Урок в 8 классе Тема "Реакции соединения, разложения и замещения"
Урок в 8 классе Тема "Реакции соединения, разложения и замещения"
Урок химии в 8 классе
Тема «Типы химических реакций. Реакции соединения, разложения и замещения».
Цель: формирование представлений об основных принципах классификации химических реакций через мировоззренческие знания (умения различать сущность и явление, аналогии и противоположность и др.)
Задачи:
- ввести новые понятия «тип химической реакции», «реакция соединения», «реакция разложения», « реакция замещения», разъясняя сущность этих реакций;
- развивать практические навыки учащихся в нагревании веществ, в сборке простейших приборов, межпредметные связи с биологией; географией, развивать познавательность;
- воспитывать коммуникабельность, бережливость, потребность в химических знаниях.
Оборудование: набор для демонстрации опыта «Окисление медной проволоки», на столах учащихся всё необходимое для опытов «Разложение основного карбоната меди (ΙΙ)», растворы хлорида меди (II), нитрата серебра, жёлтая монета, цинк- всё это на демонстрационном столе; раствор хлорида меди (II) и гвоздь в пробирках – на ученических столах; дидактический материал; компьютер, проектор, экран, сборник задач,
Девиз урока: «Искусственное к естеству свести,
В явленьях частных общее найти» (Д. Байрон «Дон Жуан),
Ход урока
1 этап. Орг. момент. Приветствие. Вступительное слово учителя химии и учителя физики (зачитывается тема урока и план с доски). Мотивация учеников на получение новых знаний
2 этап. Актуализация необходимых знаний. Повторение ранее изученного материала.
1). Проверка домашней работы, её детальный разбор (по составлению химических уравнений).
2). Фронтальная беседа, в процессе которой отрабатывается химическая терминология (проводится в виде «химической разминки»).
3). Проверка ведения химического словаря.
3 этап. Связь предыдущего материала с новым. Учащиеся отвечают на вопросы:
- Что показывает химическая формула (на примере формулы мела)?
- Что показывает химическое уравнение (на конкретном примере)?
- Вспомнить признаки и условия протекания химических реакций.
4 этап. Изучение нового материала.
Ι. Вступительное слово учителя.
Учитель предлагает решить проблему: почему в срезанных вечером зеленных культурах (салат, петрушка, укроп и др.) содержится больше питательных веществ, чем в срезанных их в утреннее время? (Зная условия протекания реакций фотосинтеза. Можно утверждать, что к вечеру происходит максимальное накопление углеводов в листьях, а к утру они частично расходуются на процесс дыхания. Вечерняя зелень полезнее утренней.)
- В природе существует огромное число реакций. Как же удержать в памяти всё это многообразие и ориентироваться в нем?
Учитель напоминает учащимся о многообразии живых организмов, о разнообразии видов растений и животных
Вопрос классу: как поступали ученые - биологи в подобном случае? (Ученики вместе с учителем вспоминают основы классификации и систематики видов животных и растений. Приводят примеры.)
ΙΙ. – Итак, в любой науке применяется метод классификации, позволяющей по общим признакам разделить всё множество объектов на группы. (Учащиеся вспоминают, что им известно о классификации простых веществ по свойствам на металлы и неметаллы)
ΙΙΙ.- Реакции в химии классифицируются по признаку числа вступающих веществ и их свойства на реакции соединения, разложения, замещения и обмена, т. е. 4 типа (учащиеся записывают это в тетрадях.)
Типы химических реакций:
- Соединения;
- Разложения;
- Обмена;
- Замещения.
В это время учащимися ставится цель урока, а из нее выдвигается и тема урока.
ΙV. Вопрос классу: как вы понимаете термины «реакция соединения», «реакция разложения».
V. Изучение реакции разложения, её определение и сути.
Лабораторный опыт выполняют ученики, предварительно прослушав инструктаж по охране труда и технике безопасности
Учащиеся – лаборанты при этом проводят инструктаж по технике безопасности (при работе со спиртовкой, при сборке простейшего прибора и обращения с ним)
На демонстрационном столе простейший прибор стоит в сборе. По окончанию выполнения опыта «Разложение основного карбоната меди – ΙΙ» учащиеся делают вывод о том, что такое реакция разложения, с помощью учителя записывают уравнение данной реакции в тетради, определение - в химическом словаре.
Затем учитель предлагает учащимся провести аналогии в природе подобных реакций, например извержение вулкана, работа гейзеров, значение молнии и электричества при грозе. Вода в природе совершает огромную работу. Она переносит частицы разнообразных горных пород и полезных ископаемых. Какие же реакции происходят при выше перечисленных явлениях природы? (Учащиеся объясняют все указанное, рассуждают, приводят свои примеры).
VΙ. Изучение реакции соединения происходит при наблюдении демонстрационного опыта «окисление медной проволоки в пламени спиртовки». Наблюдение записывают в тетрадь.
С помощью учебника, рассматривая схему 6, с.36, самостоятельно делают вывод о том, что такое реакция соединения.
VΙΙ. Изучение реакции замещение происходит при наблюдении занимательного опыта «серебрение монеты», а так же опыта «Взаимодействия раствора хлорида меди (II) с цинком».
Возникает проблемная ситуация. Учащиеся, наблюдая, отвечают на вопросы:
а) можно ли отнести данные явления к химическим реакциям и почему?
б) чем эти реакции отличаются от изученных ранее?
в) в чём причина появления на гранулах цинка красного налета, а на жёлтой монете серебристого налета? (Учитель химии проводит разъяснение сущности этих реакций, вместе с учащимися идет составление уравнений на доске
Fe + CuCl2 → Cu + ?
Железо хлорид меди (ΙΙ) медь
простое сложное простое
вещество вещество вещество
Необходимо ставить учащимся следующие вопросы:
Почему следует ожидать, что кроме меди получается другое вещество?
Какие химические элементы могут оказаться в составе другого вещества?
Будет ли вещество сложным или простым?)
VΙΙΙ. Учащимся предлагается сравнить записанные определения реакций соединения и разложения и разъяснить, почему они так называются, в чём их суть, разъяснить различие.
5 этап. Выводы урока, подведение итогов (выводы учащиеся делают сами - от конкретного к общему (здесь уместно сделать запись в обобщённой форме следующих схем:
Реакция соединения: А + В = АВ или АВ + СД = АВСД;
Реакции разложения: АВ = А + В или АВСД = АВ + СД;
Реакции замещения: А + ВС = В + АС или А + ВСД = В + АСД).
6 этап. Задание на дом §16 ч.1, упр.6, с.42, написать примеры своих уравнений изученных типов реакции из окружающей действительности.
7 этап. Закрепление.
Задание на 5 минут: в приведенных схемах расставить коэффициенты, указать тип химической реакции.
1 вариант: HgO t°→ Hg + O2↑;
Zn + HCl → ZnCl2 + H2↑;
2 вариант: Li + O2 → Li2O;
CuO + H2 t°→ Cu + H2O;
Работы первых пяти человек оцениваются (как элемент соревновательности).
Самостоятельная работа по вариантам. Задания взять из сборника Р.П. Суровцевой, С.В. Софонова «Задания для самостоятельной работы по химии, 8 класс» Работа №26, с.18: 1-в (а, б, в) - 1гр., 2 –в (а, б, г) - 2 гр.
Дополнительное задание: определить тих химических реакций в выше перечисленных примерах. По окончанию учащимися проводится взаимопроверка.
Библиографический список
1. Ганиченко Л.Г., Мочалов Ю.Е. Использование элементов проблемного обучения при проведении уроков-лекций // Химия в школе. – 1990г. – № 5. – С. 28–30.
2. Голуб Б.П. Средства активизации мыслительной деятельности учащихся.- М., Педагогика, 1998г.
3. Кульневич С.В. Современный урок. Часть1.- Ростов-н/Д, Учитель, 2005 г.
4. Личностно - ориентированное обучение: теории и технологии. Учебное пособие. / Под. Ред. Н.Н.Никитиной.- Ульяновск: ИПК ПРО, 1998г.- 104с.
5. Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками: пособие. для учителя / Е.Л. Мельникова. – М.: АПКиППРО, 2002г. – 168 с.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат. – М.: Педагогика, 2010г.
7. Суровцева Р.П. Софронов С.В. Задания для самостоятельной работы по химии в 8 классе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. – 96 с.
8. Интернет – ресурсы
http://www.alleng.ru
https://ru.wikipedia.org
http://myefe.ru
http://nsportal.ru
http://www. pedsovet.su
http://www. metodkabinet.ru
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок в 8 классе Тема "Реакции соединения, разложения и замещения" »
Михайлова Татьяна Александровна, учитель химии и биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 города Шебекино Белгородской области»
Урок химии в 8 классе
Тема «Типы химических реакций. Реакции соединения, разложения и замещения».
Цель: формирование представлений об основных принципах классификации химических реакций через мировоззренческие знания (умения различать сущность и явление, аналогии и противоположность и др.)
Задачи:
- ввести новые понятия «тип химической реакции», «реакция соединения», «реакция разложения», « реакция замещения», разъясняя сущность этих реакций;
- развивать практические навыки учащихся в нагревании веществ, в сборке простейших приборов, межпредметные связи с биологией; географией, развивать познавательность;
- воспитывать коммуникабельность, бережливость, потребность в химических знаниях.
Оборудование: набор для демонстрации опыта «Окисление медной проволоки», на столах учащихся всё необходимое для опытов «Разложение основного карбоната меди (ΙΙ)», растворы хлорида меди (II), нитрата серебра, жёлтая монета, цинк- всё это на демонстрационном столе; раствор хлорида меди (II) и гвоздь в пробирках – на ученических столах; дидактический материал; компьютер, проектор, экран, сборник задач,
Девиз урока: «Искусственное к естеству свести,
В явленьях частных общее найти» (Д. Байрон «Дон Жуан),
Ход урока
1 этап. Орг. момент. Приветствие. Вступительное слово учителя химии и учителя физики (зачитывается тема урока и план с доски). Мотивация учеников на получение новых знаний
2 этап. Актуализация необходимых знаний. Повторение ранее изученного материала.
1). Проверка домашней работы, её детальный разбор (по составлению химических уравнений).
2). Фронтальная беседа, в процессе которой отрабатывается химическая терминология (проводится в виде «химической разминки»).
3). Проверка ведения химического словаря.
3 этап. Связь предыдущего материала с новым. Учащиеся отвечают на вопросы:
- Что показывает химическая формула (на примере формулы мела)?
- Что показывает химическое уравнение (на конкретном примере)?
- Вспомнить признаки и условия протекания химических реакций.
4 этап. Изучение нового материала.
Ι. Вступительное слово учителя.
Учитель предлагает решить проблему: почему в срезанных вечером зеленных культурах (салат, петрушка, укроп и др.) содержится больше питательных веществ, чем в срезанных их в утреннее время? (Зная условия протекания реакций фотосинтеза. Можно утверждать, что к вечеру происходит максимальное накопление углеводов в листьях, а к утру они частично расходуются на процесс дыхания. Вечерняя зелень полезнее утренней.)
- В природе существует огромное число реакций. Как же удержать в памяти всё это многообразие и ориентироваться в нем?
Учитель напоминает учащимся о многообразии живых организмов, о разнообразии видов растений и животных
Вопрос классу: как поступали ученые - биологи в подобном случае? (Ученики вместе с учителем вспоминают основы классификации и систематики видов животных и растений. Приводят примеры.)
ΙΙ. – Итак, в любой науке применяется метод классификации, позволяющей по общим признакам разделить всё множество объектов на группы. (Учащиеся вспоминают, что им известно о классификации простых веществ по свойствам на металлы и неметаллы)
ΙΙΙ.- Реакции в химии классифицируются по признаку числа вступающих веществ и их свойства на реакции соединения, разложения, замещения и обмена, т. е. 4 типа (учащиеся записывают это в тетрадях.)
Типы химических реакций:
- Соединения;
- Разложения;
- Обмена;
- Замещения.
В это время учащимися ставится цель урока, а из нее выдвигается и тема урока.
ΙV. Вопрос классу: как вы понимаете термины «реакция соединения», «реакция разложения».
V. Изучение реакции разложения, её определение и сути.
Лабораторный опыт выполняют ученики, предварительно прослушав инструктаж по охране труда и технике безопасности
Учащиеся – лаборанты при этом проводят инструктаж по технике безопасности (при работе со спиртовкой, при сборке простейшего прибора и обращения с ним)
На демонстрационном столе простейший прибор стоит в сборе. По окончанию выполнения опыта «Разложение основного карбоната меди – ΙΙ» учащиеся делают вывод о том, что такое реакция разложения, с помощью учителя записывают уравнение данной реакции в тетради, определение - в химическом словаре.
Затем учитель предлагает учащимся провести аналогии в природе подобных реакций, например извержение вулкана, работа гейзеров, значение молнии и электричества при грозе. Вода в природе совершает огромную работу. Она переносит частицы разнообразных горных пород и полезных ископаемых. Какие же реакции происходят при выше перечисленных явлениях природы? (Учащиеся объясняют все указанное, рассуждают, приводят свои примеры).
VΙ. Изучение реакции соединения происходит при наблюдении демонстрационного опыта «окисление медной проволоки в пламени спиртовки». Наблюдение записывают в тетрадь.
С помощью учебника, рассматривая схему 6, с.36, самостоятельно делают вывод о том, что такое реакция соединения.
VΙΙ. Изучение реакции замещение происходит при наблюдении занимательного опыта «серебрение монеты», а так же опыта «Взаимодействия раствора хлорида меди (II) с цинком».
Возникает проблемная ситуация. Учащиеся, наблюдая, отвечают на вопросы:
а) можно ли отнести данные явления к химическим реакциям и почему?
б) чем эти реакции отличаются от изученных ранее?
в) в чём причина появления на гранулах цинка красного налета, а на жёлтой монете серебристого налета? (Учитель химии проводит разъяснение сущности этих реакций, вместе с учащимися идет составление уравнений на доске
Fe + CuCl2 → Cu + ?
Железо хлорид меди (ΙΙ) медь
простое сложное простое
вещество вещество вещество
Необходимо ставить учащимся следующие вопросы:
Почему следует ожидать, что кроме меди получается другое вещество?
Какие химические элементы могут оказаться в составе другого вещества?
Будет ли вещество сложным или простым?)
VΙΙΙ. Учащимся предлагается сравнить записанные определения реакций соединения и разложения и разъяснить, почему они так называются, в чём их суть, разъяснить различие.
5 этап. Выводы урока, подведение итогов (выводы учащиеся делают сами - от конкретного к общему (здесь уместно сделать запись в обобщённой форме следующих схем:
Реакция соединения: А + В = АВ или АВ + СД = АВСД;
Реакции разложения: АВ = А + В или АВСД = АВ + СД;
Реакции замещения: А + ВС = В + АС или А + ВСД = В + АСД).
6 этап. Задание на дом §16 ч.1, упр.6, с.42, написать примеры своих уравнений изученных типов реакции из окружающей действительности.
7 этап. Закрепление.
Задание на 5 минут: в приведенных схемах расставить коэффициенты, указать тип химической реакции.
1 вариант: HgO t°→ Hg + O2↑;
Zn + HCl → ZnCl2 + H2↑;
2 вариант: Li + O2 → Li2O;
CuO + H2 t°→ Cu + H2O;
Работы первых пяти человек оцениваются (как элемент соревновательности).
Самостоятельная работа по вариантам. Задания взять из сборника Р.П. Суровцевой, С.В. Софонова «Задания для самостоятельной работы по химии, 8 класс» Работа №26, с.18: 1-в (а, б, в) - 1гр., 2 –в (а, б, г) - 2 гр.
Дополнительное задание: определить тих химических реакций в выше перечисленных примерах. По окончанию учащимися проводится взаимопроверка.
Библиографический список
Ганиченко Л.Г., Мочалов Ю.Е. Использование элементов проблемного обучения при проведении уроков-лекций // Химия в школе. – 1990г. – № 5. – С. 28–30.
Голуб Б.П. Средства активизации мыслительной деятельности учащихся.- М., Педагогика, 1998г.
Кульневич С.В. Современный урок. Часть1.- Ростов-н/Д, Учитель, 2005 г.
Личностно - ориентированное обучение: теории и технологии. Учебное пособие. / Под. Ред. Н.Н.Никитиной.- Ульяновск: ИПК ПРО, 1998г.- 104с.
Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками: пособие. для учителя / Е.Л. Мельникова. – М.: АПКиППРО, 2002г. – 168 с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат. – М.: Педагогика, 2010г.
Суровцева Р.П. Софронов С.В. Задания для самостоятельной работы по химии в 8 классе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. – 96 с.