kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Внутренняя среда. Кровь: состав и функции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Внутренняя среда. Кровь: состав и функции" разработан в рамках программы Т.С. Суховой "Живая природа". Структура урока предусматривает целый ряд заданий, направленных на развитие аналитических способностей, критического мышления учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Внутренняя среда. Кровь: состав и функции»

Тема: Внутренняя среда. Кровь: состав и функции.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Формы организации познавательной деятельности учащихся: парная, индивидуальная.


Цель урока: развитие знаний учащихся о внутренней среде организма.

Задачи урока:

• сформировать знания о компонентах внутренней среды организма, её роли;

• выяснить состав и функции крови;

• усовершенствовать навыки самостоятельной деятельности, критического мышления;

• развить интерес к изучаемому предмету, теме путем применения игровых

методов обучения, создания проблемных ситуаций на уроке.

Оборудование: таблица «Кровь», раздаточный материал.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

обучающиеся научатся

- называть компоненты внутренней среды организма;

- характеризовать различия плазмы, тканевой жидкости и крови организма человека;

- объяснять функции крови, соотносить их с терминами.

Метапредметные:

-умеют анализировать информацию;

-характеризовать с помощью рисунка учебника единство жидкой фазы крови, лимфы и тканевой жидкости;

-различают объем и содержание понятий;

-сравнивают и делают выводы на основе сравнений;

- продуктивно взаимодействуют друг с другом в парах.

Личностные:

- имеют познавательные мотивы и интересы, направленные на изучение собственного организма;

- использовать знания о функциях крови для сохранения здоровья


Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент)

Добрый день. Пожалуйста, займите свои места. Начнем мы урок с небольшой разминки. На каждой парте лежит задание с кроссвордом по изученному ранее материалу (Приложение 1). Пожалуйста, работая в паре, постарайтесь решить его.

2. Актуализация знаний

Какое слово получилось в выделенной строчке? (Внутренняя).

Перед вами лежат листки с таблицей, отражающие вашу деятельность на уроке. Проставьте в них заработанные за кроссворд баллы.

Отгадали 5 терминов – 5 баллов.

4 термина – 4 балла

3 термина – 3 балла

2 термина – 2 балла

1 термин – 1 балл

Как можно применить данное слово к организму человека? (Внутренняя среда).

3. Определение темы урока, постановка цели

Какова же тема сегодняшнего урока? Тема урока «Внутренняя среда организма». Как вы думаете, зная тему урока, что предстоит нам сегодня на уроке выяснить? Цель урока: выяснить состав внутренней среды организма и ее функции.

4. Изучение нового материала

Вспомните из курса зоологии, где появились первые живые организмы?

(первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода.)

С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. Для поддержания жизни многоклеточным организмам нужна была определенная система, которая обеспечила бы каждую клетку питательными веществами, кислородом и выводила продукты обмена. Поэтому в ходе эволюции возникают специальные приспособления и структуры организма, например, внутренняя среда.

Как вы думаете, что собой представляет внутренняя среда по агрегатному состоянию? (Это жидкость).

А где она может находиться? (Во всём организме).

Подавляющее большинство клеток нашего организма функционирует в жидкой среде. Из нее клетки получают необходимые питательные вещества и кислород, в нее выделяют продукты своей жизнедеятельности.

Давайте обратимся к п.20 учебника. Откройте стр. 92. нам предстоит выяснить, а что же представляет собой внутренняя среда. Заполните схему.

Как вы думаете, если мы знаем, чем представлена внутренняя среда организма, что конкретно нам предстоит теперь выяснить? Обдумайте вопросы в паре и задайте их друг другу, пока без ответа. Только вопросы. ( где находится та или иная жидкость, какую роль играет, какое строение имеет) Заслушиваем варианты пар.


Перед вами таблица, форму которой, я попрошу перенести в тетрадь.


Внутренняя среда организма

Тканевая жидкость

Лимфа

Кровь

Местонахождение

Промежутки между клетками

Лимфатические сосуды

Сердце, кровеносные сосуды

Состав

Вода, органические и неорганические вещества, кислород, продукты распада, выделившиеся из клеток.

Прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов, тромбоцитов, белки -1-2%, лимфоциты

Плазма, форменные элементы: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты


Функции

Осуществляет связь между клетками и кровью.

Поглощают избытки тканевой жидкости, защита от инфекции

Дыхательная

Питательная

Выделительная

Терморегуляционная

Регуляторная

Защитная

Гомеостатическая


Как вы думаете, используя рис. 54, 55 учебника, какой признак, указанный в таблице, мы сможем охарактеризовать? (местонахождение). Пожалуйста, сделайте это. Работаем с рис. 54, 55 стр. 92. (обсуждаем)

Какой еще признак, на ваш взгляд, можно охарактеризовать с помощью рисунков? (функции тканевой жидкости).

Чтобы выяснить функции лимфы, прочитайте 1, 2 абз. на стр. 93 и запишите кратко в тетрадь. (обсуждаем).

Нам осталось заполнить последнюю колонку таблицы, связанную с функциями крови. Перед вами карточки с указаниями функции крови и ее объяснением (Приложение 2). Пожалуйста, работая в паре, соотнесите эти карточки между собой. (разбираем результаты)

Нам осталось в таблице охарактеризовать последний признак – состав. Обратите внимание на слова, выделенные курсивом на стр. 93. Запишите их таблицу. Работаем с текстом учебника и определяем состав тканевой жидкости и лимфы.

На данный момент мы выяснили состав, местонахождение и функции компонентов внутренней среды организма. Так что же это такое в целом?


Внутренняя среда - это жидкость, которая находится внутри организма, окружает его клетки и создает условия для протекания в них жизненных процессов.

Каким образом связаны все компоненты внутренней среды? Обратитесь еще раз к рис. 54 на стр. 92 и расставьте стрелки между терминами в «слепой» схеме.

Зная, что внутренняя среда организма создает условия для протекания жизненных процессов, подумайте: Почему у человека иногда возникает потребность в определенных продуктах? ( не хватает каких то веществ, а значит меняется состав внутренней среды) Значит, в обычных условиях он постоянен? Найдите в тексте учебника на стр. 93 термин характеризующий постоянство внутренней среды организма. (гомеостаз)

5. Включение в систему знаний и повторение

Как вы считаете, разбирая материал, мы выяснили состав внутренней среды организма и ее функции? Значит, та цель, которую мы ставили перед собой в начале урока, выполнена. Давайте, проверим, насколько хорошо вы уяснили этот материал.

Сейчас вам предстоит прочитать карточку и вставить  пропущенные слова в текст. Потом вы поменяетесь карточками и проверите работу одноклассника. При необходимости внесете исправления. (Приложение 3)

Разбор результатов работы. Внесение заработанных баллов в таблицу.

6. Рефлексия деятельности

Деятельность на уроке

кроссворд

Работа в паре на соответствие

Работа в паре с текстом

Устные ответы

Сумма баллов

Оценка

1–5 баллов

1-7 баллов

1-5 баллов

1-3 балла










Выставление оценок:

«5» - 18-20 баллов

«4» - 17- 15 баллов

«3» - 14 – 10 баллов

Лист самооценки работы в паре

Оцени свою работу в паре:

Утверждение

Полностью согласен

Частично согласен

Не согласен

Затрудняюсь ответить

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий





При разногласиях я принимаю другое решение





Большинство решений предложено мной





Работать в паре труднее, чем одному





Мне интереснее и полезнее работать в паре






Кому из вас было труднее работать в паре, чем одному?

Кому интереснее работать в паре, чем одному?


7. Домашнее задание: п.20, проблемный вопрос

Представьте ситуацию, когда перед вами стоит задача сохранить ткани живыми вне организма. Вы собираетесь поместить их в физиологический раствор, содержащий 0.9% -ную поваренную соль, а ваш друг предлагает поместить их в воду. Кто прав? Почему?















Приложение 1


Кроссворд











в











1





















у













2



















р










3






















н









4























я











5















1. Отдел скелета

2. Тип соединения костей

3. Вид травмы, возникающий при резких движениях в суставе

4. Соединительнотканная оболочка, покрывающая кость и обеспечивающая рост кости в толщину

5. Соединительнотканная оболочка, покрывающая сверху мышцу







Приложение 2


Дыхательная

Питательная

Выделительная

Терморегуляционная

Регуляторная

Защитная

Гомеостатическая



Обеспечивает тканевое (клеточное) дыхание: переносит кислород из легких ко всем органам и тканям и выносит углекислый газ (продукт клеточного дыхания) из тканей в легкие

Переносит питательные вещества, всосавшиеся в кишечнике, ко всем органам и тканям, снабжая их водой, аминокислотами, глюкозой, продуктами расщепления жиров, минеральными солями и витаминами

Выносит из тканей те продукты обмена веществ, которые образовались в процессе жизнедеятельности клеток и должны быть удалены из организма, и транспортирует их к местам удаления из организма – почкам, потовым железам

Переносит с водой плазмы крови тепловую энергию от мест ее образования (скелетные мышцы, печень) к теплопотребляющим органам (мозг, кожа и др.)

Кровь может удерживать или отдавать воду тканям, регулируя в них содержание воды. Кровь переносит гормоны и другие регуляторные вещества от мест их образования к органам, которыми они управляют (органы-мишени), т.е. осуществляют гуморальную регуляцию

Содержащиеся в крови особые белки и клетки (лейкоциты) способны разрушать и обезвреживать чужеродные вещества и болезнетворные организмы; свертывание крови при повреждении целостности сосудов предотвращает кровопотерю и обеспечивает сохранность внутренней среды организма

Участвует в поддержании постоянства внутренней среды организма





Приложение 3

Текст 1

Бесцветная прозрачная тканевая жидкость заполняет в организме промежутки между клетками. Она образуется из жидкой части крови …, проникающей в межклеточные щели через стенки … и из продуктов обмена, постоянно поступающих из клеток. Ее объем у взрослого человека составляет приблизительно 20 л. Каждая клетка организма выполняет определенную работу и поэтому нуждается в постоянном притоке … и …, а также в непрерывном удалении …. Кислород и питательные вещества могут проникать сквозь мембрану клетки только, когда они находятся в растворенном состоянии. Каждую клетку омывает жидкость, которая содержит все необходимое для жизнедеятельности. Это - …. Из нее клетки получают кислород и питательные вещества, а в нее отдают углекислый газ и отработанные продукты обмена.


1. Кислорода 2. питательных веществ 3. продуктов обмена 4. тканевая жидкость 5. плазмы 6. кровеносных сосудов



Текст 2

Кислород и питательные вещества поступают в межклеточное вещество из …, циркулирующей по замкнутой системе кровеносных сосудов. Мельчайшие кровеносные сосуды - … пронизывают все ткани и органы. Через стенки капилляров в межклеточное вещество постоянно поступают содержащиеся в крови различные химические соединения и … и поглощаются продукты обмена, выделяемые клетками. В межклетниках слепо начинаются лимфатические капилляры, в них поступает тканевая жидкость, которая в лимфатических сосудах становится лимфой. Цвет лимфы желтовато-соломенный. Она на 95% состоит из воды, содержит белки, минеральные соли, жиры, глюкозу, а также … (разновидность лейкоцитов). Состав лимфы напоминает состав …, но белков здесь меньше, и в разных участках тела – она имеет свои особенности. Например, в области кишечника в ней много жировых капель, что придает ей беловатый цвет.


1. Крови 2. Капилляры 3. Вода 4. Лимфоциты 5. Плазмы



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Внутренняя среда. Кровь: состав и функции

Автор: Нестеренко Лариса Васильевна

Дата: 08.06.2020

Номер свидетельства: 552915

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Внутренняя среда организма. Кровь "
    ["seo_title"] => string(36) "vnutrienniaia-srieda-orghanizma-krov"
    ["file_id"] => string(6) "244862"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446024333"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "конспект урока биологии на тему "Внутренняя вреда организма. Состав крови""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekturokabiologhiinatiemuvnutrienniaiavriedaorghanizmasostavkrovi"
    ["file_id"] => string(6) "256944"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448233066"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "конспект урока биологии на тему "Внутренняя cреда организма. Состав крови""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekturokabiologhiinatiemuvnutrienniaiacriedaorghanizmasostavkrovi"
    ["file_id"] => string(6) "256945"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448235408"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Разрабока урока по биологии для 8 класса "
    ["seo_title"] => string(42) "razraboka-uroka-po-biologhii-dlia-8-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "121145"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413896606"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Конспект урока по биологии "Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных болезней." "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-po-biologhii-rol-bolieznietvornykh-mikrobov-i-virusov-v-razvitii-infiektsionnykh-boliezniei"
    ["file_id"] => string(6) "154600"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421169328"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства