ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Фотосинтез
Базовый учебник «Биология. Живой организм. 6 класс».
Авторы: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс – М: Дрофа, 2011 – 176 с.
Цель урока: охарактеризовать фотосинтез как основной процесс, происходящий при воздушном питании растений, и показать его значение для жизни на Земле.
Задачи:
- Обучающие: Сформировать у школьников знания о сущности, условиях протекания и значении фотосинтеза.
- Развивающие: Использовать адаптивные механизмы урока, электронные ресурс для стимуляции умственной деятельности учащихся. Содействовать развитию умения применять теоретические знания в практических ситуациях.
- Воспитательные: Воспитывать чувство ответственности, умение общаться. Способствовать формированию у школьников убеждения в необходимости бережного отношения к растениям.
- Тип урок: изложение нового материала.
- Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
- Необходимое техническое оборудование: компьютеры, интерактивный комплекс, электронные ресурсы ЦОР, микроскопы, микропрепараты листа элодеи.
Структура и ход урока
Организационный момент.
I Введение в урок.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Приветствие.
II
Проверка домашнего задания.
Эпиграф:
“Говорят,что посередине между двумя
Противоположными мнениями лежит истина.
Никоим образом!
Между ними лежит проблема! (Гёте)
Ученики представляют результаты своей домашней работы.
III Актуализация темы.
Зачитывает фрагмент басни И.А.Крылова «Листы и корни».
Итак, из басни мы видим, что между листьями и корнями идёт спор о главенствующей роли в жизни дерева.
Давайте вспомним, какое значение имеют корни в жизни растения?
Какие функции выполняют листья?
На сегодняшнем уроке мы познакомимся подробнее с фотосинтезирующей функцией листа.
Прослушивание, обсуждение.
IV
Объяснение нового материала.
1. Электоронный учебный модуль
информационного типа (и-тип) по теме «Фотосинтез»
Учитель создаёт проблемную ситуацию:
Растения являются автотрофами, т.е. производят органические вещества, которыми питаются все живые организмы.
Вопрос:
Где, из каких веществ, при каких условиях образуются в растениях органические вещества?
- Давайте вспомним, как называется основная ткань листа?
Слушают, отвечают на вопросы, работают с текстом в учебнике – выбирают нужную информацию.
Изучаются условия протекания фотосинтеза с помощью текста учебника, ученики перечисляют их в тетради: свет, вода, углекислый газ, хлорофилл.
(дети отвечают: фотосинтезирующая)
2.Электронный учебный модуль информационноготипа (и-тип) по теме «Строение растительной клетки»
Интерактивный рисунок
Демонстрируется ЦОР - «Фотосинтез», сопровождающаяся аудиинформацией.
Демонстрируется (ЦОР) «Строение растительной клетки».
Учитель объясняет строение хлоропласта и роль хлорофилла в фотосинтезе.
Далее составляется определение понятия «фотосинтез», записывается в тетради.
Работа с микроскопом. Дети рассматривают микропрепарат листа элодеи, зарисовывает клетки.
Значение фотосинтеза. Ученики вспоминают сказку К. И. Чуковского «Краденое солнце» и пытаются определить последствия этого события для всего живого. Ученики совещаются в группах, затем высказывают свои предположения.
V
Закрепление. Работа с электронным ресурсом.
3.Электронный учебный модуль практического типа (п-тип) по теме «Фотосинтез»
Тестовое задание.
ЦОР
Тест.
Самостоятельная работа учащихся.
VI
Домашнее задание.
К. А. Тимирязев писал, что ни один растительный орган, как лист не испытал на себе столько человеческой несправедливости. Напишите хвалебную оду листу — в виде стихотворения или прозы.
VII
Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы с вами познакомились с фотосинтезирующей функцией листа.
Подумайте дома над следующими вопросами:
1) Английский ученый лорд Кальвин в 1898 г. утверждал, что скоро человечеству грозит удушье, так как в воздух выделяется огромное количество углекислого газа. Чего не учел лорд Кальвин?
2) Почему теплицу нельзя покрывать темной пленкой?
3) Почему в городах с загазованным, пыльным воздухом растения растут хуже?
4) К. А. Тимирязев говорил о космической роли зеленых растений. Как это понимать?
5) Когда лучше собирать листовые овощи — салат, шпинат — днем или вечером?
Приложение к уроку
Фотосинтез.
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Ресурс из коллекции school-collection.edu.ru
Электоронный учебный модуль
информационного типа (и-тип) по теме «Фотосинтез»
Анимация
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/10b3d716-4efb-44d0-936b-c7ce0bcca028/%5BBI6RA_7-04%5D_%5BAN_01%5D.swf
2.
Ресурс из коллекции school-collection.edu.ru
Электронный учебный модуль информационноготипа (и-тип) по теме «Строение растительной клетки»
Интерактивный рисунок
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f36dbeee-add4-4602-a5ec-6aed0c4defac/%5BBIO6_02-07%5D_%5BIM_03%5D.swf
3.
Ресурс из коллекции school-collection.edu.ru
Электронный учебный модуль практического типа (п-тип) по теме «Фотосинтез»
Тест
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6eba4d9b-8c3d-4c1c-91b5-277d3fb0e9a6/view/