Конспект урока по биологии в 8 классе на тему:"Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему:"Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"
Цель урока: формировать знания о внутренней среде организма и крови как компонента внутренней среды; о составе крови, функции её форменных элементов.
Задачи урока:
Раскрыть понятие внутренняя среда организма
Разъяснить состав внутренней среды, роль в организме, значение её постоянства.
Распознавать на таблицах и рисунках форменные элементы крови.
Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки под микроскопом.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесный, практический.
Оборудование: таблицы: «Ткани», «Кровь», микроскопы, микропрепараты клеток крови человека и лягушки, реактивы для определения группы крови, тарелочки, предметные стекла, вата, продезинфицированные иглы,
Место проведения: кабинет биологии.
Оформление доски: портрет Авиценны, портрет Мечникова И.И., репродукция «Кровопускание – в средние века», клетки крови человека.
Демонстрация: определения группы крови, презентация «Кровь».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии в 8 классе на тему:"Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"»
Тема урока:«Внутренняя среда организма.
Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма».
Цель урока: формировать знания о внутренней среде организма и крови как компонента внутренней среды; о составе крови, функции её форменных элементов.
Задачи урока:
Раскрыть понятие внутренняя среда организма
Разъяснить состав внутренней среды, роль в организме, значение её постоянства.
Распознавать на таблицах и рисунках форменные элементы крови.
Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки под микроскопом.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесный, практический.
Оборудование: таблицы: «Ткани», «Кровь», микроскопы, микропрепараты клеток крови человека и лягушки, реактивы для определения группы крови, тарелочки, предметные стекла, вата, продезинфицированные иглы,
Место проведения: кабинет биологии.
Оформление доски: портрет Авиценны, портрет Мечникова И.И., репродукция «Кровопускание – в средние века», клетки крови человека.
Демонстрация: определения группы крови, презентация «Кровь».
План урока:
I. Изучение нового материала.
Внутренняя среды организма. Её состав и значение.
Образование из крови межклеточной жидкости и лимфы.
Относительное постоянство состава внутренней среды как необходимое условие нормальной жизнедеятельности организма.
Кровь как компонент внутренней среды организма, её состав и значение.
Значение свертывания крови как защитной реакции организма.
Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.
Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови»
Анализ крови.
II. Закрепление знаний
Оформление лабораторной работы в тетради
Работа по рисункам в учебнике.
Работа с тестом.
III. Домашнее задание.
IV. Итог урока.
Ход урока:
I. Изучение нового материала.
Учитель: На прошлом уроке мы закончили с вами изучение темы скелет. Сегодня начинаем изучение внутренней среды организма и основной её части крови.
Большинство клеток тела не связаны с окружающей средой. Их жизнедеятельность обеспечивается внутренней средой, которую составляют 3 типа жидкостей:
Межклеточная ( тканевая ) жидкость.
Лимфа.
Кровь
Запишем схему состава строения внутренней среды организма.
Значение внутренней среды организма: обеспечивает клетки веществами необходимыми для их жизнедеятельности, и через неё удаляются продукты распада.
Учитель: Вспомните, какие вы знаете жизненные функции клетки?
Обучающиеся :
Обмен веществ
Биосинтез и распад органических соединений
Рост
Размножение
Возбудимость.
Зарисуйте схему взаимодействия этих трех составных частей внутренней среды
организма.
Содержание различных веществ и клеток крови в организме в разное время суток и при выполнении различной работы не одинаково, то и выражается оно не одной цифрой, а некоторым диапазоном (от-до). Это результат подвижного равновесия между их приходом и расходом. Эти процессы контролируются рецепторами нервной системы находящимися в стенках кровеносных сосудов.
Внутренняя среда организма имеет относительное постоянство(подвижное равновесие) состава и физико-химических свойств. Только при этом условии клетки могут нормально функционировать.
Учитель:(Слайд №1) Что такое кровь? Жидкость, циркулирующая в кровеносной системе животных и человека. Она приходит в соприкосновение со всеми тканями организма, обеспечивая возможность обмена веществ в организме. Кровь составляет 1/14 - 1/13 веса человека(около 5 л у взрослого человека). Жидкая соединительная ткань. Она циркулирует по замкнутой системе сосудов и непосредственно с другими тканями тела не сообщается. Кровь состоит из жидкой части – плазмы, выполняющей роль межклеточного вещества, и форменных элементов: красных кровяных клеток - эритроцитов, белых кровяных клеток - лейкоцитов и кровяных пластинок – тромбоцитов.
(Слайд №2)В организме кровь выполняет различные функции:
Дыхательную – переносит кислород от легких к тканям и углекислый газ от тканей к легким;
Питательную – доставляет пищевые вещества к клеткам;
Выделительную – выносит ненужные продукты обмена веществ;
Терморегуляторную – регулирует температуру тела.
Защитную – вырабатывает вещества, необходимые для борьбы с микроорганизмами;
Гуморальную – связывает между собой различные органы и системы, перенося вещества, которые в них образуются.
Объем крови в организме человека в среднем около 5 л.
Плазма представляет собой бесцветную прозрачную жидкость. Плазма состоит из неорганических (90% - вода и различные минеральные соли и органических веществ). К органическим веществам плазмы относятся белки, глюкоза, витамины, гормоны и продукты распада белков.
(Слайд №3,4,5) Раскрыли состав крови и функции крови. Запишем все в виде схемы.
Учитель:(Слайд №13.) Вы все знаете, что кровь при вытекании изменяется, т.е. становится твердой. Этот процесс называется свертыванием и достигается химическим составом плазмы и клеток крови.
Учитель :(Слайд № 6,7,10,11) Подробнее изучим форменные элементы крови запишем информацию о них в таблицу:
Клетки крови и их функции.
Название клетки крови
Кол-во в 1 мм³
Место образования
Срок жизни клетки
Место разрушения
Функции
Эритроциты
У муж. – 5-5,5 млн, у жен.4-5,5млн.
Красный костный мозг
От 30до 130 дней
Селезенка и печень
Перенос кислорода ко свеем органам и тканям
Лейкоциты
От 6 до 8 тыс.
Красный костный мозг, селезенке,
лимфатических узлах
От 2-3 часов, до 4 дней, некоторые несколько лет
Места ранений и воспалений
Защита организма от микробов, ядовитых веществ, от чужеродных клеток и тканей (при трансплантации)
Тромбоциты
300 тыс.
Красный костный мозг.
4 дня,
Места ранений,
селезенка
Свертывание крови при ранении.
Учитель: Выполним с вами лабораторную работу «Микроскопическое строение крови человека и лягушки». Возьмите инструктивные карточки. Прочитайте цель работы и последовательность её выполнения.
Инструктивная карточка:
Цель работы: определить, чем отличаются эритроциты разных организмов.
Ход работы:
Подготовьте микроскоп к работе.
Установите на предметном столике микропрепарат крови человека.
Рассмотрите препарат. Найдите эритроциты сначала под малым увеличением, потом под большим. Зарисуйте их.
Теперь установите на предметный столик микропрепарат крови лягушки.
Рассмотрите и зарисуйте эритроциты крови лягушки. Чем они отличаются от эритроцитов крови человека.
Ответьте на вопрос: Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки. Почему?
Сделайте вывод и запишите его в тетрадь.
Учитель: Предоставим слово медицинскому работнику школы. Она нам расскажет, какие анализы крови бывают и что они могут рассказать врачу о человеке.
Фельдшер школы (или участковый врач): При любом обращении к врачу назначается анализ крови. Состав крови является важной характеристикой состояния организма, поэтому анализ крови – одно из наиболее часто проводимых исследований.
Анализ крови может быть:
Общим – показывает количество клеток крови, содержание гемоглобина, концентрацию сахара и других веществ, а также скорость оседания эритроцитов (СОЭ). При наличии какого-нибудь воспалительного процесса СОЭ увеличивается.
Биохимическим - (для определения кол-ва белков, азота и его компонентов, липидов и холестерина, сахара в крови, гормонов, и т.д.)
На группу крови – у человека их 4 группы (агглютинины и аглютиногены).
На билирубин - пигмент определяющий цвет кожи и работы печени.
На гемоглобин - при нарушении функций красного костного мозга, недостатке в организме железа и некоторых других веществ, а также при значительной потере крови (кровотечении) возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия). При этом в крови снижается содержание эритроцитов и гемоглобина. Норма гемоглобина у мужчин 13-16г%, у женщин 12-14г% (т.е. число граммов в 100см² крови).
На лейкоцитоз - повышение числа лейкоцитов, указывает на воспалительную реакцию крови.
На свертываемость крови – количество протромбина указывает на скорость свертывания крови.
На белокровие (лейкоз) и серповидно клеточную анемию – изменение строения клеток крови.
II. Закрепление знаний:
Прокомментируйте рисунки
43 – изображающий состав крови,
44 – изображающий созревание эритроцита
45 – изображающий процесс фагоцитоза.
46 – изображающий свертывание крови.
Работа по вопросам(обязательный уровень):
Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?
Откуда клетки тела получают кислород и питательные вещества?
Каковы функции крови, её компонентов (плазмы и форменных элементов), лимфы и межклеточного вещества?
Какая жидкость выделяется при неглубоких ссадинах кожи, заполняет водяную мозоль?
Что может произойти, если надолго туго перевязать палец?
Почему результаты анализа крови широко используются в медицинской практике?
Работа по вопросам (повышенный уровень):
Почему межклеточное вещество служит для клеток жизненно важной средой?
Почему должно поддерживаться относительное постоянство внутренней среды организма?
Как в организме поддерживается относительное постоянство его внутренней среды?
Как внутренняя среда организма связана с внешней?
Как взаимосвязаны друг с другом компоненты внутренней среды организма?
Почему в домах с печным отоплением можно умереть? Что происходит в организме?
III. Домашнее задание: прочитать §17, выпишите значение терминов в словарик, составьте кроссворд из этих слов.
к тканям, а ____________________________________к_______________________________
Красный цвет кровяных телец обусловлен наличием в них___________________________
который легко присоединяет к себе ______________________________________________
и становится _____________________________________________. Лейкоциты – клетки с хорошо развитыми __________________________________________. Основная функция лейкоцитов - __________________________________________________________________