Продолжить формировать умения сравнивать,анализировать, обобщать и делать выводы.
Развивать самостоятельную деятельность.
Воспитывать осознанное, бережное отношение к природе.
Оборудование:
Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. - М.: Вентана-Граф, 2017;
компьютер;
экран;
презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
Встали ровно!
Подтянулись!
Широко всем улыбнулись.
Мы пришли сюда учиться.
Не лениться, а трудиться!
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Очень рада видеть ваши умные лица!
II. Актуализация опорных знаний
с
о
к
б
з
а
и
ж
о
п
р
и
р
о
д
а
у
а
з
а
л
о
н
с
т
н
с
о
м
а
т
е
ь
т
г
а
т
а
л
е
и
ш
о
и
н
я
н
м
и
и
и
я
е
я
- Я предлагаю вспомнить материал прошлого урока.Для этого мы с вами будем разгадывать кроссворд.Слайд 2.
- В кроссворде семь слов. Если вы знаете слово, поднимаете руку. Тот, кого я спрошу, идет к доске и пишет ответ. Но чтобы получить оценку, вы ещё должны найти и исправить ошибку в предложении, которое я вам скажу.
- Начинаем.
1. Это овощная культура. Про неё есть такая загадка:
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах.
Ответ учащегося.
- Правильно, капуста.
2. Как называли первобытных людей, которые добывали пищу путем сбора съедобных семян, плодов, кореньев?Ответ учащегося.
- Правильно, собиратели.
.
3. Как переводится с греческого языка слово биос?Ответ учащегося.
- Правильно, жизнь.
4. Это царство изучает наука ботаника.Ответ учащегося.
- Правильно, растения.
5.Эта наука изучает животных. Ответ учащегося.
- Правильно, зоология.
6. Как называются животные, которых содержит человек, предоставляя им кров и пищу?
Ответ учащегося.
- Правильно, домашние.
7. Наука, изучающая строение отдельных органов и организма в целом.Ответ учащегося.
- Правильно, анатомия.
III. Мотивация и целеполагание
- Ребята, прочитайте слово в выделенной строке.
Это природа.
- А человек будет относиться к природе?
-Ответы учащихся (да)
- В связи с этим, я считаю, по праву девизом нашего урока можно считать слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы». Вы согласны с этим высказыванием?
-Ответы учащихся
- Ребята, мы сегодня будем изучать свойства живых организмов. Эти свойства характерны и для нас с вами. В конце урока мы создадим цветок здоровья и определить основные составляющие ЗОЖ
IV. Изложение нового материала
Рассказ учителя с демонстрацией презентации.
- Для живых организмов (под словом «организм» мы будем понимать любой живой объект) характерен ряд свойств, отличающих их от неживых тел.
Слайд 1
- Первый признак живой природы – это клеточное строение. Запись в тетрадь.
Тела живых организмов состоят из клеток. Живая природа очень разнообразна. Существуют такие микроскопические организмы, у которых тело представлено одной клеткой.
Слайд 2.
- Такие организмы называются одноклеточными. На слайде вы видите примеры одноклеточных организмов. Это водоросль хламидомонада, простейшее инфузория- туфелька, одноклеточные грибы дрожжи, бактерии. Одна- единственная маленькая клетка ведет себя как самостоятельный живой организм.
- Те растения, грибы, животные, которых мы видим вокруг себя,- это многоклеточные организмы.
Слайд 3.
- Второй признак - это определенный химический состав живых организмов.Запись в тетрадь.
Все живые организмы построены из основных групп органических веществ: белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот, а также воды и минеральных солей.
Слайд 4.
- Третий признак – это обмен веществ и энергии. Запись в тетрадь. Все живое питается и дышит. В ходе этих процессов организмы потребляют необходимые вещества и энергию. Ненужные вещества, которые образуются в процессе жизнедеятельности, организмы выделяют в окружающую среду.
Слайд 5.
- Еще одно свойство живых организмов – это раздражимость.Запись в тетрадь. На слайде вы видите гидру, обитающую в пресныхводоемах. Гидра способна ощущать прикосновения, изменение температуры, появление в воде различных растворенных веществ и другие раздражения. Если к гидре прикоснуться тонкой иглой, она сжимается в комочек.
Раздражимость – способность организма реагировать на внешние и внутренние раздражители.
V. Физкультминутка
- Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком. Все что я буду говорить, вы будете показывать движениями.
Закройте глаза...Представь, ты - маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно... Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх и твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучами потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка... И вот вырос такой красивый цветок.
VI. Продолжение изложения материала
Рассказ учителя с демонстрацией презентации и элементами беседы.
Слайд 6.
- Посмотрите на фотографии. Как вы думаете, о каком свойстве живых организмов пойдет речь? Ответы учащихся.
- Живые организмы способны двигаться.Запись в тетрадь.
Животные способны к активным перемещениям. В движении они добывают себе пищу, спасаются от врагов. Растения тоже подвижны, хотя их движения не так заметны. У растений могут перемещаться только органы или их части: листочки поворачиваются к солнцу, цветы распускаются в зависимости от времени суток, корни тянутся к воде.
Слайд 7.
- Шестой признак - это рост и развитие живой природы.Запись в тетрадь.
Рост- это увеличение размеров тела. В процессе развития организм не только увеличивается в размерах, но и приобретает новые свойства.
- Посмотрите, как развивается лягушка. Слайд 8. Из икринки вылупляется личинка лягушки – головастик. Внешне он напоминает маленькую рыбку с большим хвостом. Дышит головастик сначала наружными жабрами. Головастик питается водорослями, простейшими и другими водными организмами. Дальнейшие изменения головастика идут следующим образом: сперва у него появляются задние ноги, потом передние, развиваются легкие, хвост постепенно укорачивается, головастик становится молодым лягушонком и выходит на берег.
- На данном слайде (слайд 9)изображено развитие фасоли из семени.
Слайд 10.
- Еще одним важным признаком является способность к размножению, т.е. воспроизведению себе подобных.Запись в тетрадь.
Не обладай живые организмы данным свойством, жизнь на Земле давно бы исчезла.
- Итак, клеточное строение, определенный химический состав, обмен веществ и энергии, раздражимость, движение, рост и развитие, размножение- это основные свойства живых организмов.
VII. Закрепление
- Сейчас выполним задание.Слайд 11.
- Рассмотрите рисунок. Запишите в тетрадь в 2 столбика изображенные на нем тела живой и неживой природы.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Затем осуществляется проверка.
Обратить внимание на то, что дом, мостик, изображенные на рисунке, к природным телам не относятся. Работа некоторых учащихся оценивается.
- По каким свойствам тела живой природы отличаются от тел неживой природы? Ответы учащихся.
VIII. Работа по группам
- Я предлагаю вам соотнести свойства живых организмов с правилами, который должен соблюдать здоровый человек.
создать цветок здоровья и определить основные составляющие ЗОЖ. Сейчас вы будете работать в группах. Я на доске помещаю сердцевину цветка с надписью «Здоровый образ жизни», а лепестки каждая группа сможет прикрепить после выполнения задания, которое находиться на обратной стороне лепестка.
1 группа – Свойство клеточное строение
2 группа – свойство питание
3 группа - свойство раздражимость
4 группа - свойство обмен веществ
5 группа- свойство рост и развитие
IX. Подведение итогов
- В ходе урока мы попытались ответить на вопрос, чем же тела живой природы отличаются от тел неживой природы. Какими свойствами обладают живые организмы. Что значит здоровый человек.
- Наш урок подошел к концу. А закончить его я хотела бы следующими словами:
Живая ниточка связала всех навек:
Листок, улиточка, Земля и человек.
Живут на свете как одна семья.
Не обойтись земле без муравья
Воде без рыбы, лесу – без зверей,
А человеку – без природы всей!
И ты за эту ниточку держись,
Чтоб не кончалась у природы эта жизнь!
X. Домашнее задание.
Параграф 2.
Устно ответить на вопросы после параграфа.
Рефлексия. .«БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ»
Ребята! Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой.