kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии в 8 классе раскрывает понятие “внутренняя среда организма”, ее роль в организме, значение постоянства внутренней среды; дать понятие крови; познакомиться со строением крови;     выяснить какие функции выполняют плазма и клетки крови;                                                             

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови"»

Тема урока: Внутренняя среда организма. Состав и функции крови.

Цели урока:

Образовательные: раскрыть понятие “внутренняя среда организма”, ее роль в организме, значение постоянства внутренней среды; дать понятие крови; познакомиться со строением крови; выяснить какие функции выполняют плазма и клетки крови; Развивающие: -развивать умения сравнивать, оценивать, узнавать изученные объекты на таблицах, рисунках; - уметь слушать товарища и принимать правильное решение, привлекать личный опыт, делать выводы. Воспитательные: -воспитывать у учащихся дух соревнования, коллективизма и взаимопомощи, -точность и быстроту ответов; культуру труда;

Оборудование: презентация «Состав и функции крови»; микроскоп, готовые микропрепараты «Кровь человека» и «Кровь лягушки».

Ход урока



1.Организационный момент

2.Изучение нового материала


Эпиграф: Постоянство внутренней среды –

залог свободной и независимой жизни.

Клод Бернар (СЛАЙД 1)


Учитель: Образное выражение К. Бернара «свободная и независимая жизнь» расценивалось как противостояние организма среде обитания. Потребовались годы споров, годы научных экспериментов, чтобы «постоянство внутренней среды» превратилось в основной закон, определяющий жизнь и деятельность организма человека и высших животных.

Ребята, что мы изучали на прошлом уроке?

Дети: что такое внутренняя среда, из чего она состоит.



Ребята, как вы думаете, о чём идёт речь в этих стихотворных строках?


  1. По замкнутой системе

Стремительно бегу

А в чём моя задача?

Я кислород несу. (Кровь)


Вывод: Первый компонент внутренней среды организма – кровь.

С каким определением крови мы уже знакомы?

-Кровь – это вид соединительной ткани, межклеточное вещество – жидкое.


Учитель: Я не кровь, но в связи с нею,

Свои функции имею,

К тканям жидким отношусь

И в сосудах нахожусь. (Лимфа)

Работа с учебником п.17, с.82


Лимфа – прозрачная жидкость, которая отличается от крови по составу, в ней содержатся белки, жиры, гормоны. Участвует лимфатическая система в создании иммунитета, в защите от болезнетворных микробов.



Учитель: Нахожусь я меж клетками и около клеток,

Вещества принимаю и передаю,

Внутреннюю среду организма

Вместе с кровью и лимфою я создаю.


О какой жидкости идёт речь? Работа с учебником с.82


Дети: Тканевая жидкость – является компонентом внутренней среды, в которой непосредственно находятся клетки. В ней около 95% воды, 0,9% минеральных солей, 1,5% белков и других органических веществ, кислород и СО2.

Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород, принесённые кровью. В тканевую жидкость клетки выделяют продукты распада.


Учитель: Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?

Дети: КРОВЬ, ЛИМФА, ТКАНЕВАЯ ЖИДКОСТЬ. (Р.т. с.28, у. 59)

Учитель: ВСО- это совокупность жидкостей, принимающих участие в процессах обмена веществ и поддержании постоянства внутренней среды организма. (СЛАЙД 2)


Учитель: А ещё кровь называют жизнью. С древних времён интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни животного и человека.

«Кровь» и «жизнь» - слова синонимы! Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви. Кровью смывали позор и оскорбления.

Тема урока: Состав и функции крови.


ЦЕЛЬ: познакомиться со строением крови; выяснить, какие функции выполняют плазма и клетки крови;


Из чего состоит кровь?

?Видеофрагмент (Мы отправимся в клиническую лабораторию Благодарненской ЦРБ

Посмотрим, как проводится исследование крови. Во время экскурсии будьте внимательны.

Учитель: 1. Как называется жидкая полупрозрачная часть крови?

2.Что ещё содержится в крови? (СЛАЙД4)

-Общее количество крови в организме взрослого человека 5-6 л. и около 3л. у подростков. Если дать крови отстояться, то образуются 2 резко отличающихся слоя.

Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость – плазма крови (60%) и нижний слой- осадок тёмно-красного цвета, который образован форменными элементами – клетками крови (40%): лейкоцитами, эритроцитами, тромбоцитами.


Учитель: Подхватили кислород,

И скорей, скорей вперёд-

А то клеткам в организме

Его, ох недостаёт.


О каких клетках крови идёт речь?


Дети: Эритроциты

(СЛАЙД 3)

Эти клетки крови имеют двояковогнутую форму, перенос кислорода – настолько важная задача, что для наиболее полноценного её выполнения эритроциты человека в процессе развития лишились клеточного ядра и сами не могут размножаться.

Таким образом, форма эритроцита и отсутствие ядра позволяет использовать весь объём эритроцита для переноса кислорода.

Эритроцит напоминает собой тончайшую губку, все поры которой заполнены особым веществом – гемоглобином – придаёт красный цвет.

Огромной «фабрикой», где образуются эритроциты, является красный костный мозг. Эритроциты живут в крови 80-120 дней, а затем разрушаются в селезёнке и печени.


ФИЗМИНУТКА

Мы с вами восстановим кровообращение и выполним упражнение для мозгового кровообращения:

Исходное положение – сидя на стуле, руки на поясе

  1. Поворот головы направо

  2. Исходное положение

  3. Поворот головы налево

  4. Исходное положение (6-8 раз, темп медленный)


Исходное положение – сидя на стуле, руки вверх

1-сжать кисти в кулак

2- разжать кисти (6-8 раз)

3- руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями




Для проведения следующей работы у вас на столах имеются листы наблюдения.

Прочитайте цель работы. Что необходимо для выполнения работы?

  1. Рассмотрим препарат крови человека, обратите внимание на размеры эритроцитов (мелкие), 0,007мкм, форму (круглая), окраску (ярко-красная)

  2. Рассмотрим препарат крови лягушки, обратите внимание на размеры эритроцитов (крупнее), 0,02мкм, форму (овальная), окраску (светло-розовая)

  3. Чья кровь переносит больше кислорода, человека или лягушки?

  4. Сделайте вывод: почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки?

Ответ: эритроциты человека в 3 раза меньше эритроцитов лягушки, но их в1кубическом мм. в 13 раз больше у человека, чем у лягушки. В крови лягушки в 1кубичеком мм. -400 тыс. эритроцитов, а у человека 5 млн. Значит, переносит в единицу времени больше кислорода кровь человека, потому что у человека общая поверхность эритроцитов больше, чем у лягушки.

Вывод: Эритроциты человека обладают большей способностью к транспортировке кислорода.




Показатели

Эритроцит человека

Эритроцит лягушки

Форма

круглая

овальная

Наличие ядра

нет

есть

Размеры

0,007мкм

0,02мкм

Окраска

ярко-красная

светло-розовая



Учитель: Сейчас я предлагаю вам рассмотреть следующий фрагмент (АНИМАЦИЯ)

Какие клетки принимают участие в уничтожении микроба? (ЛЕЙКОЦИТЫ)


Лейкоциты- это клетки с хорошо развитыми ядрами, их называют белыми клетками крови. Это «одетые» в белые халаты санитары нашего организма.

Некоторые лейкоциты ложноножками захватывают чужеродное тело, поглощают и уничтожают. Это явление было открыто И.И. Мечниковым и названо фагоцитозом, а сами лейкоциты- фагоцитами, что означает «клетки-пожиратели».

В 1 куб. мм. крови-4,5 -10 тыс.

Образуются в красном костном мозге, лимфатических узлах, разрушаются в селезёнке.


Учитель: Скорая помощь для организма, скорее «скорой»

О каких клетках крови идёт речь?

Тромбоциты: фрагменты клеток, неправильной формы, без ядра.

Принимают участие в свёртывании крови.

В 1 куб. мм. 6-8 тыс., в красном костном мозге, живут около 5-7 дней.


Если происходит травма и кровь выходит из сосуда, тромбоциты слипаются и разрушаются. При этом они выделяют ферменты, которые вызывают целую цепочку химических реакций, ведущих к свёртыванию крови.

В крови находится жидкий белок фибриноген, который под действием ферментов превращается в нити нерастворимого белка фибрина. Образуется сетка, в которой задерживаются клетки крови, образуется тромб, закрывающий рану.


Учитель: Врач анализ в руки взял,

По нему всё прочитал,

Тут же выписал мне справку,

Чтоб о школе не мечтал

Видеофрагмент 2

У вас на столах лежат бланки анализов крови.

Что узнаёт врач из результатов анализа крови?

Дети: количество клеток крови, содержание гемоглобина, концентрацию сахара, СОЭ, тромбоциты, лейкоциты и другие показатели.


Кровь – это «зеркало здоровья». Если анализ показывает повышенное количество лейкоцитов значит в организме идёт воспалительный процесс, уменьшение эритроцитов и уменьшение количества гемоглобина в эритроцитах – малокровие.

Кровь является одной из важнейших жидкостей в организме человека, так как она выполняет разнообразные функции: разносит кислород и питательные вещества, уносит продукты распада, регулирует температуру тела, осуществляет защитные функции.

Закрепление:

1. Игра: «Третий лишний»


Лимфа Эритроциты Тромбоциты

Тканевая жидкость Плазма Лейкоциты

Тромбоциты Лейкоциты Эритроциты


Домашнее задание: СЛАЙД

6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови"

Автор: Степанова Елена Владимировна

Дата: 12.12.2018

Номер свидетельства: 490496

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "конспект урока биологии на тему "Внутренняя вреда организма. Состав крови""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekturokabiologhiinatiemuvnutrienniaiavriedaorghanizmasostavkrovi"
    ["file_id"] => string(6) "256944"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448233066"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "конспект урока биологии на тему "Внутренняя cреда организма. Состав крови""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekturokabiologhiinatiemuvnutrienniaiacriedaorghanizmasostavkrovi"
    ["file_id"] => string(6) "256945"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448235408"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Кровь, компоненты внутренней среды организма. Состав крови "
    ["seo_title"] => string(60) "krov-komponienty-vnutrienniei-sriedy-orghanizma-sostav-krovi"
    ["file_id"] => string(6) "149920"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420370257"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Внутренняя среда организма. Кровь "
    ["seo_title"] => string(36) "vnutrienniaia-srieda-orghanizma-krov"
    ["file_id"] => string(6) "244862"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446024333"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) "Конспект урока по биологии в 8 классе на тему:"Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма""
    ["seo_title"] => string(142) "konspiekt-uroka-po-biologhii-v-8-klassie-na-tiemu-vnutrienniaia-srieda-orghanizma-krov-i-ostal-nyie-komponienty-vnutrienniei-sriedy-orghanizma"
    ["file_id"] => string(6) "248625"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446745368"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства