kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему:"Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формировать знания о внутренней среде организма и крови как компонента                                     внутренней среды; о составе крови, функции её форменных элементов.

Задачи урока:

  • Раскрыть понятие внутренняя среда организма
  • Разъяснить состав внутренней среды, роль в организме, значение её постоянства.
  • Распознавать на таблицах и рисунках форменные элементы крови.
  • Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки под микроскопом.

 

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесный, практический.

Оборудование: таблицы: «Ткани», «Кровь», микроскопы, микропрепараты клеток крови человека и лягушки, реактивы для определения группы крови, тарелочки, предметные стекла, вата, продезинфицированные иглы,

Место проведения: кабинет биологии.

Оформление доски: портрет Авиценны, портрет Мечникова И.И.,  репродукция «Кровопускание – в средние века», клетки крови человека.

Демонстрация: определения группы крови, презентация  «Кровь».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии в 8 классе на тему:"Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"»

Тема урока: «Внутренняя среда организма.

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма».


Цель урока: формировать знания о внутренней среде организма и крови как компонента внутренней среды; о составе крови, функции её форменных элементов.

Задачи урока:

  • Раскрыть понятие внутренняя среда организма

  • Разъяснить состав внутренней среды, роль в организме, значение её постоянства.

  • Распознавать на таблицах и рисунках форменные элементы крови.

  • Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки под микроскопом.


Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесный, практический.

Оборудование: таблицы: «Ткани», «Кровь», микроскопы, микропрепараты клеток крови человека и лягушки, реактивы для определения группы крови, тарелочки, предметные стекла, вата, продезинфицированные иглы,

Место проведения: кабинет биологии.

Оформление доски: портрет Авиценны, портрет Мечникова И.И., репродукция «Кровопускание – в средние века», клетки крови человека.

Демонстрация: определения группы крови, презентация «Кровь».




План урока:

I. Изучение нового материала.

  1. Внутренняя среды организма. Её состав и значение.

  2. Образование из крови межклеточной жидкости и лимфы.

  3. Относительное постоянство состава внутренней среды как необходимое условие нормальной жизнедеятельности организма.

  4. Кровь как компонент внутренней среды организма, её состав и значение.

  5. Значение свертывания крови как защитной реакции организма.

  6. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.

  7. Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови»

  8. Анализ крови.

II. Закрепление знаний

  1. Оформление лабораторной работы в тетради

  2. Работа по рисункам в учебнике.

  3. Работа с тестом.

III. Домашнее задание.

IV. Итог урока.










Ход урока:

I. Изучение нового материала.

Учитель: На прошлом уроке мы закончили с вами изучение темы скелет. Сегодня начинаем изучение внутренней среды организма и основной её части крови.

Большинство клеток тела не связаны с окружающей средой. Их жизнедеятельность обеспечивается внутренней средой, которую составляют 3 типа жидкостей:

  • Межклеточная ( тканевая ) жидкость.

  • Лимфа.

  • Кровь

Запишем схему состава строения внутренней среды организма.




Значение внутренней среды организма: обеспечивает клетки веществами необходимыми для их жизнедеятельности, и через неё удаляются продукты распада.

Учитель: Вспомните, какие вы знаете жизненные функции клетки?

Обучающиеся :

  • Обмен веществ

  • Биосинтез и распад органических соединений

  • Рост

  • Размножение

  • Возбудимость.

Зарисуйте схему взаимодействия этих трех составных частей внутренней среды

организма.















Содержание различных веществ и клеток крови в организме в разное время суток и при выполнении различной работы не одинаково, то и выражается оно не одной цифрой, а некоторым диапазоном (от-до). Это результат подвижного равновесия между их приходом и расходом. Эти процессы контролируются рецепторами нервной системы находящимися в стенках кровеносных сосудов.

Внутренняя среда организма имеет относительное постоянство(подвижное равновесие) состава и физико-химических свойств. Только при этом условии клетки могут нормально функционировать.


Учитель: (Слайд №1) Что такое кровь? Жидкость, циркулирующая в кровеносной системе животных и человека. Она приходит в соприкосновение со всеми тканями организма, обеспечивая возможность обмена веществ в организме. Кровь составляет 1/14 - 1/13 веса человека(около 5 л у взрослого человека). Жидкая соединительная ткань. Она циркулирует по замкнутой системе сосудов и непосредственно с другими тканями тела не сообщается. Кровь состоит из жидкой части – плазмы, выполняющей роль межклеточного вещества, и форменных элементов: красных кровяных клеток - эритроцитов, белых кровяных клеток - лейкоцитов и кровяных пластинок – тромбоцитов.

(Слайд №2)В организме кровь выполняет различные функции:

  • Дыхательную – переносит кислород от легких к тканям и углекислый газ от тканей к легким;

  • Питательную – доставляет пищевые вещества к клеткам;

  • Выделительную – выносит ненужные продукты обмена веществ;

  • Терморегуляторную – регулирует температуру тела.

  • Защитную – вырабатывает вещества, необходимые для борьбы с микроорганизмами;

  • Гуморальную – связывает между собой различные органы и системы, перенося вещества, которые в них образуются.

Объем крови в организме человека в среднем около 5 л.

Плазма представляет собой бесцветную прозрачную жидкость. Плазма состоит из неорганических (90% - вода и различные минеральные соли и органических веществ). К органическим веществам плазмы относятся белки, глюкоза, витамины, гормоны и продукты распада белков.

(Слайд №3,4,5) Раскрыли состав крови и функции крови. Запишем все в виде схемы.


Учитель: (Слайд №13.) Вы все знаете, что кровь при вытекании изменяется, т.е. становится твердой. Этот процесс называется свертыванием и достигается химическим составом плазмы и клеток крови.

Учитель : (Слайд № 6,7,10,11) Подробнее изучим форменные элементы крови запишем информацию о них в таблицу:

Клетки крови и их функции.


Название клетки крови

Кол-во в 1 мм³

Место образования

Срок жизни клетки

Место разрушения

Функции

Эритроциты

У муж. – 5-5,5 млн, у жен.4-5,5млн.

Красный костный мозг

От 30до 130 дней

Селезенка и печень

Перенос кислорода ко свеем органам и тканям

Лейкоциты

От 6 до 8 тыс.

Красный костный мозг, селезенке,

лимфатических узлах

От 2-3 часов, до 4 дней, некоторые несколько лет

Места ранений и воспалений

Защита организма от микробов, ядовитых веществ, от чужеродных клеток и тканей (при трансплантации)

Тромбоциты

300 тыс.

Красный костный мозг.

4 дня,

Места ранений,

селезенка

Свертывание крови при ранении.



Учитель: Выполним с вами лабораторную работу «Микроскопическое строение крови человека и лягушки». Возьмите инструктивные карточки. Прочитайте цель работы и последовательность её выполнения.

Инструктивная карточка:

Цель работы: определить, чем отличаются эритроциты разных организмов.

Ход работы:

  1. Подготовьте микроскоп к работе.

  2. Установите на предметном столике микропрепарат крови человека.

  3. Рассмотрите препарат. Найдите эритроциты сначала под малым увеличением, потом под большим. Зарисуйте их.

  4. Теперь установите на предметный столик микропрепарат крови лягушки.

  5. Рассмотрите и зарисуйте эритроциты крови лягушки. Чем они отличаются от эритроцитов крови человека.

  6. Ответьте на вопрос: Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки. Почему?

  7. Сделайте вывод и запишите его в тетрадь.


Учитель: Предоставим слово медицинскому работнику школы. Она нам расскажет, какие анализы крови бывают и что они могут рассказать врачу о человеке.

Фельдшер школы (или участковый врач): При любом обращении к врачу назначается анализ крови. Состав крови является важной характеристикой состояния организма, поэтому анализ крови – одно из наиболее часто проводимых исследований.

Анализ крови может быть:

  • Общим – показывает количество клеток крови, содержание гемоглобина, концентрацию сахара и других веществ, а также скорость оседания эритроцитов (СОЭ). При наличии какого-нибудь воспалительного процесса СОЭ увеличивается.

  • Биохимическим - (для определения кол-ва белков, азота и его компонентов, липидов и холестерина, сахара в крови, гормонов, и т.д.)

  • На группу крови – у человека их 4 группы (агглютинины и аглютиногены).

  • На билирубин - пигмент определяющий цвет кожи и работы печени.

  • На гемоглобин - при нарушении функций красного костного мозга, недостатке в организме железа и некоторых других веществ, а также при значительной потере крови (кровотечении) возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия). При этом в крови снижается содержание эритроцитов и гемоглобина. Норма гемоглобина у мужчин 13-16г%, у женщин 12-14г% (т.е. число граммов в 100см² крови).

  • На лейкоцитоз - повышение числа лейкоцитов, указывает на воспалительную реакцию крови.

  • На свертываемость крови – количество протромбина указывает на скорость свертывания крови.

  • На белокровие (лейкоз) и серповидно клеточную анемию – изменение строения клеток крови.

II. Закрепление знаний:

  • Прокомментируйте рисунки

43 – изображающий состав крови,

44 – изображающий созревание эритроцита

45 – изображающий процесс фагоцитоза.

46 – изображающий свертывание крови.

  • Работа по вопросам(обязательный уровень):

  1. Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?

  2. Откуда клетки тела получают кислород и питательные вещества?

  3. Каковы функции крови, её компонентов (плазмы и форменных элементов), лимфы и межклеточного вещества?

  4. Какая жидкость выделяется при неглубоких ссадинах кожи, заполняет водяную мозоль?

  5. Что может произойти, если надолго туго перевязать палец?

  6. Почему результаты анализа крови широко используются в медицинской практике?

  • Работа по вопросам (повышенный уровень):

  1. Почему межклеточное вещество служит для клеток жизненно важной средой?

  2. Почему должно поддерживаться относительное постоянство внутренней среды организма?

  3. Как в организме поддерживается относительное постоянство его внутренней среды?

  4. Как внутренняя среда организма связана с внешней?

  5. Как взаимосвязаны друг с другом компоненты внутренней среды организма?

  6. Почему в домах с печным отоплением можно умереть? Что происходит в организме?


III. Домашнее задание: прочитать §17, выпишите значение терминов в словарик, составьте кроссворд из этих слов.

  • Докажите, что кровь – соединительная ткань.











































Рабочий лист для обучающегося:


Тема урока:____________________________________________________


1. Внутренняя среда организма




2. Кровь

Кровь:

  • Внешний вид крови:_____________________________________________

  • Местонахождение:____________________________________________

  • Количество в организме:______________________________________





3. Клетки крови и их функции.


Название клетки крови

Кол-во в 1 мм³

место образования

Срок жизни клетки

Место разрушения

Функции

Эритроциты









Лейкоциты









Тромбоциты













4. Лабораторная работа

«Микроскопическое строение крови человека и лягушки»

Цель:________________________________________________________________________


Рисунок эритроцита человека.

Рисунок эритроцита лягушки.


Вывод: ________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________


Допишите предложения.

Красные кровяные тельца крови - ___________________________________

транспортируют __________________________________________________

к тканям, а ____________________________________к_______________________________

Красный цвет кровяных телец обусловлен наличием в них___________________________

который легко присоединяет к себе ______________________________________________

и становится _____________________________________________. Лейкоциты – клетки с хорошо развитыми __________________________________________. Основная функция лейкоцитов - __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Одна из групп лейкоцитов - _____________________________________________________

Способна опознавать чужеродные соединения _____________________________________

- и вырабатывать особые вещества - ______________________________________________

, нейтрализующие эти ___________________________________________________.


















































Клетки крови и их функции.


Название клетки крови

Кол-во в 1 мм³

Место образования

Срок жизни клетки

Место разрушения

Функции

Эритроциты

У муж. – 5-5,5 млн, у жен.4-5,5млн.

Красный костный мозг

От 30до 120 дней

Селезенка и печень

Перенос кислорода ко свеем органам и тканям

Лейкоциты

От 6 до 8 тыс.

Красный костный мозг, селезенке,

лимфатических узлах

От 1 до нескольких дней

Места ранений и воспалений

Защита организма от микробов, ядовитых веществ, от чужеродных клеток и тканей (при трансплантации)

Тромбоциты

300 тыс.

Красный костный мозг.

5-8 дней

Места ранений,

селезенка

Свертывание крови при ранении.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Мищенко Елена Николаевна

Дата: 05.11.2015

Номер свидетельства: 248625


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства