kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Влияние абиотических факторов на живые организмы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

МОУ Судиславская СОШ Смурова Л.А.
- 1 -
КОНСПЕКТ УРОКА
Биология 9 класс
Тема урока: «Влияние абиотических факторов на живые организмы»
Цель: раскрыть особенности абиотических факторов среды и рассмотреть их влия-ние на живые организмы.
Задачи: познакомить учащихся с экологическими факторами среды; раскрыть осо-бенности абиотических факторов, рассмотреть влияние температуры, све-та и увлажнения на живые организмы; выделить различные группы живых организмов в зависимости от влияния на них разных абиотического фактора; выполнить практическое задание по определению групп организмов, в зави-симости от абиотического фактора.
Оборудование: задания по группам с картинками растений и животных, практическое задание.
ХОД УРОКА
Все живые организмы, населяющие Землю, испытывают влияние экологических фак-торов среды.
Экологические факторы – это отдельные свойства или элементы среды, воздейст-вующие прямо или косвенно на живые организмы, хотя бы на протяжении одной из стадий индивидуального развития. Экологические факторы многообразны. Рассмот-рим классификацию экологических факторов, основанную на их происхождении.
Мы рассмотрим влияние первых трех абиотических факторов среды, так как их влияние более значительно – это температура, свет и влажность.
МОУ Судиславская СОШ Смурова Л.А.
- 2 -
Например, у жука носорога личиночная стадия проходит в почве. На него влияют абиотические факторы среды: почва, воздух, косвенно влажность, химический состав почвы – совсем не влияет свет.
Например, бактерии способны выжить в самых экстремальных условиях – их находят в гейзерах, сероводородных источниках, очень соленой воде, на глубине Мирового океана, очень глубоко в почве, во льдах Антарктиды, на самых высоких вершинах (даже Эвересте 8848 м), в условиях самой глубокой Марианской впадины ( глубина около 11 км ), в телах живых организмов.
ТЕМПЕРАТУРА
Температура – один из важнейших абиотических факторов. Оптимальная тем-пература зависит от условий обитания вида, к которым он приспособился на основе естественного отбора в течении предшествующей эволюции.
Большинство видов растений и животных приспособлены к довольно узкому диапазо-ну температур. Некоторые организмы, особенно в состоянии покоя или анабиоза спо-собны выдерживать довольно низкие температуры.
Колебание температуры в воде обычно меньше, чем на суше, поэтому пределы ус-тойчивости к температуре у водных организмов хуже, чем у наземных. От температу-ры зависит интенсивность обмена веществ. В основном организмы живут при темпе-ратуре от 0 до +50 на поверхности песка в пустыни и до – 70 в некоторых областях Восточной Сибири. Средний диапазон температур находится в пределах от +50 до –50 в наземных местообитаниях и от +2 до +27 – в Мировом океане. Например, микро-организмы выдерживают охлаждение до –200, отдельные виды бактерий и водорос-лей могут жить и размножаться в горячих источниках при температуре + 80, +88.
Различают животные организмы:
1. с постоянной температурой тела (теплокровные);
2. с непостоянной температурой тела (хладнокровные).
Организмы с непостоянной температурой тела (рыбы, земноводные, пресмы-кающиеся)
В природе температура не постоянна. Организмы, которые живут в умеренных широ-тах и подвергаются колебанию температур, хуже переносят постоянную температуру. Резкие колебания – зной, морозы – неблагоприятны для организмов. Животные вы-работали приспособления для борьбы с охлаждением и перегревом. Например, с на-ступлением зимы растения и животные с непостоянной температурой тела впадают в состояние зимнего покоя. Интенсивность обмена веществ у них резко снижается. При подготовке к зиме в тканях животных запасается много жира, углеводов, количество воды в клетчатке уменьшается, накапливаются сахара, глицерин, препятствующий замерзанию. Так морозостойкость зимующих организмов увеличивается.
В жаркое время года наоборот, включаются физиологические механизмы, защищаю-щие от перегрева. У растений усиливается испарение влаги через устьица, что при-водит к снижению температуры листьев. У животных усиливается испарение воды через дыхательную систему и кожу.
МОУ Судиславская СОШ Смурова Л.А.
- 3 -
Организмы с постоянной температурой тела. (птицы, млекопитающие)
У этих организмов произошли изменения во внутреннем строении органов, что спо-собствовало их приспособленности к постоянной температуре тела.
Это, например – 4-х камерное сердце и наличие одной дуги аорты, обеспечивающие полное разделение артериального и венозного кровотока, интенсивный обмен ве-ществ благодаря снабжению тканей артериальной кровью, насыщенной кислородом, перьевой или волосяной покров тела, способствующий сохранению тепла, хорошо развитая нервная деятельность). Все это позволило представителям птиц и млекопи-тающим сохранять активность при резких перепадах температур и освоить все места обитания.
В природных условиях температура очень редко держится на уровне благоприятности для жизни. Поэтому у растений и животных возникает специальные приспособления, которые ослабляют резкие колебания температуры. У животных, например слонов большая ушная раковина, по сравнению с его предком мамонтом, живущем в холод-ном климате. Ушная раковина кроме органа слуха выполняет функцию терморегуля-тора. У растений для защиты от перегрева появляется восковой налет, плотная кути-кула.
СВЕТ
Свет обеспечивает все жизненные процессы, протекающие на Земле. Для организмов важна длина волны воспринимаемого излучения, его продолжительность и интенсив-ность воздействия. Например, у растений уменьшение длины светового дня и интен-сивность освещения приводит к осеннему листопаду.
По отношению к свету растения делят на :
1. светолюбивые – имеют мелкие листья, сильно ветвящиеся побеги, много пиг-мента – хлебные злаки. Но увеличение интенсивности освещения сверх опти-мального подавляет фотосинтез, поэтому в тропиках трудно получать хорошие урожаи.
2. тенелюбивые – имеют тонкие листья, крупные, расположены горизонтально, с меньшим количеством устьиц.
3. теневыносливые – растения способные обитать в условиях хорошего осве-щения, так и в условиях затенения
Важную роль в регуляции активности живых организмов и их развитии играет про-должительность и интенсивность воздействие света – фотопериод. В умеренных широтах цикл развития животных и растений приурочен к сезонам года, и сигналом
МОУ Судиславская СОШ Смурова Л.А.
- 4 -
для подготовки к изменению температуры служит продолжительность светового дня, которая в отличии от других факторов всегда остается постоянной в определенном месте и в определенное время. Фотопериодизм – это пусковой механизм, включаю-щий физиологические процессы, приводящие к росту и цветению растений весной, плодоношению летом, сбрасыванию листьев осенью у растений. У животных к накоп-лению жира к осени, размножению животных, их миграции, перелету птиц и наступле-нию стадии покоя у насекомых.
Кроме сезонных, есть еще и суточные изменения режима освещенности, смена дня и ночи определяет суточный ритм физиологической активности организмов. Важное приспособление, которое обеспечивает выживание особи – это своего рода «биоло-гические часы», способность ощущать время.
Животные, активность которых зависит от времени суток, бывают с дневным, ноч-ным и сумеречным образом жизни.
ВЛАЖНОСТЬ
Вода – это необходимый компонент клетки, поэтому ее количество в тех или иных местах обитания является ограничивающим фактором для растений и животных и оп-ределяет характер флоры и фауны данной местности.
Избыток влаги в почве приводит к заболачиванию почвы и появлению болотной рас-тительности. В зависимости от влажности почвы (количество осадков) видовой состав растительности меняется. Широколиственные леса сменяются мелколиственными, затем лесостепной растительностью. Далее низкотравье, и при 250 мл в год – пусты-ня. Осадки в течении года могут выпадать не равномерно, живым организмам прихо-дится переносить длительные засухи. Например, растения и животные саванн, где интенсивность растительного покрова, а так же и интенсивное питание копытных жи-вотных зависит от сезона дождей.
В природе происходят и суточные колебания влажности воздуха, которые влияют на активность организмов. Между влажностью и температурой есть тесная связь. Темпе-ратура сильнее влияет на организм при влажность высокая или низкая. У растений и животных появились приспособления к разной влажности. Например, у растений – развита мощная корневая система, утолщена кутикула листа, листовая пластинка уменьшена или превращена в иголки и колючки. У саксаула фотосинтез идет зеленой частью стебля. Рост в период засухи у растений прекращается. Кактусы запасают влагу в расширенной части стебля, иголки вместо листьев уменьшают испарение.
У животных тоже появились приспособленности, позволяющих переносить недостаток влаги. Мелкие животные – грызуны, змеи, черепахи, членистоногие – добывают влагу из пищи. Источником воды может стать жироподобное вещество например у верблю-да. В жаркое время некоторые животные – грызуны, черепахи впадают в спячку, про-должавшуюся несколько месяцев. Растения – эфемеры к началу лета, после кратко-временного цветения, могут сбрасывать листья, отмирать наземные части и так пе-реживать период засухи. При этом до следующего сезона сохраняются луковицы, корневища.
По отношению к воде растения делят:
1. водные растения повышенной влажности;
МОУ Судиславская СОШ Смурова Л.А.
- 5 -
2. околоводные растения, наземно-водные;
3. наземные растения;
4. растения сухих и очень сухих мест, обитают в местах с недостаточным ув-лажнениям, могут переносить непродолжительную засуху;
5. суккуленты – сочные, накапливают воду в тканях своего тел.
По отношению к воде животных делят:
1. влаголюбивые животные;
2. промежуточная группа;
3. сухолюбивые животные.
Виды приспособленностей организмов к колебаниям температуры, влажности и света:
1. теплокровность – поддержание организмом постоянной температуры тела;
2. зимняя спячка – продолжительный сон животных в зимнее время года;
3. анабиоз – временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедленны до минимума и отсутствуют все видимые признаки жизни (наблю-дается у холоднокровных и у животных зимой и в жаркий период времени);
4. морозостойкость – способность организмов переносить отрицательные тем-пературы;
5. состояние покоя – приспособительное свойство многолетнего растения, для которого характерно прекращение видимого роста и жизнедеятельности, отми-рание наземных побегов у травянистых форм растений и опадение листьев у древесных форм;
6. летний покой – приспособительное свойство раннецветущих растений (тюль-пан, шафран) тропических районов, пустынь, полупустынь.
Сделаем вывод, на все живые организмы, т.е. на растения и животные действуют абиотические факторы среды (факторы неживой природы), особенно температура, свет и влажность. В зависимости от влияния факторов неживой природы, растения и животных делят на различные группы и у них появляются приспособленности к влиянию этих абиотических факторов.
Практические задания по группам
1 ЗАДАНИЕ: Из перечисленных животных: жаба, тритон, кролик, удав, полевка, ба-бочка, варан, прыткая ящерица, воробей, щука, крыса, свинья, назови-те хладнокровных (т.е. с непостоянной температурой тела).
2 ЗАДАНИЕ: Из перечисленных животных: орангутан, жаба, тритон, кролик, удав, полевка, бабочка, варан, прыткая ящерица, воробей, щука, крыса, орел, свинья, назовите теплокровных (т.е. с постоянной температурой тела).
3 ЗАДАНИЕ: выберите животных: ведущих дневной, ночной и сумеречный образ жиз-ни ( волк, еж, полевка, сова, ласточка, филин, голубь, обезьяна, курица, летучая мышь, коршун, кошка, рысь, грач)
4 ЗАДАНИЕ: выберите растения, относящиеся к разным группам по отношению к во-де. ( кувшинка, кубышка, рогоз, камыш, тростник, осока, белокрыльник, стрелолист, ряска. элодея, ива, береза, ольха.)
МОУ Судиславская СОШ Смурова Л.А.
- 6 -
5 ЗАДАНИЕ: выберите животных, относящихся к разным группам по отношению к во-де.( выдра, бобр, ондатра, щука, лиса, верблюд, варан, утка, чайка, ца-пля, лягушка, тритон, водомерка, гусь, ласточк.)
Домашнее задание: подготовить сообщения: 1 вариант о теневыносливых растениях, 2 вариант о светолюбивых, 3 вариант о тенелюбивых растениях

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Влияние абиотических факторов на живые организмы"

Автор: Смурова Лидия Александровна

Дата: 15.08.2014

Номер свидетельства: 111954

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "План – конспект урока: «Закон толерантности. Закон оптимума.  Закон минимума» 11 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "plan-konspiekt-uroka-zakon-tolierantnosti-zakon-optimuma-zakon-minimuma-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "295552"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455821750"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства