Тема урока по биологии: "Дыхание у животных". 6-й класс
Цели:
Дидактическая: изучить различные виды и системы дыхания животных. Выяснить значимость дыхания. Закрепить навыки самостоятельного поиска знаний и самооценки.
Развивающая: продолжить формирование навыков групповых видов деятельности, работы с новой информацией, коммуникативных и творческих начал личности.
Воспитывающая: создать условия для развития эмоционального поля личности учащихся, умения отстаивать собственное мнение, повысить экологическую грамотность.
Дидактический материал: информационные листы 1–5; наглядные пособия, отражающие разные типы дыхания; опорные карточки (для составления опорного конспекта темы); тестовое задание по изученной теме; ключ правильных ответов.
Тип урока: комбинированный.
I. Мобилизующее начало урока
– Здравствуйте, уважаемые ребята и гости нашего урока.
Начинаем наш урок с русской пословицы «Рыбам вода, птицам воздух, а человеку вся земля»,а почему так говорят? Ответы учащихся. Как вы думаете без чего животные не способны жить? Формулируют тему Дыхание у животных
Действительно, одно из таких чудес природы – возможность дышать.
Ребята Затаите своё дыхание на 20–30 секунд и поделитесь своими ощущениями. – Дыхание – это жизненно важная функция. Давайте попробуем в этом разобраться
Обсуждение своих ощущений. Возможное предположение, что клеткам не хватает кислорода.
– А зачем живые организмы дышат?
Дети предлагают свои ответы:
– Кислород воздуха участвует в процессах расщепления сложных органических веществ, в результате чего образуются: углекислый газ, который мы выдыхаем; вода, используемая клетками (излишки удаляются из организма); и энергия, которая необходима для процессов жизнедеятельности организмов.
А вы знаете что: Императорские пингвины могут нырять на глубину до 500 метров и способны задерживать дыхание на 18 минут
– Ребята, а как вы думаете, все ли животные на Земле дышат так же, как и люди?
Учащиеся предполагают, что у разных организмов дыхание происходит по разному.
Цель: Таким образом, что мы должны сегодня узнать на уроке?
1. выяснение значения дыхания
2. строения органов дыхания у животных.
Что должны уметь : различать органы дыхания разных животных
Запись темы урока в тетрадь: “Дыхание у животных”
II. Изучение нового материала
Актуализация форм деятельности
Сл 6 Рефлексия : Я предлагая вам посмотреть сейчас на слайды животных и попытаться ответить на вопрос: Какие органы дыхания вы знаете у этих животных, а какие нет?
Учащиеся отвечают, на листе самооценки №1. Проверяем ставят + или -, если знаете название органа дыхания напишите
Если у этих животных разные органы дыхания , значит у них разные способы дыхания. Скажите отличаются у этих животных способы дыхания (выделяю разные среды обитания, разное строение)
А теперь давайте уточним
(Сл7) Выделяют несколько типов дыхания
Клеточное дыхание.
Трахейное дыхание.
Жаберное дыхание.
Легочное дыхание.
Кожное дыхание.
Животный мир очень разнообразен, представлен одноклеточными и многоклеточными животными, которые обитают в разных средах: водной, наземной, воздушной, почвенной. В процессе длительного исторического развития животные приспособились получать такой необходимый им кислород с помощью специальной системы органов – дыхательной. Вот поэтому возникли разные типы дыхания и разные виды дыхательных систем, с разным принципом строения и функционирования.
– Как мы будем работать на уроке?
2. Групповая работа по информационным листам 1–5 с использованием наглядных пособий.
– Ребята, я вам предлагаю поделиться на 5 микрогрупп, каждая из которых будет получать свои знания, а потом поделиться ими с другими.
Напомню про работу в группе (сл 7)
У вас на столах лежат карточки с животными которые мы видели на слайде, я вам предлагаю сформировать группы по типам дыхания.
А сейчас давайте вспомним правила работы в группе!
У вас на столах имеется информационный лист и наглядное пособие (Рисунки 1–5), по которым учащиеся сами получаете знания. Вам необходимо составить план ответа по типу дыхания которое имеется в информационном листе.
Выполнение задания 5–7 минут, затем начинается защита групповой работы. Выберите одного главного.
Информацию по плану докладывает один из группы по плану, используя наглядное пособие.
Второй ученик у доски записывает данные в таблицу, (учащиеся также заполняют таблицу в тетрадях, начиная, тем самым оформлять опорный конспект темы) Третий ученик предлагает дополнительную информацию, которая также находится в информационном листе.
После защиты групповой работы на доске и в тетрадях появляется опорный конспект темы.
Таблица: Дыхание у животных
Тип дыхания | Органы дыхания | Организмы, для которых это характерно |
1. Клеточное | Вся поверхность тела | Одноклеточные, кишечнополостные, некоторые черви |
2. Трахейное | Дыхальца, трахеи | Насекомые |
3. Жаберное | Жабры | Рыбы, ракообразные, моллюски |
4. Лёгочное | Лёгкие | Наземные позвоночные животные |
5. Кожное | Кожа | Земноводные |
Первая микрогруппа получает информационный лист 1 и наглядное пособие (Рисунок 1).
Информационный лист 1
Тип дыхания: клеточное.
Организмы: одноклеточные животные (амёба, эвглена зелёная, инфузория туфелька); кишечнополостные (медузы, коралловые полипы); некоторые черви.
Механизм дыхания:
Одноклеточные организмы поглощают растворённый в воде кислород всей поверхностью тела.
Кислород участвует в расщеплении сложных органических веществ, в результате чего освобождается энергия, которая необходима для жизни животного.
Образующийся в результате дыхания углекислый газ выделяется наружу также через всю поверхность тела.
Ответ спикера по плану:
Тип дыхания.
Для каких организмов характерно.
Как происходит процесс дыхания?
Дополнительная информация:
При загрязнении водоёмов гибнет большое количество одноклеточных организмов, которые являются источником пищи для мальков, ракообразных, в результате чего нарушаются цепи питания.
Вторая микрогруппа работает с информационным листом 2 и наглядным пособием (Рисунок 2).
Информационный лист 2
Тип дыхания: трахейное.
Организмы: класс Насекомые (жуки, бабочки, кузнечики, мухи)
Механизм дыхания:
Брюшко насекомого разделено на 5–11 частей (сегментов). На каждом из них имеется пара небольших отверстий – дыхалец. От каждого дыхальца внутрь отходят ветвящиеся трубочки – трахеи, которые пронизывают всё тело насекомого. Наблюдая за майским жуком, можно заметить, как его брюшко то уменьшается в объёме, то увеличивается. Это дыхательные движения. При вдохе в организм через дыхальца поступает воздух, содержащий кислород, а при выдохе выходит воздух, насыщенный углекислым газом.
Ответ спикера по плану:
Тип дыхания.
Для каких организмов характерно.
Как происходит процесс дыхания?
Дополнительная информация:
У представителей класса Паукообразные – пауков, органы дыхания представлены не только трахеями, но и лёгочными мешками, которые сообщаются с внешней средой через дыхательные отверстия
Третья микрогруппа работает с информационным листом 3 и наглядным пособием (Рисунок 3).
Информационный лист 3
Тип дыхания: жаберное.
Организмы: многие водные обитатели (рыбы, раки, моллюски)
Механизм дыхания:
Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде, с помощью особых разветвлённых кожных выростов, которые называются жабры. Рыбы постоянно заглатывают воду. Из ротовой полости вода проходит через жаберные щели, омывают жабры и из-под жаберных крышек выходит наружу. Жабры состоят из жаберных дуг и жаберных лепестков, которые пронизаны множеством кровеносных сосудов. Из воды, которая омывает жабры, в кровь поступает кислород, а из крови в воду удаляется углекислый газ. Жабры, находящиеся внутри тела, называются внутренними жабрами.
Ответ спикера по плану:
Тип дыхания.
Для каких организмов характерно.
Как происходит процесс дыхания?
Дополнительная информация:
Некоторые животные, например, земноводные, имеют густые пучки жабр на поверхности тела. Такие жабры называются – наружними. Так обстоит дело у протея – слепого пещерного животного из западных областей Югославии, и аксолотлей (которые по общему облику похожи на тритонов) – их родина Мексика.
Четвёртая микрогруппа получает информационный лист 4 и наглядное пособие (Рисунок 4).
Информационный лист 4
Тип дыхания: лёгочное.
Организмы: наземные позвоночные (земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, человек)
Механизм дыхания:
Наземные животные дышат атмосферным воздухом. Во время вдоха, воздух, содержащий кислород попадает в лёгкие. Лёгкие имеют вид ячеистых мешков. В каждом лёгком (левое и правое) очень сильно разветвляются бронхи, которые оканчиваются многочисленными лёгочными пузырьками. Каждый лёгочный пузырёк оплетён сетью кровеносных сосудов. Из лёгочного пузырька кислород воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови в воздух. После накопления углекислого газа в лёгочном пузырьке происходит выдох. Ячеистое строение лёгких позволяет увеличить их внутреннюю поверхность во много раз.
Ответ спикера по плану:
Тип дыхания.
Для каких организмов характерно.
Как происходит процесс дыхания?
Дополнительная информация:
Птицам присуще двойное дыхание. При вдохе воздух поступает через ноздри, трахею, бронхи, легкие и воздушные мешки. В легких происходит газообмен, при выдохе воздух насыщенный углекислым газом выходит их легких, а затем воздух насыщенный кислородом из воздухоносных мешков движется в обратном направлении в легкие и снова происходит газообмен. Это обеспечивает интенсивный газообмен. Поэтому птицы делают вдох 1 раз а выдыхают 2 раза.
Пятая микрогруппа получает информационный лист 5 и наглядное пособие (Рисунок 5).
Информационный лист 5
Тип дыхания: кожное.
Организмы: земноводные (саламандры, лягушки …)
Механизм дыхания:
Лёгкие земноводных развиты слабо, поэтому дополнительный газообмен осуществляется через влажную кожу. В тонкой коже земноводных много желёз, которые выделяют слизь. Благодаря слизи на поверхности кожи создаётся жидкостная плёнка, в которой растворяется атмосферный кислород и, благодаря чему, возможно дыхание через кожу.
Особое значение кожное дыхание имеет в то время, когда земноводные долго находятся в воде (зимняя спячка, длительное пребывание в воде в случае опасности). Лёгочное и кожное дыхание у земноводных развито не одинаково. У тех из них, кто большую часть жизни проводит в воде, слабее развиты лёгкие, а лучше – кожное дыхание. У земноводных, живущих вдали от водоёмов, более развиты лёгкие и менее – кожное дыхание.
Дополнительная информация:
Дышит кожей и человек: у него на долю кожного дыхания приходится около 1 – 2% от его общего объёма. Кислород воздуха проникает через поры кожи. Поэтому рекомендуется носить одежду из натуральных тканей, чтобы не затруднять этот процесс (хлапчатобумажные, льняные, шерстяные ткани)
Ответ спикера по плану:
Тип дыхания.
Для каких организмов характерно.
Как происходит процесс дыхания?
III. Валеологическая разминка
Оценочный лист работы в группе.
Фамилия_________________
Оцени, свое участие в группе , поставь галочку в соответствующей колонке
Критерии | отлично | хорошо | удовлетворительно | Требует улучшения |
1. Понимаю задание, инструкцию | | | | |
2. Моя активность в группе | | | | |
3. Я был полезен в команде | | | | |
4. Я был (в какой роли) | | | | |
Подведи итоги своей работы сегодня. Над чем следует поработать? _________________________________________________________________________________________________________________________
IV. Закрепление изученного материала
1. После заполнения таблицы дети ещё раз называют типы дыхания, органы дыхания и организмы, для которых это характерно. (не более 1 мин.)
2. Выполнение тестового задания (карточки с заданием раздаются каждому ученику).
СЛ 24 Тема: “Дыхание у животных”
1. Для одноклеточных организмов характерно дыхание:
а) клеточное;
б) трахейное;
в) кожное.
2. Органы дыхания рыб:
а) лёгкие;
б) жабры;
в) трахеи.
3. Для майского жука характерно дыхание:
а) клеточное;
б) кожное;
в) трахейное.
4. Большинство наземных животных дышит при помощи:
а) трахей;
б) жабер;
в) лёгких.
5. У лягушки в дыхании принимает участие:
а) кожа и лёгкие;
б) только кожа;
в) только лёгкие.
6. Жаберное дыхание характерно для:
а) рыб;
б) птиц;
в) насекомых.
7. Лёгочное дыхание характерно для:
а) одноклеточных организмов;
б) зверей;
в) насекомых
После выполнения теста индивидуально, ребята обмениваются работами и производят взаимопроверку по ключу ответов, представленных на доске: 1а, 2б, 3в, 4в, 5а, 6а, 7б.
Критерии оценок:
1 ошибка – оценка “4”;
2–3 ошибки – оценка “3”;
4 и более – оценка “2”.
Выставляют друг другу оценки и сдают работы учителю.
(Сл 25) V. Итог урока
– Ребята, что мы узнали сегодня на уроке?
– Значение дыхания для живых организмов, особенности дыхательных систем у разных животных. Кислород воздуха участвует в процессах расщепления сложных органических веществ, в результате чего образуются: углекислый газ, который мы выдыхаем; вода, используемая клетками (излишки удаляются из организма); и энергия, которая необходима для процессов жизнедеятельности организмов.
– А кто скажет, что же такое дыхание?
– Дыхание – процесс поглощения кослорода и выделения углекислого газа и воды, а также энергии, обеспечивающей жизнедеятельность организма.
– Каждый из вас за выполнение тестового задания получил оценку. Также за работу на уроке оценки получают ... (оцениваются наиболее активные ребята).
VI. Задание на дом:
VII. Эмоционально окрашенный финал урока
– Этот урок я хотел бы завершить словами известного поэта:
Нам в этом мире многое дано:
Расти, искать и ошибаться,
Но, главное, дано дышать,
Любить, найти и не сдаваться!
Литература
Сонин Н. И. Биология. Живой организм 6 класс. – М.: Дрофа, 2000
Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков 6 класс. – С-Пт.: Паритет, 2001
Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник. – М.: Дрофа, 1999