Разработка урока по биологии на тему: «Три среды обитания»
Разработка урока по биологии на тему: «Три среды обитания»
Тема урока: «Три среды обитания»
Цели урока:
Образовательные:
актуализировать знания учащихся о разнообразии мест обитания живых организмов;
систематизировать знания учащихся об условиях существования жизни на Земле;
познакомить с разными средами жизни.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, парной и индивидуальной работе.
Формировать УУД:
Личностные: проявлять познавательный интерес к изучению сред жизни организмов на нашей планете; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.
Регулятивные УУД: определятьцель деятельности и удерживать её до получения результата, искать средства для её осуществления; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; обнаруживать учебную проблему совместно с учителем; выполнять задания в соответствии с целью.
Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; оформлять свои мысли в устной и письменной речи (писать мини-сочинения), используя информацию, полученную из разных источников с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; читать про себя текст учебника и при этом: ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя.
Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать знания о существенных признаках приспособленности организмов к среде обитания; производить синтез (составление целого из частей: самостоятельно достраивать таблицу «Обитатели разных сред жизни»).
Тип урока: урок введения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая работа.
Основные понятия: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная среды жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по биологии на тему: «Три среды обитания»»
Дата:10.10.2018г
Урок биологии в 5 «б» классе.
Тема: "Среды обитания организмов".
Учитель биологии Кагирова Х.Р.
Тема урока: «Три среды обитания»
Цели урока:
Образовательные:
актуализировать знания учащихся о разнообразии мест обитания живых организмов;
систематизировать знания учащихся об условиях существования жизни на Земле;
познакомить с разными средами жизни.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, парной и индивидуальной работе.
Формировать УУД:
Личностные: проявлять познавательный интерес к изучению сред жизни организмов на нашей планете; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.
Регулятивные УУД: определятьцель деятельности и удерживать её до получения результата, искать средства для её осуществления; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; обнаруживать учебную проблему совместно с учителем; выполнять задания в соответствии с целью.
Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; оформлять свои мысли в устной и письменной речи (писать мини-сочинения), используя информацию, полученную из разных источников с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; читать про себя текст учебника и при этом: ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя.
Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать знания о существенных признаках приспособленности организмов к среде обитания; производить синтез (составление целого из частей: самостоятельно достраивать таблицу «Обитатели разных сред жизни»).
Тип урока: урок введения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая работа.
Основные понятия: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная среды жизни.
Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь; презентация «Среды жизни планеты Земля».
Структура и ход урока (продолжительность урока 45 минут).
I. Актуализация знаний учащихся о разнообразии мест обитания живых организмов (3 мин.)
– В каких местах растут растения (верблюжья колючка, рогоз)? – Где живут рыбы, зайцы, дождевые черви?
II. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)
Учитель организует работу учащихся на уроке. Активизирует деятельность учеников через стихотворение Леонида Олюнина:
Спросили у Мухи – глазастой и бойкой: – Скажите, чем вас привлекает помойка? Не всякий пойдёт на такое сближение – Отходы кругом и следы разложения. И Муха ответила – честно, открыто: – Кому-то – помойка, кому-то – корыто. Легко здесь живётся, и просто – с питанием: Это моя среда обитания.
III. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин.)
Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока, ставит проблему «Какое значение для живых организмов имеет наличие разных сред жизни на Земле?». (Учащиеся выдвигают гипотезы, обсуждают их).
IV. Изучение нового материала (20 мин.)
1. Определение понятия среда жизни
Учащиеся работают в парах под руководством учителя и выполняют задание 1 рабочей тетради: формулируют и записывают определение понятия «среда жизни». Среда жизни – совокупность всех условий, в которых живёт организм.
2. Водная среда жизни
Учитель предлагает учащимся рассмотреть рис. 6 «Среды жизни» на с. 16, слайд презентации с изображением обитателей водной среды и назвать их. Затем учащиеся анализируют текст слайда об условиях жизни организмов в воде. Вода как среда обитания имеет ряд свойств, таких как большая плотность, сильные перепады давления, относительно малое содержание кислорода, сильное поглощение солнечных лучей. Водоёмы и отдельные их участки различаются солевым режимом, скоростью течений, содержанием взвешенных частиц. Температура в водной среде мало меняется в течение суток и сезонов, причём она всегда плюсовая (+4…+25оС).
3. Наземно-воздушная среда
Учащиеся продолжают анализировать рис.6 «Среды жизни» на с. 16, называть представителей наземно-воздушной среды, анализировать текст презентации об условиях жизни в наземно-воздушной среде. Наземно-воздушная среда характеризуется обилием воздуха. В этой среде много света, но в разных местах отмечаются очень большие колебания температуры и влажности в зависимости от сезона, времени суток и географического положения территории. Большую роль играет ветер.
4. Почвенная среда жизни
Учащиеся продолжают анализировать рис.6 «Среды жизни» на с. 16, называют представителей почвенной среды, анализируют текст презентации об условиях жизни в почвенной среде. Почва – это поверхностный плодородный слой суши. Эта среда образовалась из смеси минеральных веществ при распаде горных пород и органических веществ (перегноя) в результате разложения растительных и животных остатков).Почва как среда обитания представляет собой не простое твёрдое тело, как большинство пород литосферы, а сложную систему, состоящую из твёрдых частиц, окружённых воздухом и водой. Она пронизана полостями, заполненными смесью газов и водными растворами, в ней складываются разнообразные условия, благоприятные для жизни множества организмов.
Учитель предлагает выполнить физкультминутку.
Физкультминутка
Все ребята дружно встали И на месте зашагали, На носочках потянулись, А теперь назад прогнулись, Как пружинки мы присели И тихонько вместе сели.
V. Закрепление знаний о водной, наземно-воздушной, почвенной и организменной средах жизни, о живых организмах, обитающих в них (5 мин.)
VI. Контролирующее задание (8 мин.)
Разложить живые организмы по группам (средам обитания)
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин.)
Учитель предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке.
Дополните «Облако тегов»:
Сегодня я узнал (узнала) … Было интересно узнать, что … Было трудно … Я выполнял задания … Теперь я могу… Я научился (научилась) … У меня получилось … Я смог (смогла)… Меня удивило…
VIII. Домашнее задание (2 мин.)
Изучить текст § 5 и выполнить задания в конце параграфа.
Творческое задание: составить мини – кроссворд на тему «Среда обитания» (по желанию).