Урок по теме "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови"
Урок по теме "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови"
Урок биологии в 8 классе раскрывает понятие “внутренняя среда организма”, ее роль в организме, значение постоянства внутренней среды; дать понятие крови; познакомиться со строением крови; выяснить какие функции выполняют плазма и клетки крови;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови"»
Тема урока: Внутренняя среда организма. Состав и функции крови.
Цели урока:
Образовательные: раскрыть понятие “внутренняя среда организма”, ее роль в организме, значение постоянства внутренней среды; дать понятие крови; познакомиться со строением крови; выяснить какие функции выполняют плазма и клетки крови; Развивающие: -развивать умения сравнивать, оценивать, узнавать изученные объекты на таблицах, рисунках; - уметь слушать товарища и принимать правильное решение, привлекать личный опыт, делать выводы. Воспитательные: -воспитывать у учащихся дух соревнования, коллективизма и взаимопомощи, -точность и быстроту ответов; культуру труда;
Оборудование: презентация «Состав и функции крови»; микроскоп, готовые микропрепараты «Кровь человека» и «Кровь лягушки».
Ход урока
1.Организационный момент
2.Изучение нового материала
Эпиграф: Постоянство внутренней среды –
залог свободной и независимой жизни.
Клод Бернар (СЛАЙД 1)
Учитель: Образное выражение К. Бернара «свободная и независимая жизнь» расценивалось как противостояние организма среде обитания. Потребовались годы споров, годы научных экспериментов, чтобы «постоянство внутренней среды» превратилось в основной закон, определяющий жизнь и деятельность организма человека и высших животных.
Ребята, что мы изучали на прошлом уроке?
Дети: что такое внутренняя среда, из чего она состоит.
Ребята, как вы думаете, о чём идёт речь в этих стихотворных строках?
По замкнутой системе
Стремительно бегу
А в чём моя задача?
Я кислород несу. (Кровь)
Вывод: Первый компонент внутренней среды организма – кровь.
С каким определением крови мы уже знакомы?
-Кровь – это вид соединительной ткани, межклеточное вещество – жидкое.
Учитель: Я не кровь, но в связи с нею,
Свои функции имею,
К тканям жидким отношусь
И в сосудах нахожусь. (Лимфа)
Работа с учебником п.17, с.82
Лимфа – прозрачная жидкость, которая отличается от крови по составу, в ней содержатся белки, жиры, гормоны. Участвует лимфатическая система в создании иммунитета, в защите от болезнетворных микробов.
Учитель: Нахожусь я меж клетками и около клеток,
Вещества принимаю и передаю,
Внутреннюю среду организма
Вместе с кровью и лимфою я создаю.
О какой жидкости идёт речь? Работа с учебником с.82
Дети: Тканевая жидкость – является компонентом внутренней среды, в которой непосредственно находятся клетки. В ней около 95% воды, 0,9% минеральных солей, 1,5% белков и других органических веществ, кислород и СО2.
Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород, принесённые кровью. В тканевую жидкость клетки выделяют продукты распада.
Учитель: Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?
Дети: КРОВЬ, ЛИМФА, ТКАНЕВАЯ ЖИДКОСТЬ. (Р.т. с.28, у. 59)
Учитель: ВСО- это совокупность жидкостей, принимающих участие в процессах обмена веществ и поддержании постоянства внутренней среды организма. (СЛАЙД 2)
Учитель: А ещё кровь называют жизнью. С древних времён интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни животного и человека.
«Кровь» и «жизнь» - слова синонимы! Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви. Кровью смывали позор и оскорбления.
Тема урока: Состав и функции крови.
ЦЕЛЬ: познакомиться со строением крови; выяснить, какие функции выполняют плазма и клетки крови;
Из чего состоит кровь?
?Видеофрагмент (Мы отправимся в клиническую лабораторию Благодарненской ЦРБ
Посмотрим, как проводится исследование крови. Во время экскурсии будьте внимательны.
Учитель: 1. Как называется жидкая полупрозрачная часть крови?
2.Что ещё содержится в крови? (СЛАЙД4)
-Общее количество крови в организме взрослого человека 5-6 л. и около 3л. у подростков. Если дать крови отстояться, то образуются 2 резко отличающихся слоя.
Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость – плазма крови (60%) и нижний слой- осадок тёмно-красного цвета, который образован форменными элементами – клетками крови (40%): лейкоцитами, эритроцитами, тромбоцитами.
Учитель: Подхватили кислород,
И скорей, скорей вперёд-
А то клеткам в организме
Его, ох недостаёт.
О каких клетках крови идёт речь?
Дети: Эритроциты
(СЛАЙД 3)
Эти клетки крови имеют двояковогнутую форму, перенос кислорода – настолько важная задача, что для наиболее полноценного её выполнения эритроциты человека в процессе развития лишились клеточного ядра и сами не могут размножаться.
Таким образом, форма эритроцита и отсутствие ядра позволяет использовать весь объём эритроцита для переноса кислорода.
Эритроцит напоминает собой тончайшую губку, все поры которой заполнены особым веществом – гемоглобином – придаёт красный цвет.
Огромной «фабрикой», где образуются эритроциты, является красный костный мозг. Эритроциты живут в крови 80-120 дней, а затем разрушаются в селезёнке и печени.
ФИЗМИНУТКА
Мы с вами восстановим кровообращение и выполним упражнение для мозгового кровообращения:
Исходное положение – сидя на стуле, руки на поясе
Поворот головы направо
Исходное положение
Поворот головы налево
Исходное положение (6-8 раз, темп медленный)
Исходное положение – сидя на стуле, руки вверх
1-сжать кисти в кулак
2- разжать кисти (6-8 раз)
3- руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями
Для проведения следующей работы у вас на столах имеются листы наблюдения.
Прочитайте цель работы. Что необходимо для выполнения работы?
Рассмотрим препарат крови человека, обратите внимание на размеры эритроцитов (мелкие), 0,007мкм, форму (круглая), окраску (ярко-красная)
Рассмотрим препарат крови лягушки, обратите внимание на размеры эритроцитов (крупнее), 0,02мкм, форму (овальная), окраску (светло-розовая)
Чья кровь переносит больше кислорода, человека или лягушки?
Сделайте вывод: почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки?
Ответ: эритроциты человека в 3 раза меньше эритроцитов лягушки, но их в1кубическом мм. в 13 раз больше у человека, чем у лягушки. В крови лягушки в 1кубичеком мм. -400 тыс. эритроцитов, а у человека 5 млн. Значит, переносит в единицу времени больше кислорода кровь человека, потому что у человека общая поверхность эритроцитов больше, чем у лягушки.
Вывод: Эритроциты человека обладают большей способностью к транспортировке кислорода.
Показатели
Эритроцит человека
Эритроцит лягушки
Форма
круглая
овальная
Наличие ядра
нет
есть
Размеры
0,007мкм
0,02мкм
Окраска
ярко-красная
светло-розовая
Учитель: Сейчас я предлагаю вам рассмотреть следующий фрагмент (АНИМАЦИЯ)
Какие клетки принимают участие в уничтожении микроба? (ЛЕЙКОЦИТЫ)
Лейкоциты- это клетки с хорошо развитыми ядрами, их называют белыми клетками крови. Это «одетые» в белые халаты санитары нашего организма.
Некоторые лейкоциты ложноножками захватывают чужеродное тело, поглощают и уничтожают. Это явление было открыто И.И. Мечниковым и названо фагоцитозом, а сами лейкоциты- фагоцитами, что означает «клетки-пожиратели».
В 1 куб. мм. крови-4,5 -10 тыс.
Образуются в красном костном мозге, лимфатических узлах, разрушаются в селезёнке.
Учитель: Скорая помощь для организма, скорее «скорой»
О каких клетках крови идёт речь?
Тромбоциты: фрагменты клеток, неправильной формы, без ядра.
Принимают участие в свёртывании крови.
В 1 куб. мм. 6-8 тыс., в красном костном мозге, живут около 5-7 дней.
Если происходит травма и кровь выходит из сосуда, тромбоциты слипаются и разрушаются. При этом они выделяют ферменты, которые вызывают целую цепочку химических реакций, ведущих к свёртыванию крови.
В крови находится жидкий белок фибриноген, который под действием ферментов превращается в нити нерастворимого белка фибрина. Образуется сетка, в которой задерживаются клетки крови, образуется тромб, закрывающий рану.
Учитель: Врач анализ в руки взял,
По нему всё прочитал,
Тут же выписал мне справку,
Чтоб о школе не мечтал
Видеофрагмент 2
У вас на столах лежат бланки анализов крови.
Что узнаёт врач из результатов анализа крови?
Дети: количество клеток крови, содержание гемоглобина, концентрацию сахара, СОЭ, тромбоциты, лейкоциты и другие показатели.
Кровь – это «зеркало здоровья». Если анализ показывает повышенное количество лейкоцитов значит в организме идёт воспалительный процесс, уменьшение эритроцитов и уменьшение количества гемоглобина в эритроцитах – малокровие.
Кровь является одной из важнейших жидкостей в организме человека, так как она выполняет разнообразные функции: разносит кислород и питательные вещества, уносит продукты распада, регулирует температуру тела, осуществляет защитные функции.