Конспект открытого урока биологии в 8 классе
Учитель: Семенова М.В.
Тема: «Внутренняя среда организма. Кровь»
Задачи:
Образовательная: сформировать знания учащихся о внутренней среде организма, составе, особенностях и значении тканевой жидкости, лимфы, крови; познакомить учащихся с составом плазмы и форменных элементов крови, их строением, выполняемыми функциями
Развивающие: содействовать формированию общеучебных умений и навыков: работе с учебником, дополнительной литературой; продолжить развивать интеллектуальные способности учащихся (умение обобщать, анализировать, синтезировать, пользоваться терминологией, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме); создать условия для развития навыков самообразования, интереса к биологическим знаниям, помочь учащимся осознать значимость изучаемого материала для сохранения и укрепления здоровья.
Воспитывающие: способствовать воспитанию культуры общения; формировать диалектико-материалистическое мировоззрение на основе развития представлений о человеке как части живой природы, способствовать развитию у учащихся заботливого отношения к своему здоровью, развитие познавательного интереса к предмету, будущее профессиональное самоопределение.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
Ход урока:
-
Организационный момент. Создание позитивной мотивации.
– Сегодня на уроке мы познаем удивительный внутренний мир организма человека.
Тема урока: «Внутренняя среда организма. Кровь» (запись в тетрадь, слайд №1)
-
Изучение новой темы.
Состав внутренней среды организма человека
-
Рассказ учителя с элементами беседы.
Показ слайда №2 (состав Внутренней среды)
- Клетки нашего организма могут нормально функционировать только в жидкой среде, т.к. питательные вещества и кислород могут проникать через клеточные мембраны только в растворенном состоянии, и продукты жизнедеятельности клетки выводятся из клетки, также в растворенном состоянии.
-Что такое ткань?
Тканевая жидкость находится между клетками в тканях. Какую функцию выполняют тканевая жидкость и лимфа, вы узнаете, прочитав текст учебника с. 127
1 вариант – тканевая жидкость (слайд №3, вопросы)
2 вариант – лимфа (слайд №4, вопросы)
-
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Обсуждение прочитанног
Гомеостаз – постоянство состава внутренней среды организма (запись определения в тетрадь)
Проблемный вопрос: Как кровь поддерживает постоянство внутренней среды организма? (слайд №5)
Кровь.
Учитель: Существуют разные тайны. И с чем бы ни была связана тайна, любая неизвестность всегда интригует. На сегодняшнем уроке мы с вами побываем в роли охотников за тайной и раскроем тайну капли крови.
-
Сообщение учащейся о крови.
Учитель: В одной популярной книге по физиологии было образно сказано: «В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание». (слайд №6)
О каком красном море идет речь? (Учащиеся верно отвечают, что образно морем названа кровь.)
О каких кораблях идет речь?
Из каких каменных гаваней выходят новые корабли?
(Ответы на два последних вопроса вызывают затруднение у учащихся). На эти вопросы вы сможете ответить, после изучения данной темы.
-Сформулируйте цель урока.
(познакомиться с составом и функциями крови)
Задачи урока (слайд №6)
-Дополнительно мы узнаем о том, что в нашем организме есть клетки-солдаты, которые гибнут, защищая наше здоровье, в нашем организме есть аварийно-спасательная служба, в этой службе работают клетки крови.
-
Работа в группах. Самостоятельное изучение новой темы
Раскрытием тайны «Капли крови» будут заниматься 4 лаборатории:
1 лаборатория — «Плазма крови» (задание на листочках желтого цвета).
2 лаборатория — «Лейкоциты» (задание на листочках белого цвета).
3 лаборатория — «Эритроциты» (задание на листочках красного цвета).
4 лаборатория – «Тромбоциты» (задание на листочках оранжевого цвета).
Задания 1гр. Лаборатория «Плазма крови»
Прочитать текст учебника «Биология. Человек» (авт. Н. И. Сонин) на стр. 130,
Рассмотреть рисунки учебника, и диаграмму с. 130.
-
Дать понятие термину «Плазма крови»
-
Изучить состав плазмы крови. Нарисовать схему.
-
Сформулировать функции плазмы крови.
-
Подготовить отчет о работе лаборатории
Отчет о работе лаборатории
Плазма крови – это
Состав плазмы
1.
2.
3.
Функции плазмы крови
Задания 2 гр. Лаборатория «Лейкоциты»
Прочитать текст учебников «Биология. Человек» (авт. Н. И. Сонин) на стр. 131 – 132
Рассмотреть рисунки учебника с. 130 — 131.
-
Дать понятие термину «лейкоциты»
-
Изучить количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции;
-
Заполнить таблицу
-
Ответить на вопрос: Что такое фагоцитоз? Кокой ученый открыл это явление?
-
Подготовить отчет о работе лаборатории
Отчет о работе лаборатории
Лейкоциты – это
Фагоцитоз – это
Фагоцитоз был открыт
Название клетки
форма
Продолжительность жизни/содержание в крови
Строение
Место образования
Функции
Задания 3 гр. Лаборатория «Эритроциты»
Прочитать текст учебников «Биология. Человек» (авт. Н. И. Сонин) на стр. 130 – 131
Рассмотреть рисунки учебника с. 130 — 131.
-
Дать понятие термину «эритроциты»
-
Изучить количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции;
-
Заполнить таблицу
-
Подготовить отчет о работе лаборатории
Отчет о работе лаборатории
Эритроциты - это
Название клетки
Форма
Продолжительность жизни/содержание в крови
Строение
Место образования
Функции
Задания 4 гр. Лаборатория «Тромбоциты»
Прочитать текст учебников «Биология. Человек» (авт. Н. И. Сонин) на стр. 132
Рассмотреть рисунки учебника с. 132
-
Дать понятие термину «Тромбоциты»
-
Изучить количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции;
-
Заполнить таблицу
-
Ответить на вопрос: Что такое свертывание крови? Какова ее функция? Как происходит свертывание крови?
-
Подготовить отчет о работе лаборатории
Отчет о работе лаборатории
Тромбоциты – это
Свертывание крови – это
Свертывание крови происходит следующим образом:
Название клетки
Форма
Продолжительность жизни/содержание в крови
Строение
Место образования
Функции
Показать итоговую таблицу на слайде. Сравнить клетки крови, сделать вывод (слайд №7)
-Давайте, теперь все вместе определим функции крови и дадим этим функциям названия. (Запись в тетрадь)
-
Участвует в обеспечении клеток организма питательными веществами, а также связывает и переносит кислород от органов дыхания к тканям и углекислый газ от тканей к органам дыхания (эритроциты) — транспортная.
-
Обладает способностью к свертыванию (тромбоциты) и защищает организм от микробов и генетически чуждых веществ (лейкоциты) – защитная.
-
Обеспечивает химическое взаимодействие между всеми частями организма (кровь разносит гормоны) – гуморальная.
-
Участвует в поддержании постоянства внутренней среды организма (эритроциты, плазма) — гомеостатическая.
-
Охлаждает органы, в которых производиться много тепла и согревает органы, теряющие тепло – терморегуляторная.
5.Лабораторная работа. «Микроскопическое строение крови человека» (слайд №8)
Ход работы:
-
Подготовить микроскоп к работе;
-
Установить под микроскоп микропрепарат крови человека.
-
Рассмотреть препарат.
-
Сделайте вывод: Что вы видите? Какие это клетки? Почему вы решили, что это эритроциты
III. Закрепление. Ролевая игра «На приеме у врача»
Учитель: По составу крови можно судить о состоянии организма, так как она живо реагирует на малейшие изменения. В одной капле крови можно увидеть очень многое: болезнь почек, печени, легких, аппендицит, грипп и даже «найти» опухоль.
Учащимся предлагается решить биологические задачи.
1. По данным лабораторного анализа обнаружено, что у больного в крови содержится гемоглобин ниже нормы. Какое влияние это может оказать на организм? (слайд №9)
- Повышается содержание углекислого газа, развивается кислородная недостаточность, что приводит недостатку энергии, быстрой утомляемости, потере сознания.
2. По данным лабораторного анализа обнаружено, что у больного в 1мм3 крови содержится 20 тыс лейкоцитов, в то время как норма – 6 – 8 тысяч. Дайте объяснение этому явлению. (слайд №10)
- Сильный воспалительный процесс.
Итак, мы познакомились со строением и функциями клеток крови, а так же с составом и значением плазмы.
8. Подведение итогов урока.
Ответьте на проблемный вопрос урока:
В одной популярной книге по физиологии было образно сказано: «В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание». (Повторение слайда №6)
О каком красном море идет речь?
О каких кораблях идет речь?
Из каких каменных гаваней выходят новые корабли?
Решение проблемного вопроса, поставленного в начале урока.
А сейчас давайте проанализируем, достигли ли мы на уроке поставленных целей –
- познакомились с составом крови?
- познакомились с функциями крови?
- следовательно, мы научились ставить перед собой цель и добиваться ее решения;
На уроке вы показали ваши умения логически мыслить, отбирать и оценивать информацию. Чтобы быть успешным сегодня нужно обладать информационной грамотностью. Сегодня вы, ребята, сделали еще один шаг на пути к овладению этим искусством.
Но самое главное – заботливо относиться к своему здоровью. При любом недомогании врач назначит вам лабораторное исследование крови и соответствующее лечение. А вот заниматься самолечением никогда не надо, вы можете навредить своему организму.
Довольны ли вы своей работой на уроке, своими результатами?
Рефлексия.
У вас у всех на столах лежат листочки: красного, желтого, зеленого цвета. Подумайте и оцените свою работу на уроке, свою активность, важность полученных знаний на уроке. Выберите один из листочков и прикрепите на дерево (на доске прикреплен лист ватмана, на нём нарисовано дерево).
Красный — я активен и уверен на уроке, услышанное на уроке, актуально и значимо для меня, я доволен своим результатом.
Жёлтый — я чувствовал себя не совсем уверенно, работал мало, услышанное на уроке заставило меня задуматься.
Зелёный – мне не все было понятно, мои результаты меня огорчили, мне есть над чем поработать дома… Слайд№11