конспект урока биологии на тему "Внутренняя cреда организма. Состав крови"
Конспект урока биологии на тему "Внутренняя cреда организма. Состав крови"
Урок в 8 классе по теме:
«Внутренняя среда организма. Состав крови»
ЦЕЛЬ УРОКА: изучить состав крови, ее особенности в связи с выполняемыми
функциями.
Задачи урока: 1) изучить химический и клеточный состав крови;
2) доказать, что кровь – составная часть ВСО;
3) выявить особенности крови как особого типа ткани;
4) продолжить работу с терминологией, развивать причинно-следственные
связи, умения обобщать, делать выводы.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: лекция с элементами самостоятельной работы.
Основные методы: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения учебного материала, лабораторная работа.
Средства обучения: инструктивные карточки с различными видами работ, фрагмент видеофильма «Кровь», микроскопический, интерактивная схема в электронном виде.
ХОД УРОКА
I. Мотивация и актуализация.
Постоянство внутренней среды – залог свободной и независимой жизни.
Клод Бернар
1. Работа с терминологией (подчеркнуть в инструктивной карточке из предложенных уже
известные ранее термины по данной теме из курса «Животные»).
2. Краткое слово учителя об истории возникновения внутренней среды у многоклеточных
организмов.
II. Изучение нового материала.
1. Работа с интерактивной схемой «Внутренняя среда организма», объясняющая
взаимосвязь крови, лимфы и тканевой жидкости. Введение понятия «гомеостаз».
2. Запись схемы «ВСО» на доске и ее заполнение в инструктивной карточке.
3. Создание проблемной ситуации – три «почему»:
Почему кровь – особый тип ткани?
Почему кровь жидкая?
Почему кровь имеет красный цвет?
4. Демонстрация фрагмента видеофильма с предварительно заданным действием: во время
просмотра выделить из сказанного и записать функции крови.
5. Работа с текстом «Клетки крови» и заполнение недостающих граф в таблице по
аналогии.
ЗАДАНИЕ. Прочитайте текст «Клетки крови» и выполните предложенные к нему
задания.
КЛЕТКИ КРОВИ
В состав крови входит плазма и форменные элементы: эритроциты (красные кровяные клетки), лейкоциты (белые кровяные клетки) и тромбоциты (кровяные пластинки).
Эритроциты – красные клетки крови. В 1мм3 крови содержится до 5 млн. эритроцитов. Зрелые эритроциты не имеют ядра. По форме выглядят как двояковогнутый диск. Эритроциты образуются в красном костном мозге, живут около 4 месяцев и разрушаются в печени и селезенке. Основная функция эритроцитов – перенос кислорода и углекислого газа. Эритроциты содержат белок гемоглобин.
Лейкоциты – белые клетки крови, единственные имеют ядро. Форма их непостоянна из-за наличия амебообразных выростов. В 1мм3 крови здорового человека содержится 6-8тыс. лейкоцитов. Образуются в красном костном мозге, селезенке и лимфатических узлах, разрушаются в селезенке. Продолжительность жизни от нескольких часов до 20 суток, лимфоцитов – 20 лет и более. Основная функция лейкоцитов – защита организма от микробов, чужеродных белков, инородных тел.
Тромбоциты – мелкие безъядерные клетки овальной или округлой формы. В 1мм3 крови человека содержится 200-400 тыс. тромбоцитов. Образуются в красном костном мозге и селезенке, живут 5-7 дней и разрушаются в селезенке. Основная функция – участие в свертывании крови.
1) Заполните в таблице «Сравнительная характеристика клеток крови» графы, отмеченные
звездочками.
2) Ответьте на вопрос: как по-другому в тексте называют клетки крови?
6. Изучение особенностей строения эритроцитов. Выполнение лабораторной работы по
алгоритму, предложенному в инструктивной карточке: рассмотрели эритроцит лягушки
и человека, сравнили их, зарисовали, объяснили, с чем связано различие в строении.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
«Сравнение крови человека с кровью лягушки»
Цель: выявить и объяснить различия в строении эритроцитов человека и лягушки.
1) Рассмотрите кровь лягушки при малом и большом увеличении.
2) Зарисуйте эритроциты; опишите его форму и форму ядра.
3) Рассмотрите лейкоциты, если удастся их найти.
4) Рассмотрите кровь человека при малом и большом увеличении. Зарисуйте один из
эритроцитов.
5) Укажите, чем эритроциты человека отличаются от эритроцита лягушки. Раскройте
преимущества, которые достигаются при этом.
Результат:
ВЫВОД:
7. Рассказ учителя. Гемоглобин, его состав, свойства, содержание в крови в норме
(в помощь – атлас анатомии человека).
8. Участие тромбоцитов в процессе свертывания крови. Заполнение схемы по
предложенному вопросу в инструктивной карточке. Использование статьи в учебнике
§17.
ЗАДАНИЕ. Заполните схему, отражающую порядок событий, происходящих при
свертывании крови. Используйте статью «Тромбоциты» на стр.86-87
учебника/
III. Закрепление и обобщение изученного материала.
1. Работа с тестами. Взаимопроверка. Самооценка по предложенным учителем критериям.
1) Вставьте в текст «КРОВЬ» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
КРОВЬ
Кровь – это _______________________ (А). В ее состав входит ______________ (Б) и форменные элементы – красные клетки – эритроциты, белые клетки - _____________ (В) и кровяные пластинки – тромбоциты. Кровь, ______________ (Г) и тканевая жидкость образуют внутреннюю среду организма.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) лимфа 2) лейкоциты 3) вода 4) плазма 5) белки 6) особый тип ткани
2) Ответьте на тестовые вопросы:
1. Внутреннюю среду организма образуют:
1) полости тела 3) внутренние органы
2) кровь, лимфа, тканевая жидкость 4) цитоплазма клеток
2. Чем характеризуется внутренняя среда организма:
1) упругостью 2) гомеостазом 3) высокой токсичностью 4) сжимаемостью
3. Жидкая часть крови – это:
1) цитоплазма 2) лимфа 3) плазма 4) протоплазма
4. Сывороткой крови называют:
1) плазму крови без фибриногена 3) кровь без тромбоцитов
2) плазму крови без минеральных солей 4) кровь без ионов кальция
Просмотр содержимого документа
«конспект урока биологии на тему "Внутренняя cреда организма. Состав крови"»
Урок в 8 классе по теме: «Внутренняя среда организма. Состав крови»
ЦЕЛЬ УРОКА: изучить состав крови, ее особенности в связи с выполняемыми
функциями.
Задачи урока: 1) изучить химический и клеточный состав крови;
2) доказать, что кровь – составная часть ВСО;
3) выявить особенности крови как особого типа ткани;
4) продолжить работу с терминологией, развивать причинно-следственные
связи, умения обобщать, делать выводы.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: лекция с элементами самостоятельной работы.
Основные методы: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения учебного материала, лабораторная работа.
Средства обучения: инструктивные карточки с различными видами работ, фрагмент видеофильма «Кровь», микроскопический, интерактивная схема в электронном виде.
ХОД УРОКА
I. Мотивация и актуализация.
Постоянство внутренней среды – залог свободной и независимой жизни.
Клод Бернар
1. Работа с терминологией (подчеркнуть в инструктивной карточке из предложенных уже
известные ранее термины по данной теме из курса «Животные»).
2. Краткое слово учителя об истории возникновения внутренней среды у многоклеточных
организмов.
II. Изучение нового материала.
1. Работа с интерактивной схемой «Внутренняя среда организма», объясняющая
взаимосвязь крови, лимфы и тканевой жидкости. Введение понятия «гомеостаз».
2. Запись схемы «ВСО» на доске и ее заполнение в инструктивной карточке.
3. Создание проблемной ситуации – три «почему»:
Почему кровь – особый тип ткани?
Почему кровь жидкая?
Почему кровь имеет красный цвет?
4. Демонстрация фрагмента видеофильма с предварительно заданным действием: во время
просмотра выделить из сказанного и записать функции крови.
5. Работа с текстом «Клетки крови» и заполнение недостающих граф в таблице по
аналогии.
ЗАДАНИЕ. Прочитайте текст «Клетки крови» и выполните предложенные к нему
задания.
КЛЕТКИ КРОВИ
В состав крови входит плазма и форменные элементы: эритроциты (красные кровяные клетки), лейкоциты (белые кровяные клетки) и тромбоциты (кровяные пластинки).
Эритроциты – красные клетки крови. В 1мм3 крови содержится до 5 млн. эритроцитов. Зрелые эритроциты не имеют ядра. По форме выглядят как двояковогнутый диск. Эритроциты образуются в красном костном мозге, живут около 4 месяцев и разрушаются в печени и селезенке. Основная функция эритроцитов – перенос кислорода и углекислого газа. Эритроциты содержат белок гемоглобин.
Лейкоциты – белые клетки крови, единственные имеют ядро. Форма их непостоянна из-за наличия амебообразных выростов. В 1мм3 крови здорового человека содержится 6-8тыс. лейкоцитов. Образуются в красном костном мозге, селезенке и лимфатических узлах, разрушаются в селезенке. Продолжительность жизни от нескольких часов до 20 суток, лимфоцитов – 20 лет и более. Основная функция лейкоцитов – защита организма от микробов, чужеродных белков, инородных тел.
Тромбоциты – мелкие безъядерные клетки овальной или округлой формы. В 1мм3 крови человека содержится 200-400 тыс. тромбоцитов. Образуются в красном костном мозге и селезенке, живут 5-7 дней и разрушаются в селезенке. Основная функция – участие в свертывании крови.
1) Заполните в таблице «Сравнительная характеристика клеток крови» графы, отмеченные
звездочками.
Признаки для сравнения
Эритроциты
Лейкоциты
Тромбоциты
Количество в 1мм3
*
6-8 тыс.
*
Наличие ядра
Нет
*
*
Форма клетки
Двояковогнутый диск
*
*
Место образования
*
*
Красный костный мозг, селезенка
Срок жизни
Около 4 месяцев
*
*
Место разрушения
*
Селезенка
*
Основная функция
*
*
Участие в свертывании крови
2) Ответьте на вопрос: как по-другому в тексте называют клетки крови?
6. Изучение особенностей строения эритроцитов. Выполнение лабораторной работы по
алгоритму, предложенному в инструктивной карточке: рассмотрели эритроцит лягушки
и человека, сравнили их, зарисовали, объяснили, с чем связано различие в строении.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
«Сравнение крови человека с кровью лягушки»
Цель: выявить и объяснить различия в строении эритроцитов человека и лягушки.
1) Рассмотрите кровь лягушки при малом и большом увеличении.
2) Зарисуйте эритроциты; опишите его форму и форму ядра.
3) Рассмотрите лейкоциты, если удастся их найти.
4) Рассмотрите кровь человека при малом и большом увеличении. Зарисуйте один из
эритроцитов.
5) Укажите, чем эритроциты человека отличаются от эритроцита лягушки. Раскройте
преимущества, которые достигаются при этом.
Эритроциты лягушки Эритроциты человека
Результат:
ВЫВОД:
7. Рассказ учителя. Гемоглобин, его состав, свойства, содержание в крови в норме
(в помощь – атлас анатомии человека).
8. Участие тромбоцитов в процессе свертывания крови. Заполнение схемы по
предложенному вопросу в инструктивной карточке. Использование статьи в учебнике
§17.
ЗАДАНИЕ. Заполните схему, отражающую порядок событий, происходящих при
свертывании крови. Используйте статью «Тромбоциты» на стр.86-87
учебника.
III. Закрепление и обобщение изученного материала.
1. Работа с тестами. Взаимопроверка. Самооценка по предложенным учителем критериям.
1) Вставьте в текст «КРОВЬ» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
КРОВЬ
Кровь – это _______________________ (А). В ее состав входит ______________ (Б) и форменные элементы – красные клетки – эритроциты, белые клетки - _____________ (В) и кровяные пластинки – тромбоциты. Кровь, ______________ (Г) и тканевая жидкость образуют внутреннюю среду организма.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) лимфа 2) лейкоциты 3) вода 4) плазма 5) белки 6) особый тип ткани
Таблица:
А
Б
В
Г
2)Ответьте на тестовые вопросы:
1. Внутреннюю среду организма образуют:
1) полости тела 3) внутренние органы
2) кровь, лимфа, тканевая жидкость 4) цитоплазма клеток
2. Чем характеризуется внутренняя среда организма:
1) упругостью 2) гомеостазом 3) высокой токсичностью 4) сжимаемостью
3. Жидкая часть крови – это:
1) цитоплазма 2) лимфа 3) плазма 4) протоплазма
4. Сывороткой крови называют:
1) плазму крови без фибриногена 3) кровь без тромбоцитов
2) плазму крови без минеральных солей 4) кровь без ионов кальция