Просмотр содержимого документа
«Урок "Состав и функции крови"»
Тема урока: Состав и функции крови.
Ход урока.
1.Организационный момент. Создание позитивной мотивации.
Добрый день, ребята.
Я уверена, что сегодняшний урок принесет нам удовлетворение и будет плодотворным, а ваше настроение не ухудшится к концу урока.
2. Актуализация знаний учащихся.
Что включает в себя понятие «внутренняя среда организма»?
(Среда,которая находится внутри организма, она отделена от внешней среды оболочками тела (кожа, слизистые). В ней находятся все клетки тела. Она жидкая и имеет постоянный солевой состав).
Какие же компоненты относятся к внутренней среде организма?
(Внутреннюю среду организма составляют: кровь, лимфа и тканевая жидкость, омывающая клетки организма. Из нее они получают все необходимые для жизни вещества и выделяют в нее конечные продукты обмен).
Сегодня на уроке мы продолжим с Вами познавать удивительный мир организма человека…
3. Мотивация учебной деятельности.
Сегодня наше занятие посвящено удивительной жидкости, самой главной из компонентов внутренней среды, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы, ее приносили в жертву богам.
СЛ На доске рисунок. Посмотрите на рисунок и скажите, что это за клетки? лейкоциты тромбоциты, эритроциты.
Что связывает все эти слова? (Кровь)
СЛ Кто может сформулировать тему урока?
Тема нашего урока «Состав и функции крови»
Существуют разные тайны. И с чем бы ни была связана тайна, любая неизвестность всегда интригует. На сегодняшнем уроке мы с вами раскроем тайну капли крови.
- Учитель: С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Уже наши далёкие предки задумывались, что такое кровь? И действительно, когда человек во время войн или охоты наблюдал за раненными животными и людьми, он видел, что вместе с вытекающей кровью уходит и жизнь. Привыкшие олицетворять непонятные им явления люди считали, что в крови заключена жизненная сила-душа человека. "Кровь" и "жизнь" - слова-синонимы! Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви. Кровью смывали позор и оскорбление. . Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества
СЛ- Почему же так важно присутствие крови в организме?
- К какому типу ткани относится кровь? (соединительная)
- Если это ткань, из чего она состоит? (из клеток)
4. Постановка учебной проблемы и Целеполагание.
СЛ Учитель Давайте по размышляем. Что сегодня на уроке нам нужно узнать?.
1. Изучить состав крови
2. Изучить строение клеток крови
3. Изучить функции крови
(познакомиться с составом и функциями крови)
Как вы думаете, сколько в среднем во взрослом человеке может находиться крови?
Сл У здорового, средней комплектности, роста, возраста человека количество крови составляет примерно1/13 веса тела, т.е. если ваш вес 42 кг, то вы имеете около 4 л крови. Это примерно вот сколько (2 банки с подкрашенной водой). А вообще, в среднем, человек имеет от 5 до 6,5л. крови.
У вас на столах рабочие листы, в них последовательность действий
Просмотр видеоролика "КРОВЬ - что это?"
Смотрите внимательно. Должны будете заполнить схему в рабочем листе
5. Поиск решения проблемы. Изучение нового материала.
Раскрытием тайны «Капли крови» будут заниматься 4 группы:
1 группа - «Плазма крови»
2 группа - «Эритроциты»
3 группа - «Лейкоциты»
4 группа – «Тромбоциты»
В каждой папке задания для групп с алгоритмом ответа информационные листы , рабочие листы урока .
Приступите к выполнению заданий (5 минут).
СЛ (схема) Группа №1 «Плазма крови»
Цели и задачи:
- сформулировать понятие «плазма крови»;
- выяснить состав и функции плазмы крови;
- закончить схему в рабочем листе урока
- подготовить отчет о работе группы.
Задание для группы «Плазма крови»
Прочитать текст учебника «Биология. 8» на стр. 99 и текст информационного листа.
Рассмотреть рисунок учебника.
Дать понятие термину «Плазма крови»
Изучить состав плазмы крови.
Сформулировать функции плазмы крови.
Закончить схему в рабочем листе урока.
Подготовить отчет о работе группы
Алгоритм ответа.
1. Дать понятие «плазмы крови»
2. Рассказать о составе и значении плазмы крови.
Выступление команды
Окончательное заполнение схемы в рабочем листе
СЛ Вопросы всему классу: «Верно ли что…»
Плазма является твердым межклеточным веществом -
Плазма занимает 55-60% объема крови+
Плазма содержит белки, углеводы, гормоны и другие вещества+
Плазма на 70% состоит из воды-
Благодаря плазме кровь жидкая +
Плазма вязкое бесцветное вещество +
Переходим к изучению строения и функций клеток крови или форменных элементов
По ходу изучения заполняем сравнительную таблицу
СЛ Группа №2 «Эритроциты»
Цели и задачи:
- сформулировать понятие «эритроциты»;
- выяснить количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции;
- заполнить таблицу;
- подготовить отчет о работе группы.
Задание для группы «Эритроциты»
Прочитать текст учебников «Биология. 8» на стр.102 и текст информационного листа
Рассмотреть рисунки учебника .
Дать понятие термину «эритроциты»
Изучить количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции;
Заполнить таблицу
Подготовить отчет о работе группы
Алгоритм ответа.
Сл 1. Дать понятие «эритроциты»
СЛ 2. Рассказать о количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции.
Группа №3 «Лейкоциты»
Цели и задачи:
- сформулировать понятие «лейкоциты»;
- выяснить количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции;
- заполнить таблицу;
- подготовить отчет о работе группы
Задание для группы «Лейкоциты»
Прочитать текст учебника «Биология. 8» на стр103. и текст информационного листа
Рассмотреть рисунки учебника .
Дать понятие термину «лейкоциты»
Изучить количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции;
Заполнить таблицу.
6.Подготовить отчет о работе
Алгоритм ответа.
1. Дать понятие «лейкоциты»
2. Рассказать о количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции.
Группа №4 «Тромбоциты»
Цели и задачи:
- сформулировать понятие «тромбоциты», «свертывание крови»;
- выяснить количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции;
- заполнить таблицу;
- подготовить отчет о работе группы.
Задание для группы «Тромбоциты»
Прочитать текст учебников «Биология. 8» на стр. 102-103 и текст информационного листа
Рассмотреть рисунки учебника.
Дать понятие термину «тромбоциты»
Изучить количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции;
Заполнить таблицу.
Подготовить отчет о работе группы
Алгоритм ответа.
1. Дать понятие «тромбоциты»
2. Рассказать о количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции.
Выступления учащихся, заполнение таблицы в рабочем листе.
СХЕМА
Сл 2. Проведение ролевой игры. «На приеме у врача»
По составу крови можно судить о состоянии организма, так как она живо реагирует на малейшие изменения. В одной капле крови можно увидеть очень многое: болезнь почек, печени, легких, аппендицит, грипп и даже «найти» опухоль.
Ваша задача проанализировать анализы и сделать вывод и здоровье ваших пациентов.
1. По данным лабораторного анализа обнаружено, что у больного в крови содержится гемоглобин ниже нормы. Какое влияние это может оказать на организм?
- Повышается содержание углекислого газа, развивается кислородная недостаточность, что приводит недостатку энергии, быстрой утомляемости, потере сознания.
2. Оказывается, недостаток сахара в крови – гипогликемия опасен, чем его избыток – гипергликемия. Почему?
- Глюкоза – основной источник энергии, особенно в нервных клетках. При недостатке энергии нервные клетки погибают, что вызывает потерю сознания или даже смерть.
Выводы Итак, мы познакомились со строением и функциями клеток крови, а так же с составом и значением плазмы.
Давайте теперь все вместе определим функции крови и дадим этим функциям названия.
Участвует в обеспечении клеток организма питательными веществами, а также связывает и переносит кислород от органов дыхания к тканям и углекислый газ от тканей к органам дыхания (эритроциты) - транспортная.
Обладает способностью к свертыванию (тромбоциты) и защищает организм от микробов и генетически чуждых веществ (лейкоциты) – защитная.
Обеспечивает химическое взаимодействие между всеми частями организма (кровь разносит гормоны) – гуморальная.
Участвует в поддержании внутренней среды организма (эритроциты, плазма) - гомеостатическая.
Охлаждает органы в которых производиться много тепла и согревает органы, теряющие тепло – терморегуляторная.
. СЛ Рассказ учителя - «Функции крови» с использованием слайдов - рисунки «Важнейшие функции крови».
Кровь решает в организме функции. Прежде всего, циркулируя по сосудам, она переносит вещества от одних органов и клеток к другим.
Из этой транспортной функции вытекают все остальные:
Кровь - кормилец организма: она обеспечивает клетки питательные вещества.
Кровь - великий чистильщик: уносит из органов и тканей - конечные продукты обмена веществ/мочевая кислота.
Кровь - бесперебойный кондиционер. Нагреваясь в органах, выделяющих тепло (печень, кишечник, мышцы), она в то же время охлаждает их, а тепло отдаёт там, где энергия расходуется (головной мозг, лёгкие).
Кровь - «хранитель устоев»: она поддерживает постоянство внутренней среды организма.
Кровь - защитник организма: содержащиеся в ней клетки и биологически активные вещества, борются с болезнетворными микроорганизмами и генетически чуждыми молекулами.
2.Лабораторная работа. «МИКРОСКОПИЧЕСКОЕ строение КРОВИ ЧЕЛОВЕКА »
Цель работы: Изучить строение крови человека и лягушки. Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.
Оборудование: микропрепараты крови человека, лягушки; микроскоп.
Ход работы
Рассмотрите кровь лягушки при малом и большом увеличении.
Зарисуйте эритроцит; опишите его форму и форму ядра. Заполните таблицу
Рассмотрите кровь человека на малом увеличении, а затем на большом увеличении. Зарисуйте один из эритроцитов. (В случае затруднения см. учебник с. 102). Полученные результаты занеси в таблицу
Найдите отличия эритроцитов человека от эритроцитов лягушки.
Кровь лягушки под микроскопом Кровь человека под микроскопом
Таблица
Признаки сравнения
Эритроциты человека
Эритроциты лягушки
Количество в 1 мм3
Диаметр клетки
Форма клетки
Наличие ядра
Функция клетки
Укажите чем эритроцит человека отличается от эритроцита лягушки. Запишите преимущества, которые имеет эритроцит человека. Вывод__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сл Тест
СЛ Рефлексия деятельности.
- Ребята, настало время подвести итоги урока. Вспомним задачи , которые перед нами столи:
1. Изучить состав крови
2. Изучить строение клеток крови
3. Изучить функции крови
-Как вы думаете, мы справились с поставленными задачами, достигли цели урока?
Сл Какой вывод можно сделать?
А сейчас давайте проанализируем, достигли ли мы на уроке поставленных целей –
- познакомились с составом крови?
- познакомились с функциями крови?
- следовательно, мы научились ставить перед собой цель и добиваться ее решения;
На уроке вы показали ваши умения логически мыслить, отбирать и оценивать информацию. Чтобы быть успешным сегодня нужно обладать информационной грамотностью. Сегодня вы, ребята, сделали еще один шаг на пути к овладению этим искусством.
Но самое главное – заботливо относиться к своему здоровью. При любом недомогании врач назначит вам лабораторное исследование крови и соответствующее лечение. А вот заниматься самолечением никогда не надо, вы можете навредить своему организму.
Довольны ли вы своей работой на уроке, своими результатами?
Оцените свою работу используя лист самооценки. (Самостоятельно)
Лист самооценки работы ученика:
Оцените свою работу на уроке, поставь баллы от 1 до 5 за работу на уроке:
Индивидуальная работа
Самостоятельная работа
Работа в группах
Оценка учителя
Как я усвоил материал?
Выберите нужную букву:
А) Получил прочные знания, усвоил весь материал.
Б) Усвоил материал частично.
В) Мало что понял, необходимо ещё поработать.
Вставьте смайлик настроения на уроке:
Хорошо, безразлично, скучно.
Домашнее задание.
П 23,24
Для желающих:
Составить кроссворд по теме «Кровь»
найти дополнительный материал по изучаемому вопросу в сети Интернет, и подготовить небольшое сообщение (подготовить сообщение Что дает анализ крови).
Вы сегодня очень старались! Спасибо вам за урок!
Лаборатория №1 «Плазма крови»
Цели и задачи:
- сформулировать понятие «плазма крови»;
- выяснить состав и функции плазмы крови;
- закончить схему в рабочем листе урока
- подготовить отчет о работе лаборатории.
Задание для лаборатории «Плазма крови»
Прочитать текст учебника «Биология. Человек» на стр. и текст информационного листа.
Рассмотреть рисунок учебника.
Дать понятие термину «Плазма крови»
Изучить состав плазмы крови.
Сформулировать функции плазмы крови.
Закончить схему в рабочем листе урока.
Подготовить отчет о работе лаборатории.
Алгоритм ответа.
1. Дать понятие «плазмы крови»
2. Рассказать о составе и значении плазмы крови.
Информационный лист 1.
Плазма крови. Своеобразие крови заключается в том, что она представляет собой соединительную ткань, клетки которой взвешены в жидком промежуточном веществе – плазме. Она представляет собой прозрачную бесцветную жидкость, составляющую около 55-60% объёма всей крови. В плазму крови входит множество простых и сложных веществ. 90% плазмы составляет вода, и только 10% её приходится на сухой остаток. Но как разнообразен его состав! Здесь и сложнейшие белки, жиры и углеводы , соли, щёлочи и кислоты, различные газы, витамины, ферменты, гормоны и пр. Каждое из этих веществ имеет определённое важное значение. Наличие белков в плазме обеспечивает вязкость крови, постоянство её давления сосудов, препятствует оседанию эритроцитов, белки участвуют в процессах свертывания крови, образуют антитела.
Жиры и углеводы - источники энергии. Соли, щёлочи и кислоты поддерживают постоянство внутренней среды, изменения которой опасно для жизни. Ферменты, витамины и гормоны обеспечивают правильный обмен веществ в организме, его рост, развитие и взаимное влияние органов и систем
Лаборатория №2 «Эритроциты»
Цели и задачи:
- сформулировать понятие «эритроциты»;
- выяснить количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции;
- заполнить таблицу;
- подготовить отчет о работе лаборатории.
Задание для лаборатории «Эритроциты»
Прочитать текст учебников «Биология. Человек на стр. и текст информационного листа
Рассмотреть рисунки учебника .
Дать понятие термину «эритроциты»
Изучить количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции;
Заполнить таблицу
Подготовить отчет о работе лаборатории
Алгоритм ответа.
1. Дать понятие «эритроциты»
2. Рассказать о количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции.
Информационный лист 2.
Эритроциты.
Эритроциты имеют форму двояковогнутого диска, диаметр эритроцита 7-8 микрон. Эритроцит весь заполнен гемоглобином, по самым скромным подсчетам в 1 эритроците содержится 300 млн. молекул гемоглобина. Это пигмент занимает 90% массы эритроцита. Живут эритроциты не так уж долго – 100-130 дней. За 1 секунду свой жизненный путь завершают 5 млн эритроцитов. Те. За 1 секунду обновляется состав целой капли крови. За год эритроциты полностью обновляются 4 – 5 раз. Образуются эритроциты в красном костном мозге. Масса которого 2600 г, за год он выпускает 10 кг эритроцитов. Самая главная функция – газообмен. Но эта функция не единственная: на своей поверхности эритроциты могут разносить жиры, связывают и обезвреживают многие ядовитые вещества, в том числе и лекарства. Правда, при этом эритроциты гибнут, зато спасают другие клетки. При избытке жидкости в крови эритроциты впитывают ее и набухают, а как только воды недостает они ее из себя «выжимают». И ее общее количество остается постоянным. Так же эритроциты поступают и с избытком солей. В результате состав крови, омывающей все клетки организма, остается практически неизменным.
Лаборатория №3 «Лейкоциты»
Цели и задачи:
- сформулировать понятие «лейкоциты»;
- выяснить количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции;
- заполнить таблицу;
- подготовить отчет о работе лаборатории.
Задание для лаборатории «Лейкоциты»
Прочитать текст учебника «Биология. Человек» на стр. и текст информационного листа
Рассмотреть рисунки учебника .
Дать понятие термину «лейкоциты»
Изучить количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции;
Заполнить таблицу.
Подготовить отчет о работе лаборатории
Алгоритм ответа.
1. Дать понятие «лейкоциты»
2. Рассказать о количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции.
Информационный лист 3
Лейкоциты. Лейкоциты – самые крупные клетки человеческой крови. Их размер колеблется от 8 до 20 микрон. Эти одетые в белые халаты санитары нашего организма .
Организм производит их в огромных количествах. Учёным не удалось пока выяснить продолжительность их жизни. Да вряд ли она может быть точно установлена. Ведь лейкоциты – солдаты и, видимо, никогда не доживают до старости, а гибнут на войне, в схватках за наше здоровье. Вероятно, поэтому у различных животных и в различных условиях опыта получались очень пёстрые цифры – от 23 минут до 15 дней. Более точно было удалось установить лишь срок жизни для лимфоцитов – одной из разновидностей крохотных санитаров. Он ровняется 10-12 часам, то есть за сутки организм не меньше двух раз полностью обновляет состав лимфоцитов. Лейкоциты способны не только странствовать внутри кровяного русла, но при надобности его легко покидают, углубляясь в ткани, навстречу попавшим туда микроорганизмам. Пожирая опасных для организма микробов, лейкоциты отравляются их сильнодействующими токсинами и гибнут, но не сдаются. Волна за волной сплошной стеной они на болезнетворный очаг, пока сопротивление врага не будет сломлено. Каждый лейкоцит может проглотить до 20 микроорганизмов. Массами выползают лейкоциты на поверхность слизистых оболочек, где всегда много микроорганизмов. Только в ротовую полость человека – 250 тысяч ежеминутно. За сутки здесь гибнет 1/80 часть всех наших лейкоцитов. Лейкоциты борются не только с микробами. Им поручена ещё одна важная функция: уничтожать все поврежденные, износившиеся клетки. В тканях организма они постоянно ведут демонтаж, расчищая места для строительства новых клеток тела, а молодые лейкоциты принимают участие и в самом строительстве, во всяком случае, в строительстве костей, соединительной ткани и мышц.
Лаборатория №4 «Тромбоциты»
Цели и задачи:
- сформулировать понятие «тромбоциты», «свертывание крови»;
- выяснить количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции;
- заполнить таблицу;
- подготовить отчет о работе лаборатории.
Задание для лаборатории «Тромбоциты»
Прочитать текст учебников «Биология. Человек» на стр. и текст информационного листа
Рассмотреть рисунки учебника.
Дать понятие термину «тромбоциты»
Изучить количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции;
Заполнить таблицу.
Подготовить отчет о работе лаборатории
Алгоритм ответа.
1. Дать понятие «тромбоциты»
2. Рассказать о количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции.
3. объяснить защитный механизм свертывания крови.
Информационный лист 4.
Тромбоциты.
Любая, даже самая незначительная, рана разрушит сотни, тысячи сосудов, и через эти пробоины сейчас же хлынут наружу воды внутреннего океана. В этом случае природа позаботилась об организации аварийно- спасательной службы. Потеря 30 процентов крови для человека смертельна. Если судно в море получает пробоину, команда старается заткнуть образовавшуюся дыру любым подсобным материалом. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатками. Это специальные веретенообразные клетки – тромбоциты. По своим размерам они ничтожно малы, всего 2-4 микрона. Заткнуть такой крохотной заплаткой сколько-нибудь значительною дыру было бы невозможно, если бы тромбоциты не обладали способностью слипаться. Сами по себе тромбоциты большой пробки образовать не могут. Заплатка получается с помощью выпадения нитей особого белка – фибрина, который в виде фибриногена постоянно присутствует в крови. В образованной сети из волокон фибрина застывают комочки слипшихся тромбоцитов, эритроцитов, лейкоцитов. Проходят считанные минуты, и образуется значительная пробка. Если повреждён не очень крупный сосуд и давление крови в нём не настолько велико, чтобы вытолкнуть пробку, утечка будет ликвидирована. Совершенно очевидно, что хорошо налаженная аварийная служба крови необходима, но она, к сожалению, грозит организму страшной опасностью. Что, если по тем или иным причинам аварийная служба начнёт не вовремя работать? Такие неуместные действия приведут к серьёзной аварии. Кровь в сосудах свернётся и закупорит их. Поэтому кровь имеет вторую аварийную службу – антисвёртывающую систему. Она следит, чтобы в крови не было тромбина, взаимодействие которого с фибриногеном приводит к выпадению нитей фибрина. Как только фибрин появляется, антисвёртывающая система немедленно его инактивирует.
Рабочий лист урока __________________________________________
(ф.и. учащегося)
Тема урока: «Состав и функции крови»
Закончите схему:
Кровь
Межклеточное вещество Клетки
Плазма Форменные элементы
_____________ _______________
2. Заполните таблицу:
Клетки крови
Эритроциты
Лейкоциты
Тромбоциты
Количество в 1 мм3
Продолжительность жизни
Место образования
Особенности строения
Функции
3.Функции крови.
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
4.Лабораторная работа. «МИКРОСКОПИЧЕСКОЕ строение КРОВИ ЧЕЛОВЕКА »
Цель работы: Изучить строение крови человека и лягушки. Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.
Оборудование: микропрепараты крови человека, лягушки; микроскоп.
Ход работы
Рассмотрите кровь лягушки при малом и большом увеличении.
Зарисуйте эритроцит; опишите его форму и форму ядра. Заполните таблицу
Рассмотрите кровь человека на малом увеличении, а затем на большом увеличении. Зарисуйте один из эритроцитов. (В случае затруднения см. учебник с. 102). Полученные результаты занеси в таблицу
Найдите отличия эритроцитов человека от эритроцитов лягушки.
Кровь лягушки под микроскопом Кровь человека под микроскопом
Таблица
Признаки сравнения
Эритроциты человека
Эритроциты лягушки
Количество в 1 мм3
Диаметр клетки
Форма клетки
Наличие ядра
Функция клетки
Укажите чем эритроцит человека отличается от эритроцита лягушки. Запишите преимущества, которые имеет эритроцит человека. Вывод__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант
Закончите предложения.
1. Составная часть внутренней среды организма, состоящая из плазмы и форменных элементов………………………………..
2. Красные кровяные тельца …………………………….
3. Белок, находящийся внутри эритроцита ………………………
4. Клетка крови, участвующая в ее свертывании …………………
5. Белые клетки крови ………………………..
Оцените свою работу используя лист самооценки. (Самостоятельно)
Лист самооценки работы ученика:
Оцените свою работу на уроке, поставь баллы от 1 до 5 за работу на уроке: