Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Дыхание животных» 6 класс»
Урок по теме «Дыхание животных» 6 класс
Задачи урока:
сформировать знания о дыхании как компоненте обмена веществ, о роли кислорода в этом процессе, о сущности дыхания — окислении органических веществ с освобождением энергии; об особенностях дыхания у животных;
научить учащихся выделять существенные признаки дыхания, объяснять роль дыхания в обмене веществ, определять роль дыхания в жизни организмов.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
учащиеся знакомятся с особенностями процесса дыхания как компонента обмена веществ; учатся определять значение дыхания в жизни организмов; овладевают умением объяснять роль кожи, жабр, трахей, лёгких в процессе дыхания.
Метапредметные:
учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умение наблюдать за жизнедеятельностью животных; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о процессах жизнедеятельности животных в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её.
Личностные:
учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности животных, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны.
Основные понятия урока: дыхание, жабры, трахеи, лёгкие.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в группе, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении особенностей дыхания у животных, определение целевых и смысловых установок в своих действиях и поступках по отношению к животным.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
Проверка готовности к уроку, настрой на урок.
2. Проверка домашнего задания.
стр.107, задание1-2, устно 2-3 человека.
3.Актуализация знаний.
-Давайте поговорим сегодня о том, что позволяет нам жить
(дети сами предлагают свои варианты, что же нам позволяет жить: питание, дыхание и т.д.)
-Действительно, одно из таких чудес природы – возможность дышать.
Учитель зачитывает стихотворение.
Дышат люди, дышат звери,
Дышат все, кто хочет жить.
Кто под солнцем иль луною
Может жизнью дорожить.
Разберёмся, кто как может.
Будем знать, а кто какой.
Мы же дышим, дышим тоже,
Если дышишь – ты живой!
4. Изучение новой темы.
– Дыхание – это жизненно важная функция. Давайте попробуем в этом разобраться. Затаите своё дыхание на 20–30 секунд и поделитесь своими ощущениями.
Обсуждение своих ощущений. Возможное предположение, что клеткам не хватает кислорода.
– А зачем живые организмы дышат?
Дети предлагают свои ответы:
– Кислород воздуха участвует в процессах расщепления сложных органических веществ, в результате чего образуются: углекислый газ, который мы выдыхаем; вода, используемая клетками (излишки удаляются из организма); и энергия, которая необходима для процессов жизнедеятельности организмов.
– Ребята, а как вы думаете, все ли живые существа на Земле дышат так же, как и люди?
Учащиеся предполагают, что у разных организмов дыхание происходит по разному.
– Целью сегодняшнего урока будет выяснение значимости дыхания и строения органов дыхания у животных.
Запись в тетрадь: “Дыхание у животных”
Актуализация форм деятельности
– Как мы будем работать на уроке?
К доске приглашаются 3 ученика. Одному дать яблоко красного цвета, а другому – зелёного. (инсценировка притчи “Два яблока – две идеи”)
РОЛИ: ведущий, учитель, ученик.
–У тебя было яблоко красного цвета, а у тебя – зеленого. Когда вы ими обменяетесь, у вас в руках побывают и красное, и зелёное яблоки. А если у тебя есть какая-нибудь идея и у тебя тоже есть идея и вы ими обменяетесь (поделитесь). Каждый из вас будет знать по две идеи?
Учащиеся отвечают.
– Ребята, я вам предлагаю поделиться на 5 микрогрупп, каждая из которых будет получать свои знания, а потом поделиться ими с другими.
Каждой микрогруппе раздаётся информационный лист и наглядное пособие (Рисунки 1–5), по которым учащиеся сами получают знания.
Групповая работа по информационным листам 1–5 с использованием наглядных пособий.
Через 5–7 минут начинается защита групповой работы.
Информацию докладывает спикер группы по плану, используя наглядное пособие. Второй ученик у доски записывает данные в таблицу, (учащиеся также заполняют таблицу в тетрадях, начиная, тем самым оформлять опорный конспект темы) Третий ученик предлагает дополнительную информацию, которая также находится в информационном листе.
После защиты групповой работы на доске и в тетрадях появляется опорный конспект темы.
Таблица: Дыхание у животных
Тип дыхания
Органы дыхания
Организмы, для которых это характерно
1. Клеточное
Вся поверхность тела
Одноклеточные, кишечнополостные, некоторые черви
2. Трахейное
Дыхальца, трахеи
Насекомые
3. Жаберное
Жабры
Рыбы, ракообразные, моллюски
4. Лёгочное
Лёгкие
Наземные позвоночные животные
5. Кожное
Кожа
Земноводные
5. Валеологическая разминка
Расслабление мышц кистей рук;
упражнение на дыхание;
гимнастика для глаз.
6. Закрепление изученного материала
1. После заполнения таблицы дети ещё раз называют типы дыхания, органы дыхания и организмы, для которых это характерно.
2. Выполнение тестового задания (карточки с заданием раздаются каждому ученику).
Выставляют друг другу оценки и сдают работы учителю. Критерии оценок: 1 задание=1 бал
Механизм дыхания: Одноклеточные организмы поглощают растворённый в воде кислород всей поверхностью тела. Кислород участвует в расщеплении сложных органических веществ, в результате чего освобождается энергия, которая необходима для жизни животного. Образующийся в результате дыхания углекислый газ выделяется наружу также через всю поверхность тела.
Дополнительная информация:
При загрязнении водоёмов гибнет большое количество одноклеточных организмов, которые являются источником пищи для мальков, ракообразных, в результате чего нарушаются цепи питания.
Информационный лист 2
Тип дыхания: трахейное.
Организмы: класс Насекомые (жуки, бабочки, кузнечики, мухи)
Механизм дыхания: Брюшко насекомого разделено на 5–11 частей (сегментов). На каждом из них имеется пара небольших отверстий – дыхалец. От каждого дыхальца внутрь отходят ветвящиеся трубочки – трахеи, которые пронизывают всё тело насекомого. Наблюдая за майским жуком, можно заметить, как его брюшко то уменьшается в объёме, то увеличивается. Это дыхательные движения. При вдохе в организм через дыхальца поступает воздух, содержащий кислород, а при выдохе выходит воздух, насыщенный углекислым газом.
Дополнительная информация:
У представителей класса Паукообразные – пауков, органы дыхания представлены не только трахеями, но и лёгочными мешками, которые сообщаются с внешней средой через дыхательные отверстия
Информационный лист 3
Тип дыхания: жаберное.
Организмы: многие водные обитатели (рыбы, раки, моллюски)
Механизм дыхания:Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде, с помощью особых разветвлённых кожных выростов, которые называются жабры. Рыбы постоянно заглатывают воду. Из ротовой полости вода проходит через жаберные щели, омывают жабры и из-под жаберных крышек выходит наружу. Жабры состоят из жаберных дуг и жаберных лепестков, которые пронизаны множеством кровеносных сосудов. Из воды, которая омывает жабры, в кровь поступает кислород, а из крови в воду удаляется углекислый газ. Жабры, находящиеся внутри тела, называются внутренними жабрами.
Дополнительная информация: Некоторые животные, например, земноводные, имеют густые пучки жабр на поверхности тела. Такие жабры называются – наружными. Так обстоит дело у протея – слепого пещерного животного из западных областей Югославии, и аксолотлей (которые по общему облику похожи на тритонов) – их родина Мексика.
Во время вдоха, воздух, содержащий кислород попадает в лёгкие. Лёгкие имеют вид ячеистых мешков. В каждом лёгком (левое и правое) очень сильно разветвляются бронхи, которые оканчиваются многочисленными лёгочными пузырьками. Каждый лёгочный пузырёк оплетён сетью кровеносных сосудов. Из лёгочного пузырька кислород воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови в воздух. После накопления углекислого газа в лёгочном пузырьке происходит выдох. Ячеистое строение лёгких позволяет увеличить их внутреннюю поверхность во много раз.
Дополнительная информация:
Один из самых распространённых пороков человека – курение табака. Табачный дым содержит около 400 чрезвычайно вредных для организма веществ (никотин, синильная кислота, сажа, дёготь и др.) При курении эти вещества оседают на оболочках лёгочных пузырьков, вызывая мучительный кашель. Лёгкие курильщика теряют эластичность, становятся малорастяжимыми, в результате чего снабжение организма кислородом уменьшается. Работоспособность и общее самочувствие резко ухудшаются. Курящие люди значительно чаще заболевают хроническим бронхитом, раком лёгких и астмой.
Информационный лист 5
Тип дыхания: кожное.
Организмы: земноводные (саламандры, лягушки …)
Механизм дыхания: Лёгкие земноводных развиты слабо, поэтому дополнительный газообмен осуществляется через влажную кожу. В тонкой коже земноводных много желёз, которые выделяют слизь. Благодаря слизи на поверхности кожи создаётся жидкостная плёнка, в которой растворяется атмосферный кислород и, благодаря чему, возможно дыхание через кожу.
Особое значение кожное дыхание имеет в то время, когда земноводные долго находятся в воде (зимняя спячка, длительное пребывание в воде в случае опасности). Лёгочное и кожное дыхание у земноводных развито не одинаково. У тех из них, кто большую часть жизни проводит в воде, слабее развиты лёгкие, а лучше – кожное дыхание. У земноводных, живущих вдали от водоёмов, более развиты лёгкие и менее – кожное дыхание.
Дополнительная информация:
Дышит кожей и человек: у него на долю кожного дыхания приходится около 1 – 2% от его общего объёма. Кислород воздуха проникает через поры кожи. Поэтому рекомендуется носить одежду из натуральных тканей, чтобы не затруднять этот процесс (хлопчатобумажные, льняные, шерстяные ткани).