kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока биологии на тему "Тип Моллюски"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока биологии

Класс  7

Тема урока  «Тип Моллюски. Среда обитания,  образ жизни, особенности строения

Цель урока: познакомить учащихся  с общей характеристикой типа моллюсков, происхождением, образом жизни, особенностями строения в связи со средой обитания

 Задачи :выявить признаки типа Моллюски на основе работы с наглядными источниками электронного приложения и текстом учебника,

способствовать формированию мотивации к обучению,

развивать познавательные интересы учащихся

воспитывать всесторонне образованную личность, умеющую применять биологические знания в повседневной жизни

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично –поисковый

Формы : фронтальная, индивидуальная

Тип урока : комбинированный урок изучения нового материала

Оборудование : коллекция «Раковины», поделки из раковин, проектор, компьютер,  электронное приложение  к учебнику биологии издательства Дрофа www.drofa.ru

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Настраиваются на урок

      2. Повторение изученного

С  многообразием животных какого типа мы знакомились на прошлом уроке?

Повторим некоторые вопросы, связанные с кольчатыми червями

Работа над ошибками проводится и выставляются оценки на следующем уроке, после проверки работ.

- с животными типа Кольчатые черви.

Учащиеся работают по карточкам

(см Приложение 1)

     3.Проблемная ситуация. Настрой на изучение нового материала

Учитель демонстрирует поделки из раковин моллюсков.

- Как вы думаете, из чего сделаны эти сувениры?

-  Каких  животных мы будем изучать  сегодня на уроке?

Ответы учащихся

- из ракушек улиток, моллюсков

- будем изучать моллюсков

    4. Сообщение темы урока, определение цели урока

-Сегодня на уроке мы познакомимся с типом Моллюски

. Что же мы должны выяснить на уроке о моллюсках?

- Цель нашего урока познакомиться с животными типа Моллюски, их средой обитания, происхождением,  особенностями строения  и образа жизни

Учащиеся записывают в тетради

Тип Моллюски Учащиеся,  отмечают, что могут узнать о моллюсках, какова цель урока

      5. Изучение нового материала.

Изучение нового материала строится на основе просматривания и прослушивания фрагментов электронного приложения с последующей  фронтальной беседой и краткими записями  в тетради

Фрагмент 289 общие сведения о моллюсках Фрагмент 291 Классификация моллюсков

- Сколько видов насчитывается в типе Моллюски?

-Как по-другому называют моллюсков? Какое у них тело?

- Где обитают моллюски? Где они встречаются на суше?

-На какие три класса разделяют моллюсков?

Фрагмент 290 Происхождение моллюсков

- От каких животных произошли моллюски?

А теперь нам нужно выяснить, каковы особенности строения моллюсков,  чем они отличаются от кольчатых червей.

Фрагмент  292 Строение мантийной полости

- Какое тело  у моллюсков? Разделено ли оно на сегменты, как у кольчатых червей?

- Какие отделы тела можно выделить?

-Что за особая складка кожи  есть моллюсков? Как называется полость между мантией и телом?

Фрагмент 293 Разнообразие раковин моллюсков

- Чем покрыто тело большинства моллюсков? Для чего нужна раковина моллюскам?

- Какое строение имеет раковина моллюсков?

- Как можно определить возраст двустворчатого моллюска?

   Рассмотрите коллекцию «Раковины» и рисунок  № 30 на странице 45 учебника.   Что вы можете сказать о симметрии тела моллюсков, глядя на их раковины ? Двусторонняя или лучевая симметрия характерна для большинства моллюсков?

 Фрагмент  294 Питание моллюсков

- На какие группы можно  разделить моллюсков по способу питания?

- Каковы особенности пищеварительной системы моллюсков?(печень, пищеварительная железа)

   Прочитайте текст о пищеварительной системе   на  странице 46 учебника, 3-4 абзац.

 – Что есть в ротовой полости у большинства моллюсков, кроме двустворчатых?

- Какой тип питания у двустворчатых? (фильтраторы)

- Какие особенности строения пищеварительной системы у фильтрующих моллюсков? (вводной и выводной сифоны)

Фрагмент 295( по частям)

- Какой тип нервной системы?

- Какие органы чувств есть у моллюсков?

_ Что вы можете рассказать о кровеносной системе моллюсков?

- Как осуществляется дыхание?

- Какие органы выделения?

- Как размножаются моллюски? (половым путем)

Учащиеся слушают и смотрят, обобщают увиденное, отвечают на вопросы учителя, делают краткие записи в тетради

Записи в тетради:

130 тысяч видов

Среда обитания: морские и пресные водоемы, влажные места суши

Произошли от кольчатых червей

Мягкотелые

Голова (кроме двустворчатых), туловище, нога.

Мантия, мантийная полость

У большинства раковина, состоит из 3 слоев: роговой, фарфоровый, перламутровый

Двусторонняя симметрия тела (кроме брюхоногих)

Тип питания: растительноядные, биофильтраторы. Хищные

Печень, язык-терка, слюнные железы; у двустворчатых фильтрующих моллюсков- вводной и выводной сифоны

Нервная система разбросанно-узловая

Глаза, органы  равновесия, осязания, химического чувства

Незамкнутая кровеносная система

Жабры или легкие

Орган выделения- почка

Раздельнополые, или гермафродиты (брюхоногие)

  6. Закрепление. Внутренне строение моллюска на примере брюхоногого

 Фрагмент 299  Подобрать подписи к объектам изображения

Фронтальная работа  с  рисунком Внутренне строение моллюска

    7. Закрепление изученного.

Фронтальный опрос на основе изученного, пользуясь записями в тетради (фрагмент 308)

- С каким типом животных мы сегодня познакомились?

-За что моллюсков называют мягкотелыми?

-От каких животных произошли моллюски?

- Сегментированное ли у них тело, как  у кольчатых червей? Какие отделы тела можно выделить у моллюсков?

- Что такое мантия ?

- Зачем моллюскам раковина?

-  Какие особенности  строения пищеварительной системы моллюсков  можете назвать по сравнению с кольчатыми червями?

- Чем дышат моллюски?

- Какая кровеносная система у моллюсков?

- Каков тип нервной системы моллюсков?

- Назовите органы выделения моллюсков

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, пользуясь записями  в тетради и изображением  на доске

     8. Самостоятельная работа на карточках  с последующей самопроверкой

По окончании работы  учитель просит поднять руки тех, кто оценил свою работу на 5, на 4. Отмечает  число учащихся, хорошо освоивших материал

Самостоятельно выполняют задания на карточке ( см Приложение 2)

Проводят самопроверку и самооценку

     9. Домашнее задание: изучить § 11, ответить на вопросы после параграфа.

 Для желающих : собрать небольшую коллекцию раковин моллюсков нашей местности

Записывают в дневниках

    10. Окончание урока.

Учитель благодарит учащихся за работу.

                                       Приложение 2

     Тип Моллюски.    Тип Моллюски.                    Ф И __________________________

1) Укажите признаки представителей типа моллюсков:

1.тело мягкое, не разделено на членики

2. тело сегментировано

3. имеется раковина

4.тело покрыто мантией - складкой кожи

5. орган выделения - одноклеточная  шейная железа

2) Выберите один ответ

А)У моллюсков  функцию выделения выполняют:

1. мальпигиевы сосуды

2. зеленые железы

3. почки

4. жировое тело

Б) Органы дыхания у моллюсков представлены:

1. трахеями и легкими

2.жабрами и кожей

3. трахеями и жабрами

4.жабрами и легкими

3)Вставьте нужные слова в предложении

Кожно-мускульная складка, прикрывающая тело моллюска под раковиной, называется ____________, а пространство между нею и телом моллюска-    _____________________

4) Установите соответствие между типами животных и их признаками (стрелками или в таблице)

Признаки

А) сегментированное тело

Б) кровеносная система замкнутая

В) тело разделено на голову, туловище, ногу

Г) кровеносная система незамкнутая

Д) имеют мантийную полость

Е) нервная система разбросанно-узловая

Тип

1)Кольчатые черви

2)Моллюски

Ответ :

А

Б

В

Г

Д

Е

ОТВЕТЫ (для самопроверки)

Тип Моллюски.    Тип Моллюски.                    Ф И __________________________

1) Укажите признаки представителей типа моллюсков:

1.тело мягкое, не разделено на членики

2. тело сегментировано

3. имеется раковина

4.тело покрыто мантией - складкой кожи

5. орган выделения - одноклеточная  шейная железа

2) Выберите один ответ

А)У моллюсков  функцию выделения выполняют:

1. мальпигиевы сосуды

2. зеленые железы

3. почки

4. жировое тело

Б) Органы дыхания у моллюсков представлены:

1. трахеями и легкими

2.жабрами и кожей

3. трахеями и жабрами

4.жабрами и легкими

3)Вставьте нужные слова в предложении

Кожно-мускульная складка, прикрывающая тело моллюска под раковиной, называется мантия_, а пространство между нею и телом моллюска-    мантийная полость

4) Установите соответствие между типами животных и их признаками (стрелками или в таблице)

Признаки

А) сегментированное тело

Б) кровеносная система замкнутая

В) тело разделено на голову, туловище, ногу

Г) кровеносная система незамкнутая

Д) имеют мантийную полость

Е) нервная система разбросанно-узловая

Тип 1)Кольчатые черви

2)Моллюски

Ответ :

А

Б

В

Г

Д

Е

1

1

2

2

2

2

Используемая литература и электронные ресурсы.

  1. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. 7кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.:Дрофа, 2010
  2. Лебедев С.Н. уроки биологии с применением информационных технологий. 7класс. Методическое пособие с электронным приложением- М.: Издательство «Глобус»,2010
  3. Кириленко А.А, Колесников С.Н. Биология 7-9 классы. Тематические тесты  за курс основной школы. Текущий контроль. Подготовка к ГИА: учебно-методическое пособие-Ростов н/Д : Легион,2014
  4. Ващенко О.Л. Биология. Интерактивные дидактические материалы. 6-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением-М.: Планета,2014
  5. Электронное приложение www. drofa.ru

Просмотр содержимого документа
«конспект урока биологии на тему "Тип Моллюски"»

Конспект урока биологии

Класс 7

Тема урока «Тип Моллюски. Среда обитания, образ жизни, особенности строения»


Цель урока: познакомить учащихся с общей характеристикой типа моллюсков, происхождением, образом жизни , особенностями строения в связи со средой обитания

Задачи :выявить признаки типа Моллюски на основе работы с наглядными источниками электронного приложения и текстом учебника,

способствовать формированию мотивации к обучению,

развивать познавательные интересы учащихся

воспитывать всесторонне образованную личность, умеющую применять биологические знания в повседневной жизни


Методы: объяснительно-иллюстративный, частично –поисковый

Формы : фронтальная, индивидуальная


Тип урока : комбинированный урок изучения нового материала


Оборудование : коллекция «Раковины», поделки из раковин, проектор, компьютер, электронное приложение к учебнику биологии издательства Дрофа www .drofa.ru


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент .

Настраиваются на урок

2 . Повторение изученного

С многообразием животных какого типа мы знакомились на прошлом уроке?

Повторим некоторые вопросы, связанные с кольчатыми червями

Работа над ошибками проводится и выставляются оценки на следующем уроке, после проверки работ.


- с животными типа Кольчатые черви.


Учащиеся работают по карточкам

(см Приложение 1)

3.Проблемная ситуация. Настрой на изучение нового материала

Учитель демонстрирует поделки из раковин моллюсков.

- Как вы думаете, из чего сделаны эти сувениры?

- Каких животных мы будем изучать сегодня на уроке?



Ответы учащихся


- из ракушек улиток , моллюсков


- будем изучать моллюсков

4. Сообщение темы урока, определение цели урока

-Сегодня на уроке мы познакомимся с типом Моллюски

. Что же мы должны выяснить на уроке о моллюсках?

- Цель нашего урока познакомиться с животными типа Моллюски, их средой обитания, происхождением, особенностями строения и образа жизни


Учащиеся записывают в тетради

Тип Моллюски


Учащиеся, отмечают, что могут узнать о моллюсках, какова цель урока

5. Изучение нового материала.

Изучение нового материала строится на основе просматривания и прослушивания фрагментов электронного приложения с последующей фронтальной беседой и краткими записями в тетради

Фрагмент 289 общие сведения о моллюсках Фрагмент 291 Классификация моллюсков

- Сколько видов насчитывается в типе Моллюски?

-Как по-другому называют моллюсков? Какое у них тело?

- Где обитают моллюски? Где они встречаются на суше?

-На какие три класса разделяют моллюсков?


Фрагмент 290 Происхождение моллюсков

- От каких животных произошли моллюски?


А теперь нам нужно выяснить, каковы особенности строения моллюсков, чем они отличаются от кольчатых червей.


Фрагмент 292 Строение мантийной полости

- Какое тело у моллюсков? Разделено ли оно на сегменты, как у кольчатых червей?

- Какие отделы тела можно выделить?

-Что за особая складка кожи есть моллюсков? Как называется полость между мантией и телом?


Фрагмент 293 Разнообразие раковин моллюсков

- Чем покрыто тело большинства моллюсков? Для чего нужна раковина моллюскам?

- Какое строение имеет раковина моллюсков?

- Как можно определить возраст двустворчатого моллюска?

Рассмотрите коллекцию «Раковины» и рисунок № 30 на странице 45 учебника. Что вы можете сказать о симметрии тела моллюсков, глядя на их раковины ? Двусторонняя или лучевая симметрия характерна для большинства моллюсков?


Фрагмент 294 Питание моллюсков

- На какие группы можно разделить моллюсков по способу питания?

- Каковы особенности пищеварительной системы моллюсков?(печень, пищеварительная железа)

Прочитайте текст о пищеварительной системе на странице 46 учебника, 3-4 абзац.

– Что есть в ротовой полости у большинства моллюсков, кроме двустворчатых?

- Какой тип питания у двустворчатых? (фильтраторы)

- Какие особенности строения пищеварительной системы у фильтрующих моллюсков? (вводной и выводной сифоны)

Фрагмент 295( по частям)

- Какой тип нервной системы?

- Какие органы чувств есть у моллюсков?


_ Что вы можете рассказать о кровеносной системе моллюсков?

- Как осуществляется дыхание?

- Какие органы выделения?

- Как размножаются моллюски? (половым путем)


Учащиеся слушают и смотрят, обобщают увиденное, отвечают на вопросы учителя, делают краткие записи в тетради




Записи в тетради:


130 тысяч видов

Среда обитания: морские и пресные водоемы, влажные места суши





Произошли от кольчатых червей








Мягкотелые

Голова (кроме двустворчатых), туловище, нога.

Мантия, мантийная полость






У большинства раковина, состоит из 3 слоев: роговой, фарфоровый, перламутровый


Двусторонняя симметрия тела (кроме брюхоногих)





Тип питания: растительноядные, биофильтраторы. Хищные



Печень, язык-терка, слюнные железы; у двустворчатых фильтрующих моллюсков- вводной и выводной сифоны







Нервная система разбросанно-узловая

Глаза, органы равновесия, осязания, химического чувства


Незамкнутая кровеносная система


Жабры или легкие

Орган выделения- почка

Раздельнополые, или гермафродиты (брюхоногие)

6. Закрепление . Внутренне строение моллюска на примере брюхоногого

Фрагмент 299 Подобрать подписи к объектам изображения

Фронтальная работа с рисунком Внутренне строение моллюска

7. Закрепление изученного.

Фронтальный опрос на основе изученного, пользуясь записями в тетради (фрагмент 308)

- С каким типом животных мы сегодня познакомились?

-За что моллюсков называют мягкотелыми?

-От каких животных произошли моллюски?

- Сегментированное ли у них тело, как у кольчатых червей? Какие отделы тела можно выделить у моллюсков?

- Что такое мантия ?

- Зачем моллюскам раковина?

- Какие особенности строения пищеварительной системы моллюсков можете назвать по сравнению с кольчатыми червями?

- Чем дышат моллюски?

- Какая кровеносная система у моллюсков?

- Каков тип нервной системы моллюсков?

- Назовите органы выделения моллюсков

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, пользуясь записями в тетради и изображением на доске

8. Самостоятельная работа на карточках с последующей самопроверкой

По окончании работы учитель просит поднять руки тех, кто оценил свою работу на 5, на 4. Отмечает число учащихся, хорошо освоивших материал

Самостоятельно выполняют задания на карточке ( см Приложение 2)

Проводят самопроверку и самооценку

9. Домашнее задание: изучить § 11, ответить на вопросы после параграфа.

Для желающих : собрать небольшую коллекцию раковин моллюсков нашей местности

Записывают в дневниках

10 . Окончание урока .

Учитель благодарит учащихся за работу.







Приложение 2


Тип Моллюски. Тип Моллюски. Ф И __________________________

1) Укажите признаки представителей типа моллюсков:

1.тело мягкое , не разделено на членики

2. тело сегментировано

3. имеется раковина

4.тело покрыто мантией - складкой кожи

5. орган выделения - одноклеточная шейная железа

2) Выберите один ответ

А)У моллюсков функцию выделения выполняют:

1. мальпигиевы сосуды

2. зеленые железы

3. почки

4. жировое тело

Б) Органы дыхания у моллюсков представлены:

1. трахеями и легкими

2.жабрами и кожей

3. трахеями и жабрами

4.жабрами и легкими

3)Вставьте нужные слова в предложении

Кожно-мускульная складка, прикрывающая тело моллюска под раковиной, называется ____________, а пространство между нею и телом моллюска- _____________________

4) Установите соответствие между типами животных и их признаками (стрелками или в таблице)

Признаки

А) сегментированное тело

Б) кровеносная система замкнутая

В) тело разделено на голову , туловище, ногу

Г) кровеносная система незамкнутая

Д) имеют мантийную полость

Е) нервная система разбросанно-узловая

Тип


1)Кольчатые черви


2)Моллюски

Ответ :

А

Б

В

Г

Д

Е










ОТВЕТЫ (для самопроверки)

Тип Моллюски. Тип Моллюски. Ф И __________________________

1) Укажите признаки представителей типа моллюсков:

1.тело мягкое , не разделено на членики

2. тело сегментировано

3. имеется раковина

4.тело покрыто мантией - складкой кожи

5. орган выделения - одноклеточная шейная железа

2) Выберите один ответ

А)У моллюсков функцию выделения выполняют:

1. мальпигиевы сосуды

2. зеленые железы

3. почки

4. жировое тело

Б) Органы дыхания у моллюсков представлены:

1. трахеями и легкими

2.жабрами и кожей

3. трахеями и жабрами

4.жабрами и легкими

3)Вставьте нужные слова в предложении

Кожно-мускульная складка, прикрывающая тело моллюска под раковиной, называется мантия_, а пространство между нею и телом моллюска- мантийная полость

4) Установите соответствие между типами животных и их признаками (стрелками или в таблице)


Признаки

А) сегментированное тело

Б) кровеносная система замкнутая

В) тело разделено на голову , туловище, ногу

Г) кровеносная система незамкнутая

Д) имеют мантийную полость

Е) нервная система разбросанно-узловая

Тип


1)Кольчатые черви


2)Моллюски


Ответ :

А

Б

В

Г

Д

Е

1

1

2

2

2

2





Используемая литература и электронные ресурсы.

  1. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. 7кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.:Дрофа, 2010

  2. Лебедев С.Н. уроки биологии с применением информационных технологий. 7класс. Методическое пособие с электронным приложением- М.: Издательство «Глобус»,2010

  3. Кириленко А.А, Колесников С.Н. Биология 7-9 классы. Тематические тесты за курс основной школы. Текущий контроль. Подготовка к ГИА: учебно-методическое пособие-Ростов н/Д : Легион,2014

  4. Ващенко О.Л. Биология. Интерактивные дидактические материалы. 6-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением-М.: Планета,2014

  5. Электронное приложение www. drofa.ru



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
конспект урока биологии на тему "Тип Моллюски"

Автор: Румянцева Наталия Борисовна

Дата: 11.11.2015

Номер свидетельства: 251736

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект  урока  на тему "Биотические связи в природе" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-na-tiemu-biotichieskiie-sviazi-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "186666"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426404061"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока биологии "Класс Насекомые" и презентация к уроку "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-biologhii-klass-nasiekomyie-i-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "129278"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415652393"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "конспект урока и презентация по теме "Многообразие и значение моллюсков""
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekturokaipriezientatsiiapotiemiemnoghoobraziieiznachieniiemolliuskov"
    ["file_id"] => string(6) "266813"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450257505"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Многообразие моллюсков "
    ["seo_title"] => string(25) "mnoghoobraziie-molliuskov"
    ["file_id"] => string(6) "100398"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402379553"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Карта-схема урока по теме Многообразие и значение моллюсков""
    ["seo_title"] => string(69) "karta_skhiema_uroka_po_tiemie_mnoghoobraziie_i_znachieniie_molliuskov"
    ["file_id"] => string(6) "464003"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1522241270"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства