№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Виды учебной деятельности | Домашнее задание | Дата |
| Введение в основы общей биологии (3ч.) | | | | | |
1 | Биология- наука о живом мире | УАОЗ | Основные понятия: Цитология, Эмбриология, генетика, экология, палеонтология, эволюционное учение, селекция, биотехнология. Методы изучения живых объектов. | Составление опорной схемы. | 1 | |
2 | Общие свойства живых организмов | КУ | Жизнь, открытая система, Обмен веществ, синтез, распад, рост, развитие, наследственность, Воспроизведение | Выделение существенных признаков для отличия живых организмов от неживых. | 2 подготовка к словарному диктанту. | |
3 | Многообразие форм живых организмов | КУ | Таксон, система, иерархия. Уровни организации живой природы. | Выделение содержания ключевого понятия. | 3 | |
| Основы учения о клетке (10ч.) | | | | | |
4 | Цитология-наука о клетке. Многообразие клеток. | УИиПЗЗ | Клетка как биосистема. | Выделение содержания ключевого понятия. | 4 | |
5 | Химический состав клеток. Неорганические вещества. | УИиПЗЗ | Микроэлементы, макроэлементы. Особенности хим.состава. Вода и мин.соли. | Использование поискового чтения для подготовки ответов на вопросы. | 5 | |
6 | Органические вещества клетки. | КУ | Белки, глобула, фермент, нуклеиновые кислоты, нуклеотид, ДНК, РНК, липиды, углеводы. | Анализ содержания рисунка. | 6 Повторить строение раст. и живот. клеток | |
7 | Строение клетки. ЛР №1 «Сравнение растительной и животной клеток» | УКПЗУН | Прокариоты, эукариоты. Вирусы неклеточные формы жизни. Строение и функции ядра и клеточной мембраны. | Описание результатов ЛР. Отработка навыков работы с микроскопом. | 7 | |
8 | Органоиды клетки и их функции. | КУ | Органоиды и их функции, цитоплазма. Отличие бактериальной клетки от эукариотической. | Составление таблицы. | 8 | |
9 | Обмен веществ и энергии в клетке. | КУ | Ассимиляция (анаболизм), диссимиляция (катаболизм). | Комментирование схемы. | 9 | |
10 | Биосинтез белков. | КУ | Ген, кодон, антикодон, генетический код, транскрипция, трансляция. | Умение разделять процесс на этапы. | 10 | |
11 | Фотосинтез | КУ | Световая и темновая фазы фотосинтеза. Фотолиз. | Умение выделять причинно-следственные связи. | 11 | |
12 | Обеспечение клетки энергией. | | Гликолиз, брожение, биологическое окисление. Этапы энерг. обмена. | Сравнение биологических процессов по заданным критериям. | 12 подготовиться к зачету | |
13 | Зачет «Основы учения о клетке» | УКОКЗ | | Развитие навыка выполнения разноуровневых заданий. | | |
| Размножение и индивидуальное развитие организмов (6ч.) | | | | | |
14 | Типы размножения организмов | УИиПЗЗ | Бесполое и половое размножение, гаметы, гермафродиты. | Использование поискового чтения для подготовки ответов на вопросы. | 13 | |
15 | Митоз. ЛР №2 «Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растений» | УКПЗУН | Клеточный цикл, интерфаза, редупликация, хроматиды, митоз его фазы и значение. | Описание результатов ЛР. Отработка навыков работы с микроскопом. | 14 | |
16 | Мейоз. | КУ | Мейоз, конъюгация, перекрест хромосом. Биологическое значение мейоза. | Реализация умений соотносить, сравнивать и выделять существенные признаки. | 15 | |
17 | Образование половых клеток | КУ | Гаметогенез, оплодотворение, зигота. | Комментирование схемы. | 15 | |
18 | Онтогенез. | КУ | Онтогенез, эмбриогенез, дробление, гаструляция, органогенез. Закон К. Бэра. | Составление таблицы. | 16 подготовиться к зачету | |
19 | Зачет «Онтогенез» | УКОКЗ | | Развитие навыка выполнения разноуровневых заданий. | | |
| Основы учения о наследственности и изменчивости (11ч.) | | | | | |
20 | Генетика. История развития генетики. | УИиПЗЗ | Наследственность, изменчивость, генотип, фенотип. | Выделение содержания ключевого понятия. | 17 | |
21 | Основные понятия генетики. | УИиПЗЗ | Гибрид, гибридологический метод, аллельные гены ,гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, рецессивный признак. | Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. | 18 | |
22 | Генетические опыты Г.Менделя | КУ | Моногибридное скрещивание. Гипотеза чистоты гамет. 1 и 2 законы Менделя. Неполное доминирование. | Анализ содержания схемы. | 19 задача в тетради | |
23 | Дигибридное скрещивание. | КУ | 3 закон Менделя. | Анализ содержания схемы. | 20 задача в тетради | |
24 | ЛР №3 «Решение генетических задач» | УКПЗУН | Составление схем моно- и дигибридного скрещивания. Анализирующее скрещивание. | Переводить информацию из одной знаковой системы в другую. | | |
25 | Сцепленное наследование генов. | КУ | Гомологичные хромосомы, локус, кроссинговер. Закон Т. Моргана. | Поиск и выделение значимых функциональных связей. | 21 | |
26 | Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. | КУ | Хромосомная теория наследственности. | Выделение содержания ключевого понятия. | 22 | |
27 | Определение пола и наследование признаков , сцепленных с полом. | КУ | Генетика пола. Половые хромосомы, гетерогаметный пол, гомогаметный пол. | Умение применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы. | 23 | |
28 | Наследственная изменчивость. | КУ | Геном, мутация, мутаген, полиплоидия. | Умение применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы. | 24 | |
29 | Ненаследственная изменчивость. ЛР №3 « Изучение изменчивости у организмов». | УКПЗУН | Модификация, норма реакции, вариационный ряд. | Описание результатов ЛР. | 25 | |
30 | Наследственные болезни человека. | УС | Значение генетики в медицине. | Организация работы в микрогруппе. Делать сообщение. | 26 конспект | |
| Основы селекции (5ч.) | | | | | |
31 | Генетические основы селекции организмов | УИиПЗЗ | Селекция, гибридизация, отбор. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. | Использование поискового чтения для подготовки ответов на вопросы. | 27 | |
32 | Селекция растений. | КУ | Сорт, гетерозис, мутагенез, чистая линия. | Умение применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы. | 28, 29 | |
33 | Селекция животных. | КУ | Порода, Внутрипородное разведение, отдаленная гибридизация. | Формулировать вывод на основе полученных данных. | 30 | |
34 | Селекция микроорганизмов. | КУ | Штамм, биотехнология, генная инженерия, клеточная инженерия. | Поиск необходимой информации в учебнике. | 31 | |
35 | Обобщающий урок по теме «Генетика и селекция» | УКОКЗ | | Диагностика уровня собственных достижений. | подготовиться к тесту | |
| Происхождение жизни и развитие органического мира (5ч.) | | | | | |
36 | Представления о возникновении жизни на Земле. | УАОЗ | Гипотеза, креационизм, пробионты. | Поиск необходимой информации в учебнике. | 32 | |
37 | Современные гипотезы возникновения жизни на Земле. | УИиПЗЗ | Коацерваты, панспермия, биогенез, абиогенез. | Ранжирование. | 33 | |
38 | Значение фотосинтеза в развитии жизни. | КУ | Гетеротрофы, автотрофы, биологический круговорот веществ. | Выделение содержания ключевого понятия. | 34 | |
39 | Этапы развития жизни на Земле. | КУ | Ароморфоз, идиоадаптации. | Составление таблицы. | 35 | |
40 | Влияние человеческой деятельности на природу Земли. | УС | Основные экологические проблемы. | Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. | Конспект 49 | |
| Учение об эволюции (11ч.) | | | | | |
41 | Идея развития органического мира в биологии. | УИиПЗЗ | Эволюция, учение о градациях, | Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу. | 36 | |
42 | Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина. | УИиПЗЗ | Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. | Формулировать вывод на основе полученных данных. | 37 | |
43 | Движущие силы эволюции. | КУ | Мутационная и комбинативная изменчивость. | Поиск и выделение значимых функциональных связей. | 38 | |
44 | Результаты эволюции. | КУ | Адаптация, мимикрия, многообразие видов. | Использование поискового чтения для подготовки ответов на вопросы. | 38 | |
45 | Современная эволюционная теория(синтетическая) | КУ | Популяционные волны, изоляция. | Поиск необходимой информации в учебнике. | конспект | |
46 | Критерии вида. | КУ | Вид, ареал, популяция. | Самостоятельная формулировка определений ключевых понятий. | 39 | |
47 | Видообразование (микроэволюция). | КУ | Пути и способы видообразования. | Выделение причинно-следственных связей. | 40 | |
48 | Макроэволюция. | КУ | Биологический прогресс, биолог-й регресс, пути эволюции. | Комментирование текста. | 41 | |
49 | Основные закономерности эволюции. | КУ | Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. | Формулировать вывод на основе полученных данных. | 42 | |
50 | ЛР №5 «Влияние генотипических и генотипических проявлений у растений разных видов, произрастающих в неодинаковых условиях» | УКПЗУН | | Описание результатов ЛР. | подготовиться к зачету 43 | |
51 | Зачет по теме: «Учение об эволюции» | УКОКЗ | | Развитие навыка выполнения разноуровневых заданий. | | |
| Происхождение человека (5ч.) | | | | | |
52 | Место человека в системе органического мира. | УАОЗ | Антропология, антропогенез. | Составление таблицы. | 44 | |
53 | Доказательства эволюционного происхождения человека. | КУ | | Отбор учебного материала для заполнения таблицы. | 45 | |
54 | Этапы эволюции вида Человек разумный. | КУ | Движущие силы антропогенеза. | Выделение причинно-следственных связей. | 46, 47 | |
55 | Человеческие расы. | УС | Расы. | Умение применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы. | подготовиться к зачету 48 | |
56 | Зачет по теме : «Антропогенез». | УКПЗУН | | Диагностика уровня собственных достижений. | | |
| Основы экологии (12ч.) | | | | | |
57 | Среды жизни на Земле. | УАОЗ | Экология, экологические факторы, среды жизни. | Составление таблицы. | 50 | |
58 | Закономерности действия экологических факторов на организмы. | КУ | Закон ограничивающего фактора, закон оптимума… | Формулировать вывод на основе полученных данных. | 51 | |
59 | Приспособленность организмов к среде обитания. | КУ | | Комментирование рисунка. | 52 | |
60 | ЛР №6 «Приспособленность организмов к среде обитания» | УКПЗУН | | Описание результатов ЛР. | | |
61 | Биотические связи в природе | КУ | Симбиоз, паразитизм, хищничество, конкуренция, квартиранство. | Умение применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы. | 53 | |
62 | Популяция как форма существования видов в природе. | КУ | Популяция. | Использование поискового чтения для подготовки ответов на вопросы. | 54 | |
63 | Динамика популяции. | КУ | | Формулировать вывод на основе полученных данных. | 55 | |
64 | Биоценоз. | КУ | Биоценоз, Экотоп, экосистема, биогеоценоз. | Формулировать вывод на основе полученных данных. | 56 | |
65 | Биогеоценоз. | КУ | Биогенные элементы, биосфера. | Анализ содержания рисунка. | 57 | |
66 | Смена биогеоценозов. | КУ | Сукцессия, агроэкосистемы. | Умение применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы. | 58 | |
67 | Законы устойчивости экосистем. ЛР №7 «Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места» | УКПЗУН | | Описание результатов ЛР. | 59 | |
68 | Рациональное использование и охрана природы. | УКПЗУН | Природные ресурсы. | Соблюдение норм поведения в окружающей среде. | 60 | |
КУ- комбинированный УАОЗ-актуализации опорных знаний УИиПЗЗ-изучения и первичного закрепления знаний
УКПЗУН-комплексного применения ЗУН УКОКЗ- контроля, оценки и коррекции знаний УС-семинар.