Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Цель для учащихся:
– изучить строение вирусов, этапы проникновения вирусов в клетку-хозяина, познакомиться со значением вирусов, их распространением в природе;
– выявить свойства живого и неживого в строении и жизнедеятельности вирусов,определяющие их в отдельное царство.
Цели и задачи для учителя:
– познакомить учащихся со строением вирусов и фагов, этапами их проникновения в клетку;
– развивать у учащихся умения работать с различными источниками информации, сравнивать, анализировать, находить главное, излагать последовательно материал;
– работая с рисунками, электронными презентациями и видеороликами, научить путям достижения поставленных целей;
– при коллективном выполнении заданий, создать атмосферу сотрудничества и заинтересованности, наличие обратной связи с учащимися, развитие у них коммуникативных способностей.
Оборудование: таблица «Вирусы», видеоролики: «Как вирус проникает в клетку» и «Неклеточные формы жизни» (Интернет – урок), электронные презентации: «Вирусы» (для учителя), «Строение вирусов, их многообразие», «Механизм проникновения вируса в клетку» (для учащихся),ноутбуки, материалы интернет- сайтов:biofile.ru›Биология›20027.html, mikrobio.balakliets.kharkov.ua›contents-8-1.html,, biochemi.ru›chems-265-1.html.
Технолгия педагогических мастерских (в уроке используются материалы с различных Интернет-сайтов)
Этапы урока:
Индукция
Здравствуйте, ребята.
Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не бряцая оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней. Такие заболевания известны науке с античных времён. Ещё Гиппократ в 412 году до н.э. описывал симптомы гриппа; 3500 тыс. лет назад полиомиелит поражал детей древнего Египта, в рукописях Х в. до н.э. описаны симптомы оспы.
Предлагаю всем сходить в кино и посмотреть на этих врагов.
Просмотр видеоролика «Как вирус вторгается в наш организм» - 4 мин.I
Подготовка к восприятию нового материала
- Ну как, понравилось кино? А как вы думаете, для чего мы его смотрели. Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о вирусах. И как бы вы сформулировали тему урока?
Хорошо, давайте так и назовем: Вирусы. (Показывается слайд 1 презентации «Вирусы»)
Скажите, пожалуйста, тема для вас знакома? А фильм был понятен? Значит, вы все знаете про вирусы!
Поэтому давайте сразу проверим полученные знания выполнением тестовых заданий – 2 мин.
Самоконструкция
А что вас так удивило в тестах? Не можете решить? А почему? Не хватает знаний? Давайте исправлять ситуацию. Что бы вы хотели узнать о вирусах?
-Ученики высказывают свои пожелания.
Учитель:
Вероятно, нам придется по предложенной вами схеме и сформулировать задачи и основные направления по изучению вирусов на уроке. (Слайд 2) – 3 мин.)
- для более эффективной работы предлагаю создать мобильные группы по изучению отдельных вопросов о вирусах.
Вирусы открыл Д.Ивановский (слайды 3, 4 об Ивановском). В 1887 г. Студент Петербургского университета Д.Ивановский занялся выявлением причин болезни табака. Листья табака на табачной плантации покрывались пятнами, желтели, скручивались, сохли.
Видимо, не только люди и животные болеют, но и растения способны болеть. Ивановский решает пропустить сок из больного растения через пористые фарфоровые фильтры. Они задерживают любые бактерии, и фильтрат должен быть стерильным. Но капля абсолютно прозрачной жидкости также заражала новые растения. Ивановский высказывает мысль:
- Значит возбудитель мозаичной болезни меньше любой известной бактерии! Фильтрующий яд – и, заглянув в латынь произносит, - ВИРУС! Слово вирус и обозначает – ЯД. Так родился этот термин. Студент Ивановский стал в дальнейшем профессором, а тема его докторской диссертации - «Мозаичная болезнь табака».
С конца 19 века и ведет свой отсчет наука ВИРУСОЛОГИЯ. Прошли десятилетия с момента открытия вирусов, но и до сегодняшнего дня для нас они остаются загадочными и таинственными. И сегодня, несмотря на решения съездов, симпозиумов, конференций и совещаний, многие продолжают задавать себе вопрос: «Что такое вирусы? Существа это или вещества?».
Это – один из вопросов, которые нам предстоит решить.
(Беседа о том, что если живые – то кто, а неживые – что.)
Социоконструкция
Группы выбирают работу по желанию - 7 минут
1 группа будет изучать строение вирусов, их формы.
Инструкция:
Выйдите на сайт по адресуbiofile.ru›Биология›20027.html,
biochemi.ru›chems-265-1.html
(или в отсутствие связи с Интернетом воспользуйтесь заготовкой).
Выясните :
Составьте рассказ используя слайды электронной презентации «Вирусы: друзья или враги». При желании, вы можете изменить слайд или добавить новые сведения.
Инструкция для группы 2.
Воспользуйтесь слайдами презентации, таблицей на доске и прочитайте материал на сайте biofile.ru›Биология›20027.html
mikrobio.balakliets.kharkov.ua›contents-8-1.html
и выясните, кто такие фаги? Какое значение они имеют в природе.
. Для эффективной работы рекомендую распределить обязанности внутри группы, а по окончании составить общий ответ. Желаю удачи!
Составьте рассказ используя слайды электронной презентации и таблицу. При желании, вы можете изменить слайд или добавить новые сведения.
Инструкция для группы 3.
Прочитайте материал учебника на с. 83-84. Выясните, являются ли вирусы живыми организмами или нет. Определите положение вирусов в системе органического мира. Обоснуйте свой ответ через составление таблицы:
Свойства вирусов как живых организмов
Свойства вирусов как неживых систем
Положение вирусов в системе органического мира.
Афиширование. :
Отчет на интерактивной доске всех групп. После выступления каждой группы каждый может добавить что хочет. Учитель подводит итог ( все выводы выводятся на слайды, затем раздаются в распечатанном виде -слайды 5,6,7,8 презентации «Вирусы»). Демонстрация отрывка из видеоролика «Неклеточные формы жизни» о строении вируса – 4-00 – 4-30 (время на видео).
Учитель:
Вирусы являются облигатными внутриклеточными паразитами и не могут развиваться самостоятельно без участия метаболических систем клетки – хозяина, ее энергетического и синтезирующего белок аппарата. Экологической нишей вирусов являются живые клетки хозяина.
Сейчас описаны 500 видов вирусов, поражающих клетки растений.
А как же вирусы проникают в организм хозяина и как они там работают? Для этого мы воспользуемся материалами Интернет-урока. Но вначале повторим термины, которые нам потребуются для осознанного восприятия и понимания этого материала. (на слайд выводится - репликация, транскрипция, трансляция)
Просмотр отрывка из видеоролика Интернет –урока «Неклеточные формы жизни».
Сначала – о размножении (4-55-6-20 -1.5 мин.) о цикле развития фага (9-30 - 10-30 -1 мин.) затем СПИДа (4-55_-7-50 – 3 мин.)). – 6 минут.
Закрепление:
Сначала по таблице – о цикле развития фага, а затем необходимо смоделировать рассказ по интерактивным аннимационным слайдам презентации как работает вирус фага и СПИДа. (Презентация «Вирусы: друзья или враги» - рассказ у интерактивной доски ).
Текстовое сопровождение: Вирусное заболевание начинается с проникновения вирусов в клетку. Вирусы попадают в клетки животных и растений путём пиноцитоза или фагоцитоза через повреждения в клетке. А у бактериофагов есть специальные приспособления для внедрения, т.к. оболочки бактерий очень прочные. Бактериофаг нитями крепится к оболочке бактерий, затем отросток сжимается и из головки ДНК переходит внутрь клетки, а белковая оболочка остаётся снаружи. Проникнув в клетку ДНК или РНК вируса встраивается в ДНК хозяина и размножается, при этом в клетке образуются вирусные белки, которые, соединяясь с нуклеиновой кислотой, образуют новые вирусы. Затем они выходят из клетки, вызывая её гибель.
Учитель: Этот способ проникновения вирусных частиц в клетку был описан в 1979 году и получил название рецепторный эндоцитоз. (использование презентации «Вирусы»).
Эндоцитоз – это активное захватывание и поглощение клеткой инородных микроскопических объектов.
(Пояснение учителя: рецепторным он был назван потому, что объекты прежде чем попасть в клетку, прикрепляются к рецепторам на ее поверхности.)
Слайд 9:
Этапы проникновения в вируса в клетку хозяина, механизм их действия:
1) Вирус осаждается на поверхности мембраны клетки.
2) НК вируса проникает внутрь клетки путем эндоцитоза или впрыскивания ее в клетку.
3) Репродукция НК вируса (размножение внутри клетки), при этом генетический аппарат клетки-хозяина подавляется.
4) Синтез белков капсида.
5) Формирование вирионов по принципу самосборки.
6) Выход вирусов из клетки.
5. Роль вирусов
1. Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений.
2. Использование в генетике и в селекции для получения вакцин против вирусных заболеваний, уничтожение вредных для сельского хозяйства насекомых, растений, животных.
(Дополнительная информация: Попытки использовать вирусы на пользу человечеству довольно немногочисленны. Так, в середине XX века вирус кроличьего миксоматоза использовали в Австралии, чтобы уменьшить поголовье этих чрезвычайно расплодившихся животных. Благодаря успехам генетики в будущем, возможно, искусственные вирусы смогут уничтожать больные клетки, не затрагивая при этом здоровые, или излечивать их, добавляя необходимый ген).
Выводы (слайд 14)
– Вирусы — неклеточная форма жизни.
– Вирусы являются облигатными паразитами — они не способны размножаться вне клетки
– Вирусы имеют специфический механизм взаимодействия с клетками.
– Вирусы внутриклеточные паразиты бактерий, растений, животных.
– Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека.
– Обнаружен также вирус, поражающий другие вирусы.
Тестирование:
Разрыв и рефлексия
Так чем же нас привлекают эти маленькие существа? И откуда они появились?
Заболевания, которые вызывают вирусы (презентация слайды 10-13)
Беседа:
Поэтому и домашнее задание будет дифференцированное:
Для учеников, сдающих ЕГЭ – найти в Открытом банке заданий ЕГЭ тематические тесты, в КИМах, решить т их.
Для остальных::
Найти Интернет- страничку «Готовые домашние задания» по теме «Вирусы», подобрать интересные вопросы и ответы о вирусах.
Прочитать тему Вирусология на сайтах:
-lomonosov-fund.ru›enc/ru/encyclopedia:0132:article
-meduniver.com›Микробиология›6a.html
- vseveterinary.ru›index…virusologiya…virusologiya-2
По желанию – подготовить тематическую презентацию о вирусах.
Подведение итогов урока, самооценка работы учащихся и оценка педагога.
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт