экологическая группа

Плотная почва

Рыхлая почва








Вид

Дождевой червь








































Рефлексия «Уровни деятельности на уроке»

Отметьте на осях показатели уровня деятельности сегодня на уроке






Просмотр содержимого документа
«сказка Как медведь пень потерял»

Рыжова Наталья Александровна

Сказка “Как медведь пень потерял”

Прочитать сказку “Как Медведь пень потерял” и ответить на вопросы к сказке.



Шел по лесу медведь. Долго шел, приморился, смотрит – пень перед ним появился. Свеженький такой, ровненький. Видать, кто-то недавно дерево срубил. Обрадовался Медведь, решил маленько на пеньке посидеть. Сидит Медведь, Машеньку вспоминает, которая не разрешала ему на пенек садиться, все твердила: “Не садись на пенек, не ешь пирожок”. Отдохнул Мишка, поохал, да и отправился домой. А пень так и остался стоять, даже медведю тяжелому не под силу его развалить.

Медведю-то не под силу, а вот жукам – древоточцам под силу такое дело оказалось. Прослышали про пень жуки разные.

- Кто, кто в пенечке живет?

Никто не отвечает.

Наползли они отовсюду. И начали пень крошить, квартиры строить.

И стал пень в труху превращаться. А тут еще прослышали про пень гусеницы да улитки. И те туда же – к пеньку приползли. На пеньке живут, пень жуют. А тут еще на пеньке дружная семейка опят выросла. Грибы для пня погибель, ведь они тоже пень разрушают. А дырочек-то, дырочек то сколько! И из каждой кто-нибудь нет-нет, да и выглянет.

Совсем не похож пень на красавца, который Мишке креслом служил. Вроде был он пень вчера, а сегодня нет его. Исчез пень. Кусочки его жуки растащили, съели, в почву превратили. Мало что от пня осталось.

Медведь к тому времени поседел, постарел. Реже гулять стал, чаще стал отдыхать, присаживаться. Забрел он как-то в знакомые места, о пенечке вспомнил. Пришел на полянку.

“Как же так? – думает Медведь, - точно помню, был здесь пень, прочный такой, удобный. И куда он подевался? Да, стар я, видно, стал, место перепутал. Пойду еще где-нибудь пенек поищу”.

Старый Медведь, мудрый, но так ничего и не понял…

Вопросы:

  1. Объясните Медведю, куда пропал пень.

  2. Найдите, используя дополнительную литературу:

  1. Какие виды жуков могли жить и разрушать пень?

  2. Чьи гусеницы могли жить в пне и разрушить его?

  3. Какие виды улиток могли жить и разрушать пень?

  4. Как опята разрушали пень?

  5. Как называется эта группа организмов по способу питания?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Потапова Елена Владимировна

Дата: 11.12.2017

Номер свидетельства: 443655

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Разработка  урока "Приспособленность организмов к действиям факторов среды" "
    ["seo_title"] => string(76) "razrabotka-uroka-prisposobliennost-orghanizmov-k-dieistviiam-faktorov-sriedy"
    ["file_id"] => string(6) "186967"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426437884"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Урок на тему "Особенности строения и жизнедеятельности млекопитающих как высокоорганизованных животных" "
    ["seo_title"] => string(120) "urok-na-tiemu-osobiennosti-stroieniia-i-zhizniedieiatiel-nosti-mliekopitaiushchikh-kak-vysokoorghanizovannykh-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "106281"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402990394"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока  биологии тема: "Общая характеристика грибов" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-biologhii-tiema-obshchaia-kharaktieristika-ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "206208"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430131714"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Рабочая программа по природоведению в 5 классе  ( 2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК В.В.Пасечника  базовый уровень "
    ["seo_title"] => string(127) "rabochaia-proghramma-po-prirodoviedieniiu-v-5-klassie-2-chasa-v-niedieliu-vsiegho-68-chasov-umk-v-v-pasiechnika-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "111948"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408095256"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "тематическое планирование по биологии 6 класс "
    ["seo_title"] => string(51) "tiematichieskoie-planirovaniie-po-biologhii-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "137467"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417356480"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства