-расширить знания учащихся о многообразии синтезируемых веществ в зависимости от источников химических элементов и видов используемой энергии;
- связать теорию вопроса с требованиями к знаниям учащихся на государственной итоговой аттестации;
Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты УУД | Оценка результатов деятельности ученика |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (2мин). Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха | - Учитель предлагает учащимся В 1629 г. голландский ученый Я.Ван Гельмонт поставил интересный опыт. В высушенную землю он посадил побег ивы, предварительно взвесив и землю, и побег. В течение пяти лет побег поливали дождевой водой. Через пять лет побег превратился в дерево, прибавив в весе на 75 килограммов. Земли убавилось только на 57 граммов. Ученый сделал вывод: растение питалось только водой. Какой процесс не учел Гельмонт?(см. презентацию -1 слайд) Выход на тему урока. | Приветствует, проверяет готовность к уроку. Выдвигает проблему, мотивирует учеников на работу, включение в деловой ритм, определение темы урока. | Ученики, настроились на работу, проверили на столах наличие учебных принадлежностей. Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока. (фотосинтез) | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. | Устная оценка учителя |
2. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока (3минуты) | Тема урока: Пластический обмен. Фотосинтез. Актуализация знаний обучаемых по этой теме, выход на цель и задачи урока (прием ТРКМ «Корзина») Слайд3-5: опыты английского химика Пристли Объясните опыт Пристли. Одну мышь Пристли оставил под прозрачным герметичным колпаком. Мышь через какое-то время умерла. Другую мышь оставил под колпаком с растением, мышь осталась жить. Пристли сделал вывод: "Животные "ухудшают" воздух, растения - "улучшают. Что значит по современным представлениям "ухудшать" или "улучшать" воздух? Сведения о фотосинтезе, полученные на уровне 6-9 класса. (слайд6) | Актуализация и обсуждение знаний о фотосинтезе у обучаемых, определение проблемных моментов, выход на задачи урока. | Запись учащимися числа, темы урока. Обсуждение проблемных задач(опыты Пристли), актуализация знаний . | Личностные: принятие активного участия в обсуждении, осознание своей роли (участия) в проектной деятельности. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя и одноклассников. | Устная оценка учителя |
3. Постановка учебной задачи. (4 минута) | Определение целей и задач урока, работа по группам: 1.Строение хлоропласта 2.Строение и роль АТФ 3.Характеристика световой фазы фотосинтеза 4.Характеристика темновой фазы фотосинтеза. 5.Роль фотосинтеза. | Формирование групп, определение направления работы групп. Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения. Раздает рабочие листы. | Учащиеся конкретизируют цель урока и задачи урока | Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование . | Устная оценка учителя, оценивание проекта индивидуально. |
4. Усвоение новых знаний(4минуты) | 1.Строение хлоропласта(внешняя и внутренняя мембраны, тилакоиды, граны, строма, хлорофилл) 2.АТФ(строение АТФ-аденин, рибоза, 3 остатка фосфорной кислоты, роль-аккумулятор энергии, выделение 40 кдж при отщеплении 1фосфорного остатк, роль в фотосинтезе) 3.Световая фаза: происходит в гранах хлоропласта при участии хлорофилла, роль воды, как источника электронов, фотолиз воды, образование продуктов(Н, АТФ, НАДФ*Н(молекул-переносчиков Н), О2), необходимое условие-свет. 4.Темновая фвза: происходит в строме хлоропласта, в темноте и на свету(свет не нужен),продукты: образование первичного углевода(глюкозы) из Н и СО2 (при участии энергии АТФ) и Н2О. Общая формула фотосинтеза: 6СО2 + 6Н2О → С6Н12О6 + 6О2↑ 5.Роль фотосинтеза: Растения в процессе фотосинтеза усваивают энергию Солнца, преобразуют ее в энергию химических связей органических веществ. Созданные растениями органические вещества используются в цепях питания. Поглощая СО2 и выделяя О2 в процессе фотосинтеза, растения обеспечивают постоянство содержания этих газов в атмосфере. Использование для фотосинтеза СО2, предохраняет поверхность Земли от парникового эффекта. С появлением кислорода в верхних слоях атмосферы образовался озоновый экран, который защищает все живое от вредного ультрафиолетового излучения
| Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения, коррекция и помощь по мере необходимости. | Работа с текстом учебника, рабочими листами. | Личностные: принятие активного участия в обсуждении, осознание своей роли (участия) в проектной деятельности. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД:, умение работать в составе творческих групп, отвечать на вопросы. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. | Устная оценка учителя |
6. Первичное закрепление знаний. 5 минут+3мин(на отчет о проделанной работе)*5=20мин | Каждая группа отчитывается о проделанной работе, сообщая свой блок информации и записывая необходимое на доске. (слайд 8-14) | Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения, коррекция по мере необходимости. | Учащиеся выполняют задания по группам, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе, внимательно слушают выступающих,фиксируя сведения в рабочих листах. | Личностные: принятие активного участия в обсуждении, осознание своей роли (участия) в проектной деятельности Регулятивные : Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД:. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. | Устная оценка учителя |
7. Закрепление изученного материала Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности(6мин) | Задания к теме “Фотосинтез” 1. В каких органеллах клетки осуществляется процесс фотосинтеза? а) митохондрии б) рибосомы в) хлоропласты г) хромопласты. 2. При расщеплении какого соединения выделяется свободный кислород при фотосинтезе? а) CO2 б) H2O в) АТФ. 3. На какой стадии фотосинтеза образуется свободный кислород? а) темновая б) световая в) постоянно. 4. Что происходит с АТФ в течение световой стадии? а) синтез б) расщепление 5. Расщепляется ли молекула CO2 при синтезе углеводов? а) д б) нет. 6.Перечислите наиболее важные процессы световой (I) и темновой (II) фаз фотосинтеза, подставив подходящие буквы к цифрам I и II. а) возбуждение электронов хлорофилла, б) синтез молекул АТФ г) синтез глюкозы д) фотолиз воды е) образование свободного кислорода ж) образование атомов водорода в форме НАДФ•H2.(НАДФ- молекула-переносчик водорода) | Проводит проверку теста. | Учащиеся в тетради отвечают на вопросы теста, проводят самооценку своих результатов | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Регулятивные УУД: самооценка своих результатов делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Познавательные УУД: проверка и корекция полученных знаний. | Устная оценка учителя |
8. Рефлексия деятельности. 3 минуты Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | сегодня я узнал…. меня удивило….. было трудно… урок дал мне для жизни… | Проведение рефлексии | Оценка урока, своей учебной деятельности | Личностные УУД: Самооценка на основе успешности Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли Познавательные УУД: Рефлексия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | |
9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок. (2мин) | Д/з 1.Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза. А. преобразование солнечной энергии в энергию АТФ Б. образование возбужденных электронов хлорофилла В. фиксация углекислого газа Г. образование крахмала Д. преобразование энергии АТФ в энергию глюкозы 2.Параграф 17 ?-у | | | Познавательные УУД: Рефлексия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | |