kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по биологии для 10 класса по теме ФОТОСИНТЕЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Фотосинтез" в 10 классе

Просмотр содержимого документа
«урок биологии в 10 классе по теме Фотосинтез»

Урок по биологии в 10 классе

Дашимолонова Т.А.

учитель биологии СОШ № 13 г. Нерюнгри РС(Я)


Тема урока: Пластический обмен. Фотосинтез.


Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма урока: урок - исследование.

Форма деятельности обучающихся : самостоятельная работа с книгой, проблемно-поисковые методы, репродуктивные методы 

Методы работы обучающихся: фронтальная и групповая работа.

Модель обучения: базовая (10 класс – 2 часа в неделю).

Цели урока:

Образовательные: изучить условия осуществления и механизм процесса фотосинтеза;

-расширить знания учащихся о многообразии синтезируемых веществ в зависимости от источников химических элементов и видов используемой энергии;

-уточнить значение фотосинтеза для нашей планеты;

- связать теорию вопроса с требованиями к знаниям учащихся на государственной итоговой аттестации;

Развивающие: развивать познавательную деятельность учеников, умение планировать свои действия, моделировать процессы, выделять частное из общего и наоборот – синтезировать из отдельных элементов общее;

-развивать исследовательскую деятельность учащихся;

Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру через общение с учителем и в группе.

УУД: Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презента­ции, представлять ре­зультаты работы классу.

Личностные УУД: осознание усвоения материала через участие в основной деятельности урока

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация к уроку;

  • интерактивнпя доска

Технология: системно-деятельностного подхода

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

  5. Закрепление изученного материала.

  6. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  7. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

Оценка результатов деятельности ученика

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(2мин).

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

- Учитель предлагает учащимся

В 1629 г. голландский ученый Я.Ван Гельмонт поставил интересный опыт. В высушенную землю он посадил побег ивы, предварительно взвесив и землю, и побег. В течение пяти лет побег поливали дождевой водой. Через пять лет побег превратился в дерево, прибавив в весе на 75 килограммов. Земли убавилось только на 57 граммов. Ученый сделал вывод: растение питалось только водой. Какой процесс не учел Гельмонт?(см. презентацию -1 слайд) Выход на тему урока.

Приветствует, проверяет готовность к уроку.

Выдвигает проблему, мотивирует учеников на работу, включение в деловой ритм, определение темы урока.

Ученики, настроились на работу, проверили на столах наличие учебных принадлежностей. Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока.

(фотосинтез)

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.


Устная оценка учителя

2. Актуализация

знаний, сообщение темы и целей урока

(3минуты)



Тема урока: Пластический обмен. Фотосинтез.

Актуализация знаний обучаемых по этой теме, выход на цель и задачи урока

(прием ТРКМ «Корзина»)

Слайд3-5: опыты английского химика Пристли

Объясните опыт Пристли. Одну мышь Пристли оставил под прозрачным герметичным колпаком. Мышь через какое-то время умерла. Другую мышь оставил под колпаком с растением, мышь осталась жить. Пристли сделал вывод: "Животные "ухудшают" воздух, растения - "улучшают.

Что значит по современным представлениям "ухудшать" или "улучшать" воздух?

Сведения о фотосинтезе, полученные на уровне 6-9 класса. (слайд6)

Актуализация и обсуждение знаний о фотосинтезе у обучаемых, определение проблемных моментов, выход на задачи урока.

Запись учащимися числа, темы урока.

Обсуждение проблемных задач(опыты Пристли), актуализация знаний .


Личностные:

принятие активного участия в обсуждении, осознание своей роли (участия) в проектной деятельности.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя и одноклассников.

Устная оценка учителя

3. Постановка учебной задачи.

(4 минута)

Определение целей и задач урока, работа по группам:


1.Строение хлоропласта

2.Строение и роль АТФ

3.Характеристика световой фазы фотосинтеза

4.Характеристика темновой фазы фотосинтеза.

5.Роль фотосинтеза.

Формирование групп, определение направления работы групп.

Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения.

Раздает рабочие листы.


Учащиеся конкретизируют цель урока и задачи урока

Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование

.

Устная оценка учителя, оценивание проекта индивидуально.

4. Усвоение новых знаний(4минуты)


1.Строение хлоропласта(внешняя и внутренняя мембраны, тилакоиды, граны, строма, хлорофилл)

2.АТФ(строение АТФ-аденин, рибоза, 3 остатка фосфорной кислоты, роль-аккумулятор энергии, выделение 40 кдж при отщеплении 1фосфорного остатк, роль в фотосинтезе)

3.Световая фаза: происходит в гранах хлоропласта при участии хлорофилла, роль воды, как источника электронов, фотолиз воды, образование продуктов(Н, АТФ, НАДФ*Н(молекул-переносчиков Н), О2), необходимое условие-свет.

4.Темновая фвза: происходит в строме хлоропласта, в темноте и на свету(свет не нужен),продукты: образование первичного углевода(глюкозы) из Н и СО2 (при участии энергии АТФ) и Н2О.

Общая формула фотосинтеза:

6СО2 + 6Н2О → С6Н12О6 + 6О2↑

5.Роль фотосинтеза: Растения в процессе фотосинтеза усваивают энергию Солнца, преобразуют ее в энергию химических связей органических веществ. Созданные растениями органические вещества используются в цепях питания. Поглощая СО2 и выделяя О2 в процессе фотосинтеза, растения обеспечивают постоянство содержания этих газов в атмосфере. Использование для фотосинтеза СО2, предохраняет поверхность Земли от парникового эффекта. С появлением кислорода в верхних слоях атмосферы образовался озоновый экран, который защищает все живое от вредного ультрафиолетового излучения






Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения, коррекция и помощь по мере необходимости.


Работа с текстом учебника, рабочими листами.

Личностные:

принятие активного участия в обсуждении, осознание своей роли (участия) в проектной деятельности.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД:, умение работать в составе творческих групп, отвечать на вопросы.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Устная оценка учителя

6. Первичное закрепление знаний.



5 минут+3мин(на отчет о проделанной работе)*5=20мин

Каждая группа отчитывается о проделанной работе, сообщая свой блок информации и записывая необходимое на доске.

(слайд 8-14)

Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения, коррекция по мере необходимости.

Учащиеся выполняют задания по группам, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе, внимательно слушают выступающих,фиксируя сведения в рабочих листах.

Личностные:

принятие активного участия в обсуждении, осознание своей роли (участия) в проектной деятельности

Регулятивные :

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД:.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Устная оценка учителя

7. Закрепление изученного материала

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности(6мин)

Задания к теме “Фотосинтез”

1. В каких органеллах клетки осуществляется процесс фотосинтеза?

а) митохондрии б) рибосомы в) хлоропласты г) хромопласты.

2. При расщеплении какого соединения выделяется свободный кислород при фотосинтезе?

а) CO2 б) H2O в) АТФ.

3. На какой стадии фотосинтеза образуется свободный кислород?

а) темновая б) световая в) постоянно.

4. Что происходит с АТФ в течение световой стадии?

а) синтез б) расщепление

5. Расщепляется ли молекула CO2 при синтезе углеводов?

а) д б) нет.

6.Перечислите наиболее важные процессы световой (I) и темновой (II) фаз фотосинтеза, подставив подходящие буквы к цифрам I и II.

а) возбуждение электронов хлорофилла,

б) синтез молекул АТФ

г) синтез глюкозы

д) фотолиз воды

е) образование свободного кислорода

ж) образование атомов водорода в форме НАДФ•H2.(НАДФ- молекула-переносчик водорода)


Проводит проверку теста.

Учащиеся в тетради отвечают на вопросы теста, проводят самооценку своих результатов

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Регулятивные УУД: самооценка своих результатов

делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Познавательные УУД: проверка и корекция полученных знаний.

Устная оценка учителя

8. Рефлексия деятельности.


3 минуты

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


сегодня я узнал….

меня удивило…..

было трудно…

урок дал мне для жизни…

Проведение рефлексии

Оценка урока, своей учебной деятельности

Личностные УУД:

Самооценка на основе успешности

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли

Познавательные УУД: Рефлексия.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности



9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

(2мин)

Д/з

1.Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза.

А. преобразование солнечной энергии в энергию АТФ

Б. образование возбужденных электронов хлорофилла

В. фиксация углекислого газа

Г. образование крахмала

Д. преобразование энергии АТФ в энергию глюкозы

2.Параграф 17 ?-у



Познавательные УУД: Рефлексия.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по биологии для 10 класса по теме ФОТОСИНТЕЗ

Автор: Дашимолонова Татьяна Андреевна

Дата: 02.10.2018

Номер свидетельства: 479447

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Презентация видео урока  Биология   6 класс предметная линия  «Живая природа» Тема:«Высшие споровые растения. Многообразие высших споровых растений» "
    ["seo_title"] => string(164) "priezientatsiia-vidieo-uroka-biologhiia-6-klass-priedmietnaia-liniia-zhivaia-priroda-tiema-vysshiie-sporovyie-rastieniia-mnoghoobraziie-vysshikh-sporovykh-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "165424"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422805036"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока на тему "Влияние абиотических факторов на живые организмы" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vliianiie-abiotichieskikh-faktorov-na-zhivyie-orghanizmy"
    ["file_id"] => string(6) "111954"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408097271"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Урок в 8 классе Тема "Реакции соединения, разложения и замещения" "
    ["seo_title"] => string(78) "urok-v-8-klassie-tiema-rieaktsii-soiedinieniia-razlozhieniia-i-zamieshchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "226282"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440164947"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока биологии "Фотосинтез" "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-biologhii-fotosintiez"
    ["file_id"] => string(6) "132310"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416324332"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Технологическая карта урока биологии  по теме" Воздушное питание растений - фотосинтез" "
    ["seo_title"] => string(96) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-biologhii-po-tiemie-vozdushnoie-pitaniie-rastienii-fotosintiez"
    ["file_id"] => string(6) "193158"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427586274"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства